Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Семейное консультирование
Хочу начать с того, что психологическое консультирование семьи направлено прежде всего на восстановление или преобразование связей членов семьи друг с другом и миром, на развитие умения понимать друг друга, это является первостепенной целью психологической помощи для семьи, у которой имеются те или иные конфликты, с которыми она самостоятельно справиться не может. 1. Конфликты из-за недопонимания того, какую функцию в семье несет та или иная роль, исполняемая супругом. (Каждый из супругов начинает перетягивать «одеяло» на себя.) 2. Конфликты, проблемы, недовольство супругов, связанные с различиями во взглядах на семейную жизнь и межличностные отношения. 3. Сексуальные проблемы, недовольство одного супруга другим в этой сфере, их взаимное неумение наладить нормальные сексуальные отношения. 4. Сложности и конфликты во взаимоотношениях супружеской пары с родителями одного или обоих супругов. 5. Болезнь (психическая или физическая) одного из супругов, проблемы и трудности, вызванные необходимостью адаптации семьи к заболеванию, негативным отношением к себе и окружающим самого больного или членов семьи. 6. Проблемы власти и влияния в супружеских взаимоотношениях. 7. Отсутствие тепла в отношениях супругов, дефицит близости и доверительности, проблемы общения.�/em> Каждый пункт, перечисленных выше проблем, включает в себя множество более частных случаев и типов ситуаций. Это дает понять на сколько многогранными могут быть семейные проблемы, это же подтверждает их сложность для разрешения самостоятельно. · отказ от участия в сексуальных отношениях — чтобы продемонстрировать другому низменность его стремлений, унизить и наказать за что-либо; · поздние приходы как доказательство собственной независимости и самостоятельности; · обвинения и претензии по мелочам — для того чтобы убедить партнера в том, что он или она ни на что не способен. Причиной таких конфликтов может являться предположение, что борьба за власть, признание и влияние — это естественная реальность любых отношений. При этом результатом психологической помощи является не решение этой проблемы в принципе, что вообще невозможно, а установление между супругами некоторого баланса, когда, условно говоря, все выигрыши и проигрыши одного компенсируются или уравновешиваются выигрышами или проигрышами другого. При обращении родителей к психологу за консультационной помощью, связанной с трудностями воспитания детей, основной задачей, так же, как и при консультировании воспитателей, будет информирование об особенностях постнатального развития, о вероятных проблемах и проявлениях возрастных кризисов, и возможностях развивающей работы в условиях семьи. Предметом консультативной беседы с родителями чаще становятся «подозрения» родителей о психическом неблагополучии ребенка и вероятности аномального развития; трудности адаптации к условиям детского сада; поведенческие особенности детей, которые воспринимаются родителями как проблемные или, действительно, являются таковыми и становятся показаниями к дальнейшей психологической работы (уже непосредственно с детьми). Можно выделить основные темы, которые затрагиваются в ходе подобного консультирования родителей. Потребность в привязанности — одно из наиболее важных условий психического развития человека. Привязанность к матери — первый групповой феномен в системе формирующихся отношений ребенка. Односторонняя привязанность к одному из родителей после 3-х лет указывает на проблемы в отношениях с другим родителем: чем больше ребенок боится одного из родителей, тем больше он привязан к другому. Страхи и неуверенность в себе перенимаются легче от того родителя, к которому привязан ребенок. Затруднения в общении со сверстниками того же пола возникают чаще у детей, продолжающих быть односторонне привязанными к родителю другого пола. Первые годы жизни — интенсивный период развития эмоций. Именно в это время ребенок наиболее непосредственен в выражении чувств. Повышена у него и потребность в эмоциональном признании окружающими. Большинство детей в первые годы жизни сильно привязаны к матери, которая является для них своего рода эмоциональным эталоном в отношениях с людьми. На основе привязанности формируется чувство любви к родителям, которое достигает своего максимального развития, как и все эмоциональное