Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 1. Теоретические основы корпоративной социальной защиты





ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ.. 3

 

Глава 1. Теоретические основы корпоративной социальной защиты.. 9

1.1. Теоретические положения становления и развития современной системы социальной защиты.. 9

1.2. Сущность корпоративной социальной защиты. 19

1.3 Законодательные основы формирования, экономического стимулирования и реализации социальных функций организации. 28

 

Глава 2. Корпоративная социальная защита работников. 33

2.1. Трудовой потенциал и направления его развития. 33

2.2. Обзор действующих форм корпоративной социальной защиты.. 39

2.3. Социальные программы организации как рычаг эффективной кадровой политики. 48

 

Глава 3. Совершентсвование механизма управления корпоративной социальной защитой. 63

3.1. Развитие института коллективных договоров как основного инструмента корпоративной системы социальной защиты. 63

3.2. Социальные стандарты качества жизни как стратегический организационно-правовой инструмент формирования корпоративной социальной защиты. 74

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 86

 

БИБЛИОГРАФИЯ.. 95

ВВЕДЕНИЕ

 

Активная социальная политика организации способствует росту трудового потенциала работников и повышению ее конкурентоспособности на рынке. Финансовое участие государства в проведении социальной политики и социальной защиты в отношении работающего населения сокращается. В этих условиях возрастает значение необходимости развития и осуществления различных форм социальной защиты персонала на уровне организации, за счет работодателя и работников.

Однако, опыт формирования и реализации эффективной социальной политики в российских организациях еще недостаточен. Только немногие крупные компании осуществляют её на системной основе. Для достижения текущих и долгосрочных целей ими разрабатываются и реализуются программы социального развития, направленные на мотивацию труда работника в соответствии с целями и задачами организации. В условиях рыночной системы хозяйствования и, особенно, в период структурных преобразований в экономике, важное значение приобретает социальная защита работников. На государственном уровне социальная защита обеспечивается путем установления основных социальных гарантий, создания институтов их реализации.

Социальная защита работников вклю­чает в себя следующие направления:

- создание условий для занятости населения трудовой деятельностью, позволяющей работникам зарабаты­вать средства для жизни в объемах, до­статочных для достойного существова­ния;

- обеспечение безопасных условий труда для работников и доступа граж­дан к национальным системам здраво­охранения, реабилитации и професси­онального образования;

- обеспечение работников и членов их семей прожиточным минимумом материальных средств в случаях безра­ботицы, потери или резкого сокраще­ния дохода из-за болезни, рождения ребенка, несчастного случая в быту, производственной травмы или профес­сионального заболевания, инвалиднос­ти, старости, смерти кормильца.

Обеспечение организацией данных условий является мощным стимулом для эффективной работы персонала, поскольку удовлетворяет не только первичные потребности работников (физиологические), но и вторичные (экзистенциальные и социальные).

В соответствии с имеющимися базовыми положениями между­народных документов, отечественной законодательной базой в рассматриваемой области можно выделить важ­нейшие принципы социальной защиты работников:

- социальная ответственность об­щества и государства за бережное отношение к личности, реализацию его прав на свободный труд, выбор про­фессии, места работы и обучения, обеспечение приемлемых условий тру­да, защиту здоровья и жизни, компен­сацию утраты трудоспособности;

- социальная справедливость в об­ласти трудовых отношений - равное воз­награждение за равный труд, право на безопасность и гигиену труда, сохранение здоровья, трудоспособности граж­дан, на социальные пособия в случае болезни, на высокий уровень компенса­ции постоянной утраты трудоспособнос­ти, обеспечение медицинской, социаль­ной и профессиональной реабилитации пострадавших на производстве,

- всеобщий и обязательный харак­тер защиты работников от социальных и профессиональных рисков, обеспечение права на социальную защиту как главного ориентира социально-экономического развития общества,

- минимально возможный уровень социальных и профессиональных рис­ков, доступность и открытость соответ­ствующей информации, обеспечение безо­пасности и достижение социального со­гласия в обществе по поводу установле­ния уровней профессиональных и со­циальных рисков, социальных гарантий по их минимизации и компенсации;


- многосубъектность социальной защиты, субъектами которой должны выступать государство (в лице минис­терств и ведомств), работодатели, про­фессиональные ассоциации и объеди­нения (товарищества по страхованию), региональные органы управления;

- государственные гарантии, связан­ные с социальной защитой при одновре­менной самостоятельности и самоуправляемости негосударственных систем и программ защиты;

- заинтересованность всех основных субъектов защиты (государства, предпринимателей, товариществ соци­ального страхования и широкого круга профессиональных организаций трудящихся) в формировании и совершенст­вовании соответствующих систем;

- солидарность всех субъектов социальной защиты на основе "социаль­ных договоров", касающихся распре­деления финансового бремени по ком­пенсации и минимизации социальных и профессиональных рисков;

- экономическая и социальная сво­бода работников в области труда - выбор профессии с приемлемыми уровня­ми профессиональных и социальных ри­сков, возможность получения професси­онального образования, места работы, свободы ассоциации, т.е. право объеди­няться в профессиональные союзы, товарищества и другие подобные организации в целях защиты своих прав;

- личная ответственность работни­ков за сохранение своего здоровья и работоспособности, правильный выбор профессии, места работы с опреде­ленными уровнями профессионально­го и социального рисков;

- многоуровневость и разноадресность способов социальной защиты - от государственных гарантий для всех трудящихся до узконаправленных мер для отдельных их категорий и профессиональных групп, что позволяет реа­лизовать дифференцированный под­ход к разным категориям защищаемых;

- многоаспектность и разнонаправленность мер социальной защиты. Объектами социальной защиты долж­ны стать персонифицированные работ­ники, а опосредованно - условия и оплата их труда, профессиональная под­готовка, медицинское обслуживание, компенсация утраты трудоспособности и реабилитационные услуги.

В экономической теории и практике сложились два основных противоположных подхода в понимании роли социальной политики в организации. Сторонники одного из них признают, что организация должна преследовать производственные и экономические цели и ее социальная политика проявляется в получении максимальной прибыли, обеспечении высокого уровня заработной платы для работников и дивидендов для акционеров. Сторонники другого подхода считают, что организация может решать как производственные и экономические, так и социальные задачи, возникающие в процессе его деятельности. Иначе говоря, должен быть определенный баланс в решении производственных, экономических и социальных задач предприятия.

Формирование и реализация системы социальной защиты на предприятии и обоснование ее взаимосвязи с экономической деятельностью приобретает ключевое значение. Забота компании о своих сотрудниках является свидетельством развитой корпоративной культуры и её высокой репутации в глазах делового сообщества. А главное, решаются две очень важные задачи. С одной стороны, социальный пакет, в который входят различные виды страхования, такие как добровольное медицинское страхование, страхование от несчастных случаев, добровольное пенсионное страхование, ряд других страховых продуктов и различных дополнительных выплат (бонусов), является средством мотивирования сотрудников на достижение необходимых компании результатов. С другой - он помогает оптимизировать затраты на социальную защиту персонала и повысить производительность труда.


Вместе с тем, проблема эффективности социальных расходов в компаниях все острее встает перед службами по управлению персоналом. Большие затраты на корпоративную систему социальной защиты работников в крупных и успешных компаниях часто рассматриваются в качестве необходимого и достаточного элемента корпоративной культуры. Однако, стоимостная оценка реализуемых инвестиций в персонал остается достаточно приблизительной и неполной, предварительная стоимостная оценка взятых обязательств перед работниками зачастую не проводится вообще.

Тем не менее, каковы бы ни были подходы к принятию и реализации социальных программ в отношении персонала в крупных корпорациях, основание для этой деятельности остается единым для всех. Речь идет об улучшении качества рабочей силы и ее удержании для повышения производственных результатов компании. Кроме того, с социальной защитой работников предприятия тесно связано понятие «качество жизни». Значимость проблемы качества жизни в России возрастает в связи с тем, что человеческий ресурс в условиях активно идущих процессов старения и депопуляции населения становится самым дефицитным ресурсом. В научной среде оно рассматривается и как общесоциологическое, и как социально-экономическое, и как чисто экономическое понятие. Все это сдерживает и практические шаги в данной области. Не случайна осторожность, которая проявляется в деле разработки и принятия социальных стандартов качества жизни.

Таким образом, под корпоративной системой социальной защиты понимаются социальные программы, имеющие целью улучшение условий труда и жизни, охрану здоровья и компенсацию возможных потерь или затрат работников предприятия, членов их семей, а также ветеранов организации в случаях наступления страховых рисков.

В современных условиях без создания четкой и ясной социальной политики организации, без развития форм социальной защиты персонала невозможно достичь высокой эффективности деятельности организации и соответственно высокой доходности.

 

 


Глава 1. Теоретические основы корпоративной социальной защиты







Date: 2016-05-24; view: 1937; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию