Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






История и значение русских сказок в культуре России





"Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок"

А.С.Пушкин

Устное народное поэтическое творчество возникло в глубокой древности, явилось естественным преддверием, художественной основой, и достигло своего совершенства ко времени введения на Руси письменности. Народная сказка широко использовалась в древнерусской литературе. Благодаря этому в литературу проникло подлинно идейное народное начало.

Сказка фольклорная - эпический жанр письменного и устного народного творчества: устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов. Вид повествовательного, в основном прозаического фольклора (сказочная проза), включающий в себя разно жанровые произведения, тексты, которые опираются на вымысел.

Сказка литературная - ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов. Литературная сказка либо подражает фольклорной (литературная сказка, написанная в народнопоэтическом стиле), либо создаёт произведение на основе нефольклорных сюжетов. Фольклорная сказка исторически предшествует литературной.

Всякое искусство порождено действительностью. Так обстоит дело, например со сказкой, сюжеты которой вызваны действительностью, т.е. эпохой, социальными и экономическими отношениями, формами мышления и художественным творчеством, психологией. В ней, как и в целом во всем фольклоре, отразились жизнь народа, его мировоззрение, нравственно-этические, социально-исторические, политические, философские и художественно-эстетические взгляды. Она тесно связана с народным бытом и обрядами. Традиционные русские сказки создавались и бытовали главным образом в крестьянской среде. Их создателями и исполнителями были обычно люди с большим жизненным опытом, много ходившие по Руси, много видавшие. Чем меньше уровень образованности людей, тем в большей степени они рассуждают о явлениях общественной жизни на уровне обыденного сознания. Может быть, поэтому мир отраженный в сказках формируется на уровне обыденного сознания, на обыденных представлениях людей о прекрасном. До возникновения классов в обществе фольклор был творчеством рода и племени, коллектива, их составляющего. Фольклор остался творчеством трудовой части населения - крестьян, ремесленников, рабочих.

Каждая новая эпоха приносит сказки нового типа, нового содержания и новой формы. Сказка изменяется вместе с исторической жизнью народа, она отражает события истории и особенности народного быта. В сказках можно обнаружить следы нескольких эпох. Например, в сказках древнерусских племен ясно сказывались особенности мировоззрения того времени - анимизм и тотемизм. В эпоху феодализма все большее место занимают социальные темы, особенно в связи с крестьянским движением: в сказках выражались антикрепостнические настроения. XVI век характеризуется богатым развитием сказки, в ней отражаются и исторические мотивы (сказки об Иване Грозном), и социальные (сказки о судьях и попах) и бытовые сказки (сказки о мужике и жене). В жанре сказки значительно усиливаются сатирические мотивы. Первая половина XIX века - последний этап существования феодально-крепостнического общества. Сказка приобретает еще более яркий социальный аспект. В нее входят новые персонажи, прежде всего умный и хитрый солдат.

Во второй половине XIX - начале XX века, на которые приходятся все более быстрое и широкое развитие капитализма в России, в фольклоре происходят большие изменения. Для сказки этого времени характерны: сужение области бытования; происходят изменения в соотношении разновидностей сказок; популярность волшебных сказок сильно уменьшается, а возрастает популярность бытовых сказок, особенно социально-бытовых.

Специфика фольклора в том и состоит, что в ней в рамках общей устойчивости происходят постоянные, непрерывные, никогда не прекращающиеся изменения. Может измениться общий характер народного творчества. Так, например, в конце XIX - начале XX века весь русский фольклор, в том числе и русская сказка, становится более реалистическим, приобретает более тесную связь с современностью, иными становятся также освещение действительности, идейная сущность произведений. Сказка представляет большую общественную ценность, состоящую в ее познавательном, идейно-воспитательном и эстетическом значениях, которые неразрывно связаны между собой. Познавательное значение сказки проявляется, прежде всего, в том, что она отражает особенности явлений реальной жизни и дает обширные знания об истории общественных отношений, труде и быте, а также представление о мировоззрении и психологии народа, о природе страны. Ее сюжеты и образы заключают в себе широкую типизацию, содержат обобщения явлений, жизни и характеров людей.


Идейно-воспитательное значение сказки в том, что она вдохновлена стремлением к добру, защитой слабых, победой над злом. Кроме того, сказка развивает эстетическое чувство, т.е. чувство прекрасного, для нее характерно раскрытие прекрасного в природе и человеке, единство эстетического и морального начал, соединение реального и вымысла, яркая изобразительность и выразительность. По всей России распространены одни и те же сказки. В русских сказках присутствует образ родной земли. Поэтически дана характеристика русской природы, которая изображается именно русская; чистое поле, береза, калина. Кроме того, во многих сказках отразилось сознание народа об ее необъятных просторах, нарисованы картины русского народного быта и обрядов, жизненной обстановки.

В русских народных сказках отчетливо проявляется два пространства, два мира – обыкновенный и «иной», потусторонний. Герой сказки всегда находит границу, которая четко отделяет один мир от другого – зачастую этой определяющей чертой оказывается дремучий лес или домик на курьих ножках, в котором живет Баба Яга. Самой потусторонней реальностью является Тридесятое царство. Путешествие в потусторонний мир открывает герою много новых знаний, например, способность видеть и слышать неведомое и ранее неизвестное. Символически переход в «иной» мир означает смерть героя, древний обряд инициации. На это указывают и вещи, с которыми он переходит в другой мир – хлеб, посох, сапоги. Это те непременные атрибуты умерших, с которыми их провожали в другой мир. Только после такой символический смерти возможно возрождение героя в новом своем качестве. Ведь духовный, внутренний рост обязательно сопровождается смертью всего устаревшего, отмирания ненужного и отжившего. И герой возрождается – более мудрый, знающий то, чего ранее не знал и не ведал. Также герои сказок зачастую оказываются перед загадкой: «Пойди туда, не знаю куда; принеси то, не знаю что». И они идут туда, «не знаю, куда». Что же это значит? «Туда, не знаю, куда» – это внутреннее, духовное путешествия героя вглубь себя. Сказка учит: если герой прислушается к своему сердцу, то он найдет ответы на все свои вопросы.

Елена Прекрасная, Василиса Премудрая и другие образы – символы женского начала, это непременные символы мудрости, любви, Родины. Символами света и добра является соединение женского и мужского образа в сказке, то есть добро, свет – это гармония женского и мужского начала, основной закон природы. Сказка говорит о том, что только в единении мужского и женского, двух половин одного целого, возможна природная гармония, победа над дисгармонией мира, над сказочным злом, нам темными силами. Интересен и образ Солнца, которое символизирует душу человека, душу всего живого, это выражение сильного мужского начала, мудрого и красивого; ещё это источник плодородия, как первооснова крестьянского быта, и величайшая духовная ценность.

Сказка - весьма популярный жанр устного народного творчества, жанр эпический, сюжетный. От других прозаических жанров (преданий и легенд) сказка отличается более развитой эстетической стороной, что проявляется в проявляется в идеализации положительных героев, ярком изображении "сказочного мира", удивительных существ и предметов, чудесных явлений, романтической окраски событий. В науке общепринятым считается разделение сказочных текстов на три разряда: волшебные сказки, новеллистические (бытовые) и сказки о животных.


Волшебные сказки были весьма популярны в народе. Вымысел в волшебных сказках носит характер фантастики. Начало волшебное заключает в себе религиозно-мифологическое воззрение первобытного человека, одухотворение им вещей и явлений природы, приписывание этим вещам и явлениям магических свойств, различные религиозные культы, обычаи, обряды и т.д. Сказки полны мотивов, содержащих в себе веру в существование потустороннего мира и возможность возвращения оттуда, представление о смерти заключенной в какой-либо материальный предмет (яйцо, цветок), о чудесном рождении (от выпитой воды), о превращении людей в животных, птиц и т.д. Все это лишь следы мифологических представлений.

Обычна для волшебных сказок, причина, заставляющая героя действовать (трудное поручение) появление цели действия, выполнение поручения, обнаружение предмета поисков, стремлений, победить или перехитрить врага и т.д. Персонаж в волшебных сказках всегда носитель определенных моральных качеств. Герой самых популярных волшебных сказок - Иван-царевич. Он представлен в сказках как народный герой, воплощение высших моральных качеств - смелости, честности, доброты. Это тип смелого и сильного богатыря.

Русскому народу свойственно сознание того, что человек всегда встречается на своем пути с жизненными трудностями, а своими добрыми поступками он их обязательно преодолеет. Герой, наделенный такими качествами как доброта, щедрость, честность глубоко симпатичен русскому народу.

Сказки, в которых социальные и бытовые отношения стоят в центре действия получили название социально-бытовых. В этом типе сказок хорошо развит комизм поступков и слов, что определяется их сатирическим, ироническим, юмористическим характером. Темой одной группы сказок служит социальная несправедливость, темой другой служат людские пороки, в них осмеиваются ленивые, глупые, упрямые. Положительный герой социально-бытовых сказок - социально-активный, критически настроенный человек. Тяжелый труд, бедность, темнота, часто неравный по возрасту и имущественному положению брак вызывали осложнение семейных отношений и определили появление сюжетов о злой жене и глупом и ленивом муже.

Сказки о животных - один из древнейших видов фольклора. Восходя к древним формам отражения действительности на ранних этапах человеческого сознания, сказки о животных выражали определенную степень познания мира. Правда сказок в том, что хотя и говорится о зверях, а воспроизводятся похожие человеческие ситуации. Действия зверей откровеннее обнажают негуманные стремления, помыслы, причины поступков, совершаемых людьми. Возникнув в глубокой древности они отразили наблюдения над животными человека первобытного общества - охотника и зверолова, а затем и скотовода. Смысл этих сказок состоял в те времена, прежде всего в передаче молодым людям жизненного опыта и знаний о животном мире.


В сказках о животных действуют и птицы и рыбы и животные и растения. В каждой из этих сказок заложен смысл. Например, в сказке про репку смысл оказался в том, что никакая, даже самая малая сила в деле нелишняя, а случается, что ее-то и не хватает, чтобы добиться результата. В этих сказках отразились древние представления человека о природе; анимизм, антропоморфизм и тотемизм. Например, анимизм проявляется в мотивах чудесных деревьев, вырастающих на могилах невинно убитых. Антропоморфизм выражается в том, что животные говорят и действуют как люди. Тотемизм, состоящий в том, что человек ведет свой род от животных. Выделение сходных особенностей у животных и человека (речь - крик, поведение - повадка) послужило основой для совмещения в образах животных их качеств с качествами человека, животные говорят и ведут себя как люди. Это совмещение повело и к типизации характеров животных, которые стали воплощением определенных качеств (лиса - хитрость и др.). Под животными стали разуметь людей определенных характеров. В сказках о животных не только осмеиваются отрицательные качества (глупость, лень, болтливость). Для сказок о животных характерен яркий оптимизм, слабые всегда выходят из сложных положений.

В русских народных сказках раскрыты определенные социальные отношения, показаны быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные понятия, русский взгляд, русский ум - все, что делает сказку национально-самобытной и неповторимой. Идейная направленность русских сказок проявляется в отражении борьбы народа за прекрасное будущее. В каждой сказке находят свое выражение такие эмоциональные компоненты сознания как; радость, негодование, наслаждение (выставление человека в смешном виде), симпатия и антипатия. Сказка отображает заключенное в сознании отношение к явлениям общественной жизни, выраженное не только в потребностях, интересах и стремлениях людей, но и в их разнообразных чувствах, настроениях, обычаях, нравах, традициях, условиях труда и быта.

Таким образом, можно подвести итог, что русская сказка представляет собой обобщенное, оценочное и целенаправленное отражение действительности, которое выражает сознание человека, и в частности сознание русского народа.







Date: 2016-05-23; view: 3295; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию