Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Шуберт – вокальные циклы





Два песенных цикла, написанные композитором в последние годы жизни («Прекрасная мельничиха» в 1823, «Зимний путь» – в 1827), составляют одну из кульминаций его творчества. Оба созданы на слова немецкого поэта-романтика В. Мюллера

«Прекрасная мельничиха» - цикл песен на стихи В. Мюллера.

Первый романтический вокальный цикл. Это своеобразный роман в стихах, каждая песня самостоятельна ,но включена в общую линию развития сюжета. Повесть о жизни, любви и страданиях молодого мельника .Во время своих скитаний по свету он нанимается мельником, где влюбляется в дочь хозяина. Его любовь не находит отклика в душе мельничихи. Она предпочитает смелого охотника. В тоске и горе молодой мельник хочется броситься в ручей и на дне его найти успокоение.

• «Прекрасная мельничиха» обрамлена двумя песнями — «В путь» и «Колыбельная ручья», которые являются своеобразным вступлением и заключением. Первая раскрывает строй мыслей и чувств молодого мельника, только что вступающего на жизненную дорогу, последняя — настроения, с которыми заканчивает он жизненный путь. Между крайними точками цикла расположено повествование самого юноши о своих странствованиях, о любви к дочери хозяина-мельника. Цикл как бы распадается на две фазы: первая из десяти песен (до «Паузы», № 12) — это дни светлых надежд; во второй — уже иные мотивы: сомнение, ревность, печаль. Последовательная смена настроений, определяемая движением от радости к горю, от прозрачно-светлых красок к постепенному затемнению, образует внутреннюю линию развития.

• Есть побочная, но очень важная линия, рисующая жизнь другого «персонажа» — ручейка. Верный друг и спутник юноши, ручеек неизменно присутствует в музыкальном повествовании. Его журчанье — то веселое, то тревожное — отражает психологическое состояние самого героя.

• В развитии сюжета песня «Охотник» помогает понять душевный перелом, который постепенно обнаруживают следующие песни.

Три песни — «Ревность и гордость», «Любимый цвет», «Мельник и ручей» — составляют драматургический стержень второго раздела. Нарастающая тревога предшествующих песен выливается в «Ревности и гордости» смятением всех чувств и мыслей.



• Настроением элегической печали полна песня «Любимый цвет». Впервые высказывается в ней мысль о смерти; теперь она проходит через все дальнейшее повествование.

«Зимний путь» является как бы продолжением «Прекрасной мельничихи», но различия в драматургии цикла существенны.

• В «З.П.» нет развития сюжета, и песни объединяются самой трагической темой цикла, настроениями.

• Более сложный характер поэтических образов сказался в обостренном драматизме музыки, в акценте на внутреннюю, психологическую сторону жизни. Этим объясняется значительное усложнение музыкального языка.

• Простые песенные формы динамизируются

• Напевная мелодика обогащается декламационными и речитативными оборотами, гармония — внезапными модуляциями, сложными аккордами. Большинство песен написано в минорном ладу

• «Зимний путь» состоит из 24 песен и делится на две части, по 12 в каждой..

• Главная мысль «З.П.» отчетливо акцентируется в первой же песне цикла, в первой ее фразе: «Чужим пришел сюда я, чужим покинул край». Эта песня – «Спокойно спи» – выполняет функцию вступления, поясняя слушателю обстоятельства происходящего.

• Драма героя уже свершилась, его судьба предопределена с самого начала. Новый замысел, естественно, требовал иного раскрытия, иной драматургии. В «Зимнем пути» нет выделения завязки, кульминации,

• Вместо этого возникает как бы сплошное нисходящее действие, неотвратимо ведущее к трагическому итогу в последней песне – «Шарманщик»

• Музыка «Зимнего пути» не однопланова: образы, передающие различные грани страданий героя, отличаются разнообразием. Их диапазон простирается от выражения предельной душевной усталости («Шарманщик», «Одиночество», «Ворон») до отчаянного протеста («Бурное утро»)

• поскольку главный драматургический конфликт цикла составляет противопоставление безрадостной действительности и светлой мечты, многие песни окрашены в теплые тона (например, «Липа», «Воспоминание», «Весенний сон»).

Правда, при этом композитор подчеркивает иллюзорность, «обманчивость» многих светлых образов. Все они лежат вне реальности

24.Шуберт - симфония № 8 («Неоконченная»)

• Написана в 1822 году

• Первая лирическая симфония, выраженная законченными романтическими средствами.

• Сохраняя основные принципы бетховенского симфонизма — серьезность, драматичность, глубину, — Шуберт показал в своём произведении новый мир чувств. Интимная поэтическая атмосфера, грустная задумчивость господствуют в ее настроении.

• Вечный конфликт между действительностью и мечтой, живущей в душе каждого романтика, определяет драматический характер музыки. Все столкновения развертываются во внутреннем мире героя.

• Лирическое настроение этого произведения, необычное в симфонической музыке, связано с образами шубертовского романса. Впервые романтическая вокальная лирика стала «программой» обобщающего симфонического произведения. Даже наиболее характерные выразительные средства «Неоконченной симфонии» словно непосредственно перенесены из песенной сферы *.



• Новые лирические образы и соответствующие им выразительные средства не укладывались в схему классицистской симфонии и привели к преобразованию традиционной формы. Двухчастность «Неоконченной симфонии» нельзя рассматривать как следствие незавершенности. Соотношение ее частей вовсе не повторяет закономерности первых двух частей классицистского цикла. Известно, что Шуберт, начав сочинять третью часть — менуэт, — вскоре отказался от мысли его продолжить. Обе части уравновешивают друг друга как две равноценные лирико-психологические картины.

• В своеобразной структуре этой симфонии проявилась тенденция к преодолению многочастности инструментального цикла, что станет характерным для романтического симфонизма XIX века.

• Первая часть симфонии начинается с сумрачного вступления. Это небольшая, лаконично изложенная тема — обобщение целого комплекса романтических образов. Музыкальные средства - нисходящее движение мелодии, близкие к речевым мелодические обороты, интонации вопроса, таинственный, затуманенный колорит. Заключая в себе основную идею симфонии, тема вступления проходит через всю первую часть. В целостном виде эта тема проходит как вступление к разработке и коде. Обрамляя экспозицию и репризу, она противопоставляется остальному тематическому материалу. На материале вступления развертывается разработка; на интонациях вступительной темы строится заключительный этап первой части — кода. Во вступлении эта тема звучит лирико-философским раздумьем, в разработке поднимается до трагического пафоса, в коде приобретает скорбный характер. Теме вступления контрастируют две темы экспозиции: задумчиво-элегическая в главной партии, изящная при всей простоте песенно-танцевальная — в побочной:

Изложение главной партии сразу обращает на себя внимание характерными песенными приемами. Тема слагается из двух основных компонентов: мелодии и аккомпанемента. Главная партия начинается небольшим оркестровым вступлением, которое переходит затем в сопровождение мелодии главной партии. По музыкально-поэтическому образу и настроению тема главной партии близка к произведениям типа ноктюрна или элегии. В побочной партии Шуберт обращается к более активной сфере образов, связанных с танцевальными жанрами. Подвижная синкопированная ритмика аккомпанемента, народно-песенные обороты мелодии, простота гармонического склада, светлые тона мажорной тональности вносят радостное оживление. Несмотря на драматический срыв внутри побочной партии, просветленный колорит распространяется дальше и закрепляется в заключительной партии. Обе песенные лирические темы даны в сопоставлении, а не в столкновении.

• Вторая часть симфонии — мир иных образов. Поиски иных, светлых сторон жизни. Как будто герой, переживший душевную трагедию, ищет забвения

В ней свободно сочетается замкнутость структуры первой и второй тем с некоторыми типичными чертами сонатной формы (Форма Andante наиболее близка сонате без разработки. Главная и побочная партии изложены развернуто, каждая имеет трехчастную структуру; при этом особенность побочной партии — в ее преимущественно вариационном развитии.), текучесть музыкальной ткани — с преобладанием приемов вариационного развития.

Во второй части симфонии заметна тенденция к созданию новых романтических форм инструментальной музыки, синтезирующих черты разных форм; в завершенном виде они представлены будут в творчестве Шопена, Листа.

• В «Неоконченной» симфонии, как и в других произведениях, Шуберт поставил в центр жизнь чувств простого человека; высокая степень художественного обобщения сделала его творчество выражением духа эпохи.

25.Мендельсон – увертюра «Сон в летнюю ночь»

• Всего Мендельсону принадлежит 10 увертюр.

• увертюра «Сон в летнюю ночь» - концертная увертюра (1826г.) написана к одноименной комедии Шекспира.

• Мендельсона заинтересовал легкий сказочный сюжет. По словам самого Мендельсона, он обрисовал в увертюре все образы, которые особенно привлекали его в пьесе Шекспира.

• Мендельсон не ставил перед собой задачу отразить в музыке весь ход событий, сочетание различных сюжетных линий. Независимо от литературного первоисточника, музыкальные мысли сами по себе достаточно ярки и красочны, и это позволяет Мендельсону в процессе организации материала сопоставлять, объединять, развивать музыкальные образы, исходя из их специфических особенностей.

• Увертюра становится самостоятельным жанром

• В увертюре раскрывается сказочная жизнь очарованного леса в летнюю лунную ночь. Поэзия ночного пейзажа с его атмосферой чудес составляет музыкально-поэтический фон увертюры, окутывает ее особым колоритом фантастики.

• Музыка к комедии состоит из 11 частей, общей продолжительностью примерно 40 минут:

1. «Увертюра»

2. «Скерцо»

3. «Марш эльфов»

4. «Хор эльфов»

5. «Интермеццо»

6. «Ноктюрн»)

7. «Свадебный марш»

8. «Похоронный марш»

9. «Бергамасский танец»

10. «Интермеццо»

11. «Финал»

• Непосредственно от вступления берет начало главная тема увертюры. Легкая и воздушная (скрипки на сплошном staccato), сотканная из воздушных пассажей, она то стремительно кружится, то внезапно приостанавливается неожиданным появлением аккордов вступления. Вступление и главная тема образуют общий фантастический план. Другие темы экспозиции носят вполне реальный характер.Светлый и радостный колорит экспозиции поддерживается побочным тематическим материалом — фанфарами, которые сопутствуют праздничной второй теме, или, иначе инструментованные, звучат, как колокольчики, в побочной партии.

• Несмотря на видимую контрастность тем — контрастность фантастического и реального — внутреннее противопоставление двух планов в увертюре отсутствует. Все темы органически «врастают» одна в другую, создавая неразрывную цепь музыкальных образов. В конечном итоге, вся тематика увертюры «берет тон» от основной темы.

• Увертюра «Сон в летнюю ночь», написанная в юные годы, к которой Мендельсон вновь вернулся в зените своего мастерства, предвосхитила и одновременно обобщила лучшие стороны его творчества.

СЮЖЕТ. В пьесе «Сон в летнюю ночь» — три пересекающиеся сюжетные линии, связанные между собой грядущей свадьбой герцога Афинского Тезея и царицы амазонок Ипполиты.

Двое молодых людей, Лизандр и Деметрий, добиваются руки одной из красивейших девушек Афин, Гермии. Гермия любит Лизандра, но отец запрещает ей выйти за него замуж, и тогда влюблённые решают бежать из Афин, чтобы обвенчаться там, где их не смогут найти. Взбешённый Деметрий бросается за ними в погоню, любящая его Елена устремляется за ним. В сумерках леса и лабиринте их любовных взаимоотношений с ними происходят чудесные метаморфозы. По вине эльфа Пака, путающего людей, волшебное зелье заставляет их хаотически менять предметы любви.

В то же время царь фей и эльфов Оберон и его супруга Титания, находящиеся в ссоре, прилетают в тот же лес вблизи Афин, чтобы присутствовать на брачной церемонии Тезея и Ипполиты. Причина их размолвки — мальчик-паж Титании, которого Оберон хочет взять к себе в помощники.

И одновременно группа афинских ремесленников готовит к свадебному торжеству пьесу о несчастной любви Фисбы и Пирама и отправляется в лес репетировать.

26.Мендельсон – «Песни без слов»

«Песни без слов» - разновидность инструментальной миниатюры, такая же как экспромт или музыкальный момент.

У Мендельсона в небольших фортепианных пьесах отчетливо обозначилась тенденция романтиков – «вокализировать» инструментальную музыку, придать ей песенную выразительность. «Песни без слов» полностью соответствуют своему названию и назначению. Всего в сборник входят 48 песен (8 тетрадей по 6 песен в каждой). В основе каждой песни лежит один музыкальный образ, его эмоциональное состояние сосредоточено в мелодии (как правило верхний голос), остальные (аккомпанирующие) голоса образуют фон. Некоторые миниатюры программные: «Охотничья песня», «Весенняя песня», «Народная песня», «Песня венецианского гондольера», «Похоронный марш», «Песня за прялкой» и другие. Но большинство песен названий не имеют. В них закреплено 2 типа лирических образов: светлых, элегически-печальных, задумчивых или взволнованных, порывистых.

Для первых (№№4,9,16) характерен аккордовый склад. Фактура приближена к аккордовому многоголосию хоровых песен. Спокойное движение, неторопливое развертывание мелодии. Характер лирического повествования. Линия поющего голоса отделена от аккомпанемента, преобладает светлый колорит мажорного лада.

В пьесах подвижных, быстрых преобладает состояние лирической взволнованности. Они более динамичны, песенное начало отступает перед тенденцией к чисто инструментальной специфике. Образы бытового искусства заполняют и эту группу пьес – отсюда камерность, интимность, скромный пианизм.

Пьеса №10 h-moll – порывистая, взволнованно-страстная. Дробная, возбужденно-пульсирующая ритмическая фигура первых тактов вступления дает тон пьесе и объединяет её непрерывностью своего движения. Порывистая, страстная мелодия, то устремляясь вверх, то опускаясь к исходным звукам, как бы вращается в замкнутом кругу. Интенсивное тематическое развитие динамизирует форму, вносит в инструментальную миниатюру черты сонаты. Хотя в этой пьесе нет глубоких контрастов, противопоставлений и, тем более, острых конфликтов, присущих драматической форме сонаты, эмоциональная взволнованность и ее действие сказались на относительно активном тематическом развитии и на усложненности формы.








Date: 2016-05-23; view: 2549; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2018 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию