Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Нейропсихология мышления 1 page
А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова нейропсихологический анализ решения задач1 Мы остановились на использовании очень простого метода который несмотря на свою обычность оказался вполне пригодным, чтобы получить достаточно четкую информацию о структуре интеллектуальной деятельности и ее изменениях при первичном нарушении различных входящих в ее состав факторов Мы имеем в виду анализ решения относительно элементарных арифметических задач, который с полным основанием следует считать одним из лучших приемов объективного исстедования интеллектуальной деятельности Решение задачи является наиболее четко и полно выраженным интеллектуальным актом Структура решения задачи воспроизводит те черты, которые характеризуют любой интеллектуальный Ъкт Внимательный анализ процесса решения задачи в различных условиях дает возможность описать структуру изменении этого процесса и выделить раз-чичные факторы, определяющие полноценную интеллектуальную деятельность Совершенно очевидно, что нарушение прочности удержания исходного условия, ослабление или нарушение ориентировочной основы действия, трудности в создании и удержании основного плана решения задачи, нарушение выполнения нужных операции и, наконец, дефект в сличении полученных результатов с исходными условиями задачи — все это будет по-разному сказываться на процессе ее решения и может быть легко обнаружено при внимательном анализе () Для целей нашего анализа мы выбрали больных, у которых очаг поражения располагался в пределах за-тьпочно-тсменных отделов левого полушария, с одной стороны, и больных с очаговыми поражениями лобной области, проявлявших различные варианты лобного синдрома, — с другой Сравнительный анализ процесса решения задач в обоих случаях и позволил нам прийти к ряду основных выводов, которые мы сейчас резюмируем в самом кратком виде () Мы начнем описание особенностей нарушения решения задач у больных с поражением лобных долей мозга с анализа начальной части этого процесса — повторения условия задачи Условие задачи всегда имеет типичную психологическую структуру оно включает в себя ряд конкретных данных, составчяюших «вещественное» содержание условия, и всегда заканчивается вопросом Этот вол-рос, составляющий предикативное звено задачи, ставит данные условия в известные отношения, образует из них единое целое, придает задаче смысл Как правило, при повторении задачи нормальными людьми «вещественная» часть условия может не удерживаться в памяти, но основной вопрос задачи всегда сохраняется Именно поэтому нормальный испытуемый знает, дчя чего ему дана задача, что именно он должен делать с 1 Лурия А Р Цветкова Л С Нейропсихологический анализ решения задач М Просвещение 1966 С 18 248—260
конкретными данными условиями, в каком направлении должна быть построена стратегия ее решения Аналогичное положение сохраняется и у больных с поражениями задних (височно-теменно-заты-лочных) отделов мозга Они могут не удержать детали условия, с трудом припоминать его числовые или вещественные компоненты, затрудняться в воспроизведении их отношении но предикативная структура задачи, ее конечный вопрос всегда остаются у них относительно сохранными Совершенно иной характер носит повторение задачи у больных с поражениями лобных долей мозга Относительно хорошо удерживая составные элементы условия задачи, лишь иногда упрощая фигурирующие в нем отношения или изменяя их под влиянием возникших ранее инертных стереотипов, эти больные, как правило, хуже всего удерживают вопрос задачи, и вся задача, теряющая свою смысловую структуру, легко превращается для них в сообщение о комплексе данных, не подчиненных какому-либо вопросу, который эти данные должен помочь разрешить () Описанные трудности в повторении условия задачи и в сохранении се предикативного (смыслового) строения приводят нас ко второй черте, в большей или меньшей степени свойственной всем больным с поражением лобных отделов мозга Мы имеем в виду нарушение процесса предварительного аначиза условия задачи и выпадение или нестойкость ориентировочной основы действия Мы говорили уже о том, что нормальный испытуемый (), так же как и больной с поражением теменно-височно-затылоч-ных отделов мозга, всегда предваряет начало решения задачи тщательным анализом данного условия Нередко только что упомянутые больные испытывают значительные затруднения в понимании условия задачи, но в этих случаях они никогда не начинают решать задачу и проделывают значительную (обычно сильно эмоционально окрашенную) работу по разбору ее условия Совершенно отличной картиной характеризуется поведение больных с поражением лобных отделов мозга Если условие задачи непосредственно и однозначно определяет путь ее решения (что имеет место в простых задачах), больные сразу же решают ее Если же задача не предопределяет такого однознач ного пути решения и требует предварительного ана лиза ее условия, больные этой группы, как правило, не пытаются сначала ориентироваться в условии задачи, выделить его существенные компоненты и найти ведущие соотношения задачи Вместо этой ориентировочной основы действия и нахождения нужной программы решения задачи они обычно выделяют какой-нибудь непосредственно схватываемый фрагмент условия и сразу же начинают выполнять диктуемые этим фрагментом операции Если экспериментатор указывает на неправильность такого пути и необходимость предварительного анализа условия задачи, такой больной все же не меняет своего поведения и лишь переключается на другой фрагмент задачи, который и становится теперь исходным для импульсивно возникающих попыток ее непосредственного «решения» Выпадение или нестойкость ориентировочной основы интеллектуальной деятельности может в разных вариантах лобного синдрома принимать различные формы и выступать с неодинаковой отчетливостью Однако то, что именно это звено максимально страдает в случаях поражения лобных долей мозга, относится к числу наиболее фундаментальных фактов нашего исследования К нарушению ориентировочной основы действия примыкает и третья особенность, которая отчетливо выступает у значительного большинства больных с поражениями лобных отделов мозга Дело идет о нарушении возможности составить план решения задачи, которое мы встречали едва ли не во всех случаях отчетливо выраженного лобного синдрома () Если исследующий предлагает больному с поражением задних (теменно-височно-затылочных) отделов мозга дать план решения сколько-нибудь сложной задачи, больной начинает анализировать ее условие, пытается (хотя часто с недостаточным успехом) выделить и сформулировать пути ее решения и никогда не приступает к решению задачи, не выделив общей схемы такого решения В отпичие от этого, боттьнои с выраженным лобным синдромом ведет себя совершенно иначе Выслушав предложение составить план решения сложной задачи, он обычно начинает непосредственно решать задачу, делая безуспешные фрагментарные попытки ее решения Повторные требования сформулировать план решения задачи приводят обычно лишь к тому, что больной повторяет отдельные звенья условия или формулирует поставленные в задаче вопросы (часто деформируя последние и воспроизводя вместо них исходные данные, уже сформулированные в условии задачи) Вот почему больные с поражением лобных долей мозга могут хорошо отвечать на вопросы предложенного им готового плана и решать те задачи, алгоритм которых дан в готовом виде, но оказываются совершенно не в состоянии самостоятельно приступить к работе по анализу условия задачи и построению плана ее решения Эта черта, составляющая особенность интеллек-туачьной деятельности больных с поражением лобных долей мозга, приводит нас к четвертой части нашей характеристики их интеллектуальных процессов, отмечающей нарушения систематических иерархически подчиненных программе операций решения задачи Мы уже говорили выше, что интеллектуальную деятельность можно определить как организованный процесс решения задач, опирающийся на систему взаимно связанных операции Именно этот процесс и страдает у больных с поражением лобных долей мозга И в этом отношении между разбираемыми нами двумя группами больных можно видеть коренное различие Больные с поражениями задних (теменно-височ-но-затьпочны\) отделов мозга, как правило, исходят в решении задач из заранее составленного плана Они выделяют общую схему решения задачи, и если при выполнении последовательной серии взаимосвязанных операций и обнаруживаются заметные трудности (связанные с дефектами одновременных или последовательных синтезов, с нестойкостью мнемических процессов или нарушениями речи), то выполняемые ими операции, как правило, никогда не выпадают из основной программы и всегда носят четко детерминированный ею, избирательный характер Отдельные отклонения от этого планомерного хода решения задачи, как правило, замечаются и вовремя корригируются этими больными Совершенно иная картина раскрывается при анализе процесса решения задач у больных с поражениями лобных долей мозга Не исходя из прочной программы действия, выработанной на основе анализа условия задачи, больные с выраженным