Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 10. Информационное обеспечение управления
Современное общество живет в период информатизации. Под информатизацией общества понимается повсеместная реализация мер, обеспечивающих возможность своевременного получения и использования полной и достоверной информации во всех областях знаний и видах человеческой деятельности. Предполагается, что информатизация общества повысит обоснованность и эффективность принимаемых на всех уровнях управления решений, а, следовательно, и уровень развития науки и экономики и, в конечном счете, качество жизни людей. Управление трактуется как воздействие на систему, ведущее к достижению поставленной цели. Управление — это информационный процесс, поскольку взаимосвязь двух основных подсистем любой системы управления (управляющей и управляемой) осуществляется при помощи информации. Поэтому в современных организациях весьма важным условием успешного управления стало информационное обеспечение. Информационное обеспечение менеджмента заключается в создании эффективной системы сбора, обработки, хранения и передачи информации, необходимой для принятия обоснованных решений. К известным видам ресурсов любой организации — материальным, трудовым, энергетическим, финансовым — прибавился новый, ранее не учитываемый — информационный. Небывалый рост объемов информационных потоков и развитие современной микропроцессорной техники, интегрированных сетей связи, новых информационных технологий привели к бурному подъему индустрии переработки информации и появлению новой науки — информатики. Информатика как научно-практическое направление исследований занимается анализом информационных процессов. Она охватывает как теоретический аспект проблемы — методологию информационной деятельности в условиях массовой компьютеризации, так и прикладной — технологию эффективного применения компьютерной техники для решения конкретных задач. Предметом информатики как науки является информационная технология. Информационная технология — это система методов и средств получения, передачи, обработки, хранения и распространения информации. Под информационной технологией на практике понимается технологическое применение компьютеров и других технических средств обработки и передачи информации. Как и всякая технология, информационная технология включает в свой состав определенные комплексы материальных средств (носители информации, технические средства ее измерения, передачи, обработки и т. п.), способы их взаимодействия, а также определенные методы организации работы с информацией. Информация очень разнообразна по содержанию и в зависимости от вида деятельности, в которой используется, может классифицироваться (правда, довольно условно) как научная, производственная, экономическая, медицинская, демографическая, юридическая и т. д. Каждый из видов информации имеет свою смысловую ценность, требования к точности, достоверности и оперативности отражения фактов, определенные формы представления и фиксации на физическом носителе, а следовательно, и свои технологии обработки. Современная компьютерная технология обработки информации требует ее определенной формализации. Информация, представленная в формализованном виде, получила название «данные». Информация может размещаться на различных физических носителях (бумажных, магнитных) и находиться в статическом или динамическом состоянии. Статическое состояние информации связано с ее более или менее длительным организованным хранением и накоплением в базах данных. Под базой данных понимается вся необходимая для решения определенного класса задач информация, записанная на машинных носителях и организованная по определенным правилам, обеспечивающим удобство хранения, поиска и преобразования данных. Динамическое состояние информации — это ее движение в процессах коммуникации по каналам связи в виде информационных потоков. В деятельности крупных организаций, особенно имеющих региональную структуру, передача оперативной и достоверной информации становится первостепенным фактором нормального функционирования фирмы. Поэтому для современного менеджмента характерно применение высокоэффективной внутрифирменной системы информации, основанной на новейшей компьютерной технике, объединенной с помощью системы связи в единую внутрифирменную сеть. Управленческая внутрифирменная информационная система (ИС) представляет собой совокупность информационных потоков, удовлетворяющих потребности в информации различных центров принятия управленческих решений. Она состоит из трех основных элементов: технические средства обработки информации (компьютеры); внутренние и внешние каналы передачи информации (каналы связи); собственно информация, зафиксированная на соответствующих носителях. Создание ИС базируется на следующих основных принципах: унификация и многократность использования информации, что позволяет существенно сократить дублирование и ограничить количество используемых показателей, уменьшить, объем информационных потоков и повысить степень использования информации; совместимость (техническая, программная, организационная) отдельных элементов и подсистем ВИС, повышающая надежность ее функционирования и снижающая затраты на создание и модернизацию; многовариантность расчетов в процессе подготовки и принятия управленческих решений, дающая возможность их оптимизации. Проектирование, создание и использование в организации внутрифирменной информационной системы направлены на достижение следующих важнейших целей: автоматизация административно-управленческого труда на основе использования информационной технологии; повышение оперативности и обоснованности принимаемых решений и снижение степени риска в результате повышения качества используемой информации; создание системы доступа, хранения, обновления и обработки информации как в централизованном, так и в децентрализованном режимах; непрерывное развитие и совершенствование технологии обработки информации. К основным функциям внутрифирменной информационной системы можно отнести следующие: определение потребности каждого менеджера в необходимой ему информации определенного характера, содержания и объема; разработка программного обеспечения, создание и использование банков данных; определение потребности в технических средствах и уровня затрат на их приобретение и эксплуатацию; координация всех работ по информационному обслуживанию; автоматизированная обработка и выдача документов и текстовой информации. Основной компонент информационной системы — технические средства — развивается и обновляется высокими темпами. За сравнительно короткую историю их применения в практике менеджмента, можно выделить несколько этапов. Этап I. Период 50-х — 60-х годов. Характеризуется созданием и использованием крупногабаритных ЭВМ, специализированных систем передачи данных, централизованной формой хранения, обработки и доступа к информации. Этап 2. Период 70-х годов. Характерно бурное развитие электроники, создание микропроцессоров и их использование в разнообразных производственных, транспортных и других системах, миниатюризация средств вычислительной техники и широкое применение мини- и микроЭВМ, а несколько позже — появление первых персональных компьютеров. Этап 3. Период 80-х — 90-х годов. Наиболее характерной отличительной особенностью этого этапа развития информационных систем является создание массового производства дешевых общедоступных персональных компьютеров и их широчайшее применение во всех сферах человеческой деятельности, а также формирование национальных и глобальной (Интернет) компьютерных сетей. Именно этот этап стал началом перехода к постиндустриальному информационному обществу. Специалисты прогнозируют резкий рост коммерческого значения сети Интернет и числа компаний, делающих в этой среде свой бизнес. По их мнению, количество компаний, использующих в своей деятельности интернет-технологии, выросло со 150 тыс. в 1995 г. до примерно 2 млн. в 2000 г., а рынок программного обеспечения и услуг в Интернете — с 7,5 млрд. долл. в 1996 г. до 32 млрд. в 2001 г. Ожидается, что к началу ХХ1 века удельный вес подключенных к Интернету компьютеров в мире вырастет вдвое, составив 39%. В России большинство коммерческих организаций имеет представительства в Интернете. Эффективное использование интернет-технологий становится одним из важнейших факторов успешного развития компаний. Число пользователей услугами Интернет растет, однако рынок таких услуг (в основном рекламных) только зарождается. Информационные технологии охватывают не только управленческие, но и непосредственно производственные процессы. Они становятся все более эффективными, обеспечивают возможность создания как автономных, так и интегрированных компьютерных систем. Интегрированная компьютерная система предполагает создание в рамках организации унифицированного информационного потока, объединяющего в единый процесс научные исследования и разработки, производство, сбыт, финансы и другие области хозяйственной деятельности и функции менеджмента коммерческой фирмы.
Date: 2016-05-23; view: 389; Нарушение авторских прав |