Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 8. Творчество А.С. Пушкина





Лекция 8.

1. Творческий путь Пушкина. Года обучения в Царьскосельском лицее (1811-1817), эпикурейская лирика.

2. Петербургский период (1817-1820). Пушкин и Арзамас. Политическая поэзия. Работа над поэмой «Руслан и Людмила».

3. Южный период в творчестве Пушкина (1820-1824). Пушкин и Романтизм. Романтические поэмы. Лирика периода южной ссылки. Начало работы над романом «Евгений Онегин».

4. Михайловский период в творчестве Пушкина (1824-1826).

5. Болдинский период в творчестве Пушкина (три Болдинских осени). Зрелый период творчества Пушкина. Проблема творческой эволюции.

 

1. Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837) – родоначальник новой русской литературы, основоположник русского реализма, создатель русского литературного языка (ИРЛ 19 в., Петров, С. 179). Он родился 26 мая 1799 г. в старинной дворянской семье Пушкиных. Отец Пушкина увлекался стихами, сочинял каламбуры, любил декларировать Мольера. Его дядя В.Л. Пушкин был известным поэтом (А. Ревякин, ИРЛ 19 пер. пол., С. 194). Его родители общались с такими писателями, как Державин, Карамзин, Жуковский, Херасков, Дмитриев, Козлов, Батюшков, которые были частыми гостями. Пушкин рано увлекся чтением худ. литературы. В восемь лет уже сочинял и читал свои стихи на французском языке. В 1811 г. он поступает в Царскосельский лицей (привилегированное закрытое учебное заведение, созданное по проекту Сперанского М.) (С.195). Самым ранним дошедшим до нас поэтическим произведением Пушкина-лицеиста явилось стихотворение «К Наталье» (1813) в духе любовных посланий. Первое опубликованное произведение П. – «К другу стихотворцу» в «Вестнике Европы», 1814 г. В нем он обращается к популярной тогда теме судьбы художника. Поэт, по Пушкину, не тот, «кто рифмы плесть умеет», а тот, чьи стихи «питают здравый ум и вместе учат нас». Звучит идея о трагической участи поэтов в жизни, развивавшееся в творчестве Жуковского.

Уже ранняя лицейская поэзия по худ. уровню и богатству мыслей ничем не отличалась от произведений признанных тогда мастеров рус. поэзии. На лицеистском экзамене 1815 г., в присутствии восхищенного Державина, он читает «Воспоминания в Царском Селе».

Восхищением подвигами русского народа, победой над Наполеоном полны лиц. Стихотворения Пушкина связанные с событиями 1812-1815 гг.

Лицейская поэзия Пушкина поражает своей жизнерадостностью, прославлением радости жизни. В ней отражаются анакреонтические мотивы, эпикурейские настроения (эпикуре и зм – 1. В древнегреческой и римской философии, позднее во Франции в 17 в.: учение, согласно которому основой счастья человека является удовлетворение жизненных потребностей, разумное наслаждение и покой (по имени древнегреческого философа-материалиста Эпикура). 2. Мировоззрение, возникшее на почве этого учения и видящее смысл жизни в утонченных удовольствиях, в комфорте [Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: «Русский язык», 1989. – С.908]. Веселье, любовь, дружба – распространенные мотивы лицейской лирики Пушкина. Вместе с тем в некоторых стихотворениях звучат элегические нотки. В ней также нашли яркое отражение и темы культуры, искусства, творчества («К Батюшкову», «Городок», «К Жуковскому»). Пушкин верит в свое призвание (ИРЛ 19 в., Петров, С. 179).

Н.И. Либ а н, обращаясь к лирике лицеиского периода поэта, отмечает, что в раннем периоде господствующим был эротический мотив (стихотворения «Монах», «Опытность», «Красавице, которая нюхала табак», «Блаженство», «Рассудок и любовь», «Гроб Анакреона»), определяя молодого человека, желающего познать все прелести вольной жизни. Далее он пишет: «Эротическая поэзия с ее легким, звучным стихом, перемежающимся с остроумием и улыбкой, была настоящей школой для поэта, в которой оттачивалась техника стиха, его музыкальное звучание, лексическое богатство. Эта школа, с которой поэт вступил в большую литературу» (Либан Н.И. С. 365).

В его юношеских увлечениях нашли отклик многие прогрессивные явления рус. и заруб. лит-ры 18-нач. 19 в. Значительное влияние на его творчество оказала «легкая поэзия» Батюшкова (ИРЛ 19 в., Петров, С. 180), застольные песни поэта-партизана Дениса Давыдова, мечтательная лирика Жуковского, называя его своим учителем. Ст-е «Городок» написано в подражание стих-ю Батюшкова «Мои пенаты», отличаясь от него реалистическими тенденциями. Поэт выражает свои лит. симпатии, выставляя на первое место среди заруб. поэтов Вольтера («Фернейский злой крикун») – сатирика, философа, поэта свободомыслия. В числе любимых авторов обозначены Гомер, Вергилий, Гораций, он ценит Расина, Мольера, Руссо, Парни. Среди современников им выделяются Батюшков и Жуковский, при этом им отвергаются принципы классицизма. Останавливаясь на стихотворении «Городок», Либан Н.И. отмечает, что в ней «описана библиотека поэта, некоторым авторам дана характеристика, то иронически-шутливая («Ванюша Лафонтен»), то довольно точная сатирическая («фернейский злой крикун» - о Вольтере).

Здесь Озеров с Расином,

Руссо и Карамзин,

С Мольером-исполином

Фонвизин и Княжнин» (Либан Н.И. С. 367).

В большом сатирическом произведении «Тень Фонвизина» Пушкин нападает на лит. староверов, высмеивает бездарных поэтов из лагеря шишковистов. Примечательно, что в поэме П. за вдохновением обращается к тени Фонвизина, которого впоследствии назовет другом свободы, сатиры смелым властелином.

П. уже в лицее стремится идти своим путем, требуя от поэзии истины в выражении чувств.

В стихотворениях «Казак», «Желание», «Сон», «Послание к Юдину» заметны реалистические детали, в которых виден будущий Пушкин – поэт действительной жизни.

Итак, лицейская поэзия Пушкина отличается многообразием жанров, особенно в лирике (С. 181), обращаясь к малым жанрам – оде, дружескому посланию, элегии, философско-дидактическим размышлениям, любовным посланиям, сатире, эпиграмме.

Date: 2016-05-23; view: 677; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию