Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность корпоративной социальной защиты





Со времени принятия конвенции (1952 год) появились новые формы социальной защиты, касающиеся корпоративных систем. В конвенции зафиксированы следующие три основных элемента:

- первый - традиционная форма государственного вспомоществования (социальная помощь);

- второй - совокупность государственных социальных гарантий, включая социальные льготы отдельным категориям населения (государственное обеспечение);

- третий – обязательное социальное страхование.

Как показывает зарубежный опыт (а теперь и отечественный), одно из наиболее перспективных направлений в решении проблем социальной защиты в нынешних условиях – сбалансированное сочетание денежных и неденежных видов помощи. Это определяется сегодняшним соотношением финансовой системы страны как следствия всеобщего системного риска.

Из-за финансовых трудностей система государственной социальной защиты уже не в состоянии выполнять в полном объеме те функции, которые выполняла ранее. В числе мер, осуществляемых государством по социальной защите, особое значение в решении проблемы материального обеспечения социально уязвимых групп населения в кризисный период, что имеет место ныне в России, приобретают специфические меры. К ним, в частности, можно отнести вовлечение средств населения и предприятий в финансирование социальных программ (корпоративную социальную ответственность), в том числе за счет благотворительных акций; введение платных услуг наряду с бесплатными, развитие добровольного страхования (наряду с государственным), продажа в кредит предметов длительного пользования для малообеспеченных слоев населения, бесплатное (или льготное) наделение их земельными участками, адресная помощь малоимущим группам и семьям, сочетание финансовой и натуральной помощи и т.д.

В связи с этим следует расширить формы социальной защиты и включить сюда четвертый элемент – корпоративную социальную защиту.

В большей части отечественной литературы корпоративная социальная защита понимается в широком смысле и отождествляется с понятием социальной политики компании, предприятия, организации.[2]

На наш взгляд корпоративную социальную защиту можно определить как добровольный вклад бизнеса в развитие общества в социальной и экономической сферах, связанный напрямую с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенного законом минимума.

В мировой практике корпоративная социальная защита воспринимается как прагматичное направление бизнеса и является одним из инструментов, который позволяет:

- повышать деловую репутацию бизнеса, капитализацию компании, устанавливать эффективные и сбалансированные отношения со всеми стейкхолдерами компании - государством, акционерами, потребителями, персоналом, партнерами, местными сообществами;

- эффективно управлять непроизводственными рисками, возникающими в процессе взаимодействия со стейкхолдерами.

Выбор одной или нескольких целей в качестве приоритетных фактически определяет основные направления развития компании, а также механизмы и действия, обеспечивающие достижение этих целей.

Компании, как российские, так и зарубежные, достаточно серьезно относятся к деятельности в области корпоративной социальной защиты и воспринимают её как стратегическое направление. Они фиксируют свои стратегические намерения в программных документах и публично их предъявляют.

Среди зарубежных компаний также получила распространение практика создания комитетов по социальной политике при Совете директоров, либо в Совете директоров вводится должность вице-президента по социальной политике. В некоторых компаниях для непосредственной реализации социальных проектов и программ создаются также специализированные департаменты.

Компании не только публично освещают стратегические намерения, но и публикуют отчеты, что позволяет им быть информационно открытыми и прозрачными для международного сообщества.

Конечно, информационная открытость в области корпоративной социальной защите оказывает менее значительное влияние на капитализацию компании, чем информационная открытость в области корпоративного управления, однако она также является существенным фактором формирования деловой репутации компании.

Степень информационной открытости компаний зависит от полноты предоставляемой публичной информации об их социальной деятельности:

- наличие публичных заверений о социальной деятельности;

- наличие программного документа, закрепляющего стратегические намерения компании в области корпоративной социальной защиты.

- наличие отчетов в области корпоративной социальной защиты.

- проведение аудита деятельности по корпоративной социальной защите.

Достижение информационной открытости компании – это достаточно длительный процесс последовательного предъявления результатов деятельности и их подтверждения независимыми экспертами. Все этапы этого процесса взаимосвязаны друг с другом.

Информационная открытость компании в области корпоративной социальной защиты фактически является подтверждением того, что компания проводит реальную и эффективную социальную деятельность.

Несмотря на то, что компании ведут деятельность по широкому спектру направлений, не вся информация об этой деятельности ими публично предъявляется.

Анализ информационной открытости (информация, публично предъявляемая обществу и отражающая деятельность компании в данной области) отечественных и зарубежных компаний показал, что выбор областей деятельности, в которых компания стремится быть открытой, зависит от:

- направленности стратегических целей компании (вовне или внутрь);

- приоритетной группы стейкхолдеров, максимально оказывающей влияние на достижение целей.

Особенностью социально-экономического развития нашей страны при переходе к рыночным отношениям явилось то, что основное внимание было уделено финансово-экономическим показателям деятельности предприятий и полным игнорированием социальных факторов производственного развития. Ухудшение финансово-экономического положения предприятий и обострившиеся противоречия между необходимостью сохранения трудового потенциала, с одной стороны, и стремлением освободиться от бремени социальных расходов, с другой, - обусловили ликвидацию социальной политики в производственной сфере на большинстве предприятий. В результате нарушились пропорции развития социальной и экономической сфер.

Освобождение предприятий от социальных функций и передача их муниципалитетам означало для работников потерю многих льгот. Юридическая передача функций социальной защиты не означала наполнения их реальным содержанием (из-за отсутствия достаточного финансирования). В связи с ослаблением роли государства, социальные функции, отданные предприятиями, были утрачены для многих работников.

Формирование новых условий хозяйствования, ориентация на повышение конкурентоспособности компаний на рынке труда, товаров и услуг, потребность в высококвалифицированных кадрах, появление новых видов социальной деятельности обусловливают преобразования социально-экономического функционирования предприятий. В связи с этим для большинства российских предприятий актуальна проблема возрождения социальных функций и совершенствования социального управления.

Несмотря на то, что российские компании осознают необходимость социальной активности, и многие из них готовы вкладывать в это дополнительные средства, в настоящий момент корпоративная социальная защита рассматривается не как одно из важнейших направлений, напрямую связанное с единой стратегией бизнеса, а как повод для повышения собственного имиджа и формирования общественного мнения в регионах деятельности.

Несмотря на перечисленные недостатки организации социальной деятельности отечественных компаний, в последнее время произошли важные изменения и наметилось несколько позитивных тенденций в этой области.

В соответствии с критериями объекта и типа автор выделяет две трактовки корпоративной социальной защиты:

- формально-юридическая трактовка (правовая ответственность, выражающаяся прежде всего в своевременной и полной уплате налогов);

- корпоративный подход (проведение самостоятельной социальной политики на предприятии).

Предприятия зачастую формируют социальную политику исходя из собственных представлений о данном процессе, инвестиции не выходят за рамки следующих расходов: развитие персонала, повышение профессионально-квалификационного уровня работников; формирование корпоративной культуры; рекреация и оздоровление работников и членов их семей; привлечение и поддержка молодежи, в том числе и в образовательных программах; спортивные программы; оказание материальной помощи; помощь ветеранам; реализация разнообразных детских программ. Во многом данная проблема обусловлена пассивной позицией государства, которое не проводит четких границ разделения корпоративной и государственной ответственности перед обществом.

Корпоративная социальная защита направлена, как правило, как на развитие социального капитала, путем укрепления связей, в том числе и неформальных, между работниками, а также между руководством компаний и работниками, так и на увеличение человеческого капитала (здоровье, образование) сотрудников.

Практическое применение корпоративной социальной защиты российскими компаниями представлено на рис 1.

 

Рисунок 1. Приоритетные направления социальных инвестиций и программ российских компаний (по упоминанию в нефинансовых отчетах)[3]

В результате анализа данных, содержащихся в нефинансовых отчетах российских компаний, удалось отследить тенденцию увеличения социальных инвестиций в образование и здравоохранение. По мнению автора, это закономерно, так как тем самым бизнес восстанавливает провалы государства в части недоинвестирования в человеческий капитал страны.

Многие компании осознают сегодня важность корпоративной социальной защиты как своего конкурентного преимущества. Дальнейшее развитие в социальной практике компаний получили следующие достаточно стандартные программы: добровольного медицинского страхования, жилищного кредитования, негосударственного пенсионного обеспечения.

До сих пор используются два принципиальных подхода к организации охраны здоровья сотрудников, продвижения здорового образа жизни и организации отдыха персонала и членов их семей этой системы:

- сохранение инфраструктуры медицинского характера на балансе предприятий, при этом проводится перестройка всей работы учреждений.

- покупка услуг имеющихся в регионе медицинских учреждений; объем услуг определяется в коллективных договорах и регулярно пересматривается.

В ряде случаев применяется смешанная система, т.к. согласно действующему законодательству предприятия ряда отраслей обязаны иметь постоянно действующие медицинские учреждения для контроля за состоянием здоровья работников.

Программы льготного жилищного кредитования недостаточно распространены в российских фирмах из-за очень высоких цен на жильё и неудовлетворительных темпах жилищного строительства.[4] Тем не менее, в некоторых компаниях подобная практика социального инвестирования действует.

Негосударственное пенсионное обеспечение в некоторых компаниях осуществляется за счет оказания дополнительной материальной помощи вышедшим на пенсию работникам. В то же время ряд российских компаний перешли на качественно новый уровень пенсионного обеспечения накопительные корпоративные пенсионные программы, увязанные с негосударственными пенсионными фондами.

Причины развития корпоративных пенсионных программ – действующая в стране неудовлетворительная пенсионная система, по которой пенсионер даже с большим стажем работы и высокой заработной на прежних местах не может получать пенсию, превышающую среднюю зарплату по стране на определенный коэффициент. Коэффициент замещения наиболее оплачиваемых работников (в том числе работники электростанций) составляет 10-20%.

В результате в отдельных отраслях практически каждый работник, вышедший на пенсию, получает на ряду с государственной ещё и негосударственную пенсию.

Целевое развитие персонала компании–мировые лидеры считают сегодня одной из актуальных стратегических задач. Важной тенденцией является появление у компаний собственных центров обучения – корпоративных университетов. Имеющийся позитивный опыт в этом направлении достаточно убедителен даже для правительств развитых стран: в последние годы идет активное обсуждение законопроектов о признании корпоративного обучения наравне с обучением, предоставляемом государственными и негосударственными учебными заведениями, имеющими соответствующие лицензии/сертификаты. В настоящее время в условиях кризиса объем корпоративного обучения и количество корпоративных университетов быстро и неуклонно сокращается.

Основные проблемы, которые возникают перед бизнес-сообществом при осуществлении корпоративной социальной защиты:[5]

- отсутствие прозрачной структуры и стратегии социальных инвестиций, ориентация в первую очередь на краткосрочные программы,

- отсутствие запроса на формирование корпоративной стратегии социальных инвестиций со стороны персонала, поэтому компаниям приходится действовать без четких ориентиров.

Совокупность данных проблем приводит к несоответствию затрат на социальную политику компаний реальным социальным инвестициям, а также непоследовательным действиям в области инвестиций, что снижает эффективность программ. Таким образом, в условиях неблагоприятной финансово-экономической ситуации социальные программы компании могут быть восприняты руководством компании в качестве ненужной обузы и подвергнутся сокращению. С другой стороны, кризис может способствовать повышению эффективности социальных программ, появлению социальных инвестиций с реальной отдачей, решению многих накопившихся за годы спонтанного развития проблем и в итоге привести к систематизации социальной политики российских компаний, переходу её на новый этап развития, приближенный к стандартам ведущих зарубежных компаний.

 

Date: 2016-05-24; view: 962; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию