Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 6. Функции менеджмента
В науке об управлении наметилась тенденция рассматривать деятельность менеджера по управлению как выполнение определенных функций. Большинство ученых и экспертов определяют управление как процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь цели организации. Отсюда, процесс управления представляется как непрерывная последовательность взаимосвязанных действий по реализации функций планирования, организации, мотивации и контроля. Речь идет о функциях менеджмента, которые являются составными частями любого процесса управления вне зависимости от особенностей организации (ее размера, назначения, формы собственности и т.д.) Поэтому их называют общими и в их составе выделяют четыре и более функций, например, планирование, организовывание, координацию, мотивацию, контроль. Взаимосвязь общих функций менеджмента отображена на рис. 2.
Рис. 2. Взаимосвязь функций менеджмента
Кратко рассмотрим содержание каждой общей функции менеджмента. Планирование - это важнейшая функция менеджмента. На стадии планирования определяются цели деятельности фирмы, необходимые для этого средства, а также разрабатываются методы, наиболее эффективные в конкретных условиях. В командно-административной системе планирование на предприятии выполняло роль инструмента постановки задач подразделениям и распределения ресурсов между ними для реализации жестко заданных сверху целей Оно также было средством контроля и оценки результатов и создавало основу для стимулирования труда работников предприятия. В рыночных условиях хозяйствования плановые задания предприятию не определяются «сверху», оно их разрабатывает и обеспечивает ресурсами самостоятельно. Здесь конкурентную проверку проходят системы планирования на способность менеджмента делать правильные выводы из имеющейся рыночной информации и своевременно принимать верные решения. План становится основой деятельности предприятий всех форм собственности и размеров, так как без него невозможно обеспечивать согласованность в работе подразделений, контролировать результаты, определять потребность в ресурсах, стимулировать трудовую активность работающих на предприятии. Процесс планирования позволяет более четко формулировать целевые установки организации и использовать систему показателей деятельности, необходимую дли последующего контроля результатов. Кроме того, планирование обеспечивает более четкую координацию усилий структурных подразделений, укрепляя взаимодействие руководителей разных подразделений организации. Планирование выступает как непрерывный процесс изучения новых путей и методов совершенствования деятельности организации за счет вновь выявленных возможностей, условий и факторов. Планы не носят директивного характера, а могут меняться в соответствии с конкретной ситуацией. Особая роль при этом отводится составлению прогнозов, показывающих возможные изменения внешней среды и направления будущего развития организации. Прогнозы на будущее и стратегические планы составляют основу текущих планов, с помощью которых организуется работа предприятия. Организовывание - следующая общая функция менеджмента, задачей которой является формирование структуры фирмы, обеспечение ее всем необходимым для нормальной работы - персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами и др. Одна из задач функции организовывания - это создание реальных условий для достижения запланированных целей. Для этого иногда требуется обновление структуры производства и управления с тем, чтобы повысить их гибкость и приспособляемость к требованиям рынка. Другой задачей функции организовывания является создание условий для формирования такой культуры внутри организации, которая характеризуется высокой чувствительностью к изменениям, научно-техническому прогрессу,.единым для всей организации ценностям. Прежде всего - это работа с персоналом, развитие стратегического и тактического мышления в сознании руководителей, поддержка работников, склонных к творчеству, нововведениям, риску, умеющих брать на себя ответственность за решение тех или иных проблем предприятия. Мотивация как функция менеджмента - это деятельность, имеющая целью активизировать людей, работающих в организации, и побудить их эффективно трудиться для выполнения целей организации. Для этого осуществляется их экономическое и моральное стимулирование, создаются условия для проявления творческого потенциала работников и их саморазвития. Осуществляя эту функцию, менеджеры должны постоянно воздействовать на факторы результативной работы персонала организации. К ним относятся: рост и расширение профессиональной квалификации работающих, удовлетворение от полученных результатов, повышение ответственности, возможности проявления инициативы и осуществления самоконтроля и т.д. Контроль как функция менеджмента - это управленческая деятельность, задачей которой является количественная и качественная оценка и учет результатов работы организации. Инструменты выполнения этой функции: наблюдение, проверка всех сторон деятельности, учет и анализ. В общем процессе управления контроль выступает как элемент обратной связи, так как по его данным производится корректировка ранее принятых решений, планов и даже норм и нормативов. Эффективно организованный контроль, как правило, имеет стратегическую направленность, ориентацию на результаты, является своевременным и достаточно простым. Координация (как видно на рис. 2) - это центральная функция процесса управления, обеспечивающая его бесперебойность и непрерывность. Задача координации - достижение согласованности в работе всех звеньев (подсистем) организации путем установления рациональных связей (коммуникаций) между ними. Благодаря этому осуществляется маневрирование ресурсами, обеспечивается единство и согласование всех стадий процесса управления (планирования, организовывания, мотивации и контроля), а также действий руководителей всех уровней. В условиях роста самостоятельности и ответственности руководителей всех уровней и исполнителей происходит рост так называемых неформальных связей, которые обеспечивают горизонтальную координацию работ, выполняемых на одном уровне управленческой структуры. Одновременно сокращается необходимость в вертикальной координации.
Специфические (конкретные) функции управления тесно связаны со спецификой предприятия и основными сферами его деятельности (общее управление, маркетинг, НИОКР, производство, управление финансами и т.д.). Общее управление предприятия заключается в его структуризации, организации деятельности, планировании, управлении персоналом, контроле, учете и анализе результатов деятельности, что подробно будет рассмотрено в дальнейшем. При управлении производством решаются задачи экономики производства (издержки, цены) и планирования производства продукции. К задачам планирования производства относят: - выбор технологического процесса; - планирование программы производства; - планирование последовательности производства (оперативное планирование); - формирование производственных систем (систем оборудования); - содержание и эксплуатация оборудования; - организацию материально-технического снабжения. Реализация функций в области маркетинга включает: - организацию сбора и обработки маркетинговой информации; - выбор целевых рынков и их сегментирование; - применение маркетинговых решений по продукту; - выбор и взаимодействие с каналами товародвижения; - продвижение товара; - выбор и реализацию ценовой политики; - планирование и анализ эффективности маркетинговой деятельности. При управлении НИОКР (инновациями) реализуются следующие конкретные функции управления: - организация инновационного процесса; - выбор и реализация стратегии НИОКР; - оптимальное распределение ресурсов на НИОКР; - внедрение результатов НИОКР; - защита результатов НИОКР. Управление финансами предприятием включает: - приобретение финансовых средств; - использование финансовых средств; - управление ликвидностью; - структурирование капитала и имущества; - управление платежными средствами и проведение платежного оборота; - финансовое планирование и финансовый контроль. Таким образом, конкретные функции управления фирмой можно рассматривать как системные компоненты ее менеджмента.
Общие и конкретные функции управления тесно связаны и представляют собой разные срезы поля управления (рис.3).
Рис. 3. Поле управления
Объем управления организацией можно представить в виде трехмерной схемы (рис. 4).
Рис. 4. Объем управления
Все функции тесно между собой взаимодействуют и переплетаются. Функции управления имеют ряд особенностей: во-первых, они носят целесообразный характер и осуществляются в рамках внутренней организации структуры, изменение последней ведет и к изменению функций и системы в целом; во-вторых, функции имеют относительную самостоятельность по отношению к системе в целом; в-третьих, функции носят координационный характер, позволяющий согласовывать функции компонентов системы по горизонтали (отношения бригад, участков, цехов в рамках предприятий); в-четвертых, функции находятся в субординационной зависимости, когда их согласование идет по вертикали (подчиненность нижестоящих компонентов вышестоящим и каждого из них системе в целом).
Date: 2016-05-23; view: 573; Нарушение авторских прав |