Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Инструментом в работе психолога-консультанта является не только определённый метод воздействия, теоретические знания в области консультирования, но и сама личность психолога





Личностные качества консультанта являются столь же (или даже более) важными, как и специальные знания, умения, навыки [5,41].

Если консультанты не разобрались в своих (и своих клиентов) личностных ценностях, плохо представляют свою этическую и юридическую ответственность, они могут нанести вред своим клиентам, несмотря на самые благие намерения [5, 58]. В связи с этим актуальным является изучение качеств личности, которые отражают некомпетентность психологов. Будущие психологи часто поступают в ВУЗ с целью разобраться в своих трудностях, а это приводит к дальнейшим проблемам в профессии.

Часть студентов, которых привлекает профессия консультанта, как оказывается, сами имеют серьёзные личностные и адаптационные проблемы [5,40]. Гай (Guy, 1987) приводит примеры нездоровой мотивировки выбора профессии консультирования:

  • Эмоциональное расстройство. Отдельные люди могут выбирать профессию консультанта потому, что сами страдают от незалеченной душевной травмы.
  • Подражание кому-либо. Люди, которые проживают события чужой жизни, а не своей собственной.
  • Одиночество и изолированность. Люди, не имеющие друзей, могут пытаться найти их в практике консультирования.
  • Желание власти. Люди могут пытаться преодолеть ощущение страха и беспомощности в собственной жизни через осознание власти над другими.
  • Потребность в любви. Человек может страдать нарциссизмом и претенциозностью и верить, что все проблемы могут быть решены с помощью проявления любви и привязанности.
  • Замещение недовольства. У людей может сохраняться неснятое чувство крайнего раздражения, и они могут пытаться дать выход своим мыслям и чувствам в девиантном поведении своих клиентов [5,40].

Обозначенные мотивы, как правило, являются у будущих психологов неосознанными, однако личная терапия влияет на прорабатывание качеств, снижающих эффективность деятельности, что в дальнейшем снижает риск причинения вреда клиенту.

Но в программах обучения в России личная терапия, как элемент обучения будущих психологов или тем более психотерапевтов, не включена в их профессиональную подготовку. По нашему мнению, это является важным упущением, поскольку многие психологи после окончания обучения и получения диплома специалиста (бакалавра, магистра) начинают практику в области психологического консультирования (психотерапии) [9, 194].

В зарубежной психологии и психотерапии описанию личности специалиста посвящены многие исследования. Личность психолога-консультанта рассматривается почти во всех теоретических системах как важнейшее и необходимое условие профессиональной деятельности [8, 87].

Фостер (Foster, 1996) и Гай (Guy, 1987) разработали ряд позитивных факторов, которые побуждают человека выбирать профессию консультанта и способствуют его профессиональной пригодности [5, 41]. Однако этот список не является окончательным. На основании данных Фостер (Foster, 1996) и Гай (Guy, 1987) нами были разработаны качества, которые отражают низкий уровень профессионализма психолога-консультанта.

Таблица 1.

Позитивные и негативные факторы, отражающие качества личности психолога-консультанта.

Позитивные факторы (Foster, 1996), (Guy, 1987) Негативные факторы
Любознательность и пытливость. Люди с такими качествами способны проявлять естественный интерес к другим. Безразличие по отношению к окружающему миру. Интерес к окружающим минимален. Формализм. Реакция игнорирования переживаний клиента.
Способность выслушивать. Умение использовать слушание в качестве стимулирующего фактора. Несформированность навыков активного слушания. Консультант часто перебивает клиента, затрудняет процесс формулирования и выражения переживаний клиентов.
Легкость в поддержании разговора. Способность получать удовольствие от словесного обмена. Трудности в поддержание разговора. Отсутствие удовольствия от ведения диалога с клиентом.
Эмпатия и понимание. Умение поставить себя на место другого человека, даже человека противоположного пола или принадлежащего другой культуре. Низкий уровень эмпатии. Трудности в понимании картины мира другого, понимании его чувств, переживаний.
Эмоциональность. Эмоциональные люди свободно проявляют разнообразные чувства, от гнева до радости. Алекситимия. Трудности в выражении и понимании собственных чувств. Склонность к подавлению и игнорированию собственных чувств. В проявлении своего аффекта реагирует спонтанно. Отсутствие способности к «контейнированию» чувств клиента.
Интроспекция. Способность видеть или чувствовать свое внутреннее состояние. Низкий уровень самонаблюдения, саморефлексии. Чрезмерная экстравертированность.
Способность к самопожертвованию. Готовность отложить собственные дела, чтобы выслушать другого или побеспокоиться в первую очередь о проблемах других людей. Эгоцентризм, нарциссизм. Склонность ставить свои потребности выше потребностей другого, игнорирование потребностей другого человека.
Толерантность к близким отношениям. Способность поддерживать эмоциональную близость. Страх эмоциональной близости. Неспособность устанавливать близкие эмоциональные контакты.
Комфорт в отношениях с властью. Способность признавать власть, сохраняя определенную степень независимости. Способность к доминированию, авторитарности, подавлению другого, проявлению власти по отношению к клиенту. Тенденция к формированию зависимого поведения у клиента (зависимость от консультанта).
Чувство юмора. Умение воспринимать неоднозначные стороны жизненных событий и видеть смешное в них. Чувства собственной важности, гордость. Негибкость мышления, пессимизм. Отсутствие эмоционального здоровья. Наличие психических расстройств.

Негативные факторы, отражающие качества личности психолога-консультанта, приводят к формированию дисфункциональных отношений с клиентом, которые не позволяют проработать запрос клиента, а лишь усиливают дезадаптацию.


Важным аспектом деятельности психолога-консультанта является готовность к труду, что отражает определённый уровень социальной зрелости личности [7, 62]. Только зрелая личность, обладающая социальной ответственностью, может помочь реализовать ресурсы клиента в отношениях с окружающими.

Таким образом, личностные качества психолога-консультанта, отражающие низкий уровень профессионализма, являются серьёзным затруднением в работе. Предупреждающим фактором на пути к формированию неквалифицированных специалистов является профессиональный отбор будущих студентов-психологов.

 

40. Этические принципы в психологическом консультировании.

Консультант, как и другие профессионалы, несет этическую ответственность и имеет обязательства. Прежде всего, он ответственен перед клиентом. Однако клиент и консультант находятся не в вакууме, а в системе разнообразных отношений, поэтому консультант ответственен и перед членами семьи клиента, перед организацией, в которой работает, вообще перед общественностью и, наконец, перед своей профессией. Такая ответственность и обусловливает особую важность этических принципов в психологическом консультировании и психотерапии. Вот почему во всех странах создаются кодексы профессиональной этики, регламентирующие профессиональную деятельность психотерапевта и консультанта-психолога.
Однако консультанту не так просто, безусловно, следовать правилам этики по, достаточно объективным причинам:
1.Трудно соблюдать стандарты установленного поведения в огромном разнообразии ситуаций консультирования, ведь каждый консультативный контакт уникален.
2. Большинство консультантов практикуют в определенных учреждениях (клиниках, центрах, школах, частных службах и пр.). Ценностная ориентация этих организаций может не вполне совпадать с этическими требованиями к консультанту. В таких случаях консультант оказывается перед сложным выбором.
3. Консультант нередко попадает в этически противоречивые ситуации, когда, придерживаясь требований одной нормы, он нарушает другую. Таким образом, в случае любого выбора не соблюдается кодекс этики.
Вообще этические дилеммы в значительно большей мере, чем прямые нарушения кодекса этики, помогают понять ограниченность этических кодексов при решении возникающих в консультировании проблем. Возьмем, к примеру, преамбулу новейшего этического кодекса (1990) Американской ассоциации психологов:
"Психологи уважают и ценят достоинство личности и стремятся обеспечить и защитить основные права человека. Они обязаны накапливать сведения о поведении людей, понимании людьми друг друга, самопонимании и применять эти сведения для обеспечения благосостояния общества".
Однако в работе, например, с клиентами, имеющими суицидные намерения, трудно полностью придерживаться данных принципов. Если стараться обеспечить безопасность клиента, то трудно не нарушить его автономию, право на свободное самоопределение, а следовательно, не посягнуть на его личностное достоинство и ценности. С другой стороны, если ничего не делать и охранять автономию клиента, возникнет угроза его благополучию и даже жизни. Противоречивость этических проблем вынуждает периодически изменять этические кодексы. Американская ассоциация психологов, в которой подход к этическим вопросам, пожалуй, наиболее структурирован, за последние тридцать лет трижды исправляла кодекс профессиональной этики. Поправки естественно отражают изменения в обществе, но все же, как правило, обусловлены трудностью соблюдения этических норм. Первое требование к консультанту предъявляется уже в начале процесса консультирования. Решение клиента заключить "консультативный контракт" должно быть вполне осознанным, поэтому консультант обязан во время первой встречи предоставить клиенту максимум информации о процессе консультирования:
- об основных целях консультирования;
- о своей квалификации;
- об оплате за консультирование;
- о приблизительной продолжительности консультирования;
- о целесообразности консультирования;
- о риске временного ухудшения состояния в процессе консультирования;
- о границах конфиденциальности.
Консультант обязан правильно оценивать уровень и пределы своей профессиональной компетентности. Он не должен вселять в клиента надежду на помощь, которую не в силах оказать. В консультировании недопустимо применение недостаточно освоенных диагностических и терапевтических процедур. Консультативные встречи с клиентами ни в коем случае нельзя использовать для испытания каких-либо методов или техник консультирования. Если консультант в отдельных случаях чувствует, что недостаточно компетентен, он обязан консультироваться с более опытными коллегами и совершенствоваться под их руководством.
Консультант обязан предоставить, как уже упоминалось, исчерпывающую информацию об условиях консультирования. Очень важно заранее согласовать с клиентом возможность аудио и видеозаписи консультативных бесед и наблюдения третьим лицом через зеркало одностороннего видения. Недопустимо использование таких процедур без согласия клиента. Эти процедуры могут быть важны для консультанта в педагогических и исследовательских целях, а также полезны клиенту для оценки динамики его проблем и эффективности консультирования. Иногда контролирующая квалификацию консультанта инстанция требует представить подробную информацию о конкретном случае. Сопротивление некоторых неуверенных в себе консультантов процедурам наблюдения или записи бесед якобы из стремления сохранить конфиденциальность и оградить клиента на самом деле выражает их собственную тревожность и дискомфорт.



41. Явления «профессионального выгорания» психолога-консультанта.

Понятие «синдром профессионального сгорания» означает конкретные изменения отношения специалиста к предмету профессиональной деятельности и к самому себе, проявляющиеся в следующем:

· эмоциональное истощение, чувство личной несостоятельности, краха;

· нежелание работать, потеря квалификации, смена профессии, усталость, подмена продуктивной работы формальным исполнением своих обязанностей;

· сомнения в необходимости и полезности своей специальности для общества: «Это никому не нужно, и все усилия бесполезны».

Научный и практический интерес к синдрому выгорания обусловлен тем, что этот синдром – непосредственное проявление всёвозрастающих проблем, связанных с самочувствием работников, эффективностью их труда и стабильностью деловой жизни организации.

В зарубежной литературе синдром выгорания обозначают термином burnout (англ.) – “сгорание”, “выгорание”, “затухание горения”. Впервые этот термин предложил Х. Дж. Фройденбергер (1974)[1] для описания деморализации, разочарования и крайней усталости, которые он наблюдал у работников психиатрических учреждений [4. С. 31].

Синдром выгорания относится к числу феноменов личностной деформации. Выгорание развивается у тех, кто по роду своей деятельности должен много общаться с другими людьми, причём, когда от качества коммуникации зависит результат деятельности. Установлено, что особенно часто синдром выгорания развивается у специалистов «помогающих» профессий, к которым относятся психологи-консультанты.

Синдром профессионального выгорания это неблагоприятная реакция на рабочие стрессы, включающая в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты. По мере того как усугубляются последствия рабочих стрессов, истощаются моральные и физические силы человека, он становится менее энергичным, ухудшается его здоровье. Истощение ведёт к уменьшению контактов с окружающими, а это, в свою очередь, – к обострённому переживанию одиночества. У «сгоревших» на работе людей снижается трудовая мотивация, развивается безразличие к работе, ухудшаются качество и производительность труда.

Выделяют, как уже было отмечено выше, 3 ключевых признака синдрома выгорания:

1. Предельное истощение;

2. Отстраненность от клиентов (пациентов, учеников) и от работы;

3. Ощущение неэффективности и недостаточности своих достижений.

Развитию синдрома профессионального выгорания предшествует период повышенной активности, когда человек полностью замотивирован и поглощен работой, вследствие чего он отказывается от потребностей, с ней не связанных, забывает о собственных нуждах.

Затем наступает первый признак – истощение, проявляющееся как чувство перенапряжения и исчерпания эмоциональных и физических ресурсов, чувство усталости, не проходящее после ночного сна. После периода отдыха (выходные, отпуск) данные проявления уменьшаются, однако по возвращении в прежнюю рабочую ситуацию, как правило, вновь возобновляются.

Вторым признаком синдрома профессионального выгорания является личностная отстраненность. Она проявляется у профессионалов в виде попытки справиться с эмоциональными стрессорами на работе посредством снижения своего сострадания к клиенту через эмоциональное отстранение от него. При сильно выраженном проявлении признака отстранённости человека почти ничего не волнует из профессиональной деятельности, почти ничто не вызывает эмоционального отклика – ни положительные обстоятельства, ни отрицательные. Утрачивается интерес к клиенту, он начинает восприниматься консультантом индифферентно: в результате формируется ядро профессиональной деформации телефонного консультанта.

Третьим признаком СПВ является ощущение утраты собственной эффективности или падение самооценки. Сотрудник не видит перспектив для продолжения своей профессиональной деятельности, снижается его удовлетворение работой, утрачивается вера в свои профессиональные возможности.

Выделяют пять ключевых групп симптомов, характерных для СПВ [2. С. 90]:

1. Физические симптомы: усталость, физическое утомление, истощение, уменьшенный или увеличенный вес, недостаточный сон, бессонница, плохое общее состояние здоровья (в том числе по ощущениям), затрудненное дыхание, отдышка, тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожание, гипертензия (повышенное давление), язвы, нарывы, сердечные болезни.

2. Эмоциональные симптомы: недостаток эмоций – эмоциональная холодность, пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни, безразличие и усталость, ощущения фрустрации и беспомощности, безнадежность, раздражительность, агрессивность, тревога, усиление иррационального беспокойства, неспособность сосредоточиться, депрессия, чувство вины, истерики, душевные страдания, потеря идеалов, надежд или профессиональных перспектив, увеличение деперсонализации – своей или других. Люди становятся безликими, как манекены, преобладает чувство одиночества.

3. Поведенческие симптомы: продолжительность рабочей недели 45 часов, появление во время рабочего дня усталости и желания прерваться, отдохнуть; безразличие к еде – стол скудный, без изысков; малая физическая нагрузка; оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств; несчастные случаи (например, травмы, падения, аварии и т.д.); импульсивно-эмоциональное поведение.

4. Интеллектуальное состояние: уменьшение интереса к новым теориям и идеям в работе, уменьшение интереса к альтернативным подходам в решении проблем (например, в работе – предпочтение отдаётся стандартным шаблонам, рутине, нежели творческому подходу); увеличение скуки, тоски, апатии или недостаток куража, вкуса и интереса к жизни; увеличение цинизма или безразличия к новшествам, нововведениям; малое участие или отказ от участия в развивающих экспериментах (тренингах, образовании); формальное выполнение работы.

5. Социальные симптомы: отсутствие времени или энергии для социальной активности, уменьшение активности и интереса к досугу, хобби; социальные контакты ограничиваются работой, скудные взаимоотношения с другими, как дома, так и на работе; ощущение изоляции, непонимания других и другими, ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег.

Специальность консультанта телефона доверия ТД (ТЭПП), несомненно, относится к группе профессий, на которые распространяется «синдром выгорания»: ведь он работает с людьми, переживающими кризис, оказавшимися в сложной ситуации, а может быть, даже на грани жизни и смерти.

Специфика оказания экстренной психологической помощи по телефону обусловливает целый ряд основных факторов, усиливающих эмоциональное напряжение консультанта и повышающих риск развития синдрома профессионального выгорания. Среди них:

· невозможность подготовиться к звонку (позвонить могут в любой момент с любой проблемой, консультант должен находиться в состоянии готовности постоянно);

· ограниченное время работы с каждым абонентом (согласно инструкции, время консультирования ограничивается в пределах до 40 минут);

· сложность полного контроля контакта: абонент может в любой момент положить трубку и больше не позвонить или не дозвониться;

· длительность рабочей смены, большое количество обращений за смену (до 10-15 звонков в смену на одного консультанта);

· невозможность выбора клиентов;

· незащищенность от оскорблений, розыгрышей, сексуальных манипуляций, угроз и т.д.;

· если консультант работает самостоятельно (без супервизора, на единственном канале), достаточно сложно получить поддержку или консультацию в затруднительной ситуации.

Перечислим и другие психологические факторы, осложняющие работу сотрудника ТЭПП:

· необходимость быть спонтанным и одновременно принимающим и понимающим в отношении любого абонента, что далеко не всегда удается совместить;

· переживание собственной некомпетентности в случае отсутствия достаточной информации или ощущения препятствия на пути к пониманию абонентом ситуации или его сопротивления;

· осознание собственной субъективности, накладывающей отпечаток на информационную часть беседы;

· ограничение в выборе глубины и степени психотерапевтического воздействия, связанное с экстренным характером помощи и необходимостью работать только с той проблемой, по поводу которой обратился абонент;

· отсутствие обратной связи, связанной с тем, что далеко не во всех случаях можно однозначно сказать, что клиенту оказана помощь, и не все клиенты спешат передать слова благодарности. Если абонент, обращавшийся с суицидальными намерениями, не перезванивает, консультант оказывается в той же ситуации, что и врач-реаниматолог - затрачено много энергии, нервов, а исход неизвестен; он вынужден жить в неизвестности. Подобная работа вслепую, и связанное с ней напряжение, в значительной степени способствуют «выгоранию» специалистов.

Особыми источниками стресса для консультантов ТЭПП являются обращения абонентов по поводу утраты, потери, суицидальные звонки. Сложность таких кризисных обращений для консультанта ТЭПП заключается в следующем:

· они связаны с сильными эмоциями и актуальными страданиями абонента. Избавиться от них можно, только прочувствовав эти переживания. Процесс переживания страданий, как правило, растянут во времени, и консультант ТЭПП оказывается вовлеченным в этот процесс,- он вынужден понимать, принимать и сочувствовать страданиям абонента;

· обсуждение темы потери или суицида инициирует собственные переживания консультанта, т.к. вряд ли можно найти человека, который полностью определил свою позицию по отношению к собственной смерти.

Синдром выгорания развивается как следствие комбинации организационных, профессиональных стрессов и личностных факторов.

Выгорание наиболее опасно в начале своего развития. “Выгорающий” сотрудник почти не осознаёт его симптомы, поэтому первыми замечают изменения в его поведении коллеги. Очень важно увидеть подобные проявления и правильно организовать систему поддержки таких работников.

Специфика работы психологов-консультантов отличается рядом особенностей. Существует большое количество ситуаций с высокой эмоциональной насыщенностью и когнитивной сложностью межличностного общения, а это требует от специалиста значительного личного вклада в установление доверительных отношений и умения управлять эмоциональной напряжённостью делового общения.

Хроническое выгорание может приводить к психологической отстранённости не только от работы, но и от организации в целом. “Выгоревший” работник эмоционально дистанцируется от своей трудовой деятельности и переносит свойственные ему переживания опустошённости на всех, кто работает в организации, избегает всяческих контактов с коллегами. Сначала это удаление может иметь форму физической изоляции, увеличения перерывов. Наконец, если выгорание продолжается, он постоянно будет избегать стрессовых ситуаций, ответственности, что в результате оказывает влияние на качество результативности профессиональной деятельности. Эмоционально выгорающие профессионалы часто не способны преодолевать эмоциональные стрессы, связанные с работой, и когда синдром развивается в достаточной степени, у них обнаруживаются и другие негативные проявления, а именно возникновение депрессии и соматических симптомов.

Консультативная работа предъявляет жесткие требования к психофизиологическим особенностям специалиста-профессионала и предполагает научно обоснованные методы отбора, адаптации специалистов по психологической работе и профилактики синдрома эмоционального «выгорания». На сегодняшний день насчитывается незначительное число работ, посвященных изучению стрессоустойчивости в профессиональной деятельности психологов, что свидетельствует о недостаточном внимании, уделяемом исследователями разработке данной проблемы. Вместе с тем совершенно очевидно, что именно работа с людьми, в силу предъявляемых профессиональной деятельностью высоких требований, особой ответственности и эмоциональных нагрузок, потенциально содержит в себе опасность тяжелых переживаний, связанных с рабочими ситуациями, и вероятность возникновения профессионального стресса.

Существует тесная взаимосвязь между профессиональным выгоранием и мотивацией деятельности. Выгорание может приводить к снижению профессиональной мотивации: напряженная работа постепенно превращается в бессодержательное занятие, появляется апатия и даже негативизм по отношению к своим обязанностям, которые сводятся к минимуму. Психическому выгоранию в большей степени подвержены трудоголики – те, кто работает с высокой самоотдачей, ответственностью, установкой на постоянный рабочий процесс. СПВ рассматривается как результат неблагоприятного разрешения стресса на рабочем месте, при этом следует отметить, что профессиональная специфика сказывается лишь на определенной степени стрессогенности отдельных факторов.

Среди психотерапевтов и консультантов синдрому выгорания подвержены люди, имеющие низкий уровень профессиональной защищенности. Например, отсутствие профессионального образования и систематического повышения квалификации, невозможность участия или нерегулярное участие в балинтовских и супервизорских группах. Молодой возраст, отсутствие жизненного опыта и опыта практической работы в данной области. Провоцировать синдром выгорания могут болезни, ослабленность после болезни, переживание тяжелого стресса, психологические травмы (развод, смерть близкого или пациента). По этическому кодексу психотерапевты и консультанты могут приступить к работе через полгода после инцидента травмы.

А.С. Шафранова при классификации профессий отнесла к классу «высшего типа» те, в которых необходима «постоянная внеурочная работа над предметом и над собой», включив в них врачей и психологов [3. С. 39-46].

Анализ показал, что эта группа «высших профессий» специфична, т.к. характеризуется следующими особыми признаками:

1. моменты и условия работы (работа всегда нова, ряд моментов недоступны внешнему наблюдению и учёту, а доступные требуют особого психологического анализа, механические элементы подчинены креативному началу, а их увеличение свидетельствует либо о чрезвычайной ненормальности условий работы, либо о профнепригодности исполнителя);

2. содержание и средства деятельности (у работников высших профессий результативность определяются не количеством используемых средств деятельности, а профессионально-личностными свойствами самих исполнителей; однако, наличие только профессионально пригодного психологического профиля сотрудника не достаточно, т.к. требуется ещё и призвание);

3. значимость каждого отдельного работника (необходимость посредством специальной тренировки развивать психические и физиологические качества, иначе возможно психическое перенапряжение, и в результате появляются подавленность, измученность, раздражительность);

4. влияние работы на психофизиологический статус человека (кроме вышеперечисленных эмоций подавленности, измученности и раздражительности добавляется ещё один негативный результат – переутомление из-за активного участия волевого стимула и постоянного сознательного самоконтроля, переутомление в результате регулярной внеурочной работы и сложности деятельности, частая напряжённость как следствие специфических эмоций) [3. С. 101].

Классификация А.С. Шафрановой свидетельствует о том, что феномен СЭВ свойственен только представителям профессий высшего типа, в том числе «помогающим» профессиям, а возможная помощь работникам таких профессий сводится к созданию профилактических и «обновляющих» (релаксационных) программ. Это актуально в связи с планированием создания реабилитационных центров и кабинетов психологической регуляции для проведения формирующих тренингов, а также выработки навыков саморегуляции, повышающих общую и специфическую стрессустойчивость сотрудников подразделений экстренной психологической помощи.

СПВ возможно преодолеть, используя либо самостоятельное усилие, либо внешнюю профессиональную помощь. Самостоятельное преодоление требует, прежде всего, чтобы «выгорающие» сотрудники научились осознавать причины и симптомы профессионально обусловленного стресса и могли управлять ими, используя навыки саморегуляции и совладания с первыми симптомами профессионального стресса посредством актуализации продуктивной структуры психологических защит.

К методам преодоления СПВ относятся следующие:

1. Первый метод – технология психологической помощи практикующим консультантам Телефона доверия. В первую очередь выясняются мотивы выбора профессии и личная значимость для консультанта выбранной профессии. Может использоваться модификация экзистенционального анализа, предложенная Э. Малач-Пайнс [1. С. 45]. Метод предусматривает восполнение первоначальных дефицитов, проводимое психотерапевтом, с целью снижения риска возникновения СПВ.

2. Второй метод – восстановление или создание соответствующего уровня коммуникации лицам, подвергнувшимся СПВ. Он предусматривает ослабление синдрома посредством устранения главной причины выгорания – нарушений коммуникативных составляющих в межличностных отношениях (данный подход обнаруживает прямое сходство с центральной идеей известного специалиста в данной области Карен Хорни, рассматривающей в качестве ведущей причины невротических форм поведения деформацию коммуникативных связей в сфере значимого общения). На первом этапе такого восстановления коммуникаций между коллегами психолога проводится интеракция в виде простого неструктурированного общения в неформальной обстановке (на пикнике, во время обеденного перерыва, в атмосфере айс-брейкера, растапливающего холод, лёд общения); на втором этапе – предлагается обмен мнениями в группе, когда ведущий плавно организует более структурированную дискуссию на актуальную тему выгорания и его последствий, и когда применимы принципы для стандартной Т-группы или группы встреч; на третьем, заключительном, этапе осуществляется возврат к неструктурированному общению для обмена впечатлениями и улучшения контактности членов группы. При постоянном проведении таких тренингов достигается их цель – восстанавливаются навыки социальной коммуникации, тем самым снижаются профессиональные стрессы и риск развития СПВ.

Профилактические программы в целом предусматривают три мероприятия – информирование, эмоциональную поддержку, повышение значимости профессии психолога-консультанта:

1. Информирование – о том, как общедоступными методами оказать самопомощь для сохранения работоспособности и здоровья (пакет «Помоги себе сам», используемый в тренингах, групповой и индивидуальной супервизиях; тренинг «Супервизия и балинтовские группы» – Телефон доверия г. Астрахань). В результате достигается переоценка суждений и убеждений относительно себя, других людей и мира с целью их реалистичности и рациональности.

2. Эмоциональная поддержка – осуществляется через общение в профессиональном клубе в рамках круглых столов, психологических практикумов для организации досуга и здорового образа жизни, улучшения психологического климата в коллективе как мощного ресурса профилактики профессионального выгорания, снижающего тревогу, напряжения и даже агрессивные проявления.

3. Повышение значимости профессии – здесь актуальны мероприятия по организационно-управленческому обеспечению деятельности: структурирование работы, оптимизация рабочего места, индивидуальные консультации сотрудников, система объективной оценки результатов, поощрения, награждения и стимулирования. Административный ресурс предусматривает возможности профессионального роста и построения карьеры, поддерживающие внешние и внутренние мотиваторы труда.

Для профилактики СЭВ в рамках профессиональной деятельности с целью приобретения недостающих знаний и навыков, сохранения её качества специалисты рекомендуют проводить следующие специальные мероприятия: «корректирующую сессию супервизии», балинтовские группы (применявшиеся поначалу для врачей, а затем распространившиеся для всех «помогающих профессий»), гештальт-супервизию (акцент на субъективность, восприятие, личностное осознание, переживание и опыт), поведенческо-терапевтическая супервизия (применяется для обсуждения собственных проблемных случаев из деятельности консультанта).

Поэтому актуальным для диагностики, коррекции и профилактики СЭВ является выявление ведущих мотивов личности в профессиональной и морально-этической сферах, определение причин, препятствующих их удовлетворению. С этой целью диагностируются следующие основные проблемные факторы: адекватность профессиональной самоориентации сотрудника; динамика процесса профессионального становления и планирование карьеры; уровень зрелости, профессиональной компетентности и референтности членов коллектива; удовлетворённость условиями труда и отдыха; успешность стиля руководства и состояние психологического климата в коллективе.

Способность психолога контролировать свои эмоции, несомненно, влияет на эффективность его деятельности, когда они помогают справиться позвонившему с его проблемой, но все ведет к накоплению чужих отрицательных эмоций и это состояние без должной социальной поддержки снижает ресурс здоровья специалистов.

В настоящее время эпидемиология профессионального выгорания в практике психологов мало изучена.

Необходимо помнить, что существует ряд психоэмоциональных состояний человека, которые способны резко уменьшить его мотивацию, в том числе и связанную с его профессиональной деятельностью, и необходимо привлекать внимание к проблемам разрушающего здоровья стресса в психологической практике.

Описанные выше причины профессионального стресса обусловливают высокий уровень профессионального выгорания сотрудников ТД, что приводит к тому, что средний срок продолжительности работы консультантов редко превышает 3-5 лет.

В этой связи практически важное значение имеет следующая насущная проблема, неизменно возникающая в деятельности телефонного консультанта, – это его готовность к совместному с клиентом отреагированию негативных психологических состояний. Продуктивности такого процесса препятствует ряд неблагоприятных явлений, возникающих в процессе телефонного консультирования и затрудняющих первоначальное смягчение и дальнейшую утилизацию аффективных состояний клиента, и, в том числе, способствуют нежелательной их консервации: это возникновение у консультанта отрицательных установок на необходимость совместного проживания проблем консультируемого, проекция личностных проблем самого консультанта на запрос клиента. Такие нежелательные явления противоречат важнейшему принципу оказания квалифицированной психологической помощи и во многом обусловлены как личностными особенностями консультанта, так и негативными процессами его профессионального выгорания вследствие несовладания с профессиональным стрессом.

Следовательно, если администрация службы Телефон доверия учитывает все вышеизложенные факты и организует мероприятия по профилактике и коррекции СПВ для своих сотрудников, можно значительно снизить вероятность выгорания психологов-консультантов, что позволит им быть более продуктивными в процессе осуществления профессиональной деятельности.

 

42. Определение консультативного контакта.

В 1975 г. С. Rogers (цит. по: Gelso, Fretz, 1992) задал вопрос: "Можно ли утверждать, что существуют необходимые и достаточные условия, способствующие позитивным изменениям личности, которые можно было бы четко определить и измерить?" На этот вопрос он сам дал ответ, назвав шесть условий:

Два лица находятся в психологическом контакте.

Первый персонаж, назовем его "клиентом", пребывает в состоянии психического расстройства, раним и встревожен.

Второй персонаж, назовем его "консультантом", активно участвует в общении.

Консультант испытывает безусловное уважение к клиенту.

Консультант переживает эмпатию, приняв точку зрения клиента, и дает это ему понять.

Эмпатическое понимание и безусловное уважение консультанта передаются клиенту даже при минимальной выраженности.

Никакие другие условия не обязательны. Если в определенный промежуток времени обеспечены данные шесть условий, этого достаточно. Позитивные изменения личности произойдут.

Итак, клиент должен быть в контакте с консультантом и прийти в состояние, делающее его чувствительным к помощи со стороны. Особенно важны 3-е, 4-е и 5-е условия, обеспечивающие достаточный для помощи консультативный контакт.

Доверительный контакт консультанта и клиента, основанный на безусловном уважении, эмпатии, теплоте и искренности консультанта по отношению к клиенту, является неотъемлемой, а по мнению многих профессионалов — существенной составляющей психологического консультирования и психотерапии.

Консультативный контакт, хотя внешне кажется формальным и весьма непродолжительным по сравнению со всей жизнью клиента, все же является более тесным, интенсивным и глубоким, нежели любая другая межличностная связь. В консультировании клиент обращается к незнакомому человеку и раскрывает ему мельчайшие подробности своей личной жизни, о которых, может быть, никто больше не знает. Рассказанное клиентом часто представляет его не в лучшем свете. Иногда в процессе консультирования "всплывают" новые стороны личности, удивляющие, огорчающие и даже шокирующие самого клиента. Все это делает консультативный контакт интимным отношением двоих людей, причем специфически интимным, непохожим на привычные дружеские или любовные отношения. Эта специфичность неплохо раскрыта Henry с соавт. (1973 г.; цит. по: Kennedy, 1977):

"Уникальность природы терапевтического контакта зависит от способности терапевта различать интимно-личностные и интимно-терапевтические отношения. В противоположность близким личным связям терапевтический контакт, хотя и наполнен чувствами, является асимметричным, т.е. только пациент раскрывает интимные подробности своей жизни. Психотерапевт же волен решать, насколько раскрываться, и выбирать способ реагирования на события, излагаемые клиентом, а может не реагировать вообще. Контакт асимметричен еще и потому, что только терапевт истолковывает смысл рассказанного и способен оценить достижение терапевтических целей. В итоге терапевтический контакт устанавливается по правилам, указанным терапевтом. Эти правила предусматривают отношения, в которых терапевт имеет возможность узнать о клиенте почти все, а клиент получает сведения о терапевте всего лишь как о специалисте". Соображения об особенностях интимности в отношениях клиента и психотерапевта, несмотря на психоаналитическую категоричность, можно, по нашему мнению, отнести и к консультативному контакту.

Теперь перейдем к определениям консультативного контакта. Они разнообразны, но мы рассмотрим только два наиболее обобщенных определения, отвечающие нашей точке зрения на психологическое консультирование.

Консультативный контакт — это уникальный динамичный процесс, во время которого один человек помогает другому использовать свои внутренние ресурсы для развития в позитивном направлении и актуализировать потенциал осмысленной жизни (George, Cristiani, 1990).

Консультативный контакт — это чувства и установки, которые участники консультирования (консультант и клиент — Прим. авт.) испытывают один по отношению к другому, и способ их выражения (Gelso, Carter, 1985).

Практически все определения указывают на несколько уникальных черт консультативного контакта. George и Cristiani (1990) выделили шесть основных параметров:

эмоциональность (консультативный контакт скорее эмоционален, чем когнитивен, он подразумевает исследование переживаний клиентов);

интенсивность (поскольку контакт представляет искреннее отношение и взаимный обмен переживаниями, он не может не быть интенсивным);

динамичность (при смене клиента меняется и специфика контакта);

конфиденциальность (обязательство консультанта не распространять сведения о клиенте способствует доверительности);

оказание поддержки (постоянная поддержка консультанта обеспечивает стабильность контакта, позволяющую клиенту рисковать и пытаться вести себя по-новому);

добросовестность.

Что делает консультативный контакт терапевтичным, эффективным для решения психологических проблем клиентов? Прежде всего то, что сам характер контакта между консультантом и клиентом отражает особенности отношений клиента с другими людьми, стиль и стереотипы его общения — проблемы клиентов можно увидеть словно в зеркале.

Характер консультативного контакта в самом процессе консультирования зависит от теоретической ориентации консультанта (George, Cristiani, 1990).

Таблица 3. Современные представления о консультативном контакте

Направление Консультативный контакт
Психоаналитическое направление Консультант сохраняет личную анонимность, чтобы клиент мог свободно проецировать на него свои чувства. Основное внимание уделяется уменьшению сопротивления, возникающего при анализе реакций переноса клиента, и установлению более рационального контроля. Консультант интерпретирует поставляемый клиентом материал и стремится научить клиента увязывать свое настоящее поведение с событиями прошлого
Адлерианское направление Акцентируется разделение ответственности между консультантом и клиентом, обоюдное доверие и уважение, равноценность позиций, установление общих целей консультирования
Терапия поведения Консультант является активной и директивной стороной; он исполняет роль учителя, тренера, стремясь научить клиента более эффективному поведению. Клиент должен активно апробировать новые способы поведения. Вместо личных отношений между консультантом и клиентом устанавливаются рабочие отношения для выполнения процедур обучения
Рационально-эмоциональная терапия (A. Ellis) Консультант выполняет роль учителя, а клиент - ученика. Личным отношениям консультанта с клиентом не придается значения. Клиент побуждается к пониманию своих проблем и на основе этого понимания — к изменению своего поведения, основываясь на рациональных предпосылках
Ориентированная на клиента терапия (C. Rogers) Консультативный контакт составляет сущность процесса консультирования. Особенно подчеркиваются искренность, теплота, эмпатия, уважение, поддержка со стороны консультанта и "передача" этих установок клиентам. Усвоенные во время консультативного контакта навыки клиент переносит на другие отношения
Экзистенциальная терапия Основная задача консультанта — вжиться в экзистенцию клиента и завязать с ним аутентичную связь. Контактируя с консультантом, клиент раскрывает свою уникальность. Отношение между консультантом и клиентом понимается как контакт "человек — человек", идентичный встрече двух равноценных людей "здесь и теперь". Во время консультативного контакта меняется как консультант, так и клиент

Как видно из табл. 3, с позиций различных теоретических ориентаций контакт "консультант — клиент":

или создает предпосылки для начала изменения (терапия поведения и рационально-эмоциональная терапия);

или самопроизвольно изменяет клиента (ориентированная на клиента терапия или экзистенциальная терапия);

или составляет содержание обсуждения и работы вообще (психодинамическое направление).

Таким образом, хотя представители, например, экзистенциально-гуманистического и психодинамического направлений консультативный контакт в конкретной работе используют по-разному, они едины во мнении о его важности в процессе консультирования (Prochaska, 1979).

 

 

43. Явление переноса в психологическом консультировании.

Перенос - явление в процессе взаимодействия “консультант-клиент”, то есть клиент видит в консультанте значимую для себя родительскую фигуру. Явление переноса в психотерапии используется как мощный инструмент в работе, так как позволяет помочь клиенту осознать то, какими были значимые для него детские отношения с родительскими фигурами.
Обратной стороной в процессе консультирования является так называемый противоперенос, или контрперенос. Это перенос, который консультант направляет на клиента. Нередко, в процессе оказания помощи консультант проявляет те или иные отношения или действия, которые на самом деле продолжают его взаимоотношения с другими значимыми людьми.

 

44. Явление контрпереноса в психологическом консультировании.

ПЕРЕНОС И КОНТРПЕРЕНОС В КОНСУЛЬТИРОВАНИИ И ПСИХОТЕРАПИИ В ситуации консультирования не может происходить адекватное эмоциональное взаимодействие без принятия во внимание переноса и контрпереноса. Как правило, они сосуществуют, иногда их сравнивают с двумя сторонами магнитофонной ленты. Имеется в виду перенос чувств, влечений, установок из "там и тогда" в "здесь и теперь" и наоборот. Такую транспозицию осуществляет клиент в отношении консультанта (перенос) и консультант в отношении клиента (контрперенос). Перенос Открытие S. Freud "переноса" - одно из фундаментальных достижений психоанализа. Это учение нередко определяют как систематический анализ переноса. Вначале Freud считал перенос препятствием на пути развития психотерапии, однако в 1907 г., после первой встречи с С. Jung в Вене, позиция основателя психоанализа изменилась. На мнение Freud повлияла категоричность утверждения Jung, что "перенос - это альфа и омега терапии".

Возможность переноса в консультировании и психотерапии в настоящее время в большей или меньшей мере признают представители почти всех теоретических ориентации. Перенос является составной частью консультативного (терапевтического) контакта. Данный психологический феномен присутствует в любых межличностных отношениях, однако в консультативном контакте он намного интенсивнее вследствие природы самого контакта. Консультант заведомо обладает авторитетом, мало говорит о себе и остается анонимным, поскольку к нему обращаются за помощью. Этим облегчается возникновение переноса.

Возможны два основных определения переноса. Согласно классическому психоаналитическому определению, перенос - это оживление комплекса Эдипа в терапевтической ситуации. Реакция на терапевта такова, словно он - участник ранних эдиповых отношений клиента, т. е. представляет собой отца или мать. В эдиповом контексте определение слишком ограничено; его трудно принять, не придерживаясь психоаналитической ориентации. Считая перенос универсальным феноменом консультативного контакта, его можно определить как повторение в отношениях с консультантом чувств и установок, привычных в прошлом со значимыми людьми (прежде всего - родителями). Creenson (1965; цит. по: Сох, 1988) предлагает более обобщенное определение: "Перенос - это неадекватное и персеверативное переживание чувств, влечений, фантазий, установок и задействование защитных механизмов, возникших в прошлом в отношениях со значимыми людьми, при актуальном межличностном взаимодействии. Подчеркнем, реакция переноса представляет собой повторение прошлого и неприемлема в настоящем".

В консультировании и психотерапии переносу свойственны такие черты (Gelso, Fretz, 1992): 1. Перенос всегда ошибочен в том смысле, что клиент представляет консультанта в ложном свете, т. е. приписывает ему черты, свойственные другим людям в других обстоятельствах и времени. Конечно, ошибочны не все представления клиента; консультанту важно отличать реалистичные реакции от реакций переноса. 2. Перенос бывает положительным и отрицательным. Положительный перенос основывается на зависимости клиента от идеализированного образа отца, любящего и опекающего, вызывающего чувство защищенности и потребность в творческом самовыражении. Положительная установка клиента в отношении консультанта, возникшая в силу переноса, выражает отношения прошлого. Например, клиент, которому в детстве недоставало любви, склонен видеть в консультанте человека более сильного и любящего, чем тот есть на самом деле. Отрицательный перенос основывается на испытанных в детстве чувствах отвержения и враждебности. Если в консультировании эти установки не изменяются, терапия становится невозможной. 3. Возникновению переноса содействуют нейтральность и неопределенность консультанта.

Понятие "нейтральность" в психотерапии не имеет определения. Нейтральность не идентична равнодушию или дефициту заботливости. Имеется в виду, что консультант беспристрастен и не навязывает клиенту своих ценностей. Неопределенность означает сокрытие от клиента своих чувств, установок, событий жизни. Нейтральность и неопределенность консультанта создают специфическую атмосферу отношений, которая позволяет возникнуть и полностью проявиться переносу. Он проявляется и при отсутствии этих условий, однако они облегчают возникновение переноса и усиливают его.

4. Перенос - бессознательный процесс. Хотя чувства клиента по отношению к консультанту могут быть и вполне сознательными, но сам факт, что они привнесены из других, более ранних отношений, не осознается. В консультировании психодинамической ориентации консультант побуждает клиента к осознанию такого переноса.

5. Перенос чаще возникает в сферах, где имеются неразрешенные детские конфликты со значимыми личностями.

Люди склонны превратно воспринимать настоящее, когда они увязли в эпизодах прошлого.

В психотерапии и консультировании ценность переноса весьма велика. Он позволяет проникнуть в прошлое клиента и увидеть, каким образом ранний опыт, связанный со значимыми личностями (родители, близкие), модифицирует реакции настоящего. Это очень важно в случаях, когда расстройства поведения, личные проблемы постоянно "подпитываются" коварными реакциями переноса. Консультант, будучи объектом переноса, интерпретирует проекции и предоставляет клиенту возможность взглянуть на свое поведение в ракурсе причинности, чтобы избавиться от травм и фантазий прошлого. Такая работа придает консультированию характер "коррекции эмоционального опыта".

Решение, стоит ли делать перенос объектом обсуждения, равносильно выбору между операцией и консервативным лечением. Первый вариант приводит к значимым внутренним изменениям, а второй чаще сохраняет status quo. Конечно, выбор всегда определяется конкретной ситуацией. В некоторых случаях не рекомендуется слишком углубляться в реакции переноса клиента и их интерпретацию: - при искаженном восприятии реальности; - при нехватке времени для работы с переносом (кратковременное консультирование или психотерапия); - при отсутствии нормального рабочего альянса с клиентом; - когда клиент из - за ослабления механизмов психологической защиты не может быть толерантен к тревоге и фрустрации; - когда целью консультирования является не разрешение глубинных конфликтов, а, например, приспособление к текущим жизненным ситуациям. Однако не следует забывать о проблемах, которые возникают из - за непреодоленного переноса в случае прекращения консультативного контакта, когда осталась без обсуждения интенсивная любовь клиента к идеализированному консультанту (положительный перенос) или ненависть к нему (отрицательный перенос). Поэтому консультанту не подобает игнорировать чувства клиента. Они должны быть обсуждены, конечно, с выбором надлежащей глубины обсуждения. Трансформация переноса в процессе консультирования похожа на эмоциональное развитие ребенка. Ребенок постепенно переходит от мнения о родителях как всемогущих и всезнающих к более реалистичному подходу, оценивая их как относительно простых людей, но тем не менее занимающих особое, важное положение в его эмоциональном мире. Подобным образом и клиент в ходе консультирования начинает реалистичнее оценивать консультанта; опыт контакта становится составной частью психики самого клиента. Перенос в сущности создает условия для интериоризации консультанта и способствует формированию специфической, но надежной инстанции, в которую можно обратиться при затруднениях в жизни.

Положительному переносу всегда присуща определенная, чаще всего временная идеализация консультанта с эротическим оттенком при условиях разнополости и гетеросексуальности клиента. Эротическая установка в отношении консультанта нередко выражается косвенно - паузами молчания, жалобами, что нечего сказать и голова совсем пустая; манипулятивными движениями, если консультант не пришел или опаздывает, забыванием уплатить за консультацию, интересом к личной жизни консультанта; конкуренцией с другими клиентами из - за консультанта; постоянным цитированием его высказываний и т. п.

Подарки тоже служат формой выражения чувств к консультанту. Дарение может означать многое и усложняет консультирование: иногда это просто взятка, порой демонстрация желания иметь с консультантом особые, доверительные отношения, и благодаря выбору подарка клиент хочет доказать знание вкуса и потребностей консультанта. При таких мотивах клиента консультант должен отказаться от подарка, если не желает быть втянутым в игры манипулятивного характера. Однако в некоторых случаях подарки отражают искреннюю благодарность, уважение к консультанту, и отказ от них может оскорбить клиента. Вообще в процессе консультирования лучше избегать подарков и подождать завершения терапии, тогда подарок становится поводом к последнему обсуждению с клиентом достигнутых успехов и соответствия (или несоответствия) подарка реальной цене консультирования в экзистенциальном смысле. Когда клиенты тем или иным способом выражают чувства, консультант должен относиться к этому с пониманием. Они проявляют подлинные чувства, хотя часто и нереалистичные. Если консультант принимает чувства клиента, даже не отвечая на них, и не позволяет клиенту испытывать отверженность, консультирование становится глубже и интенсивнее. С другой стороны, клиенты должны понимать, что консультант не может быть их сексуальным партнером. Такое табу помогает осознать жизненные ограничения на удовлетворение желаний.

 

 

45. Психологический анамнез.

Консультант может разобраться в причинах возникновения у клиента проблем только в контексте достаточно полной информации о нем. Эта информация и составляет психологический анамнез. Однако невозможно собрать всю нужную информацию о клиенте за одну встречу. Обычно больше внимания этому уделяется во время первых встреч, но важно не забывать, что в ходе всего консультирования следует дополнять "портрет" личности клиента новыми деталями. Собирание анамнеза начинается с рассказа клиента о себе и своих проблемах. Дополнительную информацию мы черпаем из наблюдения за поведением клиента, тестирования и других средств (сны, рисунки, сочинения).

Необходимость психологического анамнеза не вызывает принципиальных возражений, хотя представители экзистенциальной ориентации больше исследуют современную жизненную ситуацию и не требуют от клиента столь детальных сведений о себе, как, например, психоаналитики.

Существуют различные схемы сбора психологического анамнеза. По одной из них выделяются три основных блока информации о клиенте: 1 Демографическая информация: - возраст клиента; - семейное положение; - профессия; - образование.

2. Актуальные проблемы и нарушения: - возникновение, развитие и продолжительность затруднений; - события в жизни, обусловленные возникновением, обострением и разрешением проблем; - возраст, в котором возникли проблемы; - изменение отношений личности (особенно к значимым людям), перемена интересов, ухудшение физического состояния (сон, аппетит), обусловленные возникновением проблем; - непосредственная причина обращения клиента; - предшествующие попытки разрешения проблем (самостоятельно или с помощью других специалистов) и результаты; - употребление лекарств; - семейный анамнез (особенно психические болезни, алкоголизм, наркомания, самоубийства).

3. Психосоциальный анамнез (значимые межличностные отношения): - раннее детство (обстоятельства и очередность рождения, основные воспитатели, отношения в семье); - дошкольный период (рождение братьев и сестер, другие значительные события в семье, первые воспоминания); - младший школьный возраст (успехи и неудачи в учебе, проблемы с учителями и ровесниками в школе, отношения в семье); - отрочество и юность (отношения с ровесниками, лицами другого пола, родителями, успехи и неудачи в школе, идеалы и устремления); - взрослый возраст (социальные отношения, удовлетворенность работой, браком, отношения в семье, половая жизнь, экономические условия жизни, утрата близких людей, возрастные изменения, употребление алкоголя, наркотиков, психологические и экзистенциальные кризисы, планы на будущее). В каждом случае, конечно, не требуется информация в полном объеме; всегда надо руководствоваться критериями разумной необходимости. Эта схема скорее отражает важные этапы в жизни клиента, время возникновения и усугубления проблем, что облегчает ориентацию в ходе консультирования. Как известно, A. Adier считает очередность рождения важным фактором в возникновении жизненных проблем. Затронем эту тему несколько глубже, тем более что она недостаточно освещена. Важность очередности рождения связана с очень ранним формированием основных установок личности. Старший ребенок в семье обладает ярко выраженным чувством ответственности. В первые годы жизни он испытал любовь и заботу родителей, и это способствует определенной эмоциональной стабильности. К ответственности первенец приучается с ранних лет, помогая родителям, в частности, присматривать за младшими братьями и сестрами. Старшему ребенку родители доверяют больше, чем остальным детям, и допускают его к планированию семейных дел. Поэтому старший ребенок склонен к порядку, любит стабильность и предрасположен к консерватизму. Второй ребенок сильно отличается. Придя в мир, он сталкивается с соперником. В младенчестве и детстве перед ним преуспевающий конкурент, постоянно оставляющий его позади. Второй ребенок находится в приниженном положении, и это заставляет его искать новые занятия, позволяющие первенствовать. В результате формируется амбициозность и способность конкурировать в трудных условиях, а также склонность к революционному изменению существующих обстоятельств. Особое положение в семье занимает младший ребенок. В детстве он окружен любовью родителей и старших детей. Это создает благоприятную установку и ожидание всеобщей любви к себе. Опасность заключается в том, что последыш начинает надеяться не только на любовь, но и на постоянное потворство окружающих. Особенно тяжело положение единственного ребенка. Он бывает в прямом смысле слова окружен любовью и заботой родителей, ему уделяется значительно больше внимания, чем детям, имеющим братьев и сестер. В этом кроется много опасностей. Единственный ребенок имеет много социальных контактов, но одновременно незначительный социальный опыт общежития. Единственный ребенок избалован, и у него развивается чрезмерная требовательность и зависимая в отношении условий жизни установка. Ребенок думает, что мир должен идти к нему, а если этого не происходит, он начинает смотреть на мир враждебно. Однако наряду с опасностями единственный ребенок имеет больше реальных возможностей для всестороннего образования и развития.

Хотя очередность рождения сказывается на формировании личности и служит источником проблем, тем не менее не следует забывать, что на личность влияет множество факторов. Leary (1957) тоже предложил вариант схемы психологического анамнеза, предполагающий многоуровневую информацию. По этой схеме клиент должен оцениваться на основании: - информации о его социальном поведении; - информации по данным самооценки; - информации, получаемой при тестировании (ТАТ) и анализе сновидений; - информации о бессознательном (учет тематики, которая постоянно избегается); - информации о системе ценностей.

В основном данные анамнеза собираются во время беседы. Этот важнейший способ получения информации о клиенте имеет слабые стороны, поскольку он субъективен и не всегда достоверен. Не следует удивляться и тому, что два или более консультанта, разговаривая с одним и тем же клиентом, могут составить разное представление о нем и разойтись в выводах. Расхождение происходит по ряду причин, которые следует иметь в виду: 1. Консультанты могут по - разному опрашивать клиента и получить разную информацию. Следовательно, понимание клиента зависит от характера опроса. 2. Консультанты оказывают неодинаковое влияние на клиентов, поэтому могут получить различные ответы, даже задавая одни и те же вопросы. 3. Консультанты во время беседы фиксируют разные аспекты поведения клиента (никто не способен охватить все поведение), что обусловливает расхождение мнений о клиенте.

4. Даже имея сходную информацию, консультанты могут интерпретировать ее по - разному.

Перечисляя причины расхождения в понимании клиентов, обратим внимание на то, что консультант собственным влиянием способен спровоцировать ложную информацию. Другими словами, в рассказе клиента иногда видится желаемое и не замечается нежелательное. Такова реальная опасность, о которой следует помнить консультанту при сборе информации о клиенте. С другой стороны, если мы будем стараться обойти все опасности, стремясь к более строгому структурированию беседы, то рискуем не усмотреть уникальность каждого клиента, и беседа станет похожей на анкетирование или тестирование.

 

 

46. Тестирование в практике психологического консультирования.

Время от времени в процессе проведения психологического консультирования возникает срочная необходимость психологического тестирования клиента. Когда, при каких обстоятельствах появляется необходимость в этом?

1. Во-первых, тогда, когда у психолога-консультанта не хватает сведений для того, чтобы сделать правильные выводы о сути проблемы клиента и с учетом его индивидуальности предложить действенные меры по практическому решению возникшей проблемы. В этом случае необходимо бывает разносторонне изучить личность клиента, с тем, чтобы узнать о тех его индивидуальных особенностях, которые важны для прояснения проблемы и для точного определения путей ее решения.

Нередко на основе одной и особенно первой встречи с клиентом трудно бывает судить о нем как о личности, тем более что в психологической консультации в незнакомой обстановке человек ведет себя весьма сдержанно и играет обычно не вполне свойственную ему жизненную роль, не отображающую полностью его индивидуальность.

2. Во-вторых, тогда, когда необходимо оценить такие индивидуальные особенности клиента, которые и в обычной, повседневной жизни слабо или почти не проявляются в поведении человека.

К числу подобных личностных свойств относятся, например, такие, которые связаны с комплексами, бессознательными влечениями, недостаточно осознаваемыми чертами характера и т.п. Необходимость в этом чаще всего появляется тогда, когда у психолога-консультанта возникает подозрение, что клиент обладает неосознаваемыми или скрываемыми психологическими особенностями, знание которых необходимо для успешности психологического консультирования и решения проблемы клиента.

3. В-третьих, тогда, когда психологу-консультанту необходимо точно установить, какое влияние на данного клиента оказало или может оказать посещение психологической консультации, получение и выполнение им рекомендаций психолога консультанта.

Необходимость в этом может возникнуть, в частности, по следующим причинам. Может, например, случиться так, что нужно будет убедить клиента и доказать ему, что выполнение полученных им рекомендаций действительно полезно для него, хотя сам он этого достаточно хорошо не осознает. Дело в том, что изменения личностного и межличностного характера в психологии человека часто происходят постепенно и относительно незаметно для самого человека, которого они касаются, и только специальное тестирование позволяет выявить и оценить эти изменения. Кроме того, данные изменения вообще могут быть по своей природе неосознаваемыми. Такое бывает тогда, когда они касаются психологии бессознательного.

Консультирование и практическая реализация клиентом полученных им рекомендаций могут иметь достаточно длительный характер, как, например, в тех часто встречающихся случаях, когда психологическое консультирование продолжается месяцами и даже годами, а выполнение полученных в ходе его рекомендаций растягивается на не меньшие сроки.

4. В-четвертых, тогда, когда в практике консультирования применяется новый, достаточно не проверенный метод, эффективность которого окончательно не установлена, не оценена ни количественно, ни качественно.

В этом случае само по себе консультирование превращается в своеобразный научно-практический психологический эксперимент, требующий точной оценки его результатов. Вариантом такого случая является тот, при котором сам психолог-консультант созна







Date: 2016-05-23; view: 385; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.07 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию