Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Место и роль методов в управленческой деятельности





В научной литературе по-разному трактуются методы управлен­ской деятельности, но если обобщить высказанные по этому поводу суждения, то нетрудно прийти к выводу, что в общем под методами управленческой деятельности подразумеваются спосо­бы и приемы анализа и оценки управленческих ситуаций, исполь­зования правовых и организационных форм, воздействия на созна­ние и поведение людей в управляемых общественных процессах отношениях и связях.

Особенностью этих методов является то, что они применяются в процессах управления, по поручению государства, т.е. официаль­но, а также в установленном порядке (процедуре). Они должны от­вечать определенным требованиям: обладать способностью форми­ровать и обеспечивать реализацию управляющих воздействий, быть разнообразными и приспособленными к использованию в управле­нии, быть реальными и гибкими.

Имеются различные классификации методов управленческой де­ятельности. Достаточным представляется разделение их на следу­ющие две группы:

а) методы функционирования органов государственной власти и
местного самоуправления;

б) методы обеспечения реализации целей и функций государ­ственного управления.

Методы функционирования органов государственной власти и местного самоуправления охватывают способы, приемы, действия лиц, вовлеченных в процессы государственного управления, кото­рые связаны с подготовкой и реализацией управленческих реше­ний, а также осуществлением правовой и организационной государ­ственно-управленческой деятельности.

Как уже не раз отмечалось, главной проблемой государственного управления в целом и практической деятельности по формирова­нию и реализации его многогранных проявлений в частности вы­ступает проблема обусловленности, обоснованности и эффективно­сти всех управленческих функций, организационных структур, форм, методов и стадий управленческой деятельности. Ее решению и подчинены методы первой группы.

Так, при подготовке управленческих решений используются сле­дующие способы и приемы действий: изучение конкретных управ­ленческих ситуаций на местах, в управляемых объектах; теорети­ческое осознание существа управленческой проблемы; ознакомление с имеющимся опытом решения подобной управленческой зада­чи; составление информационных записок, докладных и справок; анализ статистических материалов; обоснование различных аль­тернатив решения проблемы в условиях ограничения или возмож­ного изменения ресурсов и др., смысл которых сводится к тому, чтобы возможно точнее отразить управляемый процесс и сблизить управленческое решение с управленческими потребностями в нем. Здесь многие методы берутся из праксеологии — научного знания о совершенной деятельности

В последние десятилетия в управленческую деятельность все ча­ще входят методы, взятые из научного познания. Это математи­ческое программирование, вероятностно-статистические методы, системный и функциональный анализы; методы теории стратеги­ческих игр и статистической теории принятия решений; экономико-статистическое моделирование; методы прогнозирования, социаль­ного экспериментирования; графические; теории очередей или тео­рии массового обслуживания и многие другие из арсенала естественных, общественных и точных наук. Сегодня инструмен­тарий научной методологии исключительно обширен, богат и по­стоянно развивается. Управленческая деятельность в своей массе все еще далека от него, весьма робко реализует его возможности. Но если прогнозировать уровень сложности управленческой дея­тельности в XXI веке, то можно полагать, что без освоения научной методологии (во всем ее многообразии) государственному управле­нию не справиться со своими проблемами.

Большая группа методов функционирования органов государ­ственной власти и местного самоуправления связана с правовой и организационной государственно-управленческой деятельностью. Особый характер имеют методы работы с информацией, методы правотворческой, оперативно-исполнительной и правоохранной Деятельности, методы подготовки и проведения организационных мероприятий, методы отбора и развития управленческих кадров, методы исполнения и контроля и т.д. К примеру, при осуществле­нии управленческой функции контроля применяются методы предварительного, текущего и последующего контроля, общей и выборочной проверки, документальной и фактической ревизии и др. В общем, с одной стороны, в ведении структур государствен­ного управления находится много методов, которые позволяют им надлежащим образом функционировать, но, с другой, постоянно ощущается слабость, инертность в деле рационального и эффектив­ного их использования.

Управление есть взаимодействие людей, поэтому в нем важное значение принадлежит приемам, способам, операциям стимулиро­вания, активизации и направления деятельности человека со стороны государственных органов и должностных лиц. По аспек­там влияния на интересы и мотивы поведения человека и соответ­ственно по содержанию методы обеспечения реализации целей и функций государственного управления можно подразделить на мо­рально-этические, социально-политические, экономические и ад­министративные.

 

 

5.​ Классификация методов управления по различным критериям.

 

Методы классифицируются по различным критериям (признакам):

· по масштабам применения – общие, относимые ко всей системе, и особенные, обращенные к отдельным составным частям этой системы или, наоборот, к внешней среде и ее субъектам, включая потребителей, посредников, конкурентов и др.;

· по отраслям и сферам применения – в государственном управлении, бизнесе, торговле, промышленности и др.;

· по уровню обобщения управленческих знаний – методы теории и практики управления;

· по управленческим функциям, которые эти методы позволяют осуществлять: методы анализа, планирования, мотивации, контроля и т. д.;

· по конкретным объектам управления и характеру ситуации, проблеме, которую необходимо решить, и др.

В отношении последнего из упомянутых критериев разнообразие ме­тодов особенно велико. Существуют методы инновационного менеджмента, риск-менеджмента, антикризисного, финансового менеджмента, управления производством, сбытом (включая логистику), коммуникациями, качеством, занятостью, персоналом, знаниями, проектами, малыми и крупными предприятиями, а также методы управления бизнес-процессами, методы управления взаимодействием бизнес-структур меж­ду собой и с клиентами и др.

Традиционно методы менеджмента по характеру воздействия классифицируются:

· на административные (организационно-распорядительные);

· экономические;

· социально-психологические.

Административные методы. Методы административного воздействия опираются на власть руководителя и представляют собой, по существу, методы властной мотивации, достигаемые реальным принуждением или возможностью принуждения и описывающие с той или иной степенью детальности процедуры получения требуемого результата.

Экономические методы. Экономические методы основываются на использовании экономических стимулов, предусматривающих заинтересованность и ответственность уп­равленческих работников за последствия принимаемых решений и побуждающих работников добиваться инициативного осуществления поставленных задач без специальных на то распоряжений.

Социально-психологические методы. Сущность социально-пси­хо­ло­ги­ческих методов состоит в том, чтобы путем воздействия на неэкономические интересы работников и экономических контрагентов задействовать эффективный механизм работы.

В управлении широко применяются общенаучные методы: наблюдение, эксперимент, анализ, синтез, дедукция и индукция, сравнение, оценка, диалектика, системный и комплексный подходы, другие методы из арсенала философии, логики и методологии науки.

В управлении применяются методы многих конкретных наук. Среди них прежде всего надо отметить математические методы: сетевую оптимизацию, линейное программирование, управление запасами, метод анализа иерархий, методы прогнозирования, методы теории вероятностей. Активно используются методы самостоятельных наук: экономики, социологии, психологии, статистики и др.

Особого внимания заслуживают методы педагогики, обучения, образования, менеджмента знаний. Среди них выделяются методы поиска, обработки и анализа информации, освоения материала и представления результатов. К этой категории относятся, в частности, методы мозгового штурма (мозговой атаки), фокус-групп, деловых и ситуационных игр.

 

Date: 2016-05-14; view: 1458; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию