Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Болдинский период в творчестве Пушкина (три Болдинских осени). Зрелый период творчества Пушкина. Проблема творческой эволюции





В родовое имение отца, село Болдино Нижегородской губернии, П. поехал на несколько дней для устройства имущественных дел 20 октября в связи с предстоящей женитьбой на Н. Гончаровой. Однако из-за начавшейся эпидемии холеры и установленных повсюду карантинов поэту пришлось пробыть там около трех месяцев. Это период один из плодотворных в творческой биографии Пушкина.

7 сентября – «Бесы»

8 сентября – «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»)

9 сентября – окончен «Гробовщик»

13 сентября – «Сказка о попе и о работнике его балде»

14 сентября – «Станционный смотритель»

18 Сентября – окончена 8 гл. «Евгения Онегина»

20 Сентября – окончена «Барышня-крестьянка»

25 Сентября – окончена 9 гл. «Евгения Онегина»

1 октября – «Румяный критик мой…»

5 октября – «Расставание»

5-10 октября – «Домик в Коломне»

12-14 октября – «Выстрел»

16 октября – «Моя родословная»

17 октября – «Заклинание»

19 октября – сожжена 10 гл. «Евгения Онегина»

20 октября – окончена «Метель»

23 октября – окончен «Скупой рыцарь»

26 октября – окончен «Моцарт и Сальери»

1 ноября – писалась «История села Горюхина»

4 ноября – окончен «Каменный гость»

6 ноября – окончен «Пир во время чумы»

Вместе с тем П. написаны еще ряд мелких стихотворений, критических заметок.

В Болдине был закончен многолетний труд (более 7 лет) Пушкина – «Евгений Онегин» (Аношкина и Петров, С. 204-205).

Поэзия Пушкина 30-х гг. В 30-е гг. П. пишет ряд новых выдающихся стихотворных произведений: сказки, «Песни западных славян», небольшие стих-я («Пора, мой друг, пора», «Не дай бог сойти с ума», «Вновь я посетил», «Я памятник воздвиг себе нерукотворный») и в особенности гениальную поэму-повесть «Медный всадник» (1833) (А. Соколов, С. 443).

Проза Пушкина 30-х гг. Наряду с созданием стихотворений, П. в 30-е гг. особенно много пишет в прозе, этот период расцвет пушк. прозы. После создания «Повести Белкина» он приступает к созданию крупных художественных полотен. В 1831 г. П. приступает к созданию романа «Рославлев» из эпохи 1812 г. в противовес роману М. Загоскина «Рославлев, или Русские в 1812 г.». (А. Соколов, М., 1976. С. 447).

В 1832 г. начат роман «Дубровский», окончен в 1833 г. В этом году написана и повесть «Пиковая дама». Превосходным образцом описательной прозы является «Путешествие в Арзрум» (1829-1835), написанное на материале дневниковых записей /А. Соколов, М., 1976. С. 450/.

Последний период творчества. К образу Петра 1 П. обращается и как историк и в марте 1832 г. приступает к работе над «Историей Петра Великого». Эти исследования П. были прерваны работой над «Историей Пугачева» (в 1834 г. опубликован). В апреле 1834 г. поэт вновь обращается снова к истории Петра, усиленно работая в архивах, собирая материалы, делая заметки и выписки (ИРЛ 19 в. Аношкина и Петров, С. 231).

Пушкин любил и лирическую обработку исторической темы («К вельможе», «Полководец», «Пир Петра Великого»).

В к. 1835 г. П. получил разрешение на издание задуманного им журнала «Современник», первая книга которого вышла в апреле 1836 г. К работе привлек Гоголя, Вяземского, В. Одоевского, Белинского.

Еще в процессе работы над «Дубровским» у Пушкина возникает замысел о Пугачевском восстании. В январе 1833 году П. набрасывает первый план «Капитанской дочки», которую завершает 19 октября 1836 г. (ИРЛ 19 в., Петров, С. 227). Эти оба произведения вместе с «Медным всадником» посвящены теме народного восстания.

Из незаконченных творений П. роман «Русский Пелам», задуманный и начатый в 1834-1835 гг. В ту же пору (1833-1835) была начата повесть из жизни древнего Рима о самоубийстве автора «Сатирикона» Петрония. К 1835 г. относятся незавершенные П. «Египетские ночи».

К последним годам жизни относятся и несколько замыслов из драматургии. Среди них значительным являются «Сцены из рыцарских времен» (название дано позднейшим редактором) – единственное драм. произведение, полностью написанное прозой (А. Соколов, С. 459-460).

 

Вопросы и задания:

1. Приведите периодизацию творческого пути А.С. Пушкина.

2. Дайте характеристику каждому из этапов творческого пути. Каковы основные темы, мотивы, жанры творчества А. Пушкина? Приведите примеры.

3. Расскажите о незаконченных произведениях А. Пушкина.

 

Литература:

1. История русской литературы XIX в. Т.1. Под ред. С.М. Петрова. – М.: «Просвещение», 1969. – 567 с.

2. Либан Н.И. Лекции по истории русской литературы: От Древней Руси до первой трети 19 в. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2005. – 464 с.

3. История русской литературы XIX в., 1800-1830-е гг./ В.Н.. Аношкина, С.А. Джанумов, Н.В. Емельянова и др.; Под ред. В.Н. Аношкиной, С.М. Петрова. – М.: «Просвещение», 1989. – 448 с.

4. Ревякин А. История русской литературы XIX в.: первая половина. – М.: «Просвещение», 1981. – 542 с.

5. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: «Русский язык», 1989. – С.908.

 

 

Лекция 9.

1. Поэма «Полтава». Историческое и романтическое в поэме.

2. «Медный всадник» как историческая, философская и фантастическая поэма.

3. Новаторский характер трагедии «Борис Годунов».

 

1. Осваивая реалистические принципы, Пушкин обращается к излюбленному им в раннем творчестве жанру поэмы. Однако новая поэма существенно отличалась от созданного раннее в этом жанре. В то же время в 19 в. начал формироваться новый жанр романтической поэмы на исторический сюжет: молодого В. Скотта, некоторые поэмы Байрона, Мицкевича. Тему борьбы Мазепы против Петра 1 в духе декабризма, положил в основу своей поэмы «Войнаровский» К. Рылеев. Незадолго до «Полтавы» появилась повесть второстепенного литератора Е. Аладьина «Кочубей». Личность и деятельность Петра 1 как реформатора, мирного преобразователя привлекало внимание А. Пушкина. В 1828 г. он снова обращается к теме Петра и пишет поэму «Полтава», которая утверждает святость служения родине и осуждает предательство. «Полтава», по мнению А.И. Ревякина, ознаменовала рождение реалистической историко-героической и социально-психологической поэмы. Ревякин пишет, что в ней «проглядывают мысли о слитности национально-государственных интересов русского и украинского народов, о насущной необходимости для России укреплять свою самостоятельность и мощь», перекликаясь с современностью (С. 252). Романтическое в поэме им связывается с приемами контрастного, широкомасштабного изображения выдающихся характеров; резкая контрастность идеализирующего или дискредитирующего изображения сообщила героям романтический оттенок, сказывающийся в полном отсутствии социально-бытового фона (С. 252), определяющего генетические связи персонажей с реальной жизнью, в мелодраматических элементах (узнавание Марией матери, появление безумной Марии, в декламационности отдельных фраз / «Но где же Гетман? Где злодей?»/, в эпитетах, которые подчеркивают необычные, зловещие, загадочные свойства персонажей / «Мазепа мрачен», «Один пред конною толпой Мазепа грозен удалялся»/). Историческая правда характеров и событий, драматизм и психологизм, лиризм и лаконизм мастерски сплавляется в поэме (С. 253).

Ф.М. Головенченко (ИРЛ 19 в. Т.1 / Под ред. С.М. Петрова, 1969) определяет «Полтаву» как героическую поэму, в центре которой – изображение Полтавского боя как великого исторического события, поставившего Россию на одно из первых мест в Европе. В героической эпопее эпохи классицизма много условного, мифологического, композиционная основа – само великое событие, однако автор вольно обращался с историческими фактами, героический идеал чаще выступает в отвлеченной форме. В поэме героическое воплощено в своем конкретно-историческом облике, дается как реальная история народа, то, что сохранилось в его памяти. Петра окружает реальная обстановка. Возвеличивая подвиг и мужество петровского воинства, автор отдает должное и противникам – шведам. Однако автор дает почувствовать, что сам Карл 12 и его дружина не воодушевлены ничем высоким, тогда как Петр и его армия исполнены патриотизма, уверенности в победе, за ними возникает образ всей России. И сам поэт полон гордого патриотического чувства и восхищения победой.

Изображение исторического события сочетается с изображением трагедии личности, с романтическим сюжетом о драматической любви Марии к Мазепе.

Образ Марии, ее трагическая судьба, гибель ее отца – романтический план. Любовь Марии поэт тщательно обосновывает психологически (пример шекспировской Дездемоны); в необычной страсти Марии автор видит сложное проявление человеческой натуры, жизни.

Не романтический злодей и сам Мазепа. В отличие от байроновского Мазепы (дан романтическом плане, оторвано от конкретно-исторической обстановки), Пушкин стремился правдиво развивать характер Мазепы как хитрого и коварного интригана-изменника, одержимого не столько старческой страстью к Марии, сколько жаждой власти и честолюбием. Его измена трактуется в свете политических отношений России, Польши, Швеции, Украины.

Исследователь определяет «Полтаву» как реалистическую поэму на историческую тему.

Используя средства романтической поэтики и стилистики, Пушкин вместе с тем стремился к реалистическому воспроизведению национального колорита в изображении картин Украины и украинской природы.

Интерес поэта к эпохе и личности Петра 1 был связан не только с надеждами Пушкина добиться от правительства прогрессивных реформ, подобных реформам Петра 1, но и надеждой в то, что русский народ благодаря реформам Петра вступил на путь просвещения, обеспечив себе в будущем возможность свободы.

Современная поэту критика упрекала его за нарушение в «Полтаве» единства действия, за соединение в одном произведении любовной интриги и важнейших исторических событий.

2. Венцом всего развития в творчестве Пушкина жанра поэмы и одним из величайших созданий пушкинского гения является «Медный всадник» (1833 г.), которому автор придал глубоко значительный подзаголовок: «Петербургская повесть». Поэма – синтез героической поэмы о величии и мощи царя-преобразователя и реалистического рассказа о скорбях и несчастиях «маленького человека», бедного чиновника, как отмечает А. Соколов. В нем получает углубление и развитие образ Петра 1. В 30-е гг. много работал над задумкой написать «Историю Петра», изучая историческую литературу о Петре, подлинные архивные документы. Образ царя представал теперь поэту в двойном аспекте – гения новой российской государственности, великого полководца и преобразователя, но и «самовластного помещика», о котором поэт несколько позднее замечал, что некоторые его указы «кажется, писаны кнутом», что отразилось в понимании сущности исторической деятельности Петра, которое показано в «Медном всаднике».

В еще большей мере, чем «Евгений Онегин», он находится как бы на стыке поэзии и прозы, с еще более резкой контрастностью они противопоставлены друг другу. В нем, с одной стороны, - величавые и грандиозные поэтические картины – панорама царственного города, наводнение. С другой, перед нами мир «прозы», быт городских низов, личная семейная драма «маленького человека», бедного петербургского чиновника. В отличие от судьбы Самсона Вырина («Станционный смотритель»), драма которого хотя и обусловлена социально-общественными отношениями современности, замкнута узколичными пределами, личная драма Евгения, его частная судьба связаны, как в историческом романе, со всем ходом русского исторического процесса.

Евгений – обыкновенный человек, потомок обедневшего древнего рода, в момент действия в поэме – рядовой представитель столичной массы, петербургской разночинной бедноты. Его (малое) автор сталкивает в лоб с сильным и властным, с «кумиром» русского самодержавия. Это придает произведению символический смысл. «Медный всадник» - поэма и о прошлом, и о настоящем, и о будущем России. Пушкин понимает и славит всемирно-историческое значение дела Петра («прорубил окно в Европу»), но поэту враждебна самодержавная тирания. Борьба против тирании в данное время, по мнению Пушкина, безнадежна. Но эпизод бунта Евгения против Медного всадника на Сенатской площади, влекущей за собой целую цепь конкретно-исторических ассоциаций, является прозрением в будущее. В поднятом кулаке Евгения, в его последних фразах («Ужо тебе!») Медному всаднику звучит приговор русскому самодержавию, когда Евгений – масса, народ – восторжествует. «Петербургская повесть» о судьбе бедного чиновника является исполненной глубоко философского и социально-исторического значения поэмой о судьбах всей России.

Ф.М. Головенченко идеей поэмы считает мысль о том, что самодержавие, при Петре сыгравшее прогрессивную роль в развитии России, в последующем превратилось в реакционную, антинародную силу, тормозящем движение вперед. С другой стороны, в русском обществе не было такой силы, которая была бы способна противопоставить себя деспотической монархии.

«Медный всадник» - философская, социальная и историческая поэма. Во введении к поэме возникает величественный образ Петра-преобразователя, осуществляющего великое национальное дело – укрепление России на берегах Балтийского моря. Петр выступает и как покоритель самой природы, как воплощение победы культуры и цивилизации над дикостью и отсталостью, веками царившей до него «на берегу пустынных волн». Поэт сложил своего рода поэтический гимн могучей силе разума, воли и творческого труда человека, способных осуществить чудо – возведение из леса и топи великого города, символизирующего новую преобразованную Россию.

Проходит сто лет, осуществлен гениальный замысел Петра. Облик Петербурга изображен поэтом с чувством восхищения, патриотической гордости. Но это и город социальных контрастов, отразившихся в судьбе Евгения и его любимой Параши, становящихся жертвами города. Поэт задумывался над философской проблемой столкновения интересов личности и неумолимого хода истории. Философско-историческая тема сливается с изображением судьбы «маленького человека», с его протестом; звучит социальная тема, которая станет главной в петербургских повестях Гоголя и натуральной школы.

3. Трагедия «Борис Годунов» (1824-1825 гг.) посвящена историческим событиям конца 16 в., одной из самых драматических эпох русской истории, как отзывался о ней сам Пушкин. Материалом явились «История Государства Российского» Карамзина и русские летописи. Впечатления от поездки в древнерусский город Псков (сентябрь 1825 г.) также легли в основу трагедии. Автор мечтал показать «судьбу народную, судьбу человеческую», мечтал о драматургии самых высоких, т.е. освободительных идей, острых конфликтов, больших страстей, крупных национальных характеров и яркой занимательности, которая основана на жизненной правде.

К остро драматической борьбе Димитрия Самозванца с царем Борисом, потрясшей государство, обращались Сумароков, Нарежный, из западноевропейских писателей – Лопе де Вега, Шиллер. Пушкинский замысел был связан с попыткой новаторского преобразования русской драматургии на ее путях от классицизма к реализму, цель которого – воскрешение минувшего времени «во всей его истине». Впервые в русской литературе сюжетом трагедии стали достоверные события отечественной истории в строгой хронологической последовательности.

Прогрессивная, новаторская направленность заключается в утверждении народа как определяющей силой истории. Прогрессивность трагедии проявляется и в защите мысли о коренной противоположности, о враждебности интересов царя и народа.

Ревякин А.И. отмечает, что «своекорыстию господствующего сословия, противоречию интересов бояр и самодержавия в трагедии противопоставлены справедливость, доброта, великодушие, нравственная чистота и красота, совесть простого народа, подлинного хранителя национального русских свойств, нравов и обычаев. <…> Народ, вынашивавший мечту о добром, справедливом, идеальном царе, не мирится с царем-обманщиком, узурпатором, палачом» (1977, с. 223).

Писатель, переосмысливая события, изложенные Карамзиным, резко расходится с ним не только в понимании сущности и роли народа, но и причин гибели царя Бориса. Если Карамзин видит причину гибели Бориса в нем самом, запятнав себя убийством Димитрия и незаконно захватив власть, то Пушкин причину падения Бориса объясняет социальными обстоятельствами: в разобщении с народом, в недовольстве народа злоупотреблением властью. Карамзин рассматривал царя Бориса с психологической стороны, Пушкин – преимущественно с политической.

Изображая царей преступниками, утверждая определяющую роль народа в истории, обусловливая свержение Бориса недовольством восставшего народа, Пушкин, как уже неоднократно отмечалось в критике, отражал самые передовые настроения первой половины 1820-х гг.

Ревякин А.И. пишет, что «в своей концепции народа Пушкин превосходит декабристов. Преодолевая их недооценку роли народа в историческом развитии, автор приход к сознанию, что в изоляции от народа социально-политическая борьба обречена на неудачу».

Автор рисует обобщающий образ народа, а также ряд его индивидуальных лиц: юродивого (воплощение нравственных качеств, совести народа) и мужика на амвоне (указание на грозные возможности стихийного крестьянского восстания).

Канву событий Пушкин заимствовал у Карамзина, дополняя ее летописными сведениями и переосмысливая, а в изображении персонажей – у Шекспира (как писал поэт – «Шекспиру я подражал, в его вольном и широком изображении характеров, в небрежном и простом составлении типов» (XI, 140). Однако, Пушкин продолжая лучшие традиции Шекспира, пошел дальше его, руководствуясь реалистическими принципами противопоставил однолинейным, абстрактным образам классицизма и исключительным героям романтизма конкретно-исторические типы в свойственной им многосторонности, в естественной смене душевных движений, причиняемых всегда определенной обстановкой. Так, Борис Годунов раскрывается как дальновидный гос. деятель, тонкий политик, стремится принести народу благо, внести в страну начала просвещения, покончить с боярством, любящий отец, но при этом несчастный человек и властолюбец, кровавый злодей, суеверный, притворный, мстительный тиран.

Добиваясь предельной естественности, последовательной мотивировки внутренних движений и внешних поступков персонажей, автор полностью (кроме реплики Самозванца в сцене у фонтана) отказывается от речей в сторону.

Главные действующие лица, народ изображаются в трагедии в развитии. В первых сценах передается двойственное отношение народа к Борису: среди него есть и покорно следующие за боярами, стоя на коленях, плача, просящие Бориса на царство, и совершенно безучастные к выбору царя. А в конце трагедии безмолвие народа на призывы кричать здравицу новому царю рисуется уже как затаенное и грозное осуждение. Это народ, движимый ненавистью к крепостничеству, накануне восстания, которое через год будет возглавлено Болотниковым. Но и в конце трагедии, как и в начале, народ проявляет не только силу, но и слабость. Он снова оказывается в крепостнической кабале, объясняемое стихийностью борьбы, неразвитостью, неорганизованностью, пассивностью.

Реалистическое новаторство Пушкина особенно убедительно сказалось в языке трагедии: впервые преодолено единство условного «высокого слога» и резко нарушены принципы монологичности и декламационности, присущие классицистской трагедии. Действующие лице не декламируют, а рассуждают или просто беседуют. Потому их речи характерны лексическое разнообразие, обилие разговорных оборотов и интонаций. В трагедии использованы различные пласты русского языка: разговорно-просторечный, церковнославянский, устно-поэтический, архаический и т.д. На основе литературного языка автор добивается воссоздания социальных и профессиональных стилей речи эпохи: почти каждый персонаж изъясняется фразеологией своей среды.

Мастерство Пушкина проявилось и в том, что речь персонажей приобретают новые оттенки в зависимости от их настроения, обстоятельств, в которых они находятся, от их развития. Борис с детьми говорит ласково-доверительно, с боярами после его избрания – приподнято-торжественно.

Следуя жизненной правде, Пушкин применил в сцене битвы близ Новгорода-Северского русского, французского и немецкого языков.

Обилие метких слов и выражений ярко раскрывают богатство и образность трагедии, где некоторые из них стали пословицами («ох, тяжела ты, шапка мономаха!»).

Новаторство Пушкина как создателя реалистической трагедии сказалось и в композиции: отказывается от правила триединства. Нарушая единство трагедии, он вводит в нее двух главных персонифицированных героев: Бориса (участвует в шести сценах) и Самозванца (в девяти), действие пьесы начинается и завершается без них. Так автор подчеркнул, что содержанием его трагедии является социально-политическая борьба, основным и единственно положительным героем - народ.

В развитии действия вносится любовный мотив – страсть Самозванца к Марине Мнишек, который впервые в рус. трагедии занял не основное, а сугубо служебное место. Громко звучат лирические мотивы: главный их источник – образы Бориса и Самозванца.

Автор стремился к естественности развития действия трагедии: большинство ее основных событий происходит на глазах у зрителей, развертывается в строгой постепенности и последовательности.

Следуя традициям Шекспира, отходит от привычного пятиактного членения, деля трагедию на 23 сцены.

Нарушает и жанрово-видовую чистоту, приближая трагедию к жизни, к социально-бытовой правде, вносит бытовые и комические мотивы.

В полном соответствии со всем строем реалистической трагедии, с ее языком и композицией находится и стих: вместо традиционного для трагедий шестистопного ямба (александрийского стиха) использует пятистопный безрифменный ямб с цезурой на второ й стопе. Применяется и рифмованный стих (в польских сценах).

Вместе с тем автор заботился о сценичности трагедии, достигнув больших успехов. Ее сценичность «в панораме значительных и интересных событий, в острой конфликтности взаимоотношений царя и народа, царя и бояр, в разнообразии оригинальных характеров, в последовательно повышающемся напряжении развивающегося действия, в яркой контрастности сцен, <…> но глубоко психологических и потрясающе драматических» (Ревякин, 1977, с. 231).

 

Вопросы и задания:

1. Назовите реалистические поэмы А.Пушкина. Почему их определяют как «реалистические»?

2. Какой жанр начал формироваться в 19 в. и в творчестве каких представителей зарубежной литературы?

3. В творчестве каких русских поэтов отразилась тема борьбы Мазепы против Петра 1 до Пушкина?

4. Раскройте историческое и реалистическое в поэме. В этой связи сравните точки зрения Ф.М. Головенченко и А.И. Ревякина.

5. Чем выражен романтический план?

6. Какой подзаголовок имела поэма «Медный всадник»?

7. В каким свете представлен образ Петра 1? В противопоставлении с каким образом?

8. Сравните образ Евгения с образом Самсона Вырина.

9. Какие слова произносит в заключительной сцене Евгений? В чем смысл поднятого кулака Евгения с заключительными словами?

10. Чем обусловлена философская проблема в поэме «Медный всадник»?

11. Раскройте фантастический план поэмы.

12. Каким историческим событиям посвящена трагедия «Борис Годунов»? Какой материал лег в основу трагедии?

13. В творчестве каких предшественников Пушкина получило развитие остро драматическая борьба Димитрия Самозванца с царем Борисом? Каков был замысел Пушкина и его новаторство?

14. Проследите и сравните, как изобразили царя Бориса Карамзин и Пушкин.

15. Укажите, в чем проявился новаторский характер этой трагедии Пушкина?

Литература:

1. История русской литературы XIX в. Т.1. Под ред. С.М. Петрова. – М.: «Просвещение», 1969. – 567 с.

2. Соколов А.Н. История русской литературы XIX в. (1-ая половина) – М.: «ВШ», 1976 с. – 638 с.

3. Ревякин А. История русской литературы XIX в.: первая половина. – М.: «Просвещение», 1981. – 542 с.

 

 

Лекция 10.

1. «Маленькие трагедии» Пушкина. Композиция и структура цикла. Внутренние темы, сквозные мотивы.

2. «Повести Белкина» как начало русской реалистической прозы. Стиль прозы Пушкина.

3. Проблема народного восстания («Дубровский» и «Капитанская дочка»).

 

1. В Болдине поэт создает шедевры своей драматургии – маленькие трагедии, выступив глубоким знатоком человеческих страстей, мастером лепки характеров, художником острых драматических конфликтов. Их содержание заимствовано из самых разных исторических эпох и жизни разных народов.

В них сказалось умение автора давать большое содержание в предельно сжатом объеме.

Если в «Борисе Годунове» драматурга интересовали большие исторические события, «судьба народная», то в «маленьких трагедиях» автор сосредоточивается на «судьбе человеческой» - глубочайшем психологическом анализе человеческой души, охваченной всепоглощающей, но эгоистической и потому разрушительной, страстью – скупостью, завистью, чувственностью. Носителями этих страстей выступают в Пушкина натуры незаурядные, люди большого ума, огромной силы воли. Но поскольку страсти, ими владеющие, носят резко индивидуалистический, сугубо эгоистичный характер, они неизбежно влекут их на стезю злодейств и преступлений. Скупой рыцарь, по Соколову, воздвигает здание своего бесплодного могущества, своих ничего ему не дающих накоплений страшной ценой человеческих «слез, крови и пота». В трагедии, по мысли Ревякина, показана развращающая, обесчеловечивающая, опустошающая власть золота, как символ возникающих еще в условиях позднего средневековья капиталистических отношений. Великолепным итого являются слова герцога, пораженного смертельной распрей между отцом и сыном, возникшей из-за денег: «Ужасный век, ужасные сердца!». В пьесе «Моцарт и Сальери», по Ревякину, раскрываются характеры гениального Моцарта и талантливого Сальери, обобщенные и художественно вымышленные. Образом Моцарта, противопоставленного Сальери, утверждается несовместимость гения, всего гуманного и человечного, со злодейством. Сальери, как отмечает Соколов, страстно любит музыку, но не ради того, что она несет людям, а ради нее самой, - злодейски убивает Моцарта, тщетно пытаясь оправдать в своих собственных глазах это убийство якобы тем, что оно осуществляется им во имя восстановления попранной справедливости, во имя спасения искусства. И в то же время именно эта незаурядность натуры сообщает образам и Скупого рыцаря, и Сальери трагическую силу. Ему противопоставлен весь открытый навстречу жизни и людям, несущий им свое чудесное искусство, светлый и доверчивый Моцарт.

Главное лицо третьей маленькой трагедии «Каменный гость», по мнению Соколова, - легендарный испанский соблазнитель – является одним из «вечных» литературных образов, подвергавшийся неоднократной повторной разработке в различных европейских литературах, но и получил широкое нарицательное значение. Дон Гуан Пушкина сочетание непосредственности и расчета, огня и холода, ветреной беспечности и искреннего чувства; человек эпохи Возрождения, безбожник, бросающий смелый вызов верованиям и предрассудкам средневековья; дерзкий, гордый, страстный и бесстрашный.

Трагическая гибель Дог Гуана раскрывает глубокую гуманистическую идею Пушкина о том, что подлинная любовь должна быть возвышенной.

Четвертая трагедия «Пир во время чумы» представляет собой всего лишь перевод, в основном почти подстрочный, фрагмента из драматической поэмы английского поэта-романтика Джона Вильсона «Город чумы» (1816). Пушкин выбрал наиболее острую ситуацию (ситуация подсказана автору самой жизнью – свирепствовавшей в 1830 г. в России жестокой холерной эпидемией), обработав создал самостоятельное произведение. Его пафос – моральная победа, торжество человеческого духа над смертью. В песне Мери выражена чистота и самоотверженность большого женского чувства. Гимн председателя пира – Вальсингама исполнен упоения борьбы, непреклонного мужества, смело бросающего вызов всему, что грозит человеку гибелью. Мужественное бесстрашие Вальсингама не может не импонировать. Но в поисках ответа на вопрос: «Что делать нам? И чем помочь?» перед лицом смертельной угрозы Вальсингам, как и Дон Гуан, становится на ложный путь эгоистических чувственных услад, особенно обостряемых близостью смерти. И этой трагедии нет никого морализирования. Председатель отклоняет религиозную стезю: не идет за священником. Но «глубокая задумчивость» его, которой завершается произведение, особенно знаменательна, поскольку тогда же Пушкин дает другой, свой ответ на вопрос, поставленный Вальсингамом. В стихотворении «Герой» (написан за неделю-две до «Пира»), Наполеон «хладно руку жмет чуме», посещает лазарет с пораженными солдатами не ради острых личных ощущений, а для того, чтобы ободрить, поднять дух умирающих. Не в бесчисленных боях и победах Наполеона, не в головокружительной карьере его, не в трагическом одиночестве изгнания, а в бесстрашном, по-настоящему человеческом поступке и заключается, по утверждению поэта из стихотворения – самого Пушкина – подлинное мужество, истинный героизм.

В соответствии с основным заданием болдинского цикла существенно меняется и форма новых пьес Пушкина. Стремясь к максимальному сосредоточению внимания на исследовании внутренней жизни героя, Пушкин дает своеобразный художественный синтез двух противостоящих драматических систем. Раскрывая характеры с исключительной широтой, разнообразием и углубленностью, которые восхищали его в Шекспире, поэт еще больше конденсирует «узкую форму» (его слова) трагедии классицизма. Он приближается к классическим единствам (например, время драматического действия «Моцарта и Сальери» занимает всего несколько часов), сводит к минимуму количество героев (в «Моцарте и Сальери» их всего два), умещает свои пьесы взамен канонических пяти актов всего нескольких небольших сцен (4 – в «Каменном госте», 3 – в «Скупом рыцаре», 2 – в «Моцарте и Сальери», 1 – в «Пире»). В этих тесных рамках автор с захватывающим драматизмом и глубиной развертывает трагедию души, одержимой страстью, которая поднята на высоту идеи, и идеей, которая приобрела всю силу страсти. Каждая из них отличается своей отчетливо выраженной национальной окраской. При этом во всех них есть и нечто общее, что их между собой объединяет и в чем как раз и сказывается «истинная национальность» Пушкина, который, изображая «сторонний мир», «глядит на него глазами своей национальной стихии». Уже в «Евгении Онегине» он начинает преодолевать «безнадежный эгоизм» героев-индивидуалистов наполеоновского типа, окутанный загадочным романтическим плащом. Процесс этот, продолжающийся в «Цыганах», в «Полтаве», в особенности в «маленьких трагедиях» раскрыта психологическая почва индивидуализма, порождаемая «веком-торгашом» - собственническим буржуазным европейским обществом.

2. К 30-м годам относится расцвет пушкинской прозы. Широкое вступление Пушкина в прозу начинается с «Повести Белкина», которая написана одна за другой болдинской осенью 1830 г. Она была опубликована без подписи автора, поскольку Пушкин не надеялся на успех, настолько она отличалась от популярной тогда романтической повести и дидактической прозы.

«Повести Белкина» до Гоголя наиболее реалистическое произведение русской прозы. Его отличает разнообразие и необычность их тематики. Так, в ней представлена не только картина дворянско-усадебного быта («Барышня-крестьянка»), автор выдвигает демократическую тему «маленького человека» в «Станционном смотрителе», предваряющем собой «Шинель» Гоголя.

«Повести Белкина» - отклик Пушкина на все проблемы современной ему прозы. По наблюдению Ф. Головенченко, своей правдивостью, глубоким проникновением в характер человека, отсутствием мелодраматизма повесть «Станционный смотритель» положила коней сентиментально-дидактической повести о «маленьком человеке», положенной «Бедной Лизой» Карамзина. Вместо идеализированных образов, сентиментальных сюжетных ситуаций реальные типы и бытовые картины незаметных, но хорошо знакомых уголков русской действительности (например, почтовая станция, где автор находит светлые и горестные стороны жизни). Гуманизм противостоит отвлеченной чувствительности сентиментальной повести, манерный язык сменяется простым, бесхитростным, опирающимся на народно-бытовое просторечие.

В «Повести Белкина» писатель выступает против романтического шаблона в повествовательной прозе к. 20-х гг. Так, в «Выстреле» и «Метели» необычные приключения и эффектные романтические ситуации и коллизии разрешаются просто и счастливо, в реальной обстановке, без никаких загадок и мелодраматических концовок, характерных романтической повести.

Еще более полемична повесть «Гробовщик». В ней чудесные и таинственные ситуации в связи с загробным миром, присущие романтическим балладам и повестям, сведены к весьма прозаической торговле гробами, сами они оказываются простыми деревянными ящиками, а их хозяин вполне реальным и обыкновенным гробовщиком Адрианом, не обладающим никакими сверхъестественными силами. Появление привидений оказалось лишь сновидением подвыпившего с приятелями Адриана. Таинственное становится комическим, теряя весь романтический ореол, превращаясь в предмет шуток и насмешек. В реалистическом изображении быта ремесленника, в прозаическом облике самого Адриана с его профессиональными словечками уже содержится зародыш художественной манеры будущей натуральной школы.

Стиль прозы Пушкина, как отмечает Ф. Головенченко, характеризуется простотой, лаконизмом, точностью, безыскусственностью. Эта проза без нарочитых «блестящих выражений». Как писал Гоголь: это «решительно лучшее русское произведение в повествовательном роде. <…> все – не только самая правда, но еще как бы лучше ее» (ИРЛ 19 в. / Под ред. С. Петрова. – Т. 1. – М., 1969. – с. 234.). Предельная сжатость и точность рисунка, эмоциональность и напряженность, быстрота и драматизм развития сюжета. Однако критика не оценила прозу Пушкина должным образом. Так, Н. Полевой отозвался о «Повестях Белкина» как о «фарсах, затянутых в корсет простоты без всякого милосердия». Недооценивал прозу Пушкина и Ф.Г. Белинский.

3. В 1832 г. Пушкин начинает работу над романом «Дубровский», где наряду с другими проблемами с большой остротой поднимается вопрос о взаимоотношениях крестьян и дворян.

В основу сюжета положен сообщенный Пушкину его другом П.В. Нащокиным эпизод из жизни одного белорусского небогатого дворянина по фамилии Островский (как сперва назывался роман), который имел процесс с соседом за землю, был вытеснен из имения и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить сначала подьячих, а потом и других. Нащокин видел Островского в остроге.

Время действия – 10-е гг. 19 в. В нем предстает картина помещичьего провинциального быта и нравов того времени. Троекуров – богатый, властный, избалованный жизнью помещик-крепостник с презрением относится к мелкоместным дворянам, изображенным с тонким юмором. Он типичное порождение феодально-крепостнической действительности екатерининского времени. Ему противопоставлен гордый старик Дубровский, в лице которого раскрыта судьба родовитого, но обедневшего дворянства.

Новое поколение провинциальной поместной аристократии представлено образом «европейца» Верейского, у которого внешняя культурность, лоск сочетаются с феодальными нравами: он добивается брака с девушкой, которая любит другого. В его образе автор критикует нравственный облик дворянского аристократического общества (начатого в романе «Рославлев»).

С особенной остротой изображаются настроения крепостных крестьян. Автор их не идеализирует, показывая, что и в среде крепостных есть противоречивые отношения, что феодальные нравы развращали некоторых дворовых, становившихся холопами.

Крепостные изображены враждебно настроенными против помещиков (кузнец Архип).

Крепостнический гнев, жестокость помещиков вынуждают народ бунтовать – таков идейный смысл образов крестьян, раскрывающих глубокое сочувствие поэта крепостному крестьянству.

Среди дворян в произведении выделяется образ Дубровского – бунтаря, связанного с бунтарскими настроениями крепостного крестьянства. Однако его автор не делает вождем крестьян как единомышленника, у него свои личные мотивы бунтарства. Он остается чуждым крестьянам.

Тема крестьянских восстаний, затронутая в «Дубровском», обращает мысль писателя к восстанию Пугачева.

Автор задумывает работать над «Историей Пугачева», едет в места, охваченные восстанием Пугачева, посещает Казань, Оренбург, Бердскую слободу, ведет беседы со стариками, которые помнят Пугачева, собирает о нем народные песни, посещает местные архивы. В 1834 г. этот труд был опубликован под названием «История Пугачевского бунта».

Еще работая над «Дубровским» у писателя возникает замысел написать художественное произведение о восстании Пугачева, к которому приступает в январе 1833 г. (набрасывает первый план) и завершает осенью 1836 г.

Талант Пушкина как прозаика достигает своей высоты в его исторической повести «Капитанская дочка», замысел которой вынашивал с 1833 г.

В 30-е гг. когда усиливаются крестьянские восстания, П. обращается к теме крестьянского протеста, которую хотел затронуть в «Истории села Горюхина». Эта тема отразилась в «Дубровском», но была широко развернута в «КД» - крестьянская война 70-х гг. 18 в. Стремление следовать «истине исторической», начиная с «Бориса Годунова, прослеживается с особой силой и в «КД». При этом источниками при создании произведения («БГ», «Арап..», «Полтава») служили исторические труды. Пушкин посещает исторические места, поля сражения, знакомится с природой и бытом края, собирает материалы о Пугачеве, расспрашивает стариков-очевидцев. Вместе с тем изучает эту эпоху по впервые добытым им архивным материалам и первоисточникам (А. Соколов, С. 450). Результатом этих кропотливых поисков явилась публикация исторического труда «История Пугачева» (1833-1834), названная Николаем 1 «Историей Пугачевского бунта». После завершения этого труда он приступает к свершению замысла над «КД». Для верного воссоздания исторической действительности он обращается и произведениям художественной литературы 18 в., в которых отразилась жизнь того периода: сатирическая литература, в основном Фонвизина. Вместо острых карикатур рисовал живые, полнокровные человеческие характеры. Так, например, незадачливый гувернер-француз, мосье Бопре не только собирательный тип французов-учителей, высмеивавшихся в сатир. лит-ре 18 в., но и перекликается с образом француза-учителя «Путешествия…» Радищева. Вместе с тем этот образ изображен без резкого сатирического плана, в мягких юмористических тонах. Еще ярче это проявляется в образах капитана Миронова и его жены (к этой главе дан эпиграф из «Недоросля»: «Старинные люди, мой батюшка» - переделанные слова Простаковой о семейном быте и нравах ее родителей - Скотининых). Однако герои Пушкина не имеют общего с персонажами Фонвизина. И те и эти – люди простые и неученые, с ограниченным кругозором. Вместе с тем они несут в себе типические недостатки времени (С. 451). Но в то же время они обыкновенные люди, представители рядового провинциального офицерства, тесно связанные с солдатской сферой, живут простой жизнью, умирают подлинными героями, отдавая свою жизнь, за то, что считают долгом.

Свои детские годы Петр Андреевич Гринев рисует в чертах, сходных с историей воспитания недоросля. При этом П. противопоставляет своего героя фонвизинскому Митрофанушке. Так же как и характеры героев «Евг. Онегина» и даже ярче П. изображает Гринева в становлении: если в начале это беспечный, легкомысленный сын помещика, бездельник и лентяй, подобно Митрофанушке, то проявляется и доброе начало: он, нагрубив старому Савельичу, испытывает угрызение совести по и «безмолвное раскаяние», что чуждо Митрофану; щедро одарил неизвестного «мужичка», который спас его и Савельича во время бурана. Глубина его натуры проявилась в его большом и чистом чувстве к Маше Мироновой, ради которой он готов был пойти на любые опасности. Его добродетели окрепли и закалились в условиях суровой жизни в степной окраине, где он становится участником важных исторических событий (С. 452), сумев в самых драматических ситуаций соблюсти завет отца: береги честь смолоду.

Положительный образ Стародума (идеал истинного дворянина с лучшими чертами передовых дворянских кругов, противостоящих политике Екатерины 2) творчески переложен для образа Гринева-отца: оба схожи патриархальной простотой, честностью, глубокой принципиальностью; однако Стародум наделен лишь положительными качествами, а в Гриневе реалистически правдиво сплетены положительные черты (твердость характера и духа, прямота, оппозиционность правящей верхушке) с недостатками (суровое обращение с женой, возмутительно-грубый тон к Савельичу и др.).

Также разносторонне показан отрицательный образ Швабрина - богатый и знатный столичный гвардейский офицер, сосланный в Белогорскую крепость «за душегубство» - убийство на дуэли. Как и князь Верейский («Дубровский») он умен, образован, меткий и наблюдательный глаз, острый язык; живой собеседник. Но в то же время готов ради личной (С. 453) выгоды пойти на бесчестие. При этом писатель показывает как, в какой среде, под влиянием чего сложился подобный характер. В образах Гриневых и Швабриных обобщены два типа «дворянства» - коренного (термин Пушкина), старинного дворянства, сыгравшей рол в становлении русского государства, но потерявшего свое значение в эпоху непрерывных дворцовых переворотов, циничного фаворитизма (оба Гринева) и типичного представителя возникшего во время дворцовых переворотов «новой знати» (Швабрин), пристрастной к французскому и презирающей отечественное. Потому в противоположность Гриневу он переходит на сторону Пугачева (не только чтобы сохранить жизнь, жениться на Маше, но и сделать карьеру временщика, если к власти придет Пугачев).

Маша – простая, необразованная девушка, как и ее родители: она отказывается связать свою жизнь с Швабриным, к которому испытывает неприязнь. Она, по словам матери, «трусиха». Но в ответственные моменты проявляются ее ум и сердце, стойкость и сила в глубокой и чистой любви к Гриневу, в решительном сопротивлении Швабрину, в ее смелости в решении поехать ради спасения жениха в императрице. В ней, как и «русской душе» Татьяны дан замечательный образ русской женщины, полной самоотверженности и героизма. В отличие от Татьяны, М. ближе к трудовой народной массе. В прежних произведениях П. нет эпиграфов из фольклора. Из 17 эпиграфов «КД», 10 заимствованы из фольклора, что окружает роман особой атмосферой народности, соответствуя ее содержанию (большая часть героев романа из народа).

Лит. прототип Савельича – дядька Шумилов из «Послания к слугам моим», наивно убежденный, что крепостные крестьяне существуют лишь для того, чтобы всю жизнь работать на господ и быть в их полном подчинении. Но его преданность далека от рабской приниженности. Так, в «Письме» называет себя рабом, но весть тон письма проникнут чувством достоинства и горьким упреком за незаслуженную обиду. Внутреннее благородство, душевное богатство раскрываются в бескорыстной, глубокой человеческой привязанности одинокого старика к своему питомцу (С. 455).

Автор наглядно опровергает мнение современников крепостников-дворян, считающих, что крепостные не способны ни на какие благородные чувства и поступки, оправдывая этим свое право обращаться с ними, как с рабочим скотом.

В противовес утвердившему мнению в литературе (начиная со стихов о нем Сумарокова) о Пугачеве как изверге, исчадии зла, в повести Пушкина представлен образ вождя народного восстания во всей суровой социально-исторической реальности («истине исторической»). Он, как и кузнец Архип («Дубровский») беспощаден к своим классовым врагам, которые не желают признавать законность народной власти (жестокая расправа после взятия Белогорской крепости). В отличие от Архипа ему присуще чувство справедливости; как богатырь былевого эпоса заступник слабых, обиженных (С. 456); способен испытывать глубокую признательность; памятлив на добро. В Пугачеве ярко показаны «смелость и смышленость», характерные для русского характера. Он отличается широтой души, вольным и мятежным духом, отвагой. В поэтическом ключе развертывается Пушкиным и образ Пугачева. Такова выразительная сцена пения Пугачева с товарищами. Примечательна в этой связи калмыцкая сказка об орле и вороне, рассказанная Пугачевым Гриневы. Ее смысл – миг вольной и яркой жизни лучше многих лет жалкого прозябания.

В период работы над произведениями о Пугачеве, поэт много размышляет над проблемой народного восстания. С этим связаны его раздумья о личности и творчестве Радищева (незаконченное «Путешествие из Москвы в Петербург» 1833-1835; запрещенная цензурой статья «Александр Радищев», 1836). Однако в противовес Радищеву он не верит в успех, потому устами Гринева он называет восстание Пугачева «бунтом бессмысленным и беспощадным» (С. 457).

Если в «ЕО» показана роковая оторванность лучших представителей из дворянства и драматическая в связи с этим их судьба, то в «КД» - поиски путей к сближению с народом. По энциклопедической широте охвата русской действительности посл. трети 18 в. «КД» представляет собой явление аналогичное «Онегину». В центре внимания – типические образы провинциального и столичного дворянства (С. 458), высшего и низшего офицерства, солдат, казаков, представителей угнетенных царизмом народностей, крепостных крестьян, безропотно несущих свое иго, и крестьян, восставших против своих вековых угнетателей (С. 459).

«КД» была впервые опубликована в «Современнике» при жизни писателя, не опубликована по цензурным причинам одна глава – «Пропущенная глава» (ИРЛ 19 в. Аношкина, Петров, С. 226).

Оценивая произведение П., Белинский писал: «КД» - нечто вроде «Онегина» в прозе (С. 227).

В этом романе П. осуществил давний замысел: пересказать «преданья русской старины», жизнь простого русского семейства. И история как бы сама врывается в частную, мирную жизнь, вызывая драматические коллизии в судьбах отдельных людей. История раскрывается «домашним образом», и в центре ее оказываются обыкновенные, ничем выдающиеся люди. Повседневная жизнь обыкновенных людей и составляет основу исторического процесса (С. 229).

По мысли Ф. Головенченко, проза Пушкина («История села Горюхина», «Дубровский», «Капитанская дочка») вслед за великим защитником крестьянства А.Н. Радищевым, положил начало тому вниманию к крестьянскому вопросу, которое с 40-х гг. 19 в. становится основным и ведущим в русской общественной мысли, в передовой русской литературе. Она проникнута сочувствием автора к страданиям закрепощенного народа, пониманием им того, что причинами крестьянского недовольства являлись жестокость помещиков, притеснения крестьян. Однако, по мнению исследователя, Пушкин не признавал крестьянское стихийное восстание средством разрешения общественных противоречий русской жизни, назвав его бессмысленным и беспощадным бунтом, видя в нем лишь разрушительную силу, лишенную творческого начала. Ему казалось, что противоречия между помещиками и крепостными крестьянами можно преодолеть мирным путем. Все это, как отмечает Ф. Головенченко, было проявлением слабых сторон мировоззрения, его дворянских предрассудков. При этом исследователь цитирует Белинского, видевшего в Пушкине не только «прекрасную» и «гуманную личность поэта», но и «русского помещика» (С. 234).

 

Вопросы и задания:

1.В какой период своей жизни Пушкин создал маленькие трагедии?

2.Что входит в этот цикл?

3.В чем суть каждой из трагедий, какие темы в них поднимаются?

4.В чем меняется форма новых пьес болдинского цикла драматурга?

5.Что объединяет эти трагедии?

6.Что отличает прозу Пушкина?

7.В чем реалистичность «Повестей Белкина»? Проследите путем сравнения с чертами сентиментализма.

8.Как Пушкин выступает против романтического шаблона в прозе 20-х гг. в «Повестях Белкина»?

9.В чем полемичность повести «Гробовщик»? В чем проглядывают зачатки будущей натуральной школы?

10. Каков стиль прозы Пушкина?

11. Как отзывалась о прозаических произведениях критика?

12. Какие противоборствующие стороны изображены в «Дубровском»? Какие герои и как изображены? Каков идейный смысл образов крестьян?

13. Какие группы противостоят в «Капитанской дочке»? Как изображены герои? Сравните героев с персонажами Фонвизина.

14. 9.Сопоставьте «Евгения Онегина» и «Капитанскую дочку» в плане изображения дворянства и народа.

15. Что характерно прозе Пушкина? Каково отношение Пушкина к народному восстанию? Какие слабые стороны мировоззрения Пушкина отметил Ф. Головенченко?

 

Литература:

1. Соколов А.Н. История русской литературы XIX в. (1-ая половина) – М.: «ВШ», 1976 с. – 638 с.

2. Ревякин А. История русской литературы XIX в.: первая половина. – М.: «Просвещение», 1981. – 542 с.

3. История русской литературы XIX в. Т.1. Под ред. С.М. Петрова. – М.: «Просвещение», 1969. – 567 с.

4. История русской литературы XIX в., 1800-1830-е гг./ В.Н.. Аношкина, С.А. Джанумов, Н.В. Емельянова и др.; Под ред. В.Н. Аношкиной, С.М. Петрова. – М.: «Просвещение», 1989. – 448 с.

 

Date: 2016-05-23; view: 1706; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию