Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Законный порядок, харизма и религия 3 page
Это показывает нам, что его очерк не претендует быть исчерпывающим. Он не претендует также ни на полностью адекватное объяснение роли норм вкуса, ни на то, чтобы дать адекватный ключ к пониманию таких конкретных феноменов, как искусство, к которым применение его понятий практически очевидно. Рассматриваемые нормы вводятся с целью охарактеризовать часть структуры действия, которая непосредственно вторгается в то, что было предметом предшествующего анализа. И в соответствии с общим методологическим характером нашей работы данная часть структуры действия имеет дело непосредственно с отношением этих норм к предыдущим категориям. Это неизбежно приводит нас к тому, что указанные нормы становятся остаточной категорией, относительно которой читатель, возможно, уже настроился подозревать, что она охватывает весьма различные вещи. Однако, по-видимому, нецелесообразно пытаться расширять этот анализ далее. В примечаниях к данной главе при Рассмотрении понятия Gemeinschaft мы попытаемся все же высказать некоторые идеи относительно класса конкретных феноменов, в который в значительной степени входит другой аналогичный элемент системы действия. Каталог структурных элементов действия, распознаваемых в веберовской систематической схеме идеальных типов или прямо вытекающих из нее, будет еще дополнен. Он дает основание для идентификации и очерчивает ясную и определенную роль в обобщающей схеме каждого отдельного элемента предыдущего нашего анализа, особенно благодаря исследованию работ Парето и Дюркгейма. Более того, каждый из этих элементов, если он вообще возникает в работе в отчетливой форме, может получить формулировку, которую можно в дальнейшем включить как в теоретические схемы, так и в эмпирические интерпретации концепций всех трех авторов, а также обосновать, что эти авторы, согласно интерпретации, основанной на тщательно проведенном анализе, сами понимали под своими теориями99. Эта определенно и окончательно установленная конвергенция концепций и была главным предметом, который должен был быть продемонстрирован в нашей работе. И вот, наконец, у Вебера возникает еще один структурный элемент — ориентация форм выражения на нормы вкуса, который заполняет пустоты в предыдущих схемах. 99 Иначе говоря, учитывая возможность различных направлений анализа, эти три концептуальные схемы могут быть терминологически переведены одна в другую без существенного изменения их смысла.
Мы не предполагаем здесь изучать те следствия, которые вытекают из положений генерализованной схемы структуры действия для проблем, связанных с конструированием общей систематической теории. Предварительный очерк, направленный на создание такой теории, будет дан в последней главе. Не предполагается здесь также продолжать сопоставление концепций этих трех авторов или пересматривать основные положения полученной на основе этого сопоставления обобщенной схемы. Такая попытка будет сделана в двух заключительных главах. Завершая рассмотрение теоретических взглядов Вебера, целесообразно переставить некоторые акценты и сделать эксплицитными некоторые аспекты, несмотря на возможные сомнения в правильности нашей интерпретации. Позиция Вебера — это, без сомнения, волюнтаристическая теория действия. Она ни в коем случае не является позитивистской или идеалистической теорией. Это можно убедительно показать для всех существенных элементов его концепции. Во-первых, его рассмотрение протестантизма и капитализма и — в более общей схеме — социальной роли религиозных идей становится понятно только исходя из этой трактовки. Роль как идей, так и связанных с ними конечных ценностей лежит в основании веберовской концепции. Но не менее важным является и то, что эти элементы не остаются разрозненными, а состоят в сложных взаимоотношениях с другими независимыми факторами. Без признания независимости друг от друга наследственности и среды, без изучения сложных взаимодействий конечных ценностей, идей, установок, норм различного типа друг с другом, а также с наследственностью и средой, конкретная социальная жизнь и действие, как мы их знаем эмпирически и как рассматривает их Вебер, попросту не интепретируемы и не мыслимы вообще. Во-вторых, разбор веберовской методологии полностью подтверждает интерпретацию его эмпирических трудов. Его методологический интерес, как оказывается, был сфокусирован главным образом на тех сторонах логики науки, которые имеют значение для понимания действия, а не «природы» или каких-то вневременных комплексов значений. Еще глубже, Вебер демонстрирует, что концепция объективного научного знания в любом смысле, применительно к любым эмпирическим проблемам неразрывно связана с реальностью как нормативного аспекта действия, так и того, что мешает реализации норм. Сама наука не может быть методологически обоснована без связи с ценностным элементом в составе ценностных отношений (Wertbeziehung). Без него не может быть никакого определенного отбора релевантных данных, а, следовательно, и объективного знания, отличного от «потока сознания». Концепция науки сама по себе предполагает действие100. 100 Это, как уже указывалось, одно из зерен истины в прагматизме.
Более того, существует такое основное единство науки и действия, которое представляет последнее обоснование исходного пункта всего нашего исследования, — роль в действии нормы рациональности, в смысле научного верифицируемого внутреннего отношения целей и средств друг к другу. Если, следовательно, вообще существует наука, то должно существовать и действие. И если существует наука о действии, то она должна включать в себя норму внутренней рациональности в данном смысле этого слова. Это фактически является центральным пунктом. Отбрасывание этих фундаментальных отношений в конечном счете неизбежно ведет к субъективизму и скептицизму, которые разрушают как науку, так и ответственное действие101. 101 Осознание этой фундаментальной истины (правда, не всегда ясное) — одно из главных достоинств интереснейшей работы проф. В. Эллиота: Elliot William ]. The Pragmatic Revolt in Politics: Syndicalism, Fascism, and the Constitutional State. The Macmillan Company, New York,1928. Эту работу можно считать философским экскурсом, а не одним из строго научных аргументов.
Существует еще один аспект веберовской методологии, который был кратко затронут выше, и который относится непосредственно к данному контексту. Это принципиальный аспект идеального типа — его нормативный характер. Это, конечно, не норма, обязывающая наблюдателя, но наблюдатель понимает действие, в частности, с точки зрения нормы, которую он считает вменяемой актору в связи с его действием. Вебер использует для объяснения главным образом рациональные идеально-типические случаи и в конечном счете — идеально-типические случаи, в которых предполагается полная реализация нормы. Это поучительно, в частности, потому, что в своей полемической оппозиции инту-итивистским теориям, Вебер с особой силой подчеркивал нереальность идеального типа как искусственной, мысленной конструкции. Наше несогласие с Вебером относительно идеального типа связано не с его нормативным характером вообще, а только с тем фактом, что Веберу не удалось разде лить конкретные нормы (гипотетический конкретный типический элемент) и нормативные элементы обобщенной теории действия и согласовать свой эксплицитный методологический подход с выдвинутыми ранее категориями. Но с его точки зрения настойчивое утверждение о нереальности идеального типа, безусловно, правильно, и это сильнейший из всех возможных показателей того, что он работал в рамках волюнтаристической теории действия. Поскольку, хотя нормативные элементы абсолютно необходимы для действия, столь же верно и то, что они не являются единственными, а приобретают свое значение только в связи с ненормативными элементами. Выделение такого идеального типа, т.е. изоляция нормативных элементов как таковых, разрушает действие, — теория становится идеалистической. В-третьих, в данной главе мы показали, что структуру систем действия в целом, как ее удалось установить в нашем анализе, можно идентифицировать с собственной веберовской концептуальной схемой. И это верно, несмотря на то, что в его методологии нет ясности относительно логической природы обобщенной теоретической системы. Система веберовских структурных элементов действия не имеет смысла сама по себе, а становится осмысленной лишь в контексте волюнтаристической теории действия. С другой стороны, это доказывает, что волюнтаристический подход неизбежно в той или иной форме приводит именно к таким элементам. Наконец, следует отметить еще один аспект веберовской теории, который в ходе приведенного выше анализа мог не привлечь к себе внимания, поскольку не находился в центре рассмотрения. Однако он в высшей степени важен в данном контексте, доставляя окончательный аргумент в пользу как того, что Вебер стоял на позициях волюнтаристической теории действия, так и того, что, когда такая теория сконструирована, из нее вытекают определенные эмпирические выводы. Рассмотрение проблемы социального изменения, приведенное выше, обнаруживает, что главный интерес Вебера был направлен на взаимосвязь пророчества, рационализации и традиционализма. Существует, однако, и еще один аспект социального изменения, основанный на процессе, который радикальным образом отличается от процессов, названных выше. Этот процесс можно назвать «секуляризацией». Наиболее ясно этот элемент можно проследить в веберовскои концепции предпринимательского капитализма. Этот феномен возникает благодаря процессу освобождения от этического контроля, дающему свободу интересам и импульсам от нормативных ограничений, как традиционных, так и рационально-этических. Он проявляется в смягчении аскетической жестокости на позднейших стадиях развития протестантской этики, а в более широком смысле — вообще в процессе аккомодации как протестантской, так и католической основы. Этот аспект проявляется в том, что Вебер назвал «спекуляризированным влиянием богатства», которое он с такой силой подчеркнул в «Протестантской этике»102. Он проявляется не только в экономике, но и в других сферах, например в превращении эротического удовольствия в искусство103. «Интересы и влечения» предпринимают «наступление со всех сторон», стремятся вырваться из-под контроля, который все еще тяготеет над ними. Существенно, что процесс этот включается в процесс, описанный Парето как переход от доминирования устойчивой остаточной сферы к сфере комбинаций104, точно так же, как и в описанной Дюркгеймом схеме перехода от солидарности и интеграции к аномии. Это процесс, возможность которого предусматривает волюнтаристическая теория действия как таковая. Полное его отсутствие в веберовскои системе было бы весомым аргументом в пользу сомнения в правильности проведенного выше анализа. Но он в ней присутствует. Только, подобно эксплицитной роли ритуала, он выступает на первый план в специфике веберовских эмпирических, а не теоретических работ. 102 Weber M. The Protestant Ethic and Spirit of Capitalism. Transl. by Talcott Parsons et al. London, 1930. 103 Weber M. Gesammelbe Autsatze zur Religionszoziologie.
В отличие от Парето, Вебер не намеревался строить законченную теоретическую систему в социальной науке. В самом деле, мало что свидетельствует, что у него было какое-то ясное мнение о возможности создания такой системы или же о целесообразности ее создания. Он, скорее, был глубоко погружен в конкретные эмпирические проблемы и относился к теории как к средству для эмпирических исследований, которое никогда не может быть целью само по себе, а только способом, инструментом для решения эмпирических задач, непосредственно стоящих перед исследователем. Но его эмпирические исследования проводились им без излишнего педантизма, научной путаницы и эзотерических проблем. Он интересовался наиболее значительными вопросами из тех, которые ему встречались, т.е. теми, которые открывали широкие перспективы и поле для воображения. Весьма важно, что, действуя таким образом, он фактически приходил, хотя не полностью это осознавая, к построению обобщенной теоретической системы, по крайней мере в одном из главных ее аспектов. Структурная модель общей системы действия в его трудах обладает наибольшей законченностью из всех, которые встречались до этого времени. Следует еще раз подчеркнуть, что общая теория, правильно понимаемая, — это не стерильный диалектический аргумент, но далеко продвинутое следствие интерпретации эмпирических проблем. Изучение работ Макса Вебера ярко показывает, что эмпирические исследования, если они проводятся с размахом и воображением и имеют значение для фундаментальных проблем своего времени, прямо ведут к общей теории, независимо от наличия или отсутствия методологических намерений. Согласованность общей теории и эмпирического знания — °Дин из принципиальных тезисов данного исследования — едва ли может быть продемонстрирован более убедительно.
Замечания о Gemeinschaft и Gesеllschaft105 105 Эти термины отчасти стали уже интернациональными в своей немецкой форме, так что совершенно нет необходимости их переводить. После представления классификации, которая формирует главную исходную точку для приведенного в данной главе анализа видов ориентации действия, в том, что касается интересов, законного порядка и обычая, Вебер приступает к конструированию следующей трехчленной классификации: Kampf (т.е. «борьба» или «конфликт»), Vergemeinschaftung («общинизация») и Vergesellschaftung («социетизация»). Эта классификация представляет первичный базис для следующей системы типов отношений. Приведенный выше анализ не достигает той точки, когда Вебер обращается от непосредственного рассмотрения действия к рассмотрению социальных отношений. При этом то, что имеет важное теоретическое значение для целей нашего рассмотрения, могло бы быть достигнуто и без анализа этой классификации. Существует, однако, аспект, который должен быть кратко объяснен: это аспект социальной системы, который, будучи назван выше видами проявления установок, не сливается с проблемами вкуса, но вторгается в институциональную сферу. Для того чтобы показать его здесь, феномен этот определяется понятием Gemeinschaft, в том виде, как он развит в немецкой социологической литературе, что удобно для нашего рассмотрения. Но еще более удобно обсуждать эти феномены в терминах формулировок Ф. Тенниса, который ввел этот термин и на основании которого Вебер формировал свои собственные понятия. Удобно, следовательно, здесь обратиться не к Веберу, а непосредственно к Теннису. Теннис использует эту дихотомию в качестве основания для классификации социальных отношений. Как Gemeinschaft, так и Gesellschaft представляют собой то, что называют обычно положительными типами социальных отношений, т.е. способами, с помощью которых индивиды строят связи друг с другом. Таким образом, оба эти типа исключают конфликтные элементы. Фактически, как было замечено, Вебер вводит конфликт как третий основной элемент отношений. Но в данном очерке нет необходимости это рассматривать. Gesellschaft — это, по Теннису, тот тип социальных отношений, который описан утилитарной школой социальной мысли. Его содержание, в той личной истории, которая привела Тенниса к его теории, наиболее тесно связано с учением Гоббса, и, по всей видимости, это способствовало оживлению интереса к Гоббсу. Действительно, Гоббс и Маркс могут рассматриваться как авторы, оказавшие своими формулировками большое влияние на это понятие. В дальнейшем такое влияние оказал также сэр Генри Майн своим понятием «контракта» (договора). Основной признак Gesellschaft — это «рациональное осуществление индивидуальных эгоистических интересов». Отношения рассматриваются субъективно как средство, с помощью которого индивид достигает своих целей. Мотив, побуждающий включаться в такие отношения, состоит в том, что они — наиболее эффективное средство для достижения целей, имеющееся в наличии в данной ситуации. Все это предполагает существенное обособление тех частей отношений, которые связаны с собственнной системой целей индивида и его ценностями. По крайней мере в той степени, в которой отношения принимают форму типа Gesellschaft, все части их, кроме прямо названных специфических элементов, иррелевантны для нашего анализа. И в целом система отношений приближается к типу Gesellschaft ровно настолько, насколько ее общие элементы могут фактически игнорироваться. Теннис грубо разделил отношения на такие, которые предполагают равенство (Genossenschaft) и такие, которые включают в себя власть (Herrschaft). Типичные для отношения — отношения обмена и добровольной ассоциации106 с ограниченными целями. 106 В немецкой терминологии — Verein. В случае обмена партнеры действуют как средства для достижения цели каждого из них: «А» может доставить нечто, что желательно для «Б», и наоборот. В ассоциации отношения предполагают наличие некоторых общих целей, но только конкретных и ограниченных. Такие цели могут быть названы общими интересами. Наконец, Gesellschaft принимает форму иерархических отношений соподчинения внутри конкретной ограниченной сферы. Бюрократическая власть, в понимании Вебера, — это как раз такой случай. В каждом из этих трех случаев специфической характеристикой Gesellschaft будет совпадение интересов по отношению к конкретной позитивно определяемой сфере и «компромиссы» интересов партнеров внутри этой сферы. Но все это — лишь смягчение глубочайшего обособления партнеров (акторов), которое по существу остается неизменным. Теннис идет даже дальше, утверждая вслед за Гоббсом, что в рамках отношений типа Gesellshaft всегда остается латентный конфликт, который только маскируется компромиссом внутри некой конкретной ограниченной сферы107. 107 Сходство тённисовской характеристики этого явления с характеристикой Дюркгейма поразительно. Книга Тенниса (1887) предшествовала «Разделению общественного труда» (1893).
Теннис, определяя свое понятие Gesellschaft, не исключает из него полностью институциональные элементы. Напротив, марксистское влияние на его теорию обнаруживается, в частности, и в этом отношении. Компромиссы в Gesellschaft достигаются в рамках правил и не представляют собой соглашений ad hoc в смысле спенсеровских договорных отношений. Но в весьма важном смысле эти институциональные правила являются внешними для тех отношений, о которых мы здесь говорим, т.к. они регулируют их извне. Они создают условия, в соответствии с которыми люди могут входить в отношения обмена или объединяться друг с другом для общей цели, а также подчиняться власти. Таким образом, в теории Тенниса есть важный институциональный элемент — Gesellschaft рассматривается в роли Gemeinschaft. Это не позволяет однозначно причислить Тенниса к утилитарной школе социальной мыс-ди. Но при определении его принадлежности необходимо принять во внимание другой институциональный элемент. В категории Gesellschaft есть элемент, являющийся элементом действия, относительно которого утилитарная точка зрения дает основание видеть в нем главную формулировку тённисовской теории108. Разумеется, Теннис не постулирует, что конечные цели в самом деле случайны. Он просто предполагает, что в той мере, в какой отношения относятся к типу Gesellschaft, другие цели индивидуальных партнеров, помимо тех, которые непосредственно входят в их отношения, могут становиться иррелевантными (с точки зрения включения в эти отношения). Они иррелевантны даже в том случае, когда первичные (по своему значению) ценностные системы партнеров интегрированы. Если человек отправляется в лавку в чужом городе, чтобы произвести покупку, то единственное релевантное его отношение с человеком, стоящим за прилавком, будет охватывать только виды товаров, их цены и т.д. Все другие факты, касающиеся этих двух лиц, могут не приниматься во внимание. Нет даже необходимости знать, имеют ли эти два человека еще какие-нибудь общие интересы, помимо непосредственного обмена. 108 Gemeinschaft и Gesellschaft для него — конкретные типы отношений. Следовательно, промежуточный сектор внутренней цепочки «цели-средства» включается также и в Gemeinschaft, но в другом виде.
На противоположном полюсе общественных отношений Теннис помещает Gemeinschaft. Для характеристики этого типа он использует несколько терминов, из которых мы разберем лишь некоторые. Прежде всего это — отношения солидарности, охватывающие широкую, скорее неопределенную, сферу жизни и интересов. Иначе говоря, это общность судьбы (Schicksal). Можно сказать, что внутри этой сферы отношений партнеры действуют и трактуют друг друга, как если бы они представляли солидарную единицу. Они участвуют в общих успехах и неудачах, не обязательно на равных, поскольку отношения Gemeinschaft органично включает в себя как функциональную, так и иерархическую дифференциацию. Но это специфическая сфера применения коммунистического принципа: «каждому по потребностям, от каждого по способностям». Теннис склонен подчеркивать в этой связи принудительный характер вступления в такие отношения, приводя в пример родителей и детей как типичный случай, контрастирующий с добровольным вступлением в договорные отношения. Это не дает, по-видимому, четкой разделяющей линии,скорее запутывает проблему,поскольку как дружба, так и брак в нашем обществе заключаются, главным образом, на добровольных началах, однако эти связи безусловно относятся к отношениям типа Gemeinschaft. Главный критерий, по-видимому, лежит в другой области, а именно: в том способе, которым можно описать партнеров, имеющих «цели» для вступления в такого рода отношения, или для поддержания их. В случае Gesellschaft это конкретные, ограниченные цели, конкретный обмен благами или услугами, или же какая-то частная непосредственная цель, которая может быть достигнута сообща. В Gemeinschaft так никогда не бывает109. 109 Это, конечно, полярные типы, хотя между ними есть переходная область.
Если можно говорить о "целях", ради которых партнер вступает в отношения, либо ради которых эти отношения существуют, то это уже отношения другого (не общинного) характера. Общинные отношения — это отношения общего неопределенного типа, включающие в себя множество вспомогательных конкретных целей, многие из которых как таковые не осознаются. Если кого-то спрашивают: «Зачем ты женишься?», он, как правило, находит исключительно трудным дать ответ на этот вопрос с обычной целеполагательной точки зрения. Если же, с другой стороны, его спросить, зачем он вошел в этот магазин, он ответит без особых колебаний: «Купить себе сигарет». Но в случае с браком ситуация сложнее: для одного это любовь, другой хотел бы иметь дом, растить детей, не быть одному, иметь «психологическую поддержку», которую дают все эти условия, или комбинация из получения удобств и принятия на себя ответственности за кого-то, кто участвует в поддержании общего дела. По мере вступления в такие отношения на добровольных началах человек дает свое согласие на всю совокупность интересов, включенных во всю эту более или менее определенную сферу жизни. Существует обычно отчетливо осознаваемый минимум вопросов — так, в браке это сексуальные отношения и ведение общего хозяйства. Но даже и это — отношения, определенные не в том же смысле, что конкретные цели партнеров в случае договорных отношений. Разумеется, существует институциональный аспект отношений типа Gemeinschaft, также как и отношений типа Gesellschaft. Но есть и специфические, типичные отличия, по крайней мере в двух важных аспектах. В отношениях типа Gesellschaft партнеры принимают на себя обязательства, в первую очередь моральные, но при необходимости подкрепляемые санкциями. Однако в этом типе отношений обязанности, как правило, ограничены рамками договора, т.е. при вступлении в такие отношения стороны предполагают некоторые конкретные, ясно определенные обязанности110. Любое изменение обязательств возможно лишь в изначально оговоренных рамках. При необходимости таких изменений вся тяжесть доказательства возлагается на того, кто добивается новых обязательств, не очевидных и не предусмотренных первоначальным договором. 110 Отношения типа Gesellschaft никоим образом не ограничиваются только включением мотивов «заинтересованности», рассмотренных в предыдущем изложении.
В Gemeinschaft обязательства, напротив, как правило, неконкретизированы и неограничены. И если они вообще как-то определены, то в очень абстрактных понятиях. Так, в клятве супругов при заключении брака предполагаются обязательства «любить и оберегать друг Друга в богатстве и бедности, в здоровье и в болезни». Это как бы банк обязанностей помогать во всех обстоятельствах, какие только могут возникнуть непредвиденно в течение совместной жизни. Бремя доказательств возлагается на того, кто хотел бы уклониться от обязанности, возникающей в любых таких непредвиденных обстоятельствах. Один из наиболее ярких примеров — уход за больным. На основе договорных отношений человек, как правило, не чувствует себя обязанным брать на себя бремя заботы о своем наемном работнике, или о бизнесмене, с которым он связан, или о клиенте, если кто-то из них заболевает и у него не хватает собственных средств. Если какой-то человек окажет такую помощь, то это будет сделано совсем по другим мотивам, например, ради дружбы или сочувствия, но не потому что такое обязательство входит в деловые отношения. А для члена семьи уход за другим членом семьи есть первая обязанность, даже если объект этого ухода ничего не сделал, чтобы заслужить такое поведение, более того, даже если он лично не пользуется любовью ухаживающего. Хотя обязательства, присущие Gemeinschaft, некон-кретизированы и в указанном выше смысле неограниче-ны, они ограничены в других отношениях. Но это существенно иное ограничение, чем то, которое дано в отношениях типа Gesellschaft. To есть, в итоге тот факт, что некоторое лицо принимает на себя всю совокупность отношений типа Gemeinschaft, определяет согласование их с этическими обязательствами, связанными с другими людьми. Следовательно, требования любого человека ограничиваются здесь возможными требованиями других. Это подразумевает иерархию ценностей и валидность обоснований при отказе удовлетворить требования партнера по отношениям типа Gemeinschaft в силу их несовместимости с более важными обязанностями. Так, муж может отвергнуть требования жены, касающиеся его времени и внимания, поскольку, будучи врачом, он должен был бы в этом случае пренебречь интересами своих пациентов. Но важно, чтобы эти обязательства более высокого порядка были ясно осознаны; в случае Gesellschaft такой подход иррелевантен. Если владелец магазина попытается удержать себе больше, чем ему приходится по счетам, это преступление, независимо от того, что плательщик располагает деньгами в гораздо большем количестве, чем ему необходимо; и несмотря даже на то, что ему, возможно, этот избыток вреден, в то время как владелец магазина «нуждается». Важный момент здесь заключается в том, что отказ покупателя платить больше был бы поддержан моральной санкцией общества без всякого исследования того обстоятельства, что владелец магазина гораздо лучше использовал бы эти деньги, чем покупатель, отказавшийся платить сверх установленной цены. Но то, что невозможно в Gesellschalt, является частью стандарта, принятого в Gemeinschaft. Второе важное институциональное различие отношений типа Gesellschalt и Gemeinschaft заключается в том, к чему прилагаются свойственные этим отношениям институциональные нормы. В отношениях типа Gesellschaft институциональные нормы образуют совокупность возможных правил: если вы вступили в соглашение, вы обязаны честно довести до конца все, что с ним связано. Вы обязаны также оставаться внутри этих отношений в определенных границах, обеспечивая помощь своему партнеру, когда он стремится избежать обмана, ареста и проч., даже если у вас есть возможность и сила выйти их этих отношений. Все эти правила касаются конкретных средств, целей и условий действия или комплексов действий. В отношениях типа Gemeinschaft все обстоит иначе. Здесь существует целая система институционального контроля. Но она не задает какой-то формы действия норм, непосредственно регулирующих конкретные цели, средства и условия действия в рамках этих отношений. Если контроль имеет место, то он находится скорее на периферии социальных отношений. Определенные вещи рассматриваются как неизбежный минимум для того, чтобы такие отношения вообще могли существовать. Так, в случае брака всеобщему осуждению подвергнется та жена, которая не даст своему супругу сексуального доступа к себе, а также супруг, который бросает семью или же отказывает ей в поддержке. Таков нормативный аспект отношений, хотя в действительности подобные случаи вовсе не редкость. Институциональные санкции касаются скорее установок, чем конкретных поступков. Последние расцениваются по преимуществу как проявление таких установок. Это особенно очевидно, если трактовать сплетни как форму социального контроля в таких делах. Мы оцениваем прежде всего установки, такие как «любовь», «уважение», «сыновнее (дочернее) почтение» и т.п. Акты формального запрещения или принуждения в таких случаях являются совершенно несовместимыми с «истинными» нормативно одобряемыми установками; они лишь формально оценивают определенный минимум проявления таких установок. В отношениях типа Gesellschaft подобные установки полностью иррелевантны. Названные отношения регулируются сферой «формальной законности». Date: 2016-05-14; view: 361; Нарушение авторских прав |