Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Динамика изменения соотношения грузооборота и оценки портовых сборов в 2003-2007 (прогноз) гг





Категории 2003г 2004 г % 2005 г. % 2006 г. % 2007г. прогноз %
Грузооборот,млн.т 286,8 358,9 125,1 407,2 113,5   103,4   107,1
Оценка портовых сборов, млрд, руб. 6,9 8,5 123,2 8,7 102,4 8,9 102,3 9,5 106,7
Портовые сборы, рvб./т   24,06 23,68 98,4 21,36 90,2 21,14 99,0 21,04 99,5

 

По данным за 2003-2004 годы она равнялась соответственно 24,01 и 23,68 руб./т. По данным за 2007 год величина портовых сборов на тонну грузооборота оценивалась в размере около 21,04 руб./т.

Портовые сборы до конца 2007 года увеличились по сравнению с 2003 годом ориентировочно на 37,7% при росте грузооборота на 57,2%.

Грузооборот растет быстрее, чем портовые сборы в связи с увеличением доли наливных грузов в структуре перевалки грузов в морских портах. Удельный вес нефти и нефтепродуктов в структуре грузооборота по данным за 2003 год составлял 53,2%. В 2004 году удельный вес нефтеналивных грузов увеличился до 55,5%, в апреле 2005 года он достиг 55,9%. В апреле 2006 года доля нефтеналивных грузов в грузообороте морских портов России увеличилась до 58,9% и, наконец, в апреле 2007 года составила 59%.

Изменение курса доллара и снижение трудоемкости перевалки грузов находит отражение в изменении показателя портовых сборов на тонну груза. Этот показатель уменьшипся за пять лет с 24,06 руб./т до 21,04 руб./т, т.е. на 14,3%.

Основной задачей при проектировании новых ставок сборов, основанных на валовой вместимости судов, являлся учет сбалансированной тарифной политики, обеспечивающей, с одной стороны, конкурентоспособность российских портов, интересов судовладельцев (в рамках инфляции, обозначенной Правительством), и с другой – уровень сборов, необходимый для эффективной работы портов. Изменения портовых сборов учитывали решение проблемы несвоевременного учета внешних удорожающих факторов при ценовом регулировании услуг в морских портах, за которые взимаются портовые сборы.

Указанное выше чрезвычайно важно, если иметь в виду, что в последние годы перевозка грузов через морские порты России осуществляяется в условиях нестабильной внешней среды и непредсказуемых колебаний мировых цен на экспортируемые нашей страной товары и, прежде всего, цен на нефть.

Стоимостные показатели морской транспортировки нефти и оказываемых услуг в морских портах, в частности, тарифная ставка на перегрузку сырой нефти по прямому варианту на причалах нефтегавани «Шесхарес» оценивалась ранее в 2$ за тонну груза (см. Информационный бюллетень Федеральной службы по тарифам. №17 (146), 24 декабря 2004 г., стр. 91). В 2007 году эта ставка увеличена до 2,6 долларов за тонну. ФСТ РФ ввело с 2008 года новые ставки портовых сборов в соответствии с Федеральным законом о морских портах, которые приведены в Приложении 6.

Ставки портовых сборов и правила их применения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях.

По Федеральному закону перечень портовых сборов, взимаемых непосредственно в каждом морском порту, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

Для определения перечня сборов и проектирования ставок судовых сборов может оказаться полезной оценка складывающихся экономических условий предоставления услуг в морских портах за последние годы. Одним из подходов к такому анализу может быть сравнение в различных морских портах финансовых показателей работы филиалов ФГУП «Росморпорт» как наиболее представительной коммерческой организации по оказанию услуг в морских портах.

ФГУП «Росморпорт» является организацией, доходы которой складываются в основном из портовых сборов морских портов. Показатели по филиалам отражают величины портовых сборов по соответствующим портам. Показатели прибыли и рентабельности позволяют оценить эффективность использования финансовых средств при оказании услуг отдельных российских портов. В таблице 4.6 даны результаты расчетов степени влияния роста грузооборота на выручку филиалов ФГУП «Росморпорт», а также изменения курса доллара и структуры портовых сборов, за счет которых формируются доходы филиалов Предприятия по итогам 9 месяцев 2006 года по сравнению с аналогичным периодом 2005 года.

Официальный курс доллара США в 2006 году по сравнению с 2005 годом снизился настолько, что доходы филиалов за 9 месяцев уменьшились на сумму почти 175 млн. рублей, что составляло 3% от общей суммы доходов Предприятия.


Взимание портовых сборов в долларовом исчислении в сочетании с другими становилось негативным фактором и одной из причин торможения экономического роста соответствующих портовых организаций и повышения стоимости обслуживания судов.

Второй проблемой экономики филиалов ФГУП «Росморпорт» являлось весьма жесткое отраслевое регулирование доходности Предприятия путем изменения структуры портовых сборов, которое, как следует из расчетов, приведенных в таблице 4.6, по итогам 9 месяцев 2006 года привело к снижению доходов филиалов более, чем на 330 млн. рублей (в целом, -5,8% от доходов Предприятия).

Таблица 4.6.

 

Влияние на доходы филиалов Предприятия изменения грузооборота и структуры портовых сборов по итогам 9 месяцев 2006 года (тыс. долл.)

 

Бассейн, филиал Абсолютный рост (снижение) доходов за 9 мес. 2006г. по сравнению с 9 мес. 2005 г. Рост (снижение) доходов Предприятия и его филиалов за счет  
роста (снижения) грузооборота морских портов, обслуживаемых филиалами изменения структуры портовых сборов соответствующих филиалов  
 
Всего -8 300,7 3 882,4 1,94% -12183,16 -6,10%  
Северо-Западный бассейн -767,7 6 879,7 4,53% -7647,39 -5,03%  
Архангельский филиал -3 348,0 -1 710,8 -19,48% -1637,26 -18,64%  
Мурманский филиал -207,8 -684,0 -7,24% 476,23 5,04%  
Санкт-Петербургский филиал -3 642,5 2 933,9 3,55% -6576,44 -7,96%  
Калининградский филиал 1 152,5 527,9 6,37% 624,65 7,54%  
Выборгско-Высоцкий филиал 4 103,4 601,5 36,12% 3501,94 210,33%  
Усть-Лужский филиал 1 174,7 221,7 343,30% 952,97 1475,57%  
Южный бассейн -1 326,8 1 038,4 1,49% -2365,20 -3,40%  
Таганрогский филиал -504,5 -782,6 -22,59% 278,11 8,03%  
Ейский филиал 272,6 352,5 16,19% -79,86 -3,67%  
Таманский филиал 1 203,0 926,6 12,09% 276,41 3,61%  
Азово-Черноморский филиал -2 185,0 1 105,1 2,45% -3290,04 -7,29%  
Туапсинский филиал 308,2 -160,2 -2,30% 468,40 6,72%  
Астраханский филиал -421,2 -513,9 -11,70% 92,71 2,11%  
Дальневосточный бассейн -6 206,2 -1 183,3 -3,59% -5022,93 -15,25%  
Владивостокский филиал -3 498,5 -1 944,9 -22,76% -1553,59 -18,18%  
Восточный филиал -3 020,4 -893,7 -4,46% -2126,71 -10,62%  
Магаданский филиал -985,4 0,0 0,00% -985,37 -29,64%  
Ванинский филиал 84,7 336,1 18,19% -251,44 -13,60%  
Петропавловский филиал 513,3 9,3 6,29% 503,98 340,15%  
Анадырский филиал 4,5 0,0 -0,02% 4,55 6,39%  
Сахалинский филиал 695,6 15,2 1,54% 680,37 68,83%  

 

Вероятность падения доходности ниже некоторой точки отсчета и неопределенность ее поведения влечет серьезный риск для предпринимательской деятельности Предприятия. Кроме того, исчерпание возможности получения прибыли - одна из причин снижения инвестиционных его возможностей для развития портовой инфраструктуры.


Третьей причиной снижения доходности Предприятия являлось недостаточно эффективное использование некоторыми филиалами совместно с администрациями морских портов возможностей государственного регулирования ставок портовых сборов.

Напомним, что в процессе создания морских администраций портов (МАП) и переходом капитанов портов из созданных на базе государственных портов акционерных обществ в государственные учреждения – МАП постепенно взимание портовых сборов передавалось из ОАО, преобразованных из государственных портов в морские администрации портов. Кроме того, в ряде случаев судовые сборы в части портовых сфер деятельности вопреки действующему законодательству вообще не взимались и МАП устраняли недостатки по их взиманию.

В 1995 году были утверждены ставки судовых сборов, которые не везде объективно отражали трудоемкость оказания портовых услуг в ряде портов. Такое положение сохранилось до 2008 года, когда были введены новые ставки сборов в соответствии с Законм о морских портах, и нашло отражение в финансовой деятельности портовых организаций, включая филиалы Предприятия. В приведенных в табл.4.6 доходах, приходящихся на тонну груза, в различных филиалах колебание значения этого показателя достаточно велико: от 75 руб./т. в Магаданском филиале до 10,43 руб./т. в Мурманском филиале и даже 3,68 руб./т. – в Анадырьском филиале.

На начальном этапе создания морские администрации портов получили также установку Департамента морского транспорта Минтранса России по коммерциализации своей деятельности и получению доходов дополнительно к сумме средств, получаемых от взимания портовых сборов. Указанный порядок формирования доходов во многом сохранился и в филиалах Предприятия. Например, в доходах Таманского филиала доля портовых сборов составляет только 52-54% от общей суммы доходов, что свидетельствует о высоком уровне коммерческой деятельности филиала.







Date: 2016-05-23; view: 387; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию