Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Сущность корпоративной социальной защитыСо времени принятия конвенции (1952 год) появились новые формы социальной защиты, касающиеся корпоративных систем. В конвенции зафиксированы следующие три основных элемента: - первый - традиционная форма государственного вспомоществования (социальная помощь); - второй - совокупность государственных социальных гарантий, включая социальные льготы отдельным категориям населения (государственное обеспечение); - третий – обязательное социальное страхование. Как показывает зарубежный опыт (а теперь и отечественный), одно из наиболее перспективных направлений в решении проблем социальной защиты в нынешних условиях – сбалансированное сочетание денежных и неденежных видов помощи. Это определяется сегодняшним соотношением финансовой системы страны как следствия всеобщего системного риска. Из-за финансовых трудностей система государственной социальной защиты уже не в состоянии выполнять в полном объеме те функции, которые выполняла ранее. В числе мер, осуществляемых государством по социальной защите, особое значение в решении проблемы материального обеспечения социально уязвимых групп населения в кризисный период, что имеет место ныне в России, приобретают специфические меры. К ним, в частности, можно отнести вовлечение средств населения и предприятий в финансирование социальных программ (корпоративную социальную ответственность), в том числе за счет благотворительных акций; введение платных услуг наряду с бесплатными, развитие добровольного страхования (наряду с государственным), продажа в кредит предметов длительного пользования для малообеспеченных слоев населения, бесплатное (или льготное) наделение их земельными участками, адресная помощь малоимущим группам и семьям, сочетание финансовой и натуральной помощи и т.д. В связи с этим следует расширить формы социальной защиты и включить сюда четвертый элемент – корпоративную социальную защиту. В большей части отечественной литературы корпоративная социальная защита понимается в широком смысле и отождествляется с понятием социальной политики компании, предприятия, организации.[2] На наш взгляд корпоративную социальную защиту можно определить как добровольный вклад бизнеса в развитие общества в социальной и экономической сферах, связанный напрямую с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенного законом минимума. В мировой практике корпоративная социальная защита воспринимается как прагматичное направление бизнеса и является одним из инструментов, который позволяет: - повышать деловую репутацию бизнеса, капитализацию компании, устанавливать эффективные и сбалансированные отношения со всеми стейкхолдерами компании - государством, акционерами, потребителями, персоналом, партнерами, местными сообществами; - эффективно управлять непроизводственными рисками, возникающими в процессе взаимодействия со стейкхолдерами. Выбор одной или нескольких целей в качестве приоритетных фактически определяет основные направления развития компании, а также механизмы и действия, обеспечивающие достижение этих целей. Компании, как российские, так и зарубежные, достаточно серьезно относятся к деятельности в области корпоративной социальной защиты и воспринимают её как стратегическое направление. Они фиксируют свои стратегические намерения в программных документах и публично их предъявляют. Среди зарубежных компаний также получила распространение практика создания комитетов по социальной политике при Совете директоров, либо в Совете директоров вводится должность вице-президента по социальной политике. В некоторых компаниях для непосредственной реализации социальных проектов и программ создаются также специализированные департаменты. Компании не только публично освещают стратегические намерения, но и публикуют отчеты, что позволяет им быть информационно открытыми и прозрачными для международного сообщества. Конечно, информационная открытость в области корпоративной социальной защите оказывает менее значительное влияние на капитализацию компании, чем информационная открытость в области корпоративного управления, однако она также является существенным фактором формирования деловой репутации компании. Степень информационной открытости компаний зависит от полноты предоставляемой публичной информации об их социальной деятельности: - наличие публичных заверений о социальной деятельности; - наличие программного документа, закрепляющего стратегические намерения компании в области корпоративной социальной защиты. - наличие отчетов в области корпоративной социальной защиты. - проведение аудита