Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Развитие института коллективных договоров как основного инструмента корпоративной системы социальной защиты
Мировая практика показывает, что регулирование социально-трудовых отношений развивается в основном по двум направлениям: государственное (законодательное) регулирование и коллективно-договорное регулирование, основанное на принципах социального партнерства. Курс на создание рыночной основы экономики с многообразием форм экономической деятельности приводит к выводу о необходимости развития принципов социального государства, одним из факторов достижения которых, является становление современных социально-трудовых отношений и системы социального партнерства между человеком и государством, работником и работодателем, производителем и потребителем. Таким образом, социальное партнерство становится неотъемлемой частью сферы труда. Обострившаяся проблема низкого уровня жизни и качества работающих людей в условиях мирового экономического кризиса ставит перед ответственными работодателями непростые задачи. Зачастую гарантированного ежемесячного заработка не хватает, чтобы обеспечить достойный уровень жизни себе и нетрудоспособным членам своей семьи. Однако не каждый работодатель готов обеспечить своего работника социальными программами, целью которых является улучшение качества жизни сотрудника. Не всегда в организации действуют коллективные договоры и различные социальные «бонусы». Основными причинами, сдерживающими заключение коллективных договоров на предприятиях и в организациях, являются[17]: - нежелание работодателей обременять себя дополнительными обязательствами перед трудовыми коллективами, ссылаясь на экономические трудности; - экономическая нестабильность работы предприятий и несвоевременное формирование пакета заказов на год, что затрудняет определение объема финансовых средств для реализации обязательств коллективного договора; - малочисленность коллективов; - частая смена руководителей; - правовая неосведомленность представителей работников; - неэффективный механизм правового регулирования вопросов ответственности конкретных должностных лиц за нарушение законов в сфере труда; - отсутствие нормативно-законодательной базы, регламентирующей отношения «собственник-работодатель - работник» при заключении коллективного договора и устанавливающей меру ответственности собственника за заключение и выполнение обязательств коллективного договора. В законодательных актах РФ отражены основные понятия, применяемые в рамках социального партнерства, процедурные вопросы по порядку ведения переговоров, заключения договоров и соглашений, характер деятельности представительных организаций в системе социального партнерства, процедура разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров и т. п.. При этом следует отметить, что правовые основы социального партнерства в России продолжают формироваться и развиваться. При совершенствовании законодательной базы социального партнерства следует учитывать, что создание эффективного правового механизма социального партнерства в регулировании трудовых отношений предполагает реализацию, по крайней мере, двух основных положений. Во-первых, он должен строиться на сочетании общего и особенного, что означает взаимодействие международных и национальных начал в механизме социального партнерства. Во-вторых, правовой механизм социального партнерства должен включать в себя две стороны: регулятивную и охранительную. Регулятивная часть этого механизма предназначена для бесконфликтной реализации прав и обязанностей участников в осуществлении экономической и социальной политики. Социальное партнерство обеспечивается на основе проведения регулярных консультаций, принятия совместных обязательств, а также добровольного заключения договоров о согласовании позиций и о сотрудничестве. Охранительная часть механизма социального партнерства включает системы разбирательства трудовых споров как усилиями спорящих сторон, так и с привлечением примирительно-посреднических органов, общих и трудовых судов. Таким образом, эффективность (результативность) правового механизма социального партнерства обеспечивается единством его регулятивных и охранительных средств, которые формируются на основе международных стандартов трудовых прав, ориентированных на национальную специфику социально-трудовых отношений. В сложившейся к настоящему времени российской модели социального партнерства основными элементами системы коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений являются: - совокупность постоянно и временно действующих двух- и трехсторонних органов, формируемых представителями работников, работодателей, исполнительной власти и осуществляющих взаимодействие между ними на различных уровнях регулирования социально-трудовыхи связанных с ними отношений (федерация, регионы, отрасли, территории, предприятия); - совокупность различных совместных документов (коллективных договоров, соглашений, решений и др.), принимаемых этими органами на основе взаимных консультаций, переговоров между сторонами направленных на регулирование социально-трудовых отношений; - соответствующий порядок, формы взаимодействия, соотношения и последовательность в разработке, сроках принятия, приоритетности указанных органов и документов. Сложившаяся практика регулирования социально-трудовых отношений в организациях электроэнергетики наглядно демонстрирует важную роль коллективного договора организации как ключевого инструмента регулирования отношений между работодателем и работниками. Этот документ во многом определяет уровень доверия между сторонами социального партнерства; от его содержания в значительной степени зависит успешность взаимодействия сторон и в конечном итоге — эффективная деятельность организации. Кроме того, наличие эффективного и содержательного коллективного договора предоставляет организации ряд дополнительных преимуществ во взаимодействии с широким кругом стейкхолдеров, повышает социальную составляющую ответственного ведения бизнеса, упрощает взаимоотношения с налоговыми органами, а также органами, уполномоченными в области государственного регулирования тарифов. Вместе с тем все отношения с персоналом в рамках коллективного договора должны быть понятными, взвешенными, соответствовать принципам обоснованности расходов и обязательности их исполнения, а также концепции «инвестиций в персонал». Кроме того, важную роль играет выработка и реализация работодателями отрасли единых подходов к выстраиванию отношений с работниками (их представителями) на уровне организации. В этой связи особое значение приобретает формирование содержания Типового коллективного договора — документа, представляющего собой модель коллективно-договорного регулирования, на базе которой могут строиться отношения между работодателем и работниками в конкретных организациях. Использование Типового договора позволяет, с одной стороны, упростить и стандартизировать процесс выстраивания отношений с работниками. С другой стороны, проведение экспертиз коллективных договоров организаций электроэнергетики, которые проводились и проводятся, позволяет обобщить, проанализировать и выявить лучшие практики в сфере взаимодействия с персоналом. Вместе с тем можно выявить ряд факторов, вызывающих необходимость корректировки Типового коллективного договора организации. В первую очередь, следует выделить: - заключение Отраслевых тарифных соглашений, в результате которых происходят коррективы отраслевой модели регулирования социально-трудовых отношений по сравнению с предыдущим; - наличие наработанной практики коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений; - возрастающее влияние на специфику социально-трудовых отношений со стороны рынка труда, региональная составляющая которого становится все более серьезным фактором, который не Однако уже сейчас можно отметить ряд принципиальных идей по совершенствованию процесса коллективно-договорного регулирования отношений в организациях. 1. При разработке конкретного коллективного договора целесообразно обращать внимание на: - необходимость безусловного выполнения требований, предусмотренных трудовым законодательством Российской Федерации, ОТС; - четкое определение субъектного состава Договора, для того чтобы корректно определить стороны Договора, их полномочных представителей и, самое главное — зафиксировать права и обязанности каждого из участников отношений в сфере социального партнерства — работодателя, работников и их представителей; - включение в текст Коллективного договора положений, направленных на повышение производительности труда. В качестве примеров можно привести поощрение творческой инициативы работников в новаторской и рационализаторской деятельности, организацию системы кадрового резерва на замещение вакантных должностей в целях закрепления квалифицированной рабочей силы, формирование в организациях электроэнергетики системы наставничества в целях сохранения преемственности кадров; - совершенствование и развитие системы социального партнерства на локальном уровне. Например, путем создания (расширения сферы деятельности) комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в организации; расширение и конкретизацию перечня обязательств работников и их представителей, в том числе на уточнение обязательств, предусматривающих отказ от организации (участия) забастовок и массовых акций протеста работников. 2. При определении факторов, влияющих на колебание размеров При этом особое внимание следует уделять результатам труда конкретного работника и поощрению его работы в индивидуальном порядке, например, посредством оценки его профессиональных и деловых качеств. Кроме того, в рамках коллективного договора работодатель может учесть дополнительные аспекты, влияющие на систему премирования работников, такие как вид деятельности организации, стратегия ее развития и т.д. 3. При определении объема льгот, гарантий и компенсаций работникам необходимо учитывать следующие ключевые обстоятельства: 1) Обязательства, предусмотренные ОТС обязательны к выполнению в полном объеме и подлежат включению в каждый коллективный договор организации, на которую распространяется ОТС. Корректировка размера выплат возможна только в сторону увеличения. 2) На базе перечня обязательств, предусмотренных в ОТС работодателю рекомендуется сформировать перечень конкретных обязательств, исполнение которых впоследствии не будет зависеть от финансовых возможностей организации, и включить его в текст коллективного договора. При этом не исключается возможность корректировки (расширения) перечня, предусмотренного ОТС, в случае, если имеется объективная необходимость установления иных льгот, гарантий и компенсаций. То есть финансовые возможности организации, о которых говорится в ОТС, необходимо оценить до начала коллективных переговоров с тем, чтобы в период действия коллективного договора принятые обязательства выполнялись в бесспорном порядке. Казалось бы, такой подход не слишком выгоден для работодателя, поскольку не позволяет заявлять о невозможности исполнения тех или иных обязательств со ссылкой на финансовые возможности организации. Однако, реализация подобного подхода повышает ответственность сторон коллективного договора при проведении коллективных переговоров, позволяет конкретизировать объем обязательств, а значит увеличивает значимость коллективного договора как основного регулятора социально-трудовых отношений в организации. 4. При установлении работникам тех или иных преференций работодатель вправе предлагать закреплять их в коллективном договоре (приложениях к нему) либо принимать соответствующие локальные нормативные акты. На отраслевом уровне представители работодателей сделали попытку выработать унифицированный подход к тому, какие вопросы следует включать в коллективный договор (приложения к нему), а по каким необходимо принятие локальных нормативных актов. Тем не менее указанный выбор должен быть сделан самим работодателем при разработке конкретного коллективного договора. Причины данного решения следующие: выбор в пользу локального нормативного акта позволяет работодателю более гибко управлять процессом регулирования социально-трудовых отношений и оперативно вносить необходимые коррективы в зависимости от текущих потребностей организации. В свою очередь, урегулирование тех или иных аспектов (в первую очередь, финансовых обязательств работодателя) в приложениях к коллективному договору, как правило, облегчает отнесение их к расходам, учитываемых налоговыми органами при исчислении налога на прибыль. Таким образом, каждый работодатель самостоятельно определяется, какой из аспектов — «корректирующий» или «налоговый» — представляет для него наибольшую важность в текущий момент и, исходя из этого, делает осознанный выбор в пользу того или иного варианта. 5. В целом в тексте коллективного договора целесообразно избегать необоснованного дублирования положений законов, иных нормативных правовых актов и ОТС. В каждом конкретном случае перенесение в коллективный договор нормы другого правового акта должно быть осмыслено и аргументировано. Выше были изложены лишь основные идеи, направленные на совершенствование процессов коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений в организациях и повышение их эффективности. В заключение хотелось бы также подчеркнуть, что основным принципом совершенствования коллективного договора должна выступать преемственность документов, обеспечивающая сохранение наилучших практик и выработку новых, актуальных в текущий период деятельности организации. Изучение и обобщение практики заключения коллективных договоров и соглашений дает основание полагать, что названия разделов соглашений имеют вариативный характер, но суть и смысл их всех сводится к названным пяти рубрикам. При этом в процессе оценки действенности конкретных договоров и соглашений очень часто выявляется, что среди обязательств, которые принимают на себя стороны, заключающие коллективный договор или соглашение, немало таких, которые либо повторяют действующее законодательство, либо носят расплывчатый, неконкретный характер. К числу последних можно отнести, например, такие формулировки: «совершенствовать организацию заработной платы», «гарантировать осуществление прав трудящихся на охрану труда и обеспечивать реализацию комплекса мер с целью сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности» и т. п. Такие показатели можно в полной мере считать декларативными. Учитывая разнородность включаемых в коллективные договоры и соглашения обязательств, внутри каждой рубрики могут быть выделены 3 основных типа показателей: I — количественные, т. е. те, которые выражаются конкретными абсолютными и относительными величинами; II — условно качественные, т. е. те, которые не могут быть выражены количественно, но, тем не менее, характеризуют отдельные направления социально-трудовой политики, нацеленные на достижение конкретного результата. В рамках данного типа могут быть выделены так называемые экспертно-справочные показатели, показывающие наличие (или отсутствие) в соглашении наиболее существенных мер, направленных на реализацию принятых обязательств, и информационно-аналитические, т. е. те, которые тем или иным образом могут охарактеризовать меры, направленные на реализацию принятых обязательств. III — декларативные показатели, транслирующие действующее законодательство, либо имеющие расплывчатый, неконкретный характер. Соответственно, степень конкретизации и форма представления показателей названных типов различны. Количественные показатели представляются в виде числовых характеристик, выраженных различными единицами измерения: рублей, процентов, человек, дней и т. п. Экспертно-справочные показатели представляются в виде перечня наиболее существенных мер, направленных на реализацию обязательств. Информационно-аналитические показатели являются самыми трудно формализуемыми и представляются в виде отдельных мер, механизмов или условий, которые наряду с количественными показателями характеризуют содержание соответствующего соглашения или коллективного договора. Общим и главным недостатком содержания большинства соглашений как территориального, так регионального уровней, а также Генерального Соглашения является явная нехватка в них обязательств, представленных количественными показателями или нормативами, характеризующими те или иные аспекты развития социально-трудовой сферы на соответствующем уровне функционирования. При формировании содержания договоров и соглашений необходимо исходить из того, что главными принципами, на которых строится система социального партнерства, являются добровольность и согласие сторон. Следовательно, содержание соглашений социального партнерства и конкретные обязательства партнеров не могут быть жестко регламентированы и сведены к неким типовым формам. Напротив, чем разнообразнее будут взаимные обязательства партнеров, направленные на решение социальных проблем, тем полнее будут раскрываться возможности, заложенные в самой системе социального партнерства. Вместе с тем обязательства должны быть таковы, чтобы не «повисали» в воздухе в виде расплывчатых формулировок, а являлись формой реализации вполне конкретных направлений социально-экономической политики на предприятии, в отрасли, регионе. Соответственно, акцент должен быть сделан не на самих обязательствах, которые могут быть весьма разнообразны, а на тех проблемах социально-трудовых отношений, решение которых зависит от исполнения этих обязательств. В данном случае не столь важно и то, какая именно сторона принимает на себя обязательство: работодатели, работники или представители государства. Главное — наличие в договорах и соглашениях не пустых (декларативных) или воспроизводящих нормы действующего законодательства обязательств, а значащих обязательств, то есть тех, которые конкретизируют и дополняют нормы закона, способствуют развитию и совершенствованию социально-трудовых отношений, поднимают их на более высокий уровень. Более того в условиях кризиса очень остро встает вопрос стоимости коллективного договора, то есть затрат работодателя на выполнение всех пунктов договора. В настоящее время наряду с коллективными договорами развивается и система индивидуальных контрактов. Но не следует ее противопоставлять коллективным соглашениям и договорам. Прежде всего потому, что далеко не все интересы наемного рабочего могут быть зафиксированы в индивидуальном контракте. В то же время коллективный договор является той минимальной базой, на которую может опираться индивидуальный трудовой контракт. Эти системы должны дополнять друг друга. Происходящая в настоящее время модификация коллективно-договорной системы характеризует стремление профсоюзов к поиску новых, взаимоприемлемых путей решения проблем оплаты труда, уровня занятости и пр. Date: 2016-05-24; view: 725; Нарушение авторских прав |