![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Практика введения воспитательных центров
Повторное совершение преступником уголовно наказуемого деяния свидетельствует как о недостаточности мер правового характера, которые применялись к лицу в связи с совершением им предыдущего преступления, так и о неэффективности исправительного воздействия со стороны учреждения исполнения наказания.[27] В последнее время на фоне снижения количества зарегистрированных преступлений отмечается устойчивый рост доли лиц, совершающих преступления повторно. Традиционно считается, что наиболее эффективным средством профилактики совершения повторного преступления является применение к преступнику наказания, связанного с изоляцией от общества на определенный срок. В то же время лишение свободы является мерой государственного принуждения, применение которой, особенно в современных условиях либерализации уголовной политики, оправдано лишь в крайних случаях. Но именно в этом случае к исправительному учреждению, в котором отбывается лишение свободы, должны предъявляться самые высокие требования в вопросах исправления осужденного и недопущения совершения им новых преступлений. К сожалению, эффективность деятельности пенитенциарных учреждений в настоящее время остается весьма невысокой. Воспитательные колонии не являются исключением. Это подтверждают наличие высокого уровня рецидива (30%) среди лиц, отбывших наказание в воспитательных колониях, а также тенденции к ухудшению уголовно-правовых, криминологических и социально-педагогических характеристик воспитанников. Причины возникновения данных проблем видятся, в том числе, и в принципах организации деятельности воспитательных колоний. Отрядная система, виды условий отбывания лишения свободы не обеспечивают в полной мере соблюдение принципа дифференциации и индивидуализации наказания. При существующей практике исполнения наказания в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних не достигается непрерывность исправительного процесса, сохранение и закрепление достигнутых результатов воспитания и ресоциализации при переводе осужденного в исправительную колонию для отбывания оставшейся части срока наказания по достижению им совершеннолетия. Несовершеннолетние в большинстве случаев поступают в воспитательные колонии из следственных изоляторов и, достигнув совершеннолетия, переводятся для отбытия оставшегося срока наказания в исправительные колонии общего режима, что приводит к усвоению норм криминальной субкультуры, повышению уровня криминализации. В современных воспитательных колониях совместно содержатся лица, впервые осужденные к лишению свободы и ранее отбывавшие данный вид наказания несовершеннолетние, осужденные за совершение преступлений различной степени тяжести, что негативно сказывается на результатах исправительного процесса. Это усугубляется также и тем, что воспитательные колонии не отделены от общей системы пенитенциарных учреждений. К осужденным к лишению свободы несовершеннолетним применяются те же методы и формы работы, что и к «взрослым» осужденным. Во многом это связано и с тем, что установленные законом различия между условиями содержания, существующими в воспитательной колонии, и условиями содержания в других исправительных учреждениях не являются существенными. В результате воспитательные колонии не в полной мере учитывают психолого-педагогические особенности самих подростков, что снижает эффективность профилактической работы. Согласно Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года[28] на базе существующих 62 (по состоянию на 2012г) воспитательных колоний предполагается создать 33 воспитательных центра двух видов: с обычным и усиленным наблюдением. Преобразование воспитательных колоний в воспитательные центры обусловлено изменениями уголовной и уголовно-исполнительной политики в отношении несовершеннолетних, новыми взглядами на ее цели и средства, последовательным развитием уголовно-исполнительной системы по пути гуманизации процесса исполнения наказаний, достижения международных стандартов содержания осужденных в исправительных учреждениях. При этом приоритетными признаются задачи, связанные с реализацией целей исправления и ресоциализации несовершеннолетних осужденных. С учетом указанных обстоятельств руководством ФСИН России было принято решение о разработке модели воспитательного центра. В соответствии с указанными целями, а также для ликвидации недостатков, имеющихся в деятельности воспитательных колоний, планируемое пенитенциарное учреждение для несовершеннолетних должно обладать следующими организационно-правовыми особенностями: во-первых, учреждение должно обеспечивать выполнение не только собственно функций исправительного учреждения по исполнению наказания в виде лишения свободы на определенный срок, но и помещения, функционирующего в режиме следственного изолятора (далее — ПФРСИ). Подобная комплексность позволит не допустить негативное влияние на несовершеннолетних со стороны совершеннолетних осужденных к лишению свободы и воспрепятствовать распространению криминальной субкультуры. Кроме ПФРСИ в структуру воспитательного центра планируется включить участок для содержания несовершеннолетних осужденных, а также положительно характеризующихся осужденных в возрасте до 19 лет; изолированный участок, функционирующий в режиме исправительной колонии (тюрьмы) общего режима; участок колонию-поселение с обычным наблюдением; реабилитационный центр. Предполагается, что эффективность деятельности ПФРСИ будет достигаться за счет исключения отрицательного влияния в следственных изоляторах и транзитных пунктах взрослых подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Кроме того, наличие ПФРСИ в структуре исправительного учреждения для несовершеннолетних будет способствовать и более быстрой адаптации к условиям отбывания наказания. Для эффективного решения проблемы предупреждения совершения повторных преступлений, реализации полного цикла исправительного воздействия в структуре воспитательного центра предусматривается участок, функционирующий как тюрьма общего режима. Анализ опыта функционирования указанных участков в первом полугодии 2010 года свидетельствует, что из воспитательных колоний в ИК общего режима было переведено более двух тысяч человек, из них только 25% являлись нарушителями установленного порядка отбывания наказания. В отношении остальной части осужденных (75%) сложившаяся ситуация не позволила реализовать весь комплекс средств исправительного воздействия и способствовала созданию условий их дальнейшей криминализации и совершения повторных преступлений.[29] Во-вторых, воспитательный центр должен обеспечить отдельное содержание несовершеннолетних осужденных, имеющих наибольшую степень криминальной зараженности, от остальной части воспитанников. Именно для этого предполагается создание воспитательных центров с обычным и усиленным наблюдением. В то же время в каждом виде воспитательного центра предусматриваются строгие, обычные, облегченные и льготные условия отбывания наказания.[30] Воспитательный центр с обычным наблюдением — исправительное учреждение, предназначенное для содержания под стражей и отбывания наказания в виде лишения свободы лиц мужского пола, впервые осужденных к лишению свободы, а также несовершеннолетних лиц женского пола с обеспечением их раздельного содержания. Воспитательный центр с усиленным наблюдением — исправительное учреждение, предназначенное для содержания под стражей и отбывания наказания в виде лишения свободы лиц мужского пола, ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы и осужденных в несовершеннолетнем возрасте, несовершеннолетних осужденных, совершивших особо тяжкие преступления, а также лиц, совершивших умышленные преступления в период отбывания наказания. В-третьих, процесс исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы дифференцируется условиями его отбывания. Действующее уголовно-исполнительное законодательство в отношении несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы, предусматривает следующие условия: обычные, облегченные, строгие, льготные (п. 1 ст. 132 УИК РФ). Такие условия отбывания наказания представляются оптимальными и для воспитательного центра, поскольку позволяют стимулировать правопослушное поведение осужденных путем изменения их правового положения, дифференцировать и индивидуализировать исполнение наказания, подготовить осужденных к жизни на свободе путем последовательного снижения уровня правоограничений. При этом в социально-реабилитационном центре должны содержаться осужденные, переведенные на льготные условия. Таким образом, можно обеспечить повышение эффективности исправительного процесса отбывания наказания и дополнительного стимулирования правопослушного поведения воспитанников. В-четвертых, для обеспечения эффективности исправительного воздействия необходим переход к индивидуальным и групповым формам работы на основе приоритета психолого-педагогических и социальных методов (средств) воздействия на осужденных. Возможность применения такого подхода обоснована в современной отечественной и зарубежной социальной педагогике и теории социальной работы, в международных стандартах пенитенциарной деятельности, зарубежной (Германия, Швейцария и др.) и отечественной пенитенциарной практике (Архангельская, Брянская, Колпинская, Вологодская воспитательные колонии). Активно используются эти подходы в практике психологической службы УИС. Наконец, в-пятых, концептуальная модель воспитательного центра предусматривает включение в его структуру реабилитационного центра, функционирующего в рамках льготных условий отбывания наказания и расположенного за пределами исправительного учреждения. Создание реабилитационного центра позволит повысить эффективность оказания помощи в социальной адаптации несовершеннолетним, их трудовом и бытовом устройстве, подготовке к освобождению, восстановлению социально значимых навыков и умений. Основными задачами, решение которых должен будет обеспечить реабилитационный центр исправительного учреждения, являются: -диагностика готовности несовершеннолетних осужденных и их семей к освобождению; -социальная реабилитация несовершеннолетних осужденных; -содействие несовершеннолетним осужденным в трудовом и бытовом устройстве после выхода из воспитательного центра. Современные международные стандарты (Пекинские правила, новые Европейские пенитенциарные правила) предъявляют к персоналу исправительных учреждений для несовершеннолетних высокие требования в части знания основ юриспруденции, возрастной педагогики, психологии, социологии, социальной работы, медицины и многого другого. Сегодня уровень профессиональной педагогической подготовки персонала, осуществляющего воспитательную работу с осужденными, недостаточен. Лишь четвертая часть сотрудников подразделений (отделов) воспитательной работы имеют высшее педагогическое образование; в психологической службе ФСИН России доля лиц, имеющих базовое психологическое образование, составляет 70%.[31] Очевидно, что только сформировавшаяся сегодня многоуровневая система профессиональной подготовки кадров УИС способна обеспечить быстрое и эффективное решение задач оптимизации структуры и повышения качества подготовки специалистов для УИС. Именно ведомственная направленность подготовки специалистов в образовательных учреждениях УИС, предоставляющая возможность привития обучающимся профессиональных компетенций, является определяющим фактором в решении вопроса о сохранении системы профессиональной подготовки кадров УИС. Введение воспитательного центра как вида исправительного учреждения, позволит повысить эффективность пенитенциарного воздействия на личность несовершеннолетнего преступника, что, несомненно, в последующем, проявится снижением уровня повторной рецидивной и профессиональной преступности. Вывод по главе: В данной главе выявлены правовые основы, а так же теоритические составляющие деятельности воспитательных колоний. Рассмотрен путь несовершеннолетнего преступника от следственного изолятора до его выхода на свободу. Поэтапное изучение вопросов пребывания воспитанника позволило выявить ряд проблем и положительных моментов в процессе исполнения наказания. Особо обращает внимание высокий уровень рецедива среди освобожденных несовершеннолетних (30%), что явно указывает на наличие недостатков процесса перевоспитания и назревание необходимости реформирования, или как минимум комплексного усовершенствования действующей системы исполнения наказания. Date: 2016-05-23; view: 1221; Нарушение авторских прав |