деятельности по корпоративной социальной защите. Достижение информационной открытости компании – это достаточно длительный процесс последовательного предъявления результатов деятельности и их подтверждения независимыми экспертами. Все этапы этого процесса взаимосвязаны друг с другом. Информационная открытость компании в области корпоративной социальной защиты фактически является подтверждением того, что компания проводит реальную и эффективную социальную деятельность. Несмотря на то, что компании ведут деятельность по широкому спектру направлений, не вся информация об этой деятельности ими публично предъявляется. Анализ информационной открытости (информация, публично предъявляемая обществу и отражающая деятельность компании в данной области) отечественных и зарубежных компаний показал, что выбор областей деятельности, в которых компания стремится быть открытой, зависит от: - направленности стратегических целей компании (вовне или внутрь); - приоритетной группы стейкхолдеров, максимально оказывающей влияние на достижение целей. Особенностью социально-экономического развития нашей страны при переходе к рыночным отношениям явилось то, что основное внимание было уделено финансово-экономическим показателям деятельности предприятий и полным игнорированием социальных факторов производственного развития. Ухудшение финансово-экономического положения предприятий и обострившиеся противоречия между необходимостью сохранения трудового потенциала, с одной стороны, и стремлением освободиться от бремени социальных расходов, с другой, - обусловили ликвидацию социальной политики в производственной сфере на большинстве предприятий. В результате нарушились пропорции развития социальной и экономической сфер. Освобождение предприятий от социальных функций и передача их муниципалитетам означало для работников потерю многих льгот. Юридическая передача функций социальной защиты не означала наполнения их реальным содержанием (из-за отсутствия достаточного финансирования). В связи с ослаблением роли государства, социальные функции, отданные предприятиями, были утрачены для многих работников. Формирование новых условий хозяйствования, ориентация на повышение конкурентоспособности компаний на рынке труда, товаров и услуг, потребность в высококвалифицированных кадрах, появление новых видов социальной деятельности обусловливают преобразования социально-экономического функционирования предприятий. В связи с этим для большинства российских предприятий актуальна проблема возрождения социальных функций и совершенствования социального управления. Несмотря на то, что российские компании осознают необходимость социальной активности, и многие из них готовы вкладывать в это дополнительные средства, в настоящий момент корпоративная социальная защита рассматривается не как одно из важнейших направлений, напрямую связанное с единой стратегией бизнеса, а как повод для повышения собственного имиджа и формирования общественного мнения в регионах деятельности. Несмотря на перечисленные недостатки организации социальной деятельности отечественных компаний, в последнее время произошли важные изменения и наметилось несколько позитивных тенденций в этой области. В соответствии с критериями объекта и типа автор выделяет две трактовки корпоративной социальной защиты: - формально-юридическая трактовка (правовая ответственность, выражающаяся прежде всего в своевременной и полной уплате налогов); - корпоративный подход (проведение самостоятельной социальной политики на предприятии). Предприятия зачастую формируют социальную политику исходя из собственных представлений о данном процессе, инвестиции не выходят за рамки следующих расходов: развитие персонала, повышение профессионально-квалификационного уровня работников; формирование корпоративной культуры; рекреация и оздоровление работников и членов их семей; привлечение и поддержка молодежи, в том числе и в образовательных программах; спортивные программы; оказание материальной помощи; помощь ветеранам; реализация разнообразных детских программ. Во многом данная проблема обусловлена пассивной позицией государства, которое не проводит четких границ разделения корпоративной и государственной ответственности перед обществом. Корпоративная социальная защита направлена, как правило, как на развитие социального капитала, путем укрепления связей, в том числе и неформальных, между работниками, а также между руководством компаний и работниками, так и на увеличение человеческого капитала (здоровье, образование) сотрудников. Практическое применение корпоративной социальной защиты российскими компаниями представлено на рис 1.
Рисунок 1. Приоритетные направления социальных инвестиций и программ российских компаний (по упоминанию в нефинансовых отчетах)[3] В результате анализа данных, содержащихся в нефинансовых отчетах российских компаний, удалось отследить тенденцию увеличения социальных инвестиций в образование и здравоохранение. По мнению автора, это закономерно, так как тем самым бизнес восстанавливает провалы государства в части недоинвестирования в человеческий капитал страны. Многие компании осознают сегодня важность корпоративной социальной защиты как своего конкурентного преимущества. Дальнейшее развитие в социальной практике компаний получили следующие достаточно стандартные программы: добровольного медицинского страхования, жилищного кредитования, негосударственного пенсионного обеспечения. До сих пор используются два принципиальных подхода к организации охраны здоровья сотрудников, продвижения здорового образа жизни и организации отдыха персонала и членов их семей этой системы: - сохранение инфраструктуры медицинского характера на балансе предприятий, при этом проводится перестройка всей работы учреждений. - покупка услуг имеющихся в регионе медицинских учреждений; объем услуг определяется в коллективных договорах и регулярно пересматривается. В ряде случаев применяется смешанная система, т.к. согласно действующему законодательству предприятия ряда отраслей обязаны иметь постоянно действующие медицинские учреждения для контроля за состоянием здоровья работников. Программы льготного жилищного кредитования недостаточно распространены в российских фирмах из-за очень высоких цен на жильё и неудовлетворительных темпах жилищного строительства.[4] Тем не менее, в некоторых компаниях подобная практика социального инвестирования действует. Негосударственное пенсионное обеспечение в некоторых компаниях осуществляется за счет оказания дополнительной материальной помощи вышедшим на пенсию работникам. В то же время ряд российских компаний перешли на качественно новый уровень пенсионного обеспечения накопительные корпоративные пенсионные программы, увязанные с негосударственными пенсионными фондами. Причины развития корпоративных пенсионных программ – действующая в стране неудовлетворительная пенсионная система, по которой пенсионер даже с большим стажем работы и высокой заработной на прежних местах не может получать пенсию, превышающую среднюю зарплату по стране на определенный коэффициент. Коэффициент замещения наиболее оплачиваемых работников (в том числе работники электростанций) составляет 10-20%. В результате в отдельных отраслях практически каждый работник, вышедший на пенсию, получает на ряду с государственной ещё и негосударственную пенсию. Целевое развитие персонала компании–мировые лидеры считают сегодня одной из актуальных стратегических задач. Важной тенденцией является появление у компаний собственных центров обучения – корпоративных университетов. Имеющийся позитивный опыт в этом направлении достаточно убедителен даже для правительств развитых стран: в последние годы идет активное обсуждение законопроектов о признании корпоративного обучения наравне с обучением, предоставляемом государственными и негосударственными учебными заведениями, имеющими соответствующие лицензии/сертификаты. В настоящее время в условиях кризиса объем корпоративного обучения и количество корпоративных университетов быстро и неуклонно сокращается. Основные проблемы, которые возникают перед бизнес-сообществом при осуществлении корпоративной социальной защиты:[5] - отсутствие прозрачной структуры и стратегии социальных инвестиций, ориентация в первую очередь на краткосрочные программы, - отсутствие запроса на формирование корпоративной стратегии социальных инвестиций со стороны персонала, поэтому компаниям приходится действовать без четких ориентиров. Совокупность данных проблем приводит к несоответствию затрат на социальную политику компаний реальным социальным инвестициям, а также непоследовательным действиям в области инвестиций, что снижает эффективность программ. Таким образом, в условиях неблагоприятной финансово-экономической ситуации социальные программы компании могут быть восприняты руководством компании в качестве ненужной обузы и подвергнутся сокращению. С другой стороны, кризис может способствовать повышению эффективности социальных программ, появлению социальных инвестиций с реальной отдачей, решению многих накопившихся за годы спонтанного развития проблем и в итоге привести к систематизации социальной политики российских компаний, переходу её на новый этап развития, приближенный к стандартам ведущих зарубежных компаний.
|