Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Понятие конкурентоспособности организации и конкурентных структур рынка
Конкуренция и конкурентоспособность являются экономическими категориями, относящимися к экономике с рыночными отношениями. С их помощью выражаются взаимосвязи и взаимодействия между производителями товаров и услуг, между производителями и потребителями. При отсутствии конкуренции или при нечестной, недобросовестной конкуренции не существует даже теоретическая возможность защиты интересов потребителей. Конкуренция - это соперничество или борьба между частными товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли [29, с. 59]. Несмотря на значительное количество работ, посвященных вопросам изучения конкурентоспособности предприятия, существуют некоторые различия в понимании категории «конкурентоспособность». Имеет место многовариантность определений, относительность, а также различие подходов к оценке и анализу конкурентоспособности на разных ее уровнях. Прежде всего, необходимо отметить, что различают конкурентоспособность товаров, товаропроизводителей, отраслей и стран. Между всеми этими уровнями существует тесная взаимосвязь: страновая и отраслевая конкурентоспособность в конечном итоге зависят от способности конкретных производителей выпускать конкурентоспособные товары. Таким образом, в основе всех остальных уровней конкурентоспособности лежит «конкурентоспособность товара», то есть эта категория является базовой. «Конкурентоспособность товара может рассматриваться как степень привлекательности товара для потребителей, которая определяет возможность удовлетворения целого комплекса их требований» [19, с. 15]. Часто категорию «конкурентоспособность товара» приравнивают к категории «конкурентоспособность предприятия». Например, Попов Е.В., дает следующее определение: «Под конкурентоспособностью предприятия понимается его реальная и потенциальная способность, в реальных условиях, проектировать, изготавливать и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителей, чем товары конкурентов» [38, с. 38]. Однако конкурентоспособность товара является необходимым, но не достаточным условием конкурентоспособности предприятия. Предприятие может производить конкурентоспособную продукцию, но не быть конкурентоспособным. Можно выделить следующие основные отличия между понятиями конкурентоспособности товара и предприятия: - оценка конкурентоспособности товара применяется к каждому конкретному его виду, а конкурентоспособность предприятия охватывает всю номенклатуру и ассортимент, а также все виды производственно-экономической деятельности, осуществляемые предприятием (финансовую, инвестиционную деятельность и т.д.); - признание конкурентоспособности и товара, и предприятия осуществляется на рынке. В то же время в отличие от оценки конкурентоспособности товара оценку конкурентоспособности предприятия дает не только потребитель, но и сам производитель. Именно предприятие решает вопрос о целесообразности выпуска данной продукции в конкретных условиях; - товар и предприятие имеют разные временные периоды своего жизненного цикла. Если предметом исследования является текущая оценка конкурентоспособности, то фактор времени не имеет определенного значения, но когда речь заходит о долговременном аспекте, то следует учитывать, что жизненный цикл предприятия, как правило, более продолжителен - за период его функционирования может сменяться несколько поколений изделии. Вместе с тем, иногда жизненный цикл продукции превышает период функционирования предприятия (например, при производстве базовых товаров сырьевой группы, в случае банкротства и реорганизации предприятия и т. д.) [38, с. 73]. Конкурентоспособность предприятия учитывает не только конкурентные преимущества, но и внешнюю среду, обеспечивает конкурентоспособность предприятия с точки зрения доведения конкурентных преимуществ до внешней среды и в первую очередь до потребителя. Далее следует проанализировать определения категории «конкурентоспособность предприятия», данные некоторыми авторами. По Фатхутдинову Р.А.: «Конкурентоспособность - это свойство объекта, характеризующегося степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Она определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке» [47, с. 62]. По Ефимову В.В.: «Конкурентоспособность промышленного предприятия - это комплексная характеристика субъекта хозяйствования за определенный период времени в условиях конкретного рынка, отражающая превосходство перед конкурентами по ряду определяющих показателей - финансово-экономических, маркетинговых, производственно-технологических, кадровых и экологических, а также способность субъекта к бескризисному функционированию и своевременной адаптации к изменяющимся условиям внешней среды» [28, с. 40]. Эти авторы рассматривают конкурентоспособность предприятия как относительную категорию, то есть каждое предприятие по тем или иным характеристикам сопоставляется с конкурентами. Такой методологический подход к оценке конкурентоспособности предприятия является довольно распространенным и достаточно удобным с точки зрения, как логического восприятия, так и математического описания. Вместе с тем, он не отражает всей глубины категории «конкурентоспособность предприятия» и имеет ряд существенных недостатков: - выбор в качестве базы сравнения одного или нескольких конкурентов позволяет ранжировать конкурентные позиции анализируемых предприятий, но сужает возможность обобщенной объективной оценки отраслевой конъюнктуры; - основной акцент делается на сопоставление показателей конкурентов, в то время как вне поля зрения остается проблема современной адаптации предприятия к изменяющимся условиям среды; - отсутствует системность оценки конкурентоспособности: и локальные, и интегральные параметры работы предприятия сопоставляются без учета сложных внутрисистемных связей и динамики изменения. Практически все вышеприведенные определения рассматривают категорию «конкурентоспособность предприятия» как величину постоянную, но она, как и множество других экономических категорий, не является таковой: в определенный период времени предприятие может быть конкурентоспособным, а в следующий период (при изменившейся конъюнктуре рынка и изменившейся внешней среды) - не конкурентоспособным. То есть конкурентоспособность предприятия - категория, зависящая от многих факторов и меняющаяся с течением времени. Факторы, определяющие конкурентоспособность предприятия и конкурентоспособность товара, у рассмотренных авторов различны. Целесообразно привести несколько примеров факторов конкурентоспособности предприятия: Мешков А.А. и Мусатов Б.В. предлагают при разработке стратегии предприятия на основе анализа отрасли и конкуренции выявлять ключевые факторы ее успеха, в том числе такие, как: 1) качество и характеристики продукции; 2) репутация (имидж); 3) производственные мощности; 4) использование технологий; 5) дилерская сеть и возможности распространения; 6) инновационные возможности; 7) финансовые ресурсы; 8) издержки по сравнению с конкурентами; 9) обслуживание клиентов [44, с. 126]. Немогай Н.В. считает, что при разработке стратегических перспектив руководство предприятия должно во главу угла ставить ключевые компетенции, которые определяются: 1. конкурентными преимуществами; 2. универсальностью (конкурентное преимущество в различных ситуациях); 3. сложностью дублирования [35, с. 97]. Он предлагает группировку факторов осуществлять согласно направленности функциональных процессов - внешние (направленные из внешнего окружения внутрь организации), внутренние (идущие изнутри организации) и двусторонние. Внешние процессы связывают предприятие с ее внешним окружением, обеспечивая обратную с ним связь, и формируя внешние связи. Внутренние процессы направлены на удовлетворение нужд потребителей. Внешние процессы задают также направленность компетенциям предприятия, определяемым внутренними и двусторонними функциональными процессами. Рассматриваемые процессы характеризуются множеством факторов. Данный подход по набору факторов, определяющих конкурентоспособность предприятия, практически не отличается от рассмотренного выше. В то же время подобный подход позволяет предприятию строить свою структуру управления, ориентируясь на межфункциональное взаимодействие. По мнению М. Портера, конкурентоспособность это возможность более эффективно распоряжаться ресурсами. Конкурентоспособность организации - это возможность эффективно распоряжаться собственными и заемными ресурсами в условиях конкурентного рынка [39, с. 174]. Производство и реализация конкурентоспособных товаров является необходимым условием конкурентоспособности организации. В более широком смысле для обеспечения конкурентоспособности необходима систематическая работа по всему производственно-хозяйственному циклу, приводящая к конкурентным преимуществам в области НИОКР, производства, управления, финансов, маркетинга и т.п. Существуют различные подходы к пониманию источника конкурентоспособности предприятия. Одни авторы, такие как М. Портер, определяют конкурентоспособность, как внутреннее свойство предприятия, другие - как свойство, которое выявляется в процессе конкуренции. На вопрос, что делает организацию конкурентоспособной, Виханский О.С. отвечает: во-первых, ресурсы (потенциал), во-вторых, умение продуктивно их использовать [25, с. 296]. Баринов В.А. возможные критерии конкурентоспособности организации группирует по отдельным элементам комплекса маркетинга (продукт, цена, доведение продукта до потребителя, продвижение продукта на рынок или маркетинговые коммуникации), а также учитывает деловую активность и эффективность деятельности [19, с. 57]. Секерин В.Д. относит к основным критериям конкурентоспособности организации эффективность ее производственной деятельности, финансовое положение, эффективность организации сбыта и продвижения товара на рынке, конкурентоспособность продукции [43, с. 40]. Голубков Е.П. предлагает при проведении маркетинговых исследований для оценки конкурентоспособности предприятия использовать 16 факторов ее результативности деятельности (имидж, концепция продукта, качество продуктов, уровень диверсификации видов бизнеса, суммарная рыночная доля главных видов бизнеса, мощность научно-исследовательской и конструкторской базы, мощность производственной базы и др.), которые он детализирует и дополняет за счет факторов конкурентоспособности продукции и эффективности маркетинговой деятельности [27, с. 261]. Принимая во внимание уже существующие определения конкурентоспособности предприятия, и их недостатки, нужно отметить, что данная категория должна отражать позиции, рассмотренные ниже. «Конкурентоспособность предприятия» в то же время нельзя отождествлять с конкурентоспособностью товара: хотя понятие конкурентоспособности товара - базовое, но по отношению к конкурентоспособности предприятия оно является его составляющим. Если рассматривать конкурентоспособность предприятия как относительную категорию, то необходимо оговаривать базу сравнения, для получения наиболее объективных результатов: - конкурентоспособность предприятия - величина непостоянная; - конкурентоспособность предприятия должна отражать возможности предприятия адаптироваться к постоянно меняющимся условиям внешней и внутренней среды; - конкурентоспособность предприятия должна отражать возможность бескризисного функционирования; - конкурентоспособность предприятия - сложный комплексный показатель, то есть ее оценку нельзя свести к определению одного показателя. С учетом всего вышеперечисленного можно сформулировать следующее определение: конкурентоспособность предприятия - это комплексная характеристика предприятия, характеризующая его возможность в любой момент времени обеспечивать свои конкурентные преимущества и прибыльность, а также адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям внешней среды.
Date: 2016-05-23; view: 1400; Нарушение авторских прав |