Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Каллиграфические композиции, история появления и развития
С развитием печати сказочные сюжеты обрели вторую жизнь. Огромное значение в оформлении книги имел шрифт. Каллигра́фия - это один из широкораспространенных приемов оформления художественных изделий. Слово произошло от греческого - «красивый почерк»- это одна из отраслей изобразительного искусства. Ещё каллиграфию часто называют искусством красивого письма. Современное определение каллиграфии звучит следующим образом: «искусство оформления знаков в экспрессивной, гармоничной и искусной манере». Классическая каллиграфия значительно отличается от шрифтовых работ и нестандартных рукописных форм, хотя каллиграф должен уметь делать и то, и другое; буквы сложились в такие формы исторически, но при этом они текучи и спонтанны и всегда рождаются в момент письма. Сейчас каллиграфия существует в основном в форме пригласительных открыток и свадебных поздравлений, а также в граффити, шрифтах и рукописных логотипах, в религиозном искусстве, графическом дизайне, в высеченных надписях на камнях и в исторических документах. Первой письменной формой передачи мысли была пиктография - рисунки на стенах пещер и на скалах. Возможности чистой пиктографии ограничены, но этот опыт ценен тем, что дал направление для поиска более совершенного письма. Узелковое письмо - разновидность письменности, использующая в качестве носителя информации нити (шнуры), а для её кодирования - узлы, а также цвета нитей, использовалось в империи инков Тауантинсуйу, рядом доинкских культур региона Ан, а также в Древнем Китае. Как форма передачи информации стало переходной формой от рисунка к графическому письму. Идеография- письмо понятийными знаками. Идеограммами является часть египетских иероглифов, обозначающих понятия (другая часть иероглифов обозначает отдельные слова, слоги или звуки). Идеограммам (комплексным графическим знакам) исторически предшествуют пиктограммы (рисуночное письмо) и кинеграммы (моторные, двигательные знаки). Идеографией являются клинопись древней Месопотамии и китайские иероглифы. Идеограммностью иногда называют зашифрованность, скрытую символичность, "знаковость" изобразительных композиций, например, во многих картинах Н.К. Рериха (см. «Знамя Мира» - криптограмма; логотип). Она является следующим этапом. Иероглифы Древнего Египта, знаки-символы были предшественниками современного письма. Будучи достоянием узкого круга избранных, непосвященным владение письмом казалось великим чудом, даром небес, и поэтому можно говорить о магической власти письма над людьми в начальную пору его появления. Первый алфавит литеро-фонетического письма создали Финикийцы. Этот алфавит стал первоисточником большинства алфавитов мира - греческого, латинского, славянского и прочих. Финикийское письмо буквенно-звуковое или алфавитное, когда одному звуку соответствует одна буква. Греки усовершенствовали финикийский алфавит, введя в него гласные звуки-литеры. Знаки литеры его очень простые, имеют чёткие линии одной толщины, и состоят из простых геометрических форм - круга, треугольника, отрезка. Древнегреческий алфавит стал первым алфавитом в Европе. Латинский и русский алфавит построены на единой графической основе и возникли они из древнегреческих надписей - капиталов. В XVIII веке, наряду с европейскими начинают развиваться и русские шрифты, которые до этого развивались самостоятельно, имели основу греческую и назывались кириллица и глаголица. Самые древние шрифты - устав и полуустав - выполнялись со всей строгостью и чёткостью, следуя правилу - уставу - от чего и пошли их названия. Уставом писали книги, деловые бумаги и грамоты. В 15 веке устав окончательно заменяется полууставом. Усиливается влияние инструмента письма, буквы наклоняются вправо, что соответствует естественному движению руки при письме. Для ускорения письма и для экономии пергамента переписчики книг стали применять лигатуры – соединение двух букв друг с другом. Книги украшались одноцветными или многоцветными орнаментальными заставками, буквицами, декоративными рисунками, миниатюрами с библейскими сюжетами. Позднее в украшении книг вырабатывались характерные для того или иного места стили, которые носили народный характер и заимствовали мотивы композиций из ремесленных изделии с резьбой по кости или металлу с изображением стилизованных птиц, животных, растений. Особенно часто животные изображались в цветных инициалах, где они переплетались с элементами стилизованного растительного и геометрического орнамента. Сюжетный рисунок часто помещали внутри текста как иллюстрацию к особо важным местам повествования. С развитием письменности появилась скоропись, которая отличалась быстрым, свободным стилем, с росчерками, петлями, выходящими далеко за границы рядов. Скоропись становится искусством каллиграфии XVII веке. Ею писались грамоты и официальные документы.. В середине XVI века появились первые книги, выполненные типографским шрифтом. Одной из таких книг была «Апостол» Ивана Фёдорова, изданная в 1564 году. Целый ряд фактов указывает на то, что глаголица была создана до кириллицы, а та в свою очередь создавалась на базе глаголицы и греческого алфавита. Древнейшая сохранившаяся глаголическая надпись с точной датировкой относится к 893 году и сделана в церкви болгарского царя Симеона в Преславе. Обычно говорят о двух видах глаголицы: более древней «круглой», также известной как болгарская, и более поздней «угловатой». Алфавит последней постепенно сократился с 41 до 30 знаков. Наряду с уставным книжным существовало также глаголическое курсивное письмо (скоропись). В Древней Руси глаголица практически не использовалась, встречаются лишь отдельные вкрапления глаголических букв в текстах, написанных на кириллице. Глаголица являлась азбукой для передачи, прежде всего церковных текстов, сохранившиеся древнерусские памятники бытовой письменности до крещения Руси используют кириллицу. Встречается использование глаголицы в качестве тайнописи. Одним из видов прикладного искусства, где была востребована каллиграфия, был агитационный фарфор. Во время Гражданской войны, когда в стране не хватало бумаги даже для газет и плакатов, революционное правительство прибегало к самым необычным формам пропаганды. На Ленинградском (бывшем Императорском) фарфоровом заводе в Петрограде оказались большие запасы не расписанных изделий, которые решено было использовать не просто как посуду, но в первую очередь как средство революционной агитации. Теперь уже Государственный фарфоровый завод перешел в ведение Народного комиссариата просвещения, который поставил задачу сделать из бывшей придворной мануфактуры «испытательную керамическую лабораторию республиканского значения», вырабатывающую «агитационный фарфор в высоком смысле этого слова — революционный по содержанию, совершенный по форме, безупречный по техническому исполнению». Вместо привычных цветов и пастушек появились призывные тексты революционных лозунгов: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», «Земля трудящимся!», «Кто не с нами, тот против нас» и другие. Сначала это была роспись на тарелках черным шрифтом различных агитационных лозунгов. Затем агитационный фарфор сближается с плакатом и оформлением революционных праздников. Немалое место в оформлении художественных изделий - тарелок, чашек - приобретает советская эмблематика - изображение серпа и молота, шестеренки, различных надписей, лозунгов. Иногда текст вплетается в орнамент. Роспись становится более сочной и декоративной. Агитационный фарфор стал предметом коллекционирования, приобрёл определённую популярность на западе и стал почти недосягаем для простого обывателя. Через тарелки, сервизы и чашки советские художники пытались показать западу всю ту положительность происходящего в России, показать революцию и большевизм с позитивной стороны и дать понять, что перемены – только к лучшему, и народу такие перемены нравятся. Над созданием произведений агитационного фарфора работала группа художников завода во главе с Сергеем Васильевичем Чехониным (1878-1936). До революции он входил в объединение «Мир искусства» и был известен как мастер книжной иллюстрации, тонкий знаток различных стилей, ценитель и собиратель произведений народного творчества. Блестящее владение искусством шрифта и сложным языком орнамента Чехонин с успехом применил и в фарфоре. Разработкой эскизов для росписей агитационного фарфора занимались известные художники — П. В. Кузнецов, К. С. Петров-Водкин, М. В. Добужинский, Н. И. Альтман. Их произведения отличаются высоким графическим мастерством. Уже в первых работах появилась новая символика молодой Советской Республики: серп и молот, шестерёнка. В 1921 г. закончилась Гражданская война. Радостными, яркими красками, широкой энергичной кистью писала художница героев новой, теперь уже мирной жизни — матроса и его подружку на празднике Первомая, комиссара, сменившего винтовку на папку с документами, парня, поющего «Интернационал». На разразившийся в 1921 г. в Поволжье голод художники откликнулись созданием целой серии произведений: «На помощь голодающему населению Поволжья!», «Голод», «Голодному». Фарфор, с его белоснежной поверхностью, монументальностью архитектуры, пластичностью скульптуры и красочностью живописи, который до этого времени был воплощением рафинированного искусства, доступного узкому кругу лиц, стал первым, самым ярким и образным глашатаем идей революции. Одновременно, он явился благодатным материалом для воплощения концепции нового направления в искусстве — супрематизма. Советский агитационный фарфор выставлялся на зарубежных выставках, был предметом экспорта. Эти произведения занимают достойное место в собраниях крупнейших музеев России и других стран, являются желанными для коллекционеров. Примерно в середине 30х годов можно говорить об угасании жанра. Тем не менее, агитационный фарфор остался в истории, как один из самых заметных направлений в фарфоровом искусстве ХХ века и внёс значительный вклад в развитие авангарда в Советской России, а также в простой пропаганде идей молодой советской республики на западе.
Date: 2016-05-23; view: 1287; Нарушение авторских прав |