Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 7. Романтическая проза 20-30-х годов





Лекция 7.

1. Романтические повести А.А. Бестужева-Марлинского (1797-1837), В.Ф.Одоевского (1803-1869), Н.А. Полевого (1796-1846).

2. Фантастические повести В. Одоевского.

3. Роль А. Бестужева-Марлинского как теоретика романтизма.

4. Жанр светской повести в творчестве Н.Ф. Павлова (1803-1864), В. Одоевского и др.

1. Развитие прозаических жанров в 30-х годах характерно для общего хода литературного процесса как России, так и на Западе. Белинский в 1835 г. отметил преобладание прозы, повести и романа в творчестве современных ему писателей и повышенный интерес читателей именно к этим жанрам: «Теперь вся наша литература превратилась в роман и повесть…» (ИРЛ Петров, С. 277). Связывая форму романа с изображением личности человека как продукта общественного развития, Белинский писал: «Форма и условия романа удобнее для поэтического представления человека, рассматриваемого в отношении к общественной жизни». Позднее им все боле настойчиво подчеркивается значение романа для многостороннего и правдивого изображения действительности, «жизни, как она есть».

В 30-е гг. слава приходит А. Бестужеву как Марлинскому, молодым писателям-прозаикам – Н. Полевому, Н. Павлову, В. Одоевскому, М. Погодину, И. Лажечникову и др.

Если проза Пушкина, Лермонтова, Гоголя развивалась в русле уже сложившегося в их творчестве реализма, то проза Бестужева, Полевого, Павлова и др. писателей 30-х годов своеобразно сочетала реалистичность отдельных картин с романизмом в обрисовке героев и в стилистической системе.

Едва ли не самым популярным прозаиком 30-х годов был Александр Александрович Бестужев (1797-1837) (Марлинский – псевдоним), выступая в 20-х гг. как поэт, он и в ту пору был автором ряда прозаических повестей. Однако расцвет его прозы приходится к 30-м годам.

Если в 20-е гг. его интересовала историческая тема (С. 278), то в 30-е годы создает повести о героях-кавказцах, ему способствовало его пребывание с 1829 г. на Кавказе; повести о светской среде, хорошо ему знакомой до ссылки; повести о типах народной среды. Всем этим произведениям свойственны общие черты. Как писатель-декабрист, М. стремится создать образ сильного, волевого героя, поражающий воображение своим мужеством или вызывает сочувствие своим благородством, становясь образцом для читателей. Светская среда изображена преимущественно сатирически, народные персонажи – с любовью. При обрисовке героев М. руководствуется принцами романтизма, провозглашенными им в его критических статьях.

Из кавказских повестей особенной популярностью пользовалась повесть «Аммалат-Бек» (1832), в основу которой положена народная легенда, записанная в Дербенте. В ней рассказывается о дагестанском молодом хане Аммалате, перешедшем на сторону мюридов и убившем своего покровителя полковника рус. армии Верховского. Он волевая, активная и мятущаяся натура, что объясняет быстрые переходы героя от преданности к недоверию, а от него – к мести. Он попадает в сети, коварно расставленные врагами России, и, разжигаемый подозрениями, осуществляет расправу над человеком, который спас его от неволи. Трагедия усугубляется тем, что А. совершает преступление как правое дело, надеясь в награду за него добиться руки возлюбленной Селтанет [ИРЛ 19 в. Аношкина и Петров, С. 268]. В повести показан образ необузданного и пламенного пленника-горца, которого спасло от казни заступничество русского офицера. Повесть показывает, как постепенно в сознании юноши, приобщаемого к необычной, новой для него культуре, появляются мысли о том, что достоинства человека не определяются только физической силой и страстностью темперамента. Все же первоначальные инстинкты берут верх и делают его убийцей человека, который открыл ему новый мир. В своей повести автор разоблачает бессмысленность кровавых распрей, утверждает пользу Кавказа мира с более культурной страной, чьи передовые люди стремятся к прогрессу, к свободе и дружбе с горцами. Тема повести, как и пушкинский «Кавказский пленник» развивается в русле декабристских представлений. При всей напряженности быстро развивающегося романтического сюжета Б. удалось зарисовать воинственный быт горцев, яркую красоту кавказского пейзажа, создать образы колоритных героев. Их характеры обусловлены не только национальными особенностями, но и романтическими представлениями писателя с его интересом к борьбе страстей в человеке и необычайному в жизни.

Большую популярность имела и такая кавказская повесть, как «Мулла-Нур» (1836), основанная, как и первая, на местных легендах. Ее герой – человек из народа, который выступает против неправды феодального строя.

Мулла-Нур – разбойник не по ремеслу, а по убеждению, который мстит притеснителям, защищает обиженных. Его образ нарочито окутан дымкой таинственности. Неизвестно, что заставило его убить дядю и убежать в горы, кто его помощники в борьбе за справедливость. Но такая недосказанность острее подчеркивает порыв героя к свободе. Его протест по-своему символизирвоал осуждение мрачной социальной действительности 30-х годов [ИРЛ 19 в. Аношкина и Петров, С. 269].

Знакомство с жизнью аристократического общества позволило Б. создать ряд светских повестей, с большой иронией повествующих о быте и нравах петербургской знати. В «Испытании» (1830) писатель проводит своих героев через разные испытания, чтобы они, освободившись от светского легкомыслия, оказались достойными своего счастья. Неожиданные повороты судеб каждого из них проходят на фоне светской жизни; ее пустота и бессодержательность (С. 280) остроумно обнажаются в повести. С особой резкостью осуждается им «бесхарактерный, ледяной свет, в котором под словом не добьешься мысли», в повести «Фрегат Надежда» (1832).

Особенно ценил Белинский повесть «Лейтенант Белозор» (1831), которую назвал «живым, легким, шутливым рассказцем». В ней живо и легко повествуется о событиях, которые сами по себе, однако, не носят шутливого характера: описывается пора наполеоновской войны в Голландии. Писатель с симпатией изображает храброго, стойкого, верного родине русского офицера, с теплотой рисует образ кроткой дочери голландского купца Женни – предмет любви героя, высмеивает соперника самого героя – французского хвастуна и враля, уверяющего, что в Московии из града пекут превкусные хлебы и употребляют для верховой езды маленьких коней – «коньяк». С симпатией изображены русские матросы, веселые, бодрые, смелые и сердечные.

М. с симпатией относился к простым людям, солдатам («Будочник-оратор», 1832), морякам («Мореход Никитин», 1834). Последняя – о мужестве русских поморов. В основе событий лежит действительное происшествие – захват английского судна пленными русскими моряками. Общие черты «физиономии настоящей, северной, русской» героев – простота, мужество, крепкая дружба, патриотическое сознание; индивидуальные особенности – сметливость и решительность купца, суровость моряка, привыкшего к морским бурям, неопытность юноши, еще не успевшего узнать случайностей и тревог морских путешествий.

Именно последняя группа произведений свидетельствует о нарастании реалистических тенденций в творчестве прозаика М. В них проявляется умение создать живые образы русских людей, проникнутых духом патриотизма, свободолюбия и мужества. Их язык простой и образный, язык своего круга. Эти реалистические тенденции обнаруживаются и в ряде этнографических очерков, отразивших знакомство писателя с природой Сибири и Кавказа, с бытом и нравами живших там народов («Сибирские нравы Исых», 1831, «Кавказская стена», 1831-1832, и др.).

Однако в большинстве произведениях не заметно стремление автора к реализму. Герои обычно противопоставляются своей социальной среде, не объясняются ею. Их страсти – любовь, ненависть, мужество, жестокость – не знают пределов. В жизни их происходят исключительные происшествия, увлекавшие читателей своей неожиданностью и эффектностью. В стиле повестей преобладают изощренные образы, поражающие воображение сравнения и эпитеты (С. 280), пышные метафоры. Этими особенностями поэтич. языка наделены порой и герои. претенциозность стиля повестей М., получившего название марлинизма, была отмечена Белинским, который в качестве примеров приводит такие выражения: дым надежды, фосфорное пламя любви, уксус страсти и др.Благожелательно отзывавшийся в сер. 30-х гг. о повестях М., Белинский изменил свое отношение к ним, когда стало ясно сильное влияние прозаика на творчество молодых литераторов. Признавая в общем положительное значение творчества Б-М., Белинский решительно отвергал марлинизм, видя в нем препятствие для развития реализма в рус. лит-ре. Романтическая проза отживала свое время (С. 281).

К 30-м годам относится и творчество Владимира Федоровича Од о евского (1803-1869), человека высокой культуры и разнообразных интересов в области искусства и науки. Он в раннюю пору своей жизни был близок к декабристам и совместно с Кюхельбекером издавал альманах «Мнемозина», тогда его больше привлекали проблемы философии, морали, «внутренней свободы духа». Он войдет в ряды «Общества любомудрия» (С. 283). Тяжело пережив разгром восстания декабристов, он под влиянием начавшейся реакции замкнулся в сфере отвлеченных вопросов и мистических настроений. Ему было видно корыстолюбие и пошлость дворянской среды, тяжелое положение крестьянства, но он считал достойной для улучшения жизни народа филантропическую деятельность, к которой, правительство относилось подозрительно. Впоследствии он был удовлетворен реформой 1861 г.

Противоречивость мировоззрения О. проявились в творчестве, где столкнулись реалистические и романтические тенденции, склонность к сатире и отвлеченность идеалиста-метафизика. В некоторых произведениях изображается иронически ограниченность и бессердечие светского круга. Так, в повести «Княжна Мими» (1834) о старой деве, запугивающая всех своим злословием. Ее не смущает, что сплетня, пущенная ею, расстроила человеческое счастье и привела к кровавой дуэли. Но писатель показывает, что эта озлобленность порождена самой же светской средой, готовой издеваться над девушкой, которой не удалось выйти замуж: осуждение других становится для старой княжны средством уберечься самой от насмешек. К числу лучших повестей О. относится «Княжна Зизи» (1839) – о преуспевающем стяжателе и лжеце, обирающем влюбленную в него девушку, о самой Зизи, искреннем и чистом существе, которому не найти счастья в развращенной светской среде.

Некоторые произведения проникнуты романтической утопией, затрагивая философско-эстетические и этические вопросы. Автор опровергает теорию личного преуспевания как основу человеческого счастья, воплощая ее в образе фантастического города, где все основано на пользе, которая признана более нужной, чем совесть или искусство. В этом городе девушки вместо романов читают трактаты о прядильных фабриках, мальчики откладывают деньги для будущих торговых оборотов, проповедники в храмах говорят о значении пользы. Но в конце все это приводит к гибели города, каждый думает о своей пользе, корысть, жадность, взаимная вражда ожесточают сердца, вызывают междоусобицы, приводящие к голоду и вымиранию («Город без имени»).

Вместе с тем, человеческой натуре свойственно не удовлетворяться лишь грубо материальной, эгоистической жизнью. Даже ограниченный и тупой бригадир и тот перед смертью на какой-то миг чувствует раскаяние в своей бессмысленно прожитой жизни («Бригадир»). Или легкомысленную светскую даму, правда во сне, терзает раскаяние в том, что она (С. 284) предпочла суетную жизнь и роскошь настоящей большой любви («Насмешка мертвеца»). По мнению О., смысл жизни может раскрыть лишь искусство. Но подлинному искусству должно быть чуждо стремление воспроизводить мелочную действительность. Художник, получивший от дьявола способность «все видеть» - теряет возможность ощущать красоту мира. Для него сердце возлюбленной становится трехгранной артерией, кровь из которой достигает волосных сосудов и производит ту белизну, которой он некогда любовался («Импровизатор»). Лишь бесчувственной толпе может казаться чудаком вдохновенный композитор, страдающий оттого, что, вследствие несовершенства инструментов, он не может воплотить звуки, слышимые для всех, те музыкальные образы, которые наполняют его творческое воображение («Последний квартет Бетховена»). Истинный композитор должен быть чужд земных волнений, «лишь душа, погруженная в тихую, безмолвную молитву», может создать музыку, способную раскрыть тайную цель человеческой жизни («Себастиан Бах»).

Особенности творчества О.: романтическое вознесение искусства над жизнью, стремление в фантастических формах воплотить даже вполне реальную действительность, любовь к иносказаниям, изображение зловещих снов, явлений потустороннего мира.

2. Тематика и поэтическая структура произведений В. Одоевского характеризуется большим разнообразием. В одной группе рассказов и повестей («Бал», (ИРЛ 19 в., Аношкина и Петров, С. 274) 1833, «Княжна Мими», 1834, «Княжна Зизи», 1839) автор обличает высший свет, показывая мелочность его интересов, лицемерие и бездуховность. В них преобладают сатирико-реалистические интонации. Вторая группа произведений посвящена изображению бюрократии, чиновничества, человеческого «двоемирия» в условиях борьбы за «выживание» («Бригадир», 1833, «Сказка о мертвом теле, неизвестно кому принадлежащем», 1833 и др.) с выражением сатиры в форме иносказания, гротеска, смыкаясь подчас с фантастикой. Реалистический план изображения сплетается с романтическим, что роднит его с Гофманом. Третья группа состоит из произведений символико-философского плана («Сегелиель», 1839, «4338 год», 1840, «Русские ночи», 1844). В них усилены романтические элементы, основная роль отводится фантастике, условно-аллегорическим образам, нередко приобретающим мистико-романтическую окраску. Для всех произведений характерно наличие аналитической мысли. О. можно считать одним из родоначальников интеллектуальной прозы. Аллегорическая фантастика О. заключала в себе острый обличительный смысл.

Общественно-этические идеалы О. наиболее полно выражены в его философско-фантастических повестях и рассказах, многие из которых потом вошли в сборник «Русские ночи». Композиционным обрамлением книги явились философские беседы трех любознательных юношей: идеалиста Фауста, шеллингианца Ростислава и рационалиста Виктора. Используя характерную для филос. прозы монологов и бесед, О. предлагает свое решение вопросов, волновавших прогрессивную общественность 30-х годов (С. 275).

В «Городе без имени» (1839) О., используя фантастику как литературный прием, раскрывает губительное влияние бездуховности, вред утилитаризма.

Аллегории О. полемически направлены против теории английского буржуазного экономиста Бентама (к. 18-н. 19 в.), провозгласившего достижение личного благополучия основой всеобщего процветания. Убийственная критика частнособственнического прагматизма О. может быть отнесена ко всей капиталистической системе (С. 276).

Ярким образцом худ. футурологии явился роман В. Одоевского «4338 год». Писатель попытался в романтическом плане приоткрыть завесы будущего, отдаленного на две с половиной тысячи лет. Люди к этому времени будут передвигаться на аэростатах, найдут способ сообщения с Луной, которая станет «источником снабжения» Земли. На самой Земле огромные машины будут «вгонять горячий воздух в трубы», по ним он пойдет «в дома и крытые сады», появится «эластичное стекло» и т.д. Некоторые предположения писателя, которые казались в его годы фантастическим, уже сбылись, хотя в целом картина будущего сохраняет свой утопический смысл.

Большой интерес вызывают прогнозы писателя в попытке предугадать Нравы жизни и то, «какую форму получат сильнейшие чувства человека: честолюбие, любознательность, любовь». О. убежден, что основными двигателями человеческого прогресса станут Поэзия и Философия, которые объединят для этих целей физиков, химиков, историков и т.д. Люди будут различаться не по классовому признаку, а по роду своей научной и производственной деятельности. Главное назначение Поэзии и Науки – уменьшить страдание, крепить творческие начала в жизни людей, способствовать увеличению в каждом «чувства любви к человечеству». Особенных успехов достигнет Россия, которая к 4338 г. станет центром «всемирного просвещения», страной с высочайшим уровнем техники и разумными общественными отношениями. Во главе будет просвещенный государь. Между тем преувеличена роль искусства и философии, которые поставлены над всеми науками, поскольку дают целостное представление о мире.

«4338-й год», оставшееся незаконченным и опубликованное уже в наше время (в 1926 г.). В нем – в своеобразной утопии о грядущих временах – будущий государственный строй оказывается усовершенствованной монархией, с делением на классы и с министерством примирения во главе (С. 285).

В целом, дух романтических произведений О. благотворно оказали заметное влияние на прогрессивную общественность 30-40-хх годов (С. 277).

3. Александру Александровичу Бестужеву-Марлинскому громкую славу принесли критические выступления, без которых нельзя по достоинству оценить все творческое наследие художника слова. В критич. выступлениях отразились прогрессивные идеи русской литературы 20-х гг. Их пафос определялся декабристкой направленностью его мировоззрения, стремлением отстоять линию активного гражданского романтизма. Несколько преувеличивая зависимость русской литературы от иноземных образцов, он был прав в утверждении о том, что подлинное искусство не может развиваться в отрыве от самобытной национальной основы.

Основным признаком романтического мироощущения и искусства Б. считал порыв к идеальному, стремление художника воспроизвести (Анош, Петров, С. 264) прекрасное в его видимых «конечных» формах, отрицающих обыденную действительность. Б. защищал романтические способы отражения действительности - яркий колорит повествования, самобытность языка, аличие возвышенных мыслей и сильных характеров – противопоставляя все это классицизму. Неотъемлемым свойством настоящего романтического искусства им считалась экспрессия, эксцентризм стиля, без чего невозможно проникнуть в сферу живых, «кипящих» мыслей. Отсюда обилие в стиле автора острот, необычных сравнений, парадоксальных метафор. Отстаивая романтическую поэтику, Б. не всегда мог оценить реалистические тенденции в литературе к. 20-нач. 30-х гг., отождествляя их с натурализмом, в котором нет «воодушевления», «глубоких страстей». По этой причине он считал характер Онегина малоудачным, «не заметил» повестей Гоголя.

Важное завоевание Бестужева-теоретика – обоснование в статьях проблемы историзма: «История была всегда, свершалась всегда. <…> Но она ходила сперва неслышно (Анош, Петров, С. 265) Теперь история не в одном деле, но и в памяти, в уме, на сердце у народов… Она проницает в нас всеми чувствами». Отсюда и само романтическое направление в искусстве нового времени Б. предлагает именовать «романтико-историческим» (Анош, Петров, С. 265).

По Ревякину, в понимании Б. романтизма – глубочайшее активное осмысление жизни, «поле битвы, на коем сражаются страсти с волею», органическое слияние документальности с раздумьями, исторической действительности с занимательностью, фантастикой и мечтой. Объясняя наличие в романтизме фантастики и мечты, он писал: «Воображение, недовольное существо, алчет вымыслов».

Как романтик, требовал от литературы возвышенных мыслей, широты обобщений и дерзновенно-могучих страстей, воплощенных в национально-самобытных характерах.

4. Среди прозаиков, затронутых передовыми веяниями времени и стремлением к изображению правды жизни, значительное место занимает Николай Филиппович Павлов (1803-1864) (в его репертуаре басня «Блестки», переводы Шиллера и Бальзака, элегические стихи, очерки, фельетоны, критические статьи). В литературе он стал известен появлением своей книги «Три повести» (1835): «Именины», «Ятаган», «Аукцион» (ИРЛ, Петров, С, 282). В последней повести «Аукцион» - иронически изображается светский круг, бессердечие героини-аристократки, развращенной и продажной красавицы. Недостатки: по Белинскому, характеры персонажей лишь слабо очерчены писателем; преобладание остроты ситуации над глубиной характеристик. В заслугу П. Белинский ставил его правильный, чистый и ясный язык, хотя отмечал и некоторую изысканность и манерность.

В 1839 г. вышла вторая книга П. – «Новые повести», в которой ощутима критика светской жизни. Однако в этой книге П. не касается таких значительных проблем, как в прежних, в ней нет остроты первой книги (ИРЛ, Петров, С. 283).

Последующие повести: «Маскарад», «Миллион», «Демон», опубликованные в 1839 г., по мнению одних (Б.В. Нейман, С.М. Петрова), теряя социально-политическую остроту, сохраняют критичность изображения светского общества. В них отеняется его лживость («Маскарад»), продажность («Демон»), лицемерие и корыстолюбие («Миллион») и др. пороки (С. 283).

С годами оппозиционные настроения Павлова совершенно исчезли, и в нач. 60-х гг. он выступает в качестве редактора реакционных газет (ИРЛ, Петров, С. 283).

Структура повестей во многом подчинена законам романтического творчества: острый сюжет, быстрое развитие действия, неожиданные развязки, наличие героев с бурными страстями, искусно соединяя в повестях с реалистическим содержанием, которое строится на выявлении кричащих противоречий крепостной действительности (Аношкина и Петров, С. 273).

А. Ревякин из ранних произведений об аристократическом обществе Владимира Федоровича Одоевского (1803-1869) отмечает сатирическую повесть «Элладий» (1824). В «Пестрых сказках…» (1833) О., пользуясь эзоповским языком, условно-фантастической формой, аллегорией, остро обличал косность, пустоту, пошлость светского общества. Ревякин отмечает, что творчеству В. Одоевского свойствен ярко выраженный интеллектуализм. К числу реалистическо-сатирических повестей им также относятся «Новый год» (1837), «Черная перчатка» (1838) (А. Ревякин, ИРЛ 19 в. пер. пол., С. 306).

В духе «Русских ночей» (основная проблематика – смысл жизни, пути и границы человеческого познания, роль науки и искусства, взаимоотношения между Россией и Западом; идейный пафос направлен против материалистического понимания действительности; О. - интуитивист, утверждает непознаваемость мира рассудочным путем и веру в божественное провидение), по Ревякину, написаны повести «Сильфида» (1837), «Косморама» (1840), «Саламандра» (1841), герои которых, теряя связи с окружающим миром, впадая в «безумное» состояние, приобретают сверхчувственное «второе зрение» (А. Ревякин, С. 306-307).

Вопросы и задания:

1.Развитие каких жанров характерно для общего хода литературного процесса как России, так и на Западе в 30-х годах?

2. Что характерно творчеству А. Бестужева в 30-е гг.?

3. Проследите кавказские повести А. Бестужева.

4. Каковы особенности творчества В. Одоевского?

5. Подготовьте конспект о романтических повестях Н.А. Полевого.

6. Какова роль А. Бестужева-Марлинского как теоретика романтизма?

7. Что Вы знаете о светских повестях А. Бестужева?

8. Какие вопросы и настроения отражаются в повестях В. Одоевского? Как изображается светский круг?

9. Что обличается в повестях Н. Павлова? Что постепенно «исчезает» в его повестях? Сохраняются ли оппозиционные настроения в повестях Н. Павлова нач. 60-х гг.?

10. В чем заслуга и недостатки творчества Н. Павлова, по мнению В. Белинского?

11. Какова структура повестей Н. Павлова?

Литература:

1. ИРЛ 19 в. / Под ред. С.М. Петрова. – Т.1. – М.: Просвещение, 1969. – 567 с.

2. ИРЛ XIX в.1800-1830-е гг. / Под ред. В.Н. Аношкиной, С.М.Петрова. – М.: Просвещение, 1989. – 448 с.

3. Ревякин А. История русской литературы XIX в.: первая половина. – М.: «Просвещение», 1981. – 542 с.

 

 

Date: 2016-05-23; view: 1597; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию