Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типы социального действия





Логическим исходным пунктом Вебера является по­нятие действия:

«Действием» (Handeln) мы будем называть любую человеческую установку (attitude) или деятельность (Verhalten) (независимо от того, заключается ли оно во внутренних или внешних актах, терпит ли неудачу акт или достигает успеха), если и поскольку актор или акторы связывают с ним субъективное значение (Sinn)2. Социаль­ное действие — это такое действие, которое, соответ­ственно своему субъективному значению для актора или акторов, имплицитно включает установки и действия дру­гих и в своем развитии ориентировано на них»3. Социо­логия же — это «наука, которая пытается дать интер­претирующее представление (deutend Verstehen) о социальном действии, чтобы с помощью этого представ­ления получить причинное объяснение его развития и результаты»4.

2 Wirtschaft und Gesellschaft, S.I. «Поскольку» предполагает, что он имел дело с абстрактной системой, а не с определенным видом явлений.
3 Ibid.

4 Ibid. В этой главе мы не будем заниматься частным веберовским понятием масштаба социологии (см. гл. XIX). Переводы веберовских текстов, содер­жащиеся в этой главе, сделаны автором.

 

Эти знаменитые и фундаментальные определения Вебера требуют краткого комментария. Ясно, что Вебер прямо связывает понятие действия с субъективным аспектом, поддающимся пониманию (Verstehen). Посколь­ку человеческое «поведение» («behavior»)5 недоступно такому пониманию, исходя из субъективной точки зре­ния актора, то это — не действие, и Вебер не имеет с ним дела при разработке своей систематической социологичес­кой теории. С таким негативным ограничением мы в своей работе соглашаемся. Далее, Вебера интересуют аспекты поведения, поддающиеся осмыслению (understandable), то есть действие, только постольку, поскольку оно реле­вантно причинному объяснению его процесса и резуль­татов. Таким образом, понятие, с которым имеет дело Вебер, — это понятие эмпирической объяснительной на­уки, а не нормативной' или любой другой, родственной ей дисциплины. Наконец, из того, что излагалось в предыдущей главе, совершенно ясно, что он, рассматри­вая Verstehen, не ограничивается только рациональным его видом. Последний играет, как мы увидим, очень важ­ную роль в его схеме, но это только часть ее. Доказатель­ство понимания, говорит он, может быть как рациональ­ным, так и эмоциональным (иногда он говорит — «аффективным»). Мы, например, можем понять вспыш­ку гнева, хотя в терминах ситуации актора она выглядит совершенно иррациональной7.

В любой науке о действии несубъективные процессы и объекты не исключаются из рассмотрения полностью, но занимают в нем свое место в качестве обстоятельства, условия, результата, окружения, способствуещего или препятствующего действию человека8.

5 «Действие* более предпочтительно при переводе веберовского Handeln, так как оно сходно с терминологией Парето и так как оно не вызывает бихевиористских ассоциаций с термином «поведение», которое использу­ет профессор Абель. «Поведение» может использоваться здесь как более широкое понятие.
6 Как он, например, интерпретирует систематическую юриспруденцию.

7 Wirtschaft und Gesellschaft, S. 2.

8 Ibid., S. 3.

 

Возможно, что предметы, которые представляются данному исследова­телю объяснимыми в субъективных терминах, в конечном счете являются результатом действия законов несубъек­тивных систем, т.е. аспект осознания может быть эпифеноменальным. Там, где субъективное объяснение, напри­мер адекватную мотивацию, невозможно обнаружить, там, вероятно, можно отступить от закономерности, которая, как ни велика вероятность ее правильности, все-таки остается неподдающейся интерпретации (unver-stehbar). Мотив — это комплекс значений (Sinn-zusammenenhang), который представляется самому актору или наблюдателю осмысленной (sinnvoll) основой его установки или действия9. Правильная причинная ин­терпретация конкретного действия предполагает, что как внешний ход его, так и мотивы установлены правильно, а также что их связь друг с другом «поддается пониманию» (understandable).

Для настоящих целей необязательно продолжать разбирать веберовское эксплицитное методологическое обоснование понятия действия, поскольку изложенного достаточно для того, чтобы показать, что это — субстан­тивное понятие, с которым мы будем иметь дело на про­тяжении всего нашего исследования. Далее он непосред­ственно переходит к классификации социального и других видов действия, которая является исходным пунк­том в систематически проведенной им дифференциации типов. Приведем соответствующий отрывок полностью10: «Социальное действие, как и любое действие, может быть детерминировано: 1) целерационально (zweckrational) — ожиданиями относительно поведения объектов внешней среды и других лиц, а при помощи этих ожиданий рацио­нальной оценкой и учетом как «условий», так и средств для достижения рациональных целей; 2) ценностнораци-онально (wertrational)11, т.е. благодаря осознанному убеждению в абсолютной (самой по себе) ценности дан­ной линии поведения, совершенно независимо от ре­зультатов и независимо от того, интерпретируется она как этическая, эстетическая, рациональная или какая-либо другая; 3) аффективно12 — эмоционально, благодаря аффектам и состоянию эмоций (feeling); 4) традици­онно — благодаря установившейся практике».


 

10 Ibid., S. 5.
11 Ibid., S. 12. Эти два термина мы сознательно оставили без перевода; адеюсь, что их значение станет ясно в ходе изложения.
12 Affectuell(HeM.).

 

Вебер приводит эти четыре понятия как способы де­терминации действия, оставляя открытым вопрос об их методологическом статусе. То, как он пользуется этими понятиями, приводит нас к общему заключению, что они, по определению, — преимущественно идеальные типы конкретного действия, но, употребляя их в более позднее время, он имеет тенденцию помещать их в другом кон­тексте. Это обстоятельство стало источником многих недоразумений.

Во-первых, различение первых двух, по-видимому, определенно относится к типам конкретного действия. На первый взгляд может показаться, что целерациональ-ность относится скорее к опосредующему звену внутрен­ней цепи, т.к. определение средств — это цель предыду­щего анализа; ценностную рациональность, с другой стороны, следует отнести к элементу конечных целей. Это, однако, не совпадает с веберовскими определения­ми, поскольку каждое из них описывает полный тип дей­ствия, включая как отношение «средства-цель», так и ко­нечные цели. Оба они — понятия идеального типа.

Ключ к пониманию Вебера содержится в различении, которое обсуждает доктор фон Шелтинг13, двух возмож­ных «формальных» типов этической установки, которые Вебер называет «этикой ответственности» (Verant-wortungethik) и «этикой принципа» (Gesinnungethik)14.

13 Schelting von. Max Weber Wissenschaftslehre. У Вебера это есть в «Politik als Beruf» (Weber M. Gesammelte Politische Schriften. Munchen, 1921).

14 Эти термины трудно перевести; может быть, их следует переводить как «этика ответственности» и «этика абсолютной ценности».

 

Целерациональность — нормативный тип действия, ло­гически подразумеваемый первой из вышеупомянутых точек зрения, а ценностная рациональность — второй. Это различение в значительной степени может быть опи­сано так. Актор либо признает множество ценностей и законных путей их достижения, хотя они могут быть и не одинаковы по своему значению, либо он ориентирует все свое действие на одну конкретную ценность, например, спасение души, которая абсолютна в том смысле, что все другие потенциальные ценности получают значение только как средства и условия, могущие помогать или мешать при достижении этой главной ценности15.

В первом случае актору приходится иметь дело не только с выбором средств для данной цели — это общая черта для обоих случаев, но также и с оценкой (взвеши­ванием) ценностей, т.е. конечных целей, сравнением их, а также возможных результатов развития данного дей­ствия, не только по отношению к достижению его не­посредственной или конечной цели, но также (прямо или косвенно) и других целей16. Потребность в объективном знании для человека в этом случае исключительно вели­ка, поскольку, лишь обладая им, он может сознательно принимать решения. Его действие должно направляться к достижению гармонии, к максимализации осуществле­ния ценностей сразу в нескольких областях в соответ­ствии со степенью их важности.


Вебер был, конечно, очень далек от веры в существо­вание такой предустановленной ценностной гармонии, устраняющей конфликты различных потенциальных цен­ностей. Напротив, он излагает трагическую точку зрения на ситуацию, утверждая существование очень глубоких конфликтов между различными возможными сферами ценностей17, особенно акцентируя трагические послед­ствия непредвиденных косвенных результатов действия (Schicksal, die Paradoxie der Folgen).

15 Возможно и иное отношение к другим ценностям: они могут быть несов­местимыми с высшей ценностью, антогонистичны ей, так что указанная установка — это установка бескорыстной моральной враждебности. Так, в религии это долг сражаться с ересью.
16 Wirtschaft und Gesellschaft, S. 13.

17 См.: Religionssoziologie Vol. I, S. 554 — о напряжении (Spannungen) в раци­онализированной религии, возникающем между ценностями. См. также: Weber M. Gesammelte Politische Schriften.

 

Другой способ детерминации действия, названный ценностнорациональным, касается, как было сказано, ситуации действия только как средств и условий для до­стижения какой-то абсолютной ценности. Разумеется, актор обязан преследовать такую абсолютную ценность с тем успехом, какой только возможен, но это не связано с результатом (успехом) его действия. Может ли он до­биться успеха или нет, не ставит вопроса, должен ли он вообще стремиться к достижению своей цели, поскольку нет другой конкурирующей ценности, достижение кото­рой могло бы компенсировать нереализованность первой. Если в объективной ситуации успех невозможен, то ос­тается единственный приемлемый путь — «мучениче­ство». С другой стороны, актор совершенно не ответстве­нен за результат своего действия в том, что касается реализации других ценностей (для себя самого или для других), так как другие ценности просто не принимают­ся в расчет, или, если и принимаются, то рассматривают­ся как опасные конкуренты высшей ценнности18. О ре­зультатах его действия может судить один Бог19, а актор не несет за них ответственности.

18 Основа аскетической практики в мистических религиях.
19 Автор многим обязан личным беседам с доктором фон Шелтингом в уяс­нении этого различения и его отношения к двум типам веберовского раци­онального действия. Доктор фон Шелтинг тем не менее не несет ответствен­ности за изложенную здесь точку зрения. Сходство этого различения с различением, сделанным Парето между скептицизмом и верой, бросается в глаза. Но есть также и существенные различия (см. гл. VII).


 

Следовательно, в терминах, используемых в нашем исследовании, различение двух типов рационального дей­ствия можно рассматривать как основное различение двух полярно противоположных типов систем конечных целей. Существует, разумеется, большое число переход­ных типов между ними, смягчающих жесткость этого противопоставления. Любая иерархия ценностей содер­жит элемент «этики принципа», в то время как противо­положной крайностью является, например, точка зрения, принятая Бенджаменом в знаменитой формуле: «Кнопка и поэзия — одно и то же». В рамках «этики принципа» не только любой индивид, но и любая ценность, если уж она делается таковой, считается «одной-единственной».

Что же касается отношения «средства-цель», то здесь различие заключается не в логическом характере, а ско­рее в степени. Часто рассмотрение отношений средств к целям, существенных для действия целерационального типа, становится в значительной мере иррелевантным на ценностнорациональном полюсе. Но в типах Вебера нет ничего, что так или иначе не согласовывалось бы с выше­описанной схемой структурных элементов рационально­го действия. Его различение пересекается с этим анали­зом структуры, имея дело преимущественно с различиями в типах конкретных систем конечных целей. Мы не станем заниматься критикой этого различения, которое как раз очень полезно, а просто укажем на его отличие от схемы, конструируемой в нашем исследовании20.

20 Действительное словоупотребление Вебера, по-видимому, никак нельзя называть последовательным: Zweckrationalitat часто оказывается абстра­гированным от всяких конечных целей. Но то, что изложено выше, это про­сто более четкое осознание, которое можно извлечь из его дефиниций. Отклонения от них можно интерпретировать как сделанное под логичес­ким нажимом, возникающим в ситуации выявления структуры обобщен­ной системы, а также типов.

 

Даже несмотря на то, что Вебер расщепляет указан­ные два типа, его рациональное действие содержит позитивно определенные нормативные элементы. В отличие от «логического действия» Парето, в этих вебе-ровских понятиях речь идет о гипотетически конкретных завершенных типах. Следовательно, действие включает элемент конечной цели, а также конечных средств и условий. Оно не ограничено видом отношений «средства-цель», как таковым, как это имеет место у Парето (в дан­ной выше интерпретации его понятия). Следовательно, остаточные элементы действия, если они у Вебера суще­ствуют — а они существуют, — рассматриваются спосо­бом, несколько отличным от того, которым рассмат­ривает их Парето. Но дело еще более усложняется тем, что Вебером позитивно определен другой тип норм, су­ществующих наряду с его двумя рациональными типами, а именно — традиционный. Необходимо разобраться с ним, прежде чем переходить к вопросу об остаточных эле­ментах.

Мы уже указывали, что понятие «традиционализм» играет очень большую роль в эмпирических трудах Вебе­ра по социологии. В приведенном выше отрывке он дает только крайне беглое определение: действие обусловлено традиционно «благодаря давно установившейся прак­тике» (durch eingelebte Gewohnheit).

В принципе можно предположить, что традициона­лизм был для Вебера просто выражением психологичес­кого механизма привычки. Но, как бы ни была важна привычка для объяснения механизмов традиционного действия, совершенно очевидно, что такая интерпрета­ция абсолютно неприемлема. Во-первых, пример, широ­ко использованный в предыдущей главе, показывает, что традиционалистическая фиксация не обязательно приме­няется ко всему комплексу действия — этот термин не обозначает полного «автоматизма», а связан с опреде­ленными нормативными аспектами, в данном случае — с фиксированным образом жизни. С другой стороны, по определению, адаптация средств к целям, в этих преде­лах, рациональна. Традиционное действие — это, по-ви­димому, тип полного действия, его традиционность за­ключается в фиксации некоторых существенных ас­пектов, их иммунитете по отношению к рациональному и вообще к критике.

Вебер, однако, дает и более полное определение тра­диционного действия как такового. Он делает дальней­шую конкретизацию более общего понятия традициона­лизма, которая помогает пролить свет на этот вопрос. При разборе понятия законный (легитимный) порядок21 он говорит, что законность порядка может быть призна­на со стороны актора, в частности, за счет традиции. Традиция22, таким образом, служит санкцией того, что оп­ределенно и эксплицитно является нормативным аспек­том социальной системы. В самой же привычке как тако­вой нет абсолютно ничего нормативного.

21 Wirtschaft und Gesellschaft, S. 16. Ниже это понятие будет обсуждаться более обстоятельно, так как оно имеет для нас принципиальное значение.
22 Ibid., S. 19.

 

Это скорее — механизм или конкретная модель действительного пове­дения, а не тот способ, которым человек обязан действо­вать. Кроме того, в принципиально важном разборе ти­пов власти один из трех главных типов легитимной власти — власть традиционная. Определение Вебера следует привести здесь полностью: «Власть можно назвать традиционной, поскольку ее законность покоится на освященности (Heiligkeit) порядка, и эта его освящен-ность, освященность положений власти внутри него, дей­ствует убедительно, поскольку она (власть) приходит из прошлого (существовала всегда)»23.

23 Ibid., S. 130.

 

Для наших целей интересно использование термина «освященность», который комбинируется с законностью при выявлении нормативного аспекта. Привычка как та­ковая никогда не бывает священной. Это явно предпола­гает установку морального долга, которая является цен­тральной в концепции Дюркгейма. Наконец, можно сказать, что Вебер устанавливает тесную связь традици­онализма с символизмом и ритуалом при обсуждении первобытной религии.

Из всего этого можно вполне законно сделать вы­вод, что, во-первых, традиционализм теоретически име­ет мало общего с психологическим понятием привычки; во-вторых, что он связан в первую очередь с норматив­ным аспектом действия. Его теснейшая связь с законно­стью и освященностью устанавливает этот факт вне вся­кого сомнения. Однако углубление в эту проблему теряет смысл, поскольку речь идет не о разборе этих понятий и тесно связанного с ними понятия харизмы. Кажется оче­видным, однако, что традиционализм не является одним из конечных структурных (и других) элементов систем действия. Это понятие сформулировано скорее на опи­сательном уровне. Кроме того, традиционное действие определено как тип, хотя в данном случае трудности, свя­занные с этой процедурой, становятся очевидными даже более, чем в случае двух рациональных типов. В слово­употреблении Вебера традиционализм как общее поня­тие, по-видимому, фигурирует в двух основных контек­стах: 1) как конкретное содержание норм, принятых без какой бы то ни было рациональной критики из прошлого (традиция) и 2) как качество или свойство определенных конкретных действий (традиционализм действия и власти). По-видимому, адекватному описанию всей конкрет­ной системы действия посредством термина «традицион­ный», в его значении, включающем нормы, свойственна трудность, которую следует принять во внимание для того, чтобы понять слово «привычка» в веберовском определении.

Наконец, нужно сказать несколько слов и о катего­рии аффективного действия. Трудности, связанные с этой дефиницией конкретного идеального типа, по-видимому, даже больше, чем при рассмотрении определения «тра­диционного». Очевидно, Вебер имел в виду такие случаи, как вспышка гнева, традиционного, с точки зрения инте­ресов актора, в данной ситуации. Несомненно, что такие случаи имеют место и что можно сконструировать иде­альные типы специфично иррационального действия. Но такие идеальные типы, если их брать на том же уровне, что и два рациональных типа, должны были бы быть определены позитивно. Важно отметить, что веберовское определение здесь, как и при определении «традицион­ного», очень кратко и неточно, что заметно контрасти­рует с тем разбором, который он дает двум рациональ­ным типам. Более того, что еще важнее, Вебер нигде вообще не использует этого понятия позитивно в своих эмпирических работах, в отличие от термина «традицио­нализм».

Отсюда с очевидностью следует вывод, что аффек­тивное действие следует рассматривать как остаточную категорию. Это тем более обоснованно, что Вебер нигде не утверждает, что классификация четырех типов действия является исчерпывающей. Путь, которым он к этому понятию пришел, можно описать так. Реальным исходным пунктом для него, как и для Парето, было понятие рациональности действия. В то же время его методологическая позиция толкала его к формулировке концептуальных типов. Далее, два возможных типа фор­мальной этической установки привели его к различению двух типов рационального действия, каждый из которых мыслился как завершенный, нормативно-идеальный тип.

Очевидно, что традиционные стереотипы некоторых аспектов действия и отношений были эмпирическим фак­том, который он не мог не учитывать в своих конкретных исследованиях. Его методологический подход не позво­лял ему связывать их с обобщенной системой действия, поэтому он просто отмечает их как факт, в конечном счете не сводимый к предыдущим. Поскольку эти стереотипы большей частью оказываются в противоречии с его эм­пирическим словоупотреблением, он пытается встроить их, не всегда удачно, в логически симметричную схему типов действия. Они касаются некоторых нерациональ­ных аспектов действия, которые не являются в то же вре­мя и традиционными. Позитивный подход с ним, по мнению Вебера, был найден в том, что возможность по­нимания не ограничивается сферой рациональности. Аффект доступен наблюдателю, например вспышка гне­ва. Таким образом, этот нерациональный и нетрадицион­ный остаток (residuum) сформулирован как отличитель­ный критерий четвертого типа действия. Мы не будем пытаться излагать здесь далее, как можно обнаружить элементы, входящие в него. Можно только заметить в качестве предостережения, что, в особенности на осно­вании остаточного характера этого понятия, было бы совершенно необоснованно говорить о психологической иррациональности случая вспышки гнева, проявления инстинкта драчливости, также как и отождествить тра­диционализм с привычкой. Психологические элементы могут быть включены в действие, но, разумеется, они не исчерпывают вопрос. Интересно отметить, что такое ис­ключительно важное понятие, как харизма, вообще фи­гурирует в четырех типах действия. Это может помочь нам как-то интерпретировать аффективное действие.

От четырех типов действия Вебер переходит к поня­тию социальных отношений. Они определены как «состо­яние установок» (Sichverhalten) 24 множества лиц, кото­рые, согласно их субъективному пониманию, имеют дело Друг с другом и благодаря этому ориентируются друг на друга.

24 Verhalten и Sichverhalten — это термины, очень трудные для перевода. ♦Установка» — грубое замещение.

 

Социальные отношения, следовательно, большей частью, а может быть, и исключительно заключаются в вероятности того, что при определенных обстоятельствах действие становится предсказуемым, независимо от того, на чем основана эта вероятность»25. Нам нет необходи­мости анализировать здесь это определение. Мы сдела­ем по этому поводу только несколько замечаний. Они ка­саются другой возможности проследить те же факты, включенные в схему действия. По существу, они являют­ся просто способом определить некоторые комплексы действия. Это важно, потому что здесь мы имеем дело с единицей, в терминах которой Вебер потом констатиру­ет большую часть своих более сложных категорий. В ходе конструирования обнаруживается отклонение от стро­гой схемы действия как таковой, хотя это отклонение допускается имплицитно26.

25 Wirtschaft und Gesellschaft, S. 13.

26 Существует важная причина, по которой схема структуры систем дей­ствия у Вебера остается имплицитной.

 

Но при рассмотрении социальных отношений Вебером предполагается существование элементов регуляр­ности в самом действии, и могут быть очень вероятными такие виды действия, которые имеют место для того, что­бы установить те или иные отношения.







Date: 2016-05-14; view: 669; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.023 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию