Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Перспективные методы исправления несовершеннолетних осужденных





 

Вопросы борьбы с преступностью несовершеннолетних были и остаются в числе приоритетных задач государства и общества. Рост подростковой преступности обусловлен интенсивным социальным расслоением общества, обострением межнациональных конфликтов, кризисом семьи, недостаточной эффективностью работы госструктур, ответственных за решение проблем детства, ухудшения жизни детей, жестокого с ними обращения, нарушения их прав и законных интересов. Все это свидетельствует об актуальности исследования мер борьбы с правонарушениями несовершеннолетних.

Уголовное наказание — значимое средство борьбы с преступностью, в частности с преступностью несовершеннолетних. Это подтверждают цели наказания, зафиксированные в уголовном законодательстве РФ. Ч. 2 ст. 43 УК РФ гласит, что наказание, помимо такой цели как восстановление социальной справедливости, применяется в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.

В настоящее время юристы сходятся в том, что наказание в виде лишения свободы не должно рассматриваться как основная форма реализации уголовной ответственности несовершеннолетних и необходимо свести назначение данного наказания к минимуму.[35] При этом, необходимо отметить, что наказание несовершеннолетним всегда должно назначаться индивидуально, учитывая возраст конкретного преступника и социально-психологические особенности. Таким образом, наказание в виде лишения свободы должно применяться к несовершеннолетнему лишь в исключительном случае, когда без изоляции от общества его исправление не представляется возможным.

По действующему уголовному законодательству РФ заключение под стражу считается самой жесткой мерой пресечения, поскольку существенно ограничивает право человека на свободу и личную неприкосновенность, гарантируемое Конституцией РФ. Применение данного вида наказания наименее желательно в отношении несовершеннолетних. Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, устанавливают, что заключение несовершеннолетнего в исправительное учреждение должно всегда применяться в качестве крайней меры и на минимально необходимый период времени.

В настоящее время применение наказания в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних смягчено. Согласно новой редакции ч. 6 ст. 88 УК РФ наказание в виде лишения свободы назначается несовершеннолетним, совершившим преступления в возрасте до 16 лет, на срок не свыше 6 лет. Этой же возрастной категории осужденных, совершившей особо тяжкие преступления, а также остальным несовершеннолетним осужденным, наказание в виде лишения свободы назначается на срок не свыше 10 лет и отбывается в воспитательных колониях. Минимальный срок лишения свободы в отношении несовершеннолетних, как и в отношении взрослых, составляет два месяца. Руководствуясь ч. 61 ст. 88 УК России при назначении несовершеннолетнему осужденному наказания в виде лишения свободы за совершение тяжкого и особо тяжкого преступления низший предел наказания, предусмотренный соответствующей статьей Особенной части УК России, сокращается наполовину. В соответствии с ч. 61 ст.88 УК России суд наделен правом, повторно принять решение об условном осуждении и установлении нового испытательного срока, если несовершеннолетний в течение испытательного срока по предыдущей судимости вновь совершил преступление, не являющееся особо тяжким.

Вышеуказанное дополнение может существенно уменьшить число несовершеннолетних, лишенных свободы, поскольку большинство подростков попадало в колонии из-за нарушения испытательного срока, а не по причине общественной опасности совершенного ими проступка.

Принятые изменения свидетельствуют о формировании новых тенденций уголовной политики в отношении несовершеннолетних, основанных на гуманизации наказания несовершеннолетних и применения наказания в виде лишения свободы только в исключительных случаях. Но, к сожалению, на практике дело обстоит иначе.

1 февраля 2011 г. Пленумом Верховного Суда РФ принято Постановление № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних». Представители юридической науки сходятся во мнении, что указанное Постановление не соответствует требованиям действующего законодательства в части выбора мер пресечения при обращении с несовершеннолетними правонарушителями. В УК РФ были внесены принципиальные изменения, согласно которым, для несовершеннолетних правонарушителей закреплен приоритет наказаний в виде принудительных мер воспитательного воздействия, альтернативных уголовной ответственности. То есть, первоочередность применения принудительных мер воспитательного воздействия (при прочих равных условиях) остается лишь пожеланием, несмотря на неоднократное упоминание в тексте анализируемого Постановления международных стандартов и указание на обязательный учет особенностей уголовной ответственности несовершеннолетних, закрепленных в УК РФ. Одной из таких особенностей является возможность освобождения несовершеннолетнего от уголовной ответственности, когда достижение цели исправления несовершеннолетнего можно достигнуть путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.

При таком подходе Верховного Суда РФ вряд ли можно вести речь об изменении правосознания рядового правоприменителя и карательной практики (уголовное наказание, условное осуждение) в вопросе применения норм об уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.

Принудительные меры воспитательного воздействия, не являющиеся ни уголовным наказанием, ни иной формой реализации уголовной ответственности несовершеннолетних, могут стать их реальной альтернативой. Приоритет их применения перед иными мерами уголовно-правового характера к несовершеннолетним правонарушителям, по мнению специалистов, должен быть подчеркнут как в названии, так и в самом тексте постановлений Пленума Верховного Суда РФ, посвященным данной проблеме (в том числе посредством последовательности судебного толкования законоположений гл. 14 УК РФ).

Статистические данные свидетельствуют о том, что применение к несовершеннолетним наказания в виде лишения свободы, как правило, оказывается неэффективным, а иногда дает негативный результат. Вместо ожидаемого исправления происходит ухудшение социальных характеристик несовершеннолетнего. В связи с этим, особое внимание должно уделяться порядку исполнения уголовного наказания, повышению качества работы пенитенциарных органов.

Сегодня теоретики уголовного права всё чаше говорят о необходимости введения в судебную практику менее длительных сроков лишения свободы по отношению к несовершеннолетним. Предполагается, что сокращение срока лишения свободы может иметь положительный эффект: увиденное подростком позволит ему сформировать общее негативное представление о местах отбывания наказания, но за короткий промежуток времени не даст укрепиться антиобщественным навыкам и привычкам.

Ряд зарубежных стран с успехом использует опыт краткосрочного пребывания несовершеннолетних в местах лишения свободы. Например, в соответствии с УК Швейцарии к подросткам в возрасте 15 - 18 лет применяются: арест до 14 дней и заключение на срок от 1 дня до одного года. Законодательно закреплены краткие сроки лишения свободы также в германском и французском законодательстве.

Мы полагаем, что внедрение опыта европейских стран по сокращению до минимального срока лишения свободы в российское законодательство, принесет положительный эффект и приблизит уголовное законодательство РФ к нормам международного права.

Резюмируя вышесказанное, автором сделаны следующие выводы: наказание в виде лишения свободы несовершеннолетним всегда должно назначаться индивидуально, с учетом возраста конкретного осужденного и его социально-психологическими особенностями. Наказание в виде лишения свободы может быть применено к несовершеннолетнему лишь в исключительном случае, когда без изоляции от общества его исправление не представляется возможным. Полагаем, что сокращение срока лишения свободы может иметь положительный эффект в силу следующих обстоятельств: увиденное подростком позволит ему сформировать общее негативное представление о местах отбывания наказания, но за короткий промежуток времени не даст укрепиться антиобщественным навыкам и привычкам. С другой стороны, это приблизит уголовное законодательство РФ к нормам международного права.

Важным аспектом остается и применение альтернативных мер наказания. По данным исследований, преобладающей категорией уголовных дел, расследуемых в связи с совершением их несовершеннолетними, являются преступления корыстной направленности, такие как кражи, грабежи и разбои. Таким образом, преступления, совершаемые подростками, носят имущественный характер. Несмотря на то, что основным наказанием для имущественных преступлением является штраф, применение его в отношении несовершеннолетних, скажется только на их попечителях, и в лучшем случае заденет совесть преступника, но вряд ли понесет для него исправительный или воспитательный характер. В этом случае допустимо применять такой вид уголовного наказания, как обязательные работы, которые могут назначаться несовершеннолетним. Наказание в виде исправительных работ может тоже стать альтернативным лишению свободы. Исправительные работы, оказывая психологическое воздействие на осужденного, в то же время порождают для него последствия имущественного порядка, выражающиеся, в первую очередь, в уменьшении размера заработной платы осужденного.[36]

Основным наказанием для несовершеннолетних сегодня является условный срок. Взрослые осужденные обычно не воспринимают это как наказания. Подражая им, несовершеннолетние, в силу своего небольшого жизненного опыта и юридической неграмотности, условное осуждение воспринимают как безнаказанность. Бесспорно, условное осуждение без комплекса мер социального воздействия специально обученными людьми не приносит должного эффекта. Рецидив преступлений порождает все большее распространение среди несовершеннолетних убийств, изнасилований, грабежей, сбыта наркотиков. В развитых странах данные меры называют «программы воспитательного правосудия» рассматривая их как дополняющие традиционные формы правосудия. Повсеместное введение ювенальных судов предлагается Советом при президенте РФ по вопросам правосудия. Предполагается, что при каждом суде будет один или несколько судей для рассмотрения дел несовершеннолетних.

Реакция общества и государства на преступления подростков должна быть направлена на возвращение их в общественную жизнь полноценными личностями. Необходимое уголовно-правовое воздействие на несовершеннолетних преступников может быть реализовано путем применения к ним смягченных или специфичных мер воздействия в силу пластичности психики подростка. Однако во избежание избыточности репрессии или обратной ошибки, необходимо в каждом конкретном случае детально выяснять особенности уровня развития несовершеннолетнего, условий его жизни и воспитания, социального статуса и других индивидуальных характеристик.

Вывод по главе: Процесс исправления несовершеннолетнего осужденного –сложная и многоуровневая задача. В данной главе описаны некоторые перспективные направления деятельности по воспитанию в преступнике общих начал и принципов законопослушного образа жизни. Анализ и проработка поставленных задач, показывает, что тема несовершеннолетней преступности имеет достаточно высокую степень разработанности, отечественными и зарубежными учеными-теоретиками и практиками придуманы достаточно мощные инструменты воздействия на личность преступника. Многие из упомянутых инструментов реализованы в модели нового вида учреждений – Воспитательных центрах, некоторые моменты требуют более детального внимания законодателя, немаловажное значение играет роль общественных институтов. Обобщая сказанное хочется подчеркнуть, что несмотря на недостаточную проработанность вопросов искоренения несовершеннолетней преступности, работа в этом направлении всё же ведется, по всем рассмотренным вопросам.

Заключение.

 

Исследования выполненные в рамках квалификационной работы указывают на то, что несовершеннолетние в УК РФ представляют собой отдельную группу участников уголовного права, что обусловлено спецификой данной группы лиц

Статистические данные свидетельствуют о том, что применение к несовершеннолетним наказания в виде лишения свободы, как правило, оказывается неэффективным, а иногда дает негативный результат. Вместо ожидаемого исправления происходит ухудшение социальных характеристик несовершеннолетнего. Анализ теоритической и практической составляющей деятельности пенитенциарных учреждений для несовершеннолетних позволил сделать следующие выводы:

Лишение несовершеннолетних свободы на определенный срок заключается в изоляции несовершеннолетнего осужденного от общества путем помещения его в воспитательную колонию на срок от 2 месяцев до 10 лет. Это наиболее строгое из возможных наказаний применяемых к несовершеннолетним.

Учитывая особенности психологического портрета несовершеннолетнего наказание в виде лишения свободы должно применяться к нему лишь в исключительном случае, когда без изоляции от общества его исправление не представляется возможным, стоит развивать такие виды наказаний как принудительные меры воспитательного воздействия, обязательные и исправительные работы.

В рамках развития уголовно-исполнительной системы, для отбывания наказания в виде лишения свободы несовершеннолетних, в Российской Федерации предполагается введение такого вида учреждения как Воспитательный центр. В ходе исследования рассмотрены теоретические основы деятельности нового вида учреждений, выявлены недостатки и перспективные направления применения новой модели учреждения. К положительным моментам относятся:

- основной упор в воспитательной работе на индивидуальный подход к осужденному;

- особое внимание к обеспечению учреждений квалифицированным кадровым составом;

- наличие в Воспитательном центре помещения, функционирующего в режиме следственного изолятора;

- создание социально-реабилитационного центра за пределами режимной территории ВЦ.

- уход от тюремной атрибутики.

Недостатками, существенно влияющими на качество достижения целей наказания являются высокая финансовая нагрузка на федеральный бюджет, как следствие недостаточное количество Воспитательных центров, что в свою очередь рождает проблему экстерриториальности.

В ходе проделанной работы рассмотрен процесс осуществления наказания в виде лишения свободы для несовершеннолетних. Для обеспечения системного подхода, а так же в интересах рассмотрения наказания как комплекса мер воспитательного воздействия, а не только карательной составляющей наказания, рассмотрен путь несовершеннолетнего осужденного начиная с его поступления в СИЗО (ПФРСИ) в статусе подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления, заканчивая его освобождением или переводом в исправительную колонию общего режима.

Совершенствование учебно-воспитательного, социально-реабилитационного процессов невозможно без специализированного воздействия и индивидуального подхода к осужденным. Очевидно, что только формирование многоуровневой системы профессиональной подготовки кадров УИС, а так-же привлечение квалифицированного медицинского и психологического состава способна обеспечить быстрое и эффективное решение задач оптимизации структуры и повышения качества работы, позволит повысить эффективность пенитенциарного воздействия на личность несовершеннолетнего преступника, что, несомненно, в последующем, проявится снижением уровня повторной рецидивной и профессиональной преступности.

Индивидуальный подход к осужденному, в свою очередь предполагает расширение методов перевоспитания, более углубленное изучение личности, целевое воздействие на слабые стороны характера, эмоциональной и психической составляющей воспитанника.

Для легализации применения мер профилактики рецидива и психокоррекции деструкций личности несовершеннолетних представляется актуальным внести изменения в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, чтобы в нем наряду с уже зафиксированным правом осужденных на получение психологической помощи (п. 6.1 ст. 12 УИК РФ) была прописана и их обязанность участвовать в медико-профилактических, воспитательно-ресоциализационных и социально-реабилитационных программах.

Ежегодно в среднем до 45% несовершеннолетних осужденных переводятся в колонии общего режима, благодаря чему меры воспитательного процесса направленные на осужденных попросту сходят на нет. В этой связи предлагается внести изменения в ст. 74 Уголовно-исполнительного кодекса Российской в части увеличения возраста осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях, до окончания срока наказания.

Анализ участия общественности в комплексном подходе к перевоспитанию преступников указывает на необходимость совершенствования взаимодействия органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, как следствие развитие профилактического и превентивного воздействия на несовершеннолетнюю преступность.

Предложенный перечень мер не является исчерпывающим, но они, безусловно, будут способствовать росту эффективности государственной уголовной политики противодействия преступлениям несовершеннолетних.

 

Date: 2016-05-23; view: 1769; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию