![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Факторы внешней среды прямого и косвенного воздействия
Управление - совокупность процессов, обеспечивающих поддержание системы в заданном состоянии и (или) перевод ее в новое более жизненное состояние организации путем разработки и реализации целенаправленных воздействий. Менеджмент - область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения целей организации путем рационального использования имеющихся ресурсов. Функция управления выражает содержание (направленность) управленческого воздействия на объект управления, управляемую систему. Комбинация функций лежит в центре системы управления (рисунок 2).
Рисунок 2 - Место категории "функции управления" в управленческом процессе
Специфические законы управления выражают наиболее существенные связи и отношения различных сторон управления между собой и с элементами внешней среды. Эти законы затрагивают те стороны управления, для которых характерно взаимовлияние: когда изменение формы и содержания одной стороны управления вызывает устойчивые и вполне определенные изменения другой. Метод управления - это способы работы с конкретными инструментами, средствами управления, способы реализации функций управления. Методы управления: административные, экономические, социально-психологические. Принципы управления - общие правила, отражающие требования к управлению в определенных условиях общественного развития. Автором первых принципов управления был А.Файоль. Содержание этих принципов представлены в таблице 2.
Концепция менеджмента по Э.М. Короткову /8/ основывается на следующих принципах: а) принцип органичности (эффект целостности) заключается в том, что свойства любой системы зависят от свойств ее элементов, но при этом не определяются полностью этими свойствами. Свойства системы в целом не сводятся к свойствам ее элементов или сумме этих свойств. Система обладает собственными свойствами, не присущими ни одной из ее элементов. Это свойство очень заметно проявляется в таких понятиях, как эффективность и качество управления; б) принцип генетической определенности, который требует при решении любой проблемы в процессе управления подходить с позиций ее происхождения, природы, анализировать ее истоки, и последствия. Менеджер чаще должен задавать себе вопросы "почему?" и "что же дальше?"; в) принцип пространственно-временного существования системы. Он не сводится к пониманию внешней среды как нередко полагают. Все связи, и внутренние и внешние, все элементы существуют в определенных пространственно-временных отношениях, которые влияют на их существование, проявление и функционирование. Это протяженности связей и место элементов системы в этих протяженностях. Проанализируйте структуру системы управления транснациональными корпорациями, изучите динамику коммуникаций при росте и развитии фирмы - и вы получите практическое подтверждение важности этого принципа; г) принцип историчности или этапности, можно сказать, цикличности существования и развития системы. Этот принцип требует учета тенденций развития системы, предвидение подъемов и спадов в этом развитии, готовности к кризисным ситуациям и рискованным решениям, определения особенностей современного этапа существования системы, и не как отделенного от общей тенденции варианта, а как связующего звена предыдущего и последующих этапов; д) принцип условности границ системы. Любая система имеет границу с внешней средой, но эта граница имеет условный характер. При этом целостность системы не исчезает. Просто она включается в другую систему, более высокого порядка или больших масштабов. Этот принцип можно назвать "принципом матрешки". В управлении он проявляется в потребности управлять не только внутренними процессами функционирования системы, но, насколько это возможно, и внешними процессами. Именно в таком смысле говорят, что маркетинг -это управление процессами продвижения товаров на рынке. Конечно, внешнее и внутреннее управление различны по методам управления, и по функциям, и по целям. Видеть их различие и связь -очень важная проблема в методологии практического управления; е) принцип разделения системообразующих и системоразрушающих, их флуктуации, т. е. взаимопереходов, взаимодействия. В функционировании и развитии любой системы объективно существуют и те, и другие факторы. Нельзя построить эффективное управление без соответствующей оценки и понимания этих факторов; ж) принцип соотносительности. Его содержание заключается в том, что для любой системы необходимо определенное соотношение ее элементов и частей. Это соотношение может меняться, в определенных пределах оно нормативно задано. В управлении большое значение имеют оценки социально-структурных соотношений, соотношений технических средств, видов информации, затрат времени и пр.; и) принцип коммуникативности заключается в том, что объект управления- социально-экономическая система существует благодаря связям социально-информационного характера. Коммуникации между людьми в процессах их совместной деятельности определяет функционирование и развитие системы. Принципы системного подхода должны занимать центральное место в методологии управления, служить связующим звеном методологии и организации управления. Модель управления Модель - продукт моделирования, то есть процесса, в котором "участвуют" объект моделирования (оригинал) и субъект (тот, кто это моделирование непосредственно осуществляет). Под моделью управления понимается теоретически выстроенная совокупность представлений о том, как выглядит система управления, как она воздействует на объект управления, как адаптируется к изменениям во внешней среде, чтобы управляемая организация могла добиваться поставленных целей, устойчиво развиваться и обеспечивать свою жизнеспособность. Она включает в себя базовые принципы менеджмента, стратегическое видение, целевые установки и задачи, совместно вырабатываемые ценности, структуру и порядок взаимодействия ее элементов, организационную культуру, аналитический мониторинг и контроль за ситуацией, движущие силы развития и мотивационную политику. Выделяют следующие основные модели управления:
Модель, отвечающая российским традициям и культуре должна органически сочетать в себе основы национального опыта с передовой управленческой теорией и практикой, выработанных и испытанных при решении аналогичных социально-экономических задач в передовых странах мира. Слепое копирование - и опасно, и неэффективно.
Виды менеджмента - специальные области управленческой деятельности, связанные с решением определенных задач менеджмента. Общий или генеральный менеджмент - заключается в управлении деятельностью организации в целом или ее самостоятельных хозяйственных звеньев (профит-центров). Функциональный (специальный) менеджмент заключается в управлении определенными сферами деятельности организации или ее звеньев (управление маркетингом, инновациями, персоналом:) В любой организации общий и функциональный менеджмент (генералисты и специалисты) существуют в органическом единстве, составляя целостную систему менеджмента. Их отношение и сочетание определяют превалирующий тип формальной структуры организации. Виды менеджмента определяются объектами управления в компании (рисунок 3).
Рисунок 3 - Объекты менеджмента
Административный менеджмент - это разработка и принятие управленческих решений, распределение заданий между исполнителями и контроль их выполнения. Инновационный (НТ) менеджмент - это организация и управление исследованиями, разработкой, освоением и распределением нововведений в соответствии с перспективными целями, НТ потенциалом организации и результатами маркетинговых исследований. Производственный менеджмент - это организация и управление поставками материальных ресурсов, производством и его подготовкой с целью соблюдения установленной технологии и требований к качеству продукции. Менеджмент персонала (морально - этический) - это организация подбора, обучения, расстановки, оценки и стимулирования персонала, а также создание благоприятного климата в коллективе. Экологический менеджмент - организация предупреждения, недопущения и установления последствий вредных воздействий производства на окружающую среду. Инвестиционный менеджмент - это деятельность по выявлению наиболее приоритетных направлений вложения капитала или покупки собственности для извлечения доходов и др. выгод на основе финансовых расчетов эффективности проектов. Творческий (креативный) менеджмент - это деятельность, основанная на стремлении реализовать опыт, знания, идеи, посредством организации НИОКР, производства, маркетинга. Стратегический менеджмент - это обоснование и выбор перспективных целей и развития предприятия, повышение его конкурентоспособности, закрепление целей в долгосрочных планах, разработка целевых программ, обеспечивающих достижение намеченных целей. Антикризисное управление - деятельность по выявлению основных причин кризисных ситуаций в ходе функционирования хозяйственного субъекта, рисков, определяемых этими причинами и возможностей устранения или минимизации их воздействия с целью восстановления высоких темпов производства и развития на основе: а) внедрения новых технологий; б) анализа деятельности всех структурных подразделений; в) обновление основного капитала предприятия Перечень факторов внешней среды организации приведен в предыдущем характере. Здесь уместно дать их классификацию и краткую характеристику каждого фактора. К факторам прямого воздействия относятся: Обеспеченность ресурсами. Фактически под этим фактором понимаются, как правило, три вида обеспеченности ресурсами - трудовыми, материальными и финансовыми. Сельскохозяйственное производство располагается в районах, традиционно испытывающих дефицит трудовых ресурсов - как по количественным, так и по качественным параметрам. Разумеется, это обстоятельство существенно сдерживает развитие и расширение сельскохозяйственных предприятий. Само предприятие может влиять на этот фактор весьма слабо - наиболее эффективно работающие хозяйства могут привлекать дополнительных работников на условиях, более выгодных, чем в среднем по региону или отрасли. В условиях сворачивания производства в различных отраслях (в том числе и в аграрном секторе), обусловленном неудачными рыночными реформами последних лет, в ряде регионов наблюдается избыток рабочей силы. Обеспеченность материальными ресурсами также безусловно непосредственно влияет на управляемую и управляющую системы предприятий. Если избыток материально-производственных запасов, приводящий к иммобилизации оборотных средств, можно каким-то образом урегулировать, то недостаток материальных ресурсов, возникающий в процессе текущей деятельности или мероприятий по расширению производства может создать весьма серьезные проблемы. Решение этих проблем может быть связано с существенными финансовыми расходами (вследствие резкого увеличения транспортно-заготовительных расходов), которые в свою очередь, могут поставить под сомнение выполнение принятых управленческих решений. Обеспеченность финансовыми ресурсами является наиболее сложной проблемой, возникающей в деятельности предприятий любых отраслей и организационно-правовых форм. При расширении деятельности или выполнении иных управленческих решений, требующих дополнительных расходов, самой актуальной становится проблема поиска источников дополнительных финансовых ресурсов. В связи с тем, что в сельской местности банковская сеть распространена слабо, рассчитывать на банковский кредит можно далеко не всегда. Привлечение займов предполагает наличие других предприятий (промышленных или торговых), которые располагают временно свободными денежными средствами. В большинстве населенных пунктов, расположенных в сельской местности, градообразующим является сельскохозяйственное производство. Следовательно, и этот источник доступен далеко не всегда. С другой стороны, может возникнуть проблема использования временно свободных денежных средств, которыми располагает сельскохозяйственное предприятие. Расширение производства может быть ограничено дефицитом других видов ресурсов (в первую очередь, земли и трудовых ресурсов). Деятельность государства, территориальных и отраслевых органов управления. На практике действие этого фактора на состояние предприятия как системы заключается в налоговое политике государства и иных органов управления, участвующих в формировании налоговых законов. Кроме того, в даже самых развитых странах широко используется государственная поддержка сельскохозяйственных предприятий - посредством выделения трансфертов, установления льготной для аграрного сектора, ценовой политики и т.п.. Предоставление налоговых льгот отдельным хозяйствующим субъектам запрещено законодательством, а меры государственной поддержки разрабатываются в разрезе территорий и отраслей, но не отдельных предприятий. Эти обстоятельства практически исключают обратную связь между предприятием и данным фактором. Но состояние законодательной и нормативной базы необходимо постоянно отслеживать, а при выработке и принятии управленческих решений учитывать их изменения и перспективы развития. Деятельность профессиональных союзов. В современных условиях действие данного фактора в сельском хозяйстве почти не ощущается. Это связано прежде всего с недостаточной организацией деятельности профсоюзов (как на уровне предприятий, так и в государственном масштабе). Весьма ограничены возможности воздействия профсоюзов на состояние взаимоотношений между работниками и работодателями. Действия конкурентов. Несмотря на то, что данный фактор относится к внешним факторам прямого воздействия, именно он наиболее подвержен изменениям в ответ на действия предприятия. Действия конкурентов могут обуславливать как позитивные, так и негативные тенденции. В первом случае предполагается, что конкуренты работают хуже, чем данное предприятие - выпускают продукции более низкого качества, устанавливают на нее более высокие цены, устанавливают уровень оплаты труда работников ниже общеотраслевого и т.п. При этом действия менеджера должны быть направлены на изучение чужих ошибок с целью предотвращения их допущения на своем предприятии, и усиления действия позитивных тенденций, которые выгодно отличают предприятие от конкурентов. Поведение потребителей (соотношение между спросом и предложением на продукцию предприятия). Данный фактор в большой степени обуславливается рядом других факторов - эластичностью спроса на продукцию сельскохозяйственного предприятия, наличием аналогичных товаров на данном сегменте рынка, платежеспособностью населения. Поведение потребителей непосредственно влияет на состояние предприятия. К факторам косвенного воздействия относятся: Достижения научно-технического прогресса. Наличие достижений в научно-технической сфере (появление новых, более производительных видов сельскохозяйственной техники и оборудования, элитных видов семян, более качественных удобрений и т.п.) еще не означает улучшение финансового состояния предприятия. Для этого необходим комплекс мероприятий по обоснованию внедрения этих достижений. В данном случае должен максимально использоваться инновационный потенциал менеджмента. Политическая обстановка и состояние экономики в стране и в мире. Эти два фактора, как правило, являются взаимосвязанными. Каждый из них (вместе или обособленно) может существенно влиять на результаты деятельности сельскохозяйственного предприятия (например, обострение обстановки на Ближнем Востоке ведет к росту цен на нефть и нефтепродукты на мировых рынках; в свою очередь это обстоятельство приводит к росту экспорта нефти из страны и, как следствие, рост цен на нефтепродукты на внутренних рынках; высокие цены на горюче-смазочные материалы отрицательно воздействуют на уровень издержек предприятия и на рентабельность производства). Нивелирование влияния этих факторов на уровне предприятия практически невозможно. Поэтому усилия менеджера в данном случае должны быть направлены на поиск других факторов (прежде всего прямого воздействия), которые могли бы положительно повлиять на финансовое состояние предприятия.
11. Место категории «функции управления» в управленческом процессе Возникновение функций управления - результат кооперации и разделения у правленческого труда, позволивший существенно увеличить его продуктивность. Степень разделения общественного труда всегда являлась ведущим фактором развития общества. «Величайший прогресс в развитии производительной силы труда и значительная доля искусства, умения и сообразительности, с каким он направляется и прилагается, - писал в свое время А. Смит, - явились. следствием разделения труда». Для простого труда было достаточно общего управления. Однако в процессе развития производства простое кооперированное звено специализируется, что создает условия и предпосылки для выделения специализированных видов управленческой деятельности - функций управления. Такая специализация создает условия для осуществления управленческой деятельности более квалифицированно и более эффективно. Один из первых исследователей функций управления, не дал четкого определения функции управления - Файоль А. выделил следующие из них: предвидение, планирование, организацию, координацию, контроль. В американской школе управления наиболее распространено признание четырех основных функций управления, к которым относятся: планирование, организация, стимулирование, контроль. Российская школа управления выделяет следующие основные функции: целеполагание, анализ, прогнозирование, планирование, организацию, координацию, мотивацию, учет и контроль, коммуникацию, принятие решений Основные функции управления и средства воздействия
Date: 2016-05-14; view: 672; Нарушение авторских прав |