лобным синдромом легко подпадают под влияние факторов, лежащих вне алгоритма задачи В одних случаях больные выделяют из условия задачи непосредственно схватываемые фрагменты и пытаются «решить» задачу с помощью отдельных фрагментарных операции В других случаях они подпадают под влияние инертных стереотипов, раз возникших при решении прежних задач или при операции, проделываемой над данной задачей, и заменяют подлинное решение задачи инертным воспроизведением этих стереотипов В третьих случаях, оставляя всякие попытки выделить план решения задачи, заменяют это решение импульсивными догадками или отдельными числовыми операциями, отщепившимися от условия задачи и представляющими внеконтекстные попытки произвести те или иные действия над числами, фигурировавшими в условии Характерной особенностью таких проб является то, что именование чисел (определяющее их место в смысловой структуре задачи) может совершенно не приниматься в расчет, и больные начинают складывать килограммы с гектарами, вычитать вес и-t количества предметов и совершать действия, явно потерявшие всякую связь с исходным условием задачи В наиболее выраженных случаях лобного синдрома этот распад программированного характера действий дополняется возникновением побочных действий, не имеющих никакого основания в условии задачи В этих случаях операции, проводимые больными, полностью теряют свой избирательный характер и всякие остатки организованного интеллектуального процесса исчезают Такое нарушение программированного характера деятельности и утеря избирательного характера включенных в нее операций представляют собой одну из наиболее типичных особенностей нарушения интеллектуальных процессов при поражениях лобных долей мозга Последняя особенность, свойственная в большей или меньшей степени всем больным с выраженным лобным синдромом, заключается в дефектах осознания того, как протекают их операции, и в нарушении способности самостоятельно корригировать допущенные ошибки Как было показано выше, процесс работы над выполнением задания (в том числе процесс решения задач) проходит у больных с поражением теменно-височно-затылочных отделов мозга при полном осознавании выполняемых операций Эти больные формируют план нужных действии, постоянно сличают выполняемые действия с исходным планом и корригируют возникающие у них ошибки Такая структура деятельности характеризует всю восстановительную работу с ними и обеспечивает ее Кпех Совершенно иными чертами отличается структура деятельности больных с выраженным лобным синдромом Эти больные, как правило, не уделяют должного внимания анализу условия задачи, не составляют достаточно ясного плана ее решения. Как правило, они оказываются не в состоянии сделать произведенные ими операции предметом сознательного анализа и сформулировать тот путь, который они проделали. Даже в тех случаях, когда такие больные практически решают предложенную задачу, они обычно не способны рассказать, какими путями достигли нужного эффекта, и вместо этого лишь повторяют проделанные ими операции. Особенно отчетливо выступает этот дефект в анализе полученных результатов и в коррекции допушен-ных ошибок. Как правило, процесс сличения подученного результата с исходными условиями задачи является наиболее слабым звеном в строении интеллектуальной деятельности больных с лобным синдромом. Чаще всего эта операция, требующая прочных обратных связей и сохранного аппарата акцептора действия, вовсе выпадает; во многих случаях она носит фрагментарный характер и легко замешается констатацией непосредственно бросающихся в глаза расхождений. Нарушение осознания проделанного действия и правильной оценки допущенных ошибок, а поэтому и их самостоятельной коррекции является одной из наиболее устойчивых особенностей тех изменений психической деятельности при поражении лобных отделов мозга, которые давно уже получили в клинике название «нарушения критики». Если первые из отмеченных выше дефектов могут быть сведены и к дефектам программирования интеллектуальной деятельности, характерным для больных с лобным синдромом, то последние черты характеризуют типичные для них дефекты регулирования и контроля. А.Р.Лурия, Е.Д.Хомскля нарушение познавательных процессов при локальных поражениях мозга1 нарушение интеллектуальных операций при поражениях заднелобной области Массивные поражения лобных долей мозга приводят к своеобразному нарушению интеллектуальной деятельности. Суть этого нарушения заключается в том, что такие важные звенья интеллектуального действия, как предварительная ориентировка в условиях задачи, выделение ведущей системы связей и составление общего плана («стратегии») решения задачи, либо вообще выпадают, либо становятся очень непрочными и у больного возникают побочные операции, не подчиненные основному плану решения задачи. Такой распад направленного интеллектуального действия с замещением его побочными операциями, как правило, сопровождает массивные поражения лобных долей мозга. При менее тяжелых поражениях лобных долей и при поражениях, расположенных на границах лобной (префронтальной) области мозга, нарушения интеллектуального действия могут иметь менее выраженный характер, хотя общий тип этих нарушений сохраняется. В этих условиях предварительная фаза интеллектуального действия — ориентировка в условиях задачи и установление общего плана («стратегии») ее решения — может сохраняться; однако замкнутые связи оказываются очень непрочными и при любом усложнении условий интеллектуальной деятельности теряют свое направляющее регулирующее значение. Одним из таких условий, при которых нарушается нормальное детерминирующее влияние программы решения задачи, может быть переключение с одного типа задачи на другой. Наблюдения показывают, что, после того как у больного достаточно упрочена одна система интеллектуальных операций (в результате многократного решения задач одного типа), при переключении на новую систему (другой тип задач) больной продолжает применять уже упроченные операции независимо от измененных, новых условий. Эта патологическая инертность раз усвоенных интеллектуальных операции оказывается существенным препятствием познавательных процессов у подобных больных, проявляясь, в частности, и при решении задач. Этот тип нарушения интеллектуальных действий выступает с особенной отчетливостью в случаях поражения заднелобных (премоторных) отделов мозга. Как было показано в целом ряде исследований (А.Р.Лурия, 1962, 1963 и др.), поражение заднелобных отделов мозга приводит к существенным нарушениям динамики психических процессов. Эти нарушения динамики психических процессов проявляются и в двигательных навыках, и в речи боль- 1 Доклады АПН РСФСР. 1962. № 6. С.97—100.
ного. Они же могут проявляться и в их интеллектуальной деятельности. Нарушение интеллектуального акта, возникающее в этих случаях, относится к тому же типу нарушений, который мы наблюдаем при поражениях лобных долей мозга. Однако здесь эти нарушения возникают лишь на определенном этапе интеллектуальной деятельности и выражаются в том, что выпадение предварительного анализа условий задания и формирования правильного плана решения возникает лишь при специальных обстоятельствах — прежде всего при переключении привычного действия на новые, отличающиеся условия. В этих случаях ориентировка в новых условиях выпадает и больной продолжает стереотипно выполнять прежнее, привычное действие, не учитывая, что в новых условиях оно перестало быть адекватным. Мы иллюстрируем это положение на двух примерах, показав, как динамически нарушается строение интеллектуального акта при выполнении сложных речевых инструкций, с одной стороны, и при решении арифметических задач — с другой. (...) 1. Больной предлагается ряд инструкций типа «нарисовать крест под кружком» или «треугольник под точкой». Выполнение этих инструкций требует порядка действий, не совпадающего с порядком слов в инструкции (чтобы нарисовать «крест под кружком», надо сначала нарисовать кружок, а затем под ним нарисовать крест), и, следовательно, требует предварительной перешифровки словесной инструкции. В отличие от больных с массивными поражениями лобных долей мозга больные с поражениями заднелобных отделов могут выработать этот навык и выполнить требуемое задание. Однако если после некоторого упрочения данного навыка больному предъявляется более простая прямая инструкция — нарисовать «кружок над крестиком» или «треугольник над точкой», — больной продолжает инертно выполнять прежнюю, более сложную, задачу. Этот стереотип можно преодолеть, если обратить внимание больного на ошибку и предложить вслух проанализировать ее; однако при переходе к следующему, подобному же заданию, инертный стереотип проявляется вновь. 2. Аналогичное нарушение динамики интеллектуального акта выступает и при решении арифметических задач. Больному предлагается задача «на части» следующего типа: «На двух полках было 18 книг: на одной вдвое больше, чем на другой. Сколько книг было на каждой полке?». Решение подобных задач повторяется Несколько раз. После этого больному предлагаются задачи с измененными числовыми условиями, при которых содержание следует делить не на 3, а на 4, на 5 частей и т.д. Упроченный стереотип деления «на 3 части» проявляется в том, что больной продолжает повторять усвоенный прием деления на 3 части независимо от измененных условий. И здесь звено предварительного анализа условий задачи оказывается очень нестойким и появляется замена подлинного интеллектуального акта стереотипным навыком. Те же нарушения наблюдаются даже при изменении типа задачи, если, сохраняя прежнюю внешнюю форму задачи, мы переходим от задачи «на части» к задаче «на разность», предлагая больному следующие условия: «На двух полках было 18 книг, но на одной на две книги меньше, нем на другой. Сколько книг на каждой полке?». Больной с поражением заднелобных систем снова проявляет затруднения: его интеллектуальные операции начинают превращаться в стереотипы, и вместо того чтобы проанализировать новые условия и попытаться найти новый способ решения задачи, продолжает воспроизводить упроченные приемы «деления на части», не замечая, что они перестали соответствовать измененным условиям задачи. (...) (...) Приведенные выдержки показывают основной дефект, являющийся типичным для целой группы больных с поражением заднелобных отделов мозга. Выполнение первой интеллектуальной операции не представляет для этих больных сколько-нибудь заметных трудностей. Однако раз выработанный способ выполнения интеллектуальной операции легко становится «стереотипом», который существенно затрудняет переход к решению новой задачи, даже если эта задача сама по себе оказывается менее сложной, чем первая. В этих случаях больной вообще не переходит к анализу новой задачи и ограничивается воспроизведением усвоенного «стереотипа» решения. Такое нарушение динамики интеллектуальной деятельности представляет собой одну из типичных форм нарушений интеллектуального акта (...) при разбираемой нами форме патологии мозга. А.Р.Лурия, В.В.Лебединский о нарушении логических операций при поражении лобных долей мозга1 В литературе по клинической психологии существует мнение, что нарушения психических процессов (восприятия, памяти, мышления) при том или ином поражении мозга можно с успехом выявить, применяя определенную психологическую пробу, и что в некоторых случаях психологическая проба может быть достаточным основанием для диагностики определенной формы поражения Мы попытаемся показать, насколько необоснованно такое мнение Мы проанализируем одну и ту же пробу которая при казалось бы, небольших вариантах эксперимента может вскрывать совершенно различные процессы Будут приведены результаты одного и того же испытания, проведенного в разных >словиях, что даст возможность гораздо глубже, чем это обычно делается ориентироваться в психологической структуре изучаемых нарушений Со времени К Гольдштейна (1944) в зарубежной клинической психологии утвердилось мнение, что поражение лобных долей мозга приводит к нарушению «абстрактного мышления» или «категориального поведения» Это предположение было высказано в результате наблюдении, показавших, что больные с поражением лобных долей мозга оказываются не в состоянии овладеть классификацией предметов соответственно абстрактным признакам и заменяют отвлеченную (категориальную) классификацию предметов конкретной (ситуационной) Изучение большого числа фактов заставило одного из нас высказать серьезные сомнения в этом положении Наши наблюдения показывают, что больные с массивным поражением лобных долей мозга могут сохранять способность к отвлеченным логическим операциям при определенных условиях Это положение подтверждается результатами эксперимента Одной из наиболее известных проб, направленных на исследование отвлеченного мышления, является проба на нахождение аналогий Испытуемому предлагается пара слов, состоящих друг с другом в определенных отношениях затем предъявляется третье слово, к которому он должен подобрать слово, находящееся к нему в отношениях, аналогичных тем, в которых находится первая пара слов Большое число опытов показывает, что, если логические отношения между первыми словами являются относительно несложными, хотя и отвлеченными (например род—вид, целое—часть, отношения противоположности и тд), и хорошо упрочены в прежнем опыте, больные даже с массивным поражением лобных долей мозга без труда справляются с предложенной задачей и подыскивают для данного слова пару, воспроизводящую аналогичные отношения Выполнение таких задач, как нахождение аналогии для пред
' Психологические исследования Сб статей М Изд-во Моек ун-та 1968 С 154—158
ложе иных пар отец—сын, мать 9 (дочь), высокий-низкий, больной ' (здоровый), автомобиль—