развитие, в 4 года. Любовь мальчиков к матерям в эти годы носит глубокий, проникновенный характер. Сказанное о мальчиках можно отнести и к девочкам в отношении их любви к отцу. В этом возрасте дети особенно любят ласку, поцелуи, они прижимаются к взрослым, обнимают их, что указывает на развитие наряду, с эмоциями, так называемой схемы тела, или чувственного, телесного образа «я», соотносимого с половым и более узко сексуальным развитием. У девочек препятствия в эмоциональном контакте с отцом чаще всего вызваны его недостаточно активной ролью всемье. Он может не придавать значения эмоционально близким отношениям с дочерью, быть слишком занятым, эмоционально блокированным в семье. Другая проблема, возникающая в данном возрасте, — это ревность, когда дети, особенно девочки, не могут «поделить» своих родителей. Ревность чаше возникает, когда в семье двое детей. Иногда по различным причинам одному из них родители уделяют больше времени и внимания, чем другому. Чаще ревность проявляется при небольшой возрастной разнице между детьми. Адаптация, как приспособление организма к новой обстановке, включает широкий спектр индивидуальных реакций. Успешность адаптации к детскому саду зависит от множества факторов - психофизиологических и личностных особенностей ребенка, конкретного характера семейных отношений и воспитания, условий пребывания в яслях и детском саду. До 2 — 3 лет ребенок не испытывает потребности в общении со сверстниками, которых ему заменяют мать и близкие люди. Поэтому нормальные и тем более эмоционально чувствительные и впечатлительные дети не могут адаптироваться к яслям, так как аффективно реагируют на разлуку с матерью и отсутствие ее равноценной замены. Сравнение детей, посещающих ясли и воспитывающихся дома, показывает наличие у ясельных детей большей возбудимости и более частых заболеваний. Особенно неблагоприятное влияние оказывают ясли на нервно и соматически ослабленных детей, вызывая дальнейшее ухудшение их состояния. Для детей второго и отчасти третьего года жизни характерными являются страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что в полной мере проявляется в начале посещения яслей. Страхи в ряде случаев будут более значимой причиной затруднений детей в адаптации к яслям, чем само по себе изменение жизненного стереотипа, привычного уклада жизни, которое тоже имеет место. Если для эмоционально чувствительных, нервно и соматически ослабленных детей ясли выступают в качестве декомпенсирующего фактора их психического развития, то дети эмоционально недоразвитые, с низкими интеллектуальными показателями, дети алкоголиков не встречают затруднений в адаптации. Легкость адаптации объясняется отсутствием у этих детей устойчивого эмоционального контакта — привязанности к матери, равно как и глубины переживаний (Захаров А. И., 2004). Чем раньше ребенок будет отдан в дошкольное учреждение, тем более он будет коллективистски настроен в дальнейшем. Дети, попавшие в дом малютки вскоре после рождения, отличаются в дальнейшем большей общительностью и взаимной поддержкой. Первичные эмоциональные контакты устанавливаются не с матерью, а со сверстниками, однако отсутствие матери обедняет эмоциональный мир этих детей, не испытывающих в дальнейшем глубоких чувств любви, привязанности, вины и сострадания. Наблюдения показали, что в младшем дошкольном возрасте хуже адаптируются дети с флегматическим темпераментом, гораздо легче процесс адаптации протекает при холерическом темпераменте. Флегматики не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть, выполнить задание. Ощутимые затруднения в адаптации испытывают левши, т. к. левшество подразумевает преобладание активности правого полушария, более чувствительного к воздействию эмоциональных факторов. Процесс адаптации у разных детей протекает индивидуально, однако есть и общие черты. До 3 лет, скорее, будут проявляться беспокойство, страх и депрессивные реакции; в детском саду будут преобладать повышенная возбудимость, раздражительность, капризность, упрямство и негативизм. Как в яслях, так и в начале посещения детского сада адаптационный стресс подрывает иммунитет, и ребенок начинает часто болеть. У плохо адаптированных детей старшего дошкольного возраста больше вероятность появления или закрепления тиков и заикания, т. е. психомоторных нервных нарушений. Большие затруднения в адаптации испытывают нервно и соматически ослабленные дети, быстро устающие от шума, с большим трудом засыпающие днем и имеющие плохой аппетит. Тяжело адаптируются дети, являющиеся единственным ребенком в семье, чрезмерно опекаемые родителями, невротически привязанные к матери, зависимые от нее, привыкшие к исключительному вниманию, не имеющие навыков самообслуживания, неспособные наладить контакт со сверстниками из-за большого количества страхов, неуверенности в себе, беззащитности, общей эмоциональной неустойчивости и недостаточно развитой ролевой структуры, неумения принимать и играть роли (в старшем дошкольном возрасте). Причина затруднений в адаптации - отсутствие гибкости в выполнении режимных процессов, индивидуального подхода к эмоционально чувствительным, нервно и соматически ослабленным детям. Может препятствовать адаптации частая смена воспитателей, преждевременные перемены групп, большое количество детей в группе, особенно со значительной разницей в возрасте. Неудачным будет и состав группы, в которой много возбудимых, конфликтно-агрессивных детей. Требуют постоянного внимания воспитателей боязливые, беззащитные и неуверенные в себе дети. Воспитатель должен обладать необходимыми личностными качествами – терпеливостью, отзывчивостью, быть гибко реагирующим на происходящие изменения в группе и способным обеспечить в ней приемлемый для всех детей социально-психологический и эмоциональный климат. Достижение дисциплины в группе не подразумевает административно-командного, авторитарного стиля руководства, излишней требовательности и принципиальности, категоричности, нетерпимости и непримиримости к другому мнению. Труднее адаптируются единственные в семье и поздние, а так же чрезмерно опекаемые дети. Невротическое состояние матери также влияет на адаптацию, поскольку повышает беспокойство за ребенка и создает ответную зависимость от его эмоционального состояния по типу невротической привязанности. Хуже всего адаптируются мальчики, невротически зависимые от матери и не обладающие необходимой психологической защитой со стороны отца, отсутствующего в семье или неспособного быть адекватным примером полоролевого поведения. Фактором, осложняющим адаптацию, являются конфликты в семье. Существенной причиной затрудненной адаптации будут необщительность родителей, интровертированный (обращенный внутрь) характер личностного реагирования, что может явиться помехой для развития контактности детей и легкости общения со сверстниками в группе. Непроизвольное усвоение детьми рассмотренных черт характера и личности родителей осложняет отношения со сверстниками и затрудняет адаптацию в детском саду. Эти дети ведут себя неуверенно и нерешительно, много волнуются и беспокоятся, сомневаются в правильности своих действий, легко обижаются, плачут, заостренно реагируют на неудачи, и в то же время им не хватает гибкости, непосредственности, доверчивости и простоты в отношениях со сверстниками. Они напряжены, скованы, не могут быть собой при всем своем желании общаться и быть принятыми в группе. Общими рекомендациями с целью оптимизации процесса адаптации могут быть следующие: -целесообразно отдавать ребенка в детское учреждение только тогда, когда ему исполнится 3 года, если это девочка, и 3,5 года, если это мальчик; - если ребенок единственный в семье, если он часто болеет, испытывает страхи, не хочет оставаться один (требует постоянного присутствия взрослых), то его вхождение в детский сад должно быть постепенным. Вначале нужно привести его в группу, познакомить с воспитателем, с другими детьми в группе, посмотреть вместе с ним игрушки, вызвать интерес к новому окружению и вернуться домой. Затем, несколько дней, пребывание в детском саду должно ограничиваться временем до дневного сна, в дальнейшем, в зависимости от его состояния, это время постепенно увеличивается; - в период привыкания детей к детскому учреждению важно учитывать, что, находясь в группе, они чувствуют себя скованно и вынуждены сдерживать свои эмоции, что приводит к внутреннему напряжению, которое, может стать причиной невроза. Поэтому дома, в привычной обстановке, следует предоставлять им возможность играть в веселые подвижные игры и выражать эмоции в полной мере, так как это устраняет накопленное в детском саду напряжение.
39. Личностные качества психолога-консультанта. Date: 2016-05-23; view: 394; Нарушение авторских прав |