Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Конфликт в социальной психологии. Методы изучения. 6 page
– эмоциональную поддержку и внимание к переживаниям клиента; – расширение осознавания и повышение психологической компетентности клиента; – изменение личного отношения к проблеме; – повышение стрессовой и кризисной толерантности (терпимости); – развитие реалистичности и плюралистичности (множественности) мировоззрения; – повышение ответственности клиента и выработку готовности к более творческому освоению мира. Консультирование может быть: – индивидуальное и семейное; – краткосрочное и долгосрочное; – очное и дистантное (с использованием технических средств связи – телефон, e-mail, Skype). Психотерапия (от греч. психо – душа и therapéia – лечение) – система психических корректирующих воздействий, направленных на лечение человека, имеющего определённые психические нарушения. Такие нарушения могут носить острый клинический характер (различные психозы), требовать госпитализации и помощи врачей-психиатров. А часто могут носить доклинический характер, соответственно, в этом случае психотерапия осуществляется вне клиники. К доклиническим видам могут относиться: депрессии лёгкой степени, различные неврозы, фобии, генерализованная тревога, расстройства характера (психопатии), психосоматические заболевания и др. В любом случае только специалист может определить степень остроты расстройства, предложить необходимую психотерапевтическую помощь или направить к врачу-психиатру. Не рекомендуется заниматься диагностикой подобных расстройств самостоятельно. Цели и задачи психотерапии предполагают: устранение болезненных отклонений в собственном поведении, изменение отношения человека к самому себе, своему состоянию и окружающему миру. Корректирующая, безмедикаментозная психотерапия (на мой взгляд, больше уместен термин психокоррекция), которую применяют современные психотерапевты, подразумевает под собой методы лечения людей с так называемыми пограничными формами нервно-психических расстройств (депрессия, невроз, психопатия и др). При психотерапии применяются специальные способы психического воздействия: рациональная (разъясняющая) психотерапия, когнитивно-поведенческая психотерапия, арт-терапия, гештальт-терапия, юнгианский анализ, психоанализ и ряд других. Часто психотерапия предписывается врачами-психиатрами как необходимая лечебная процедура в дополнение к назначенному медикаментозному курсу при многих заболеваниях, как психических так и психосоматических. Отличия психологического консультирования и психотерапии не всегда заметны непрофессиональным глазом, но они есть. Главное отличие состоит в том, что если консультирование направлено в основном на проблемы взаимодействия личности и его окружения в социуме, то психотерапия сфокусирована на внутриличностных проблемах человека. На первой, иногда второй, сессии специалист проводит диагностику проблемы клиента и определяет возможность помощи ему в рамках психологического консультирования, что предполагает небольшое число консультаций. В некоторых случаях достаточно одного - двух. Однако бывает так, что запрос клиента на разрешение проблемы в отношениях с другими людьми практически не выполним без психологической проработки его внутриличностных особенностей. То в этом случае клиенту предлагается пройти определённый курс корректирующей психотерапии. Разумеется, его длительность заметно больше, чем у консультирования. Используемые при этом техники и методы проведения психокоррекции определяются на первой, иногда второй, диагностической сессии. О чём психотерапевт обязан проинформировать клиента, а также разъяснить ему все особенности и тонкости их совместной работы. Общее у психологического консультирования и психотерапии состоит в том, что к личности консультанта и психотерапевта предъявляются одинаковые требования. И те, и другие обладают одними и теми же профессиональными навыками и часто используют в своей работе схожие процедуры. По любому, и психологическое консультирование и корректирующая психотерапия показаны психически здоровым, в том числе, людям, имеющим в силу разных обстоятельств всевозможные проблемы в социуме, и служат для более эффективного достижения ими поставленных жизненных целей. распространенные точки зрения. Неверно считать, что консультирование отличается от психотерапии тем, что консультирование краткосрочно, а психотерапия предполагает длительную работу. Это не так. Консультирование может состоять из серии консультаций по необходимости, с другой стороны, и психотерапия может быть короткой, разовой. При этом правда, что статистически достоверно психотерапевтическая работа обычно длится несколько дольше, чем психологическое консультирование. Но дело тут, по-видимому, в том, что консультирование более эффективно, быстрее ведет к результату. Также неверно утверждать, что психотерапия нацелена на более тяжелые случаи, а консультирование занимается случаями более легкими. Это не так. Психотерапевт, к примеру, лечит легкую бессонницу после стресса, вызванного фильмом ужасов. ЛЕЧИТ. Хотя тяжелого случая тут нет. С другой стороны, если консультант разбирает, как человеку вылезти из страшных долгов, уберечься от тюрьмы (с кем и как поговорить и уладить) и при этом сохранить семью, это случай очень непростой, тяжелый случай. Но лечить тут некого и нечего, это не психотерапия, а консультирование. При этом правда, что психотерапевт обычно работает с более трудными людьми: с людьми с проблемных состояниях, к продуктивной работе не расположенных. Клиент в роли пациента, разрешает себе позицию Жертвы, человека-ребенка, ждет помощи, которая решит его проблемы. В голове туман и путаница, звучат жалобы, эмоции преобладают над разумом, состояние не рабочее. Клиент в позиции Автора или без труда в нее переходит. Человек в бодром, собранном состоянии, готов разбираться в ситуации и работать на решение, голова у человека на месте, эмоции под контролем, позиция Взрослого. Эмоциональная поддержка и облегчение состояния человека в трудной ситуации, лечим душу, помогаем справиться с проблемой. Разумная беседа двух разумных людей, где один, более опытный, консультирует того, кому его опыт необходим. Лечение отсутствует, больных тут нет, врачей тоже нет. Разговор о чувствах, как справиться с переживаниями. Даже если заходит разговор о необходимых действиях, человек начинает рассказывать о чувствах, которые мешают ему так действовать. Разговор о действиях, как поступить, что предпринять, человек пришел за планом собственных действий. Даже если заходит разговор о чувствах, человек обсуждает план действий по совладанию с чувствами. В процессе часто употребляются слова и понятия: «душевная боль», "прикоснуться к ране", «ощущение несостоятельности», «расстроился», «обида», «проблема», "нужна помощь", "осторожность, бережность", «избавиться», "принятие". В работе используются формулировки "поставить цель", «решить задачу», «найти лучший способ», "проконтролировать результат", «развить», "преодолеть", "поставить навык", "выработать умение", «желание, интерес». Психотерапевтическая помощь обычно идет в замедленном, осторожном режиме, поскольку в процессе работы приходится касаться больных и трудных мест. Много работы с чувствами, много внушений, направленных на снятие проблемных состояний. Психологическая консультация идет обычно в энергичном режиме, как разговор взрослых и деловых людей. Расспросили, поняли, предложили варианты, обсудили варианты - клиент принял оптимальное для него решение. Для принятия решений часто обращаются к бессознательному, к интуиции и другим "третьим силам", нередко иррационального плана. Человек принимает сознательное, наиболее рациональное решение, беря за него личную ответственность. Принятие решений на консультации и в процессе психотерапии Если человеку нужно принять решение, то на консультации он с помощью консультанта взвешивает все за и против, учитывает жизненный опыт консультанта и осознанно принимает собственное решение. Если женщине нужно принять решение, но она никак не может это сделать и ощущает беспомощность, она приходит к терапевту на психотерапию. Это уже - другая процедура. Тут консультант помогает женщине найти любое возможное (не обязательно оптимальное) решение, создает ей уверенность, что это ее решение и подкачивает ей ресурс, дав ощущение правильности этого решения. Недопустимо, когда вместо консультации клиенту начинают по факту навязывать психотерапию, также как явно недостаточно и просто мимо, когда психолог дает консультацию пациенту, который действительно нуждается в психотерапевтической помощи. Когда клиент звонит и просит о консультации, обязательно уточнить, ему нужна консультация или психотерапия. При этом, естественно, сами клиенты этого не знают и даже обычно не понимают, о чем вопрос, но в процессе уточнения психолог может понять и почувствовать, что клиенту нужно на самом деле.
35. Условия результативности психологического консультирования. Для того чтобы психологическое консультирование было достаточно успешным, т. е. давало максимально возможные положительные результаты, в процессе проведения консультирования необходимо соблюсти ряд условий. Раскроем суть и поясним эти условия. Условие 1. Человек, обращающийся за помощью к психологу-консультанту, должен иметь реальную, а не вымышленную проблему психологического характера, а также явно выраженное желание как можно скорее ее решить. Выше мы уже говорили о том, что некоторые люди идут на прием к психологу-консультанту не потому, что у них на самом деле есть сложная проблема, которую они во что бы то ни стало хотят решить, а, например, просто из праздного любопытства или с явным намерением что-то доказать психологу-консультанту, то есть намерением, весьма далеким от желания что-либо изменить в самих себе. Психолог-консультант таким людям вряд напрямую сможет чем-то существенно помочь, за исключением, быть может, снижения их амбиций и самоуверенности. Если же у человека есть реальная проблема, но он ее не вполне осознает и, как следствие этого, не выражает желания от нее избавиться, то такому человеку психолог-консультант сможет помочь лишь в том случае, если в результате беседы с ним у клиента произойдет осознание собственной проблемы и возникнет желание как можно скорее от нее избавиться. Если же клиент достаточно хорошо знает свою проблему, но ничего не хочет менять ни в своей психологии, ни в поведении, то такому человеку вряд ли чем-либо существенно поможет даже достаточно опытный психолог-консультант. Условие 2. Консультант-психолог, к которому за практической помощью обратился клиент, должен иметь опыт проведения психологического консультирования и соответствующую профессиональную психологическую подготовку. В связи с этим психологическое консультирование аналогично в некотором роде врачебной практике. От психолога-консультанта, как и от врача, прежде всего требуется не навредить клиенту и сделать все от него зависящее, чтобы консультирование прошло успешно. Условие 3. По количеству затрачиваемого на него времени психологическое консультирование должно быть достаточно длительным для того, чтобы психолог-консультант смог до конца понять и найти оптимальное решение проблемы, волнующей клиента, а также успешно ее решить вместе с самим клиентом. Здесь также имеется в виду время, необходимое для того, чтобы проконтролировать шаги, направленные на решение проблемы, дать оценку получаемых результатов и довести начатое дело до конца, т.е. получить то, что полностью удовлетворило бы как клиента, так и консультанта-психолога. Иногда клиенту, который, естественно, имеет меньше опыта решения психологических проблем, чем консультант, может показаться, что положительного результата в консультировании нет или получаемый результат совсем не такой, на который рассчитывал клиент. Психолог же со своей стороны может быть убежден, что дело сделано вполне правильно и нужный результат налицо. Тогда перед консультантом-психологом возникает дополнительная задача – доказать клиенту, убедить его в том, что проблема решена вполне удовлетворительно. Иногда, напротив, клиенту кажется, что дело сделано хорошо, хотя сам психолог-консультант полагает, что начатая работа еще не доведена до своего логического завершения. В данном случае психологу-консультанту необходимо не только постараться убедить в этом клиента, но сделать все от него зависящее для того, чтобы проблема клиента была полностью решена. В этом случае прекращать процесс консультирования можно только по взаимной договоренности психолога и клиента. Если же психологическое консультирование практически прерывается до ранее намеченного срока его окончания, т.е. до получения требуемого результата, то психолог-консультант обязан предупредить об этом клиента, а также сообщить ему о возможных последствиях этого решения. Условие 4. Клиент должен строго соблюдать полученные от психолога-консультанта рекомендации. В противном случае проблема клиента вряд ли будет решена, и советы консультанта клиенту останутся для последнего лишь благим пожеланием, но не руководством к действию. Условие 5. Психологическое консультирование должно проводиться в подходящей, благоприятствующей ему обстановке. О том, какой должна быть эта обстановка, специально будет сказано дальше, а сейчас следует заметить, что в большинстве случаев психологическое консультирование должно проводиться в обстановке кон фиденциальности, оно должно не разделять, а сближать между собой психолога-консультанта и клиента, снимать напряженность у клиента, позволять ему быть вполне открытым и откровенным в общении с психологом-консультантом.
36. Виды психологического консультирования. Поскольку в психологическом консультировании нуждаются разные люди и обращаются за помощью по различным проблемам, то психологическое консультирование можно разделить на виды в зависимости от индивидуальных особенностей клиентов и тех проблем, по поводу которых они обращаются за психологической помощью. Выделяют следующие виды психологического консультирования: Интимно-личностное консультирование; Семейное консультирование; Психолого-педагогическое, психолого-управленческое консультирование; Деловое консультирование. Интимно-личностное консультирование осуществляется по проблемам психологических или поведенческих недостатков, от которых хотел бы избавиться клиент; личностных взаимоотношений со значимыми людьми по поводу разнообразных страхов, неудач, глубокого недовольства клиента самим собой, интимными отношениями. К семейному консультированию прибегают при выборе супруга, с целью предупреждения и разрешения конфликтов во внутрисемейных отношениях и в отношениях членов семьи с родственниками, по поводу решения текущих внутрисемейных проблем (распределение обязанностей, экономические вопросы семьи и т.д.), до и после развода. Психолого-педагогическое консультирование предусматривает обсуждение консультантом и клиентом вопросов обучения и воспитания детей, повышения педагогической квалификации взрослых, совершенствования педагогического руководства, управления детскими и взрослыми группами. Последний вид консультирования следует отличать от рекомендаций, предоставляемых учителям, ученикам, родителям, администрации и т.д., сущность которых сводится к тому, что психолог советует прибегать к конкретным действиям, изменениям поведения, отношений с целью влияния на других участников учебно-воспитательного процесса. На это указывают Г. С. Абрамова, М. П. Матвеева и др. Деловым называется консультирование, связанное с преодолением людьми деловых проблем выбора профессии, совершенствования и развития способностей, организации труда, повышения работоспособности, проведения деловых переговоров. 3а продолжительностью сотрудничества психолога и клиента различают: Разовую консультацию. Это консультация, продолжительностью 45-60 мин. Она проводится в случаях, когда клиент обратился к психологу по поводу проблемы, с которой ему, прежде всего, нужна помощь других специалистов; когда психолог информирует клиента по вопросам, входящим в его компетентность, когда клиент обращается к психологу за поддержкой решения, которое он собирается принять в отношении определенной жизненной ситуации; когда клиент вдруг прийти не может; Краткосрочное консультирование. Длится на протяжении 3-4 встреч. Чаще всего проводится в случаях, когда клиент нуждается в консультации просветительско-рекомендательного характера или с диагностической целью; Среднесрочное консультирование. В течение 10-15 встреч осуществляется значительная психокоррекционная работа; Длительное консультирование. Психолог работает с клиентом в течение года. Проведение психологического консультирования выдвигает ряд требований к психологу-консультанту. Так, в частности, человек, который занимается психологическим консультированием, должно иметь высшее психологическое образование, достаточный практический опыт работы в качестве психолога-консультанта, подтвержденный соответствующими сертификатами. Кроме знаний и умений, психолог-консультант должен быть наделен рядом специальных личностных качеств: любить людей, быть проницательным, хорошим, терпеливым, ответственным и коммуникабельным. Р.Мей отмечал, что главное у психолога-консультанта — это «доброжелательность и стремление понять клиента, помочь ему увидеть себя с лучшей стороны и осознать свою ценность как личности».
37. Психологический запрос, формы и методы работы с ним. Психолог, приступая к решению консультативных задач, начинает с психологического запроса. Человек, обратившийся к психологу за психологической консультацией, формулирует свой запрос (в котором отражена его основная проблематика и пожелания, связанные с тем, чего он хотел бы достичь в ходе работы). Он обращается к психологу с просьбой предоставить психологическую помощь, описывая в той или иной форме свои трудности, переживания. Спонтанно рассказанная жалоба обладает определенной структурой, в которой можно выделить локус (на кого или на что жалуется клиент), самодиагноз (чем объясняет природу того или иного нарушения), проблему (что хотел бы изменить в ситуации, но не может) и запрос (какую конкретную помощь он ждет от психолога). Работать психологу без запроса – тяжело и неэффективно. В результате первые месяцы работы обычно потрачены исключительно на его формулировку. Запрос – это просьба или жалоба предоставить конкретную форму психологической помощи, мотивированное определенным образом обращение или постановка проблемы, которую человек хочет решить вместе с психологом. Просьба или жалоба может быть выражена конструктивно или неконструктивно. Приведем примеры неконструктивного запроса: «Хочу никогда не волноваться”. Другим видом неконструктивного запроса является манипулятивный запрос. В этом случае человек не просит помочь ему самому, а требует изменить другого: «Повлияйте на него, пожалуйста”. Данный запрос содержит желание повлиять на другого, при этом снять с себя ответственность за происходящее и переложить ее на плечи другого. Такие запросы нуждаются в переформулировке. Примерами конструктивного запроса могут служить: · запрос об информации; · запрос о помощи в самопознании, понимании принятии себя. Для того чтобы человек решился на консультацию, необходимы следующие условия: · наличие психологических проблем; · частичная рефлексия человеком своих проблем. Круг возможных проблем может быть достаточно широк: от пищевых расстройств до проблем, затрагивающих самые основы существования человека. Существуют различные подходы к классификации психологических проблем. Выделяют проблемы личностные, педагогические, коммуникативные, возрастные, пограничные. Проблемы могут различаться по степени их сложности: от простых до сложных. Для простых проблем бывает достаточно обыкновенной разъяснительной беседы. Сложные проблемы, требующие от клиента открытий, инсайта, решаются при длительной консультативной работе. Выделяют три основания для локализации ов возникновения проблемы: · окружение (включает проблемы, связанные с семьей, местом проживания человека, местом учебы, работы, отношениями со знакомыми, друзьями и т.п.); · жизнь человека в целом (фиксируются общие проблемы, такие как смысл жизни, самореализация, финансово-бытовые проблемы, суицидальная активность); · человек (отражает проблемы физиологического плана, в том числе нормальные психофизиологические состояния, сексуальные проблемы, болезни, наркотическую зависимость). Разнообразие психических явлений традиционно делится на три сферы: · познание, · личностные особенности, · человек в социуме. В зависимости от запроса, психолог использует соответствующие методы: · диагностические, · коррекционные, · развивающие. Однако даже наличие объективных причин для обращения за психологической помощью не всегда приводят человека к психологу. Причины здесь могут быть самыми различными: · недостаточные уровень образования и информированность по вопросам психологии; · отсутствие знаний о специфике деятельности психолога; · существование определенных психологических барьеров: страх обнажить свой внутренний мир, нежелание избавиться от некоторых психологических проблем, используемых как защиты, недоверие или неуверенность в том, что психолог может помочь и т.п. Иногда, со стороны психолога требуется создать (может быть, через третьих лиц) мотивацию для получения психологической помощи. В этом случае возможны определенные упреждающие действия со стороны консультанта: разъяснения, заочные консультации, приглашение членов семьи. В условиях школы вариативность проблем, с которыми сталкивается психолог, и в кошмарном сне не приснится его академическому собрату. В один день к психологу могут обратиться разные субъекты учебного процесса с различными проблемами. В таком закрытом образовательном учреждении, как кадетская школа-интернат (как показал опыт), далеко не все дети могут обратиться за психологической помощью и поддержкой по разным причинам: в силу неумения сформировать свою проблему, застенчивости, нехватки времени и т.п. Поэтому, если сам психолог идет навстречу, стимулируя мотивацию для формирования запроса на психологическую помощь, будет в пользу всем участникам учебно-воспитательного процесса. На сегодняшний день специалисты все чаще называют семью и школу зонами риска (Дружинин В.Н., Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В., и др). Многие болезни и дефекты развития психики связывают сегодня именно с семейным воспитанием и школьным обучением. Нарастает ухудшение здоровья детей (Захаров А.И.). У большинства школьников снижена работоспособность, слабое внимание, память и недостаточно сформирована речь. Поэтому во многих школах реализуется программа здоровьсберегающих технологий. Реализуется индивидуально-ориентированный подход в развивающем и здоровьесберегающем обучении. Кроме того, у самих учителей наблюдаются расстройства нервной системы. Не видя успехов у учеников, учитель разочаровывается, впадает в депрессию или агрессивное состояние. Получается заколдованный круг. Обучение эффективно, если оно интересно и безопасно. Проблем и вопросов, как у детей, так и у взрослых — предостаточно. Поэтому психолог, реализуя индивидуально-личностный подход в психологическом сопровождении, должен помнить, что каждый ребенок должен быть под наблюдением, чтобы никто не остался один на один со своими проблемами, чтобы учеба и жизнь в кадетском корпусе доставляла радость. Для решения такой важной задачи, нами были разработаны формы запроса психологу: для детей, учителей, офицеров-воспитателей, родителей и администрации. Анализ запросов поможет психологу увидеть круг проблем всего учебного заведения, наметить план работы. Перед каждым психологом стоит проблема объективизации результатов и способов их представления. Данная модель способов представления результатов поможет психологу избежать многих неприятностей и не выходить за рамки этического кодекса психолога. Объективизированные результаты и способы их представления: · Результаты социально-психологических исследований представляются в виде письменного анализа-отчета, включающего обобщенные результаты и выводы. Результаты исследования являются авторскими и имеют право на публикацию и защиту авторских прав. · Разработанные развивающие, учебные программы для кадет и других участников обучении воспитания оформляются в виде пакета документаций, содержащего наглядные пособия, конкретные поурочные разработки курса. Разработанные программы являются авторскими и имеют право на публикацию и защиту авторских прав. · Результаты исследования учителей и офицеров-воспитателей: · Обобщенные результаты рейтинга — в графической форме представляются индивидуально аттестующемуся педагогу и в аттестационную комиссию. · Особенностей эмоционально-личностной сферы и др. параметров – индивидуально в устной форме. · Результаты диагностики интеллектуального уровня кадет представляются: · кадетам — индивидуально в виде суммарных баллов в динамике за 2-3 года; · офицерам-воспитателям, классным руководителям, педагогам, родителям, администрации — в обобщенном виде, с акцентом на тенденциях, полученных на уровне класса. · Результаты диагностики особенностей эмоционально-личностной сферы кадет и других параметров представляются: · кадетам — в виде формулирования проблем, требующих решения, рекомендаций в устной форме, индивидуально; · офицерам-воспитателям, педагогам, родителям, классным руководителям, администрации — в случае необходимости рекомендации передаются устно. Тем не менее, психологу следует помнить, что если мотивация поработать над своими психологическими проблемами у человека не сформирована, вмешательство в его внутренний мир без его разрешения допустимо лишь в исключительных обстоятельствах. Например, при угрозе совершения суицида, уголовного преступления, в других критических ситуациях, когда негативные последствия невмешательства могут значительно превысить вред от нарушения психологической неприкосновенности. Но даже в таких случаях психологу нужно помнить об этике и о том, что чрезмерная активность может иметь противоположный эффект, поэтому злоупотреблять ею не следует.
38. Основные причины обращения к психологу-консультанту. Среди тех, кто обращается за помощью к психологам, психотерапевтам женщин всегда было гораздо больше, чем мужчин. Несмотря на то, что в последнее время и мужчины охотнее приходят к психологам, эта тенденция по-прежнему сохраняется. Обусловлено это вовсе не тем, что у женщин больше проблем, а скорее большей готовностью женщин и девушек получать помощь и что-то менять в себе и своей жизни. Date: 2016-05-23; view: 327; Нарушение авторских прав |