Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методический аспект формирования экологических знаний у школьниковОб экологии сейчас говорится очень много. Лучшие умы планеты бьют тревогу, предсказывая экологическую катастрофу, если не будет кардинально изменено отношение человечества к природе, к окружающей среде. Однако, согласитесь, школьнику не очень понятно, как последствия вырубки джунглей Бразилии могут отразиться на содержании кислорода в воздухе, например, Курска? Да и отразятся ли? Вопросы экологического воспитания — материя тонкого нравственного понимания того, как действия нынешнего поколения (и каждого его члена!) отразятся на жизни потомков.
На занятиях по технологии, знакомя учащихся с современными материалами, учитель должен давать объективную оценку их экологических свойств. Например, нашедшие самое широкое применение ДСП и ДВП выделяют фенол и формальдегид, и если торцы и поверхности изделия из них не обработаны материалами, которые препятствуют выходу формальдегида в воздух, то происходит что-то вроде тихого отравления организма. Предельно допустимая концентрация формальдегида в кубатуре воздуха — 0,01 %, и ее превышение представляет опасность для здоровья. При ремонтно-строительных работах нашли огромное распространение полимерные строительные материалы (ПСМ). Они довольно интенсивно вытесняют более дорогие и часто менее технологичные натуральные материалы. Школьники должны быть информированы, какими материалами и какие помещения могут быть отделаны, а где неверный подбор отрицательно повлияет на формирование микроклимата жилища. В школьных учебниках такие данные могут отсутствовать, но сейчас достаточно пособий, которыми может воспользоваться учитель (например: Горбатовский В. В., Мамин Р. Г., Рыбальский Н. Г. Экология жилища. — М., 1995; Горбатовский В. В., Рыбальский Н. Г. Экология и безопасность питания. — М., 1995). На занятиях обслуживающего труда должен проходить обстоятельный разговор о влиянии препаратов бытовой химии — от средств личной гигиены (дезодорантов, лаков для волос, антистатиков и многое другое) до средств, для борьбы с вредными насекомыми и т.п. От грамотной эксплуатации таких средств во многом зависит снижение опасного воздействия многих токсичных соединений, входящих в состав этих препаратов. Занятия по кулинарии не могут обойти вопросы рационального питания с учетом предельно допустимых концентраций нитратов, нитритов, пестицидов и других токсических веществ. Учитель должен разъяснять в ходе уроков, какое влияние оказывают кулинарные приемы и технологические процессы обработки пищевых продуктов на снижение (или, наоборот, увеличение!) вредных веществ в конечном продукте. Полезно, если школьники будут знакомы с принципами обеспечения экологической безопасности в приусадебном хозяйстве. Таким образом, практически любая тема программы может стать поводом для экологического воспитания учащихся. Заметим, что в программе «Технология» учителю дается прямая установка, поэтому направлению: «...Необходимо постоянно уделять внимание экологическим вопросам, формировать у учащихся систему экологических знаний о взаимодействии природы, общества и человека, об экологических проблемах и способах их разрешения, о негативных последствиях влияния трудовой деятельности человека на окружаю-
щую среду и здоровье. Необходимо также воспитывать у учащихся привычку экологически целесообразного поведения, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды, убеждения в необходимости и возможности решения экологических проблем, включения экологической деятельности в систему жизненных мотивов, потребностей, идеалов каждого школьника, развивать практические умения по изучению, анализу, оценке и способам улучшения состояния окружающей среды своего края, области, города, села. В содержании экологического образования должны учитываться условия и реальное состояние окружающей среды, традиции и экологическая культура населения данной местности...» Из сказанного следует, что в профессиональную подготовку будущего учителя технологии вопросы компетенции по экологическим проблемам должны входить как обязательный компонент. Без постоянного воздействия на учеников с целью правильного экологического воспитания нельзя с уверенностью прогнозировать достойное развитие общества в будущем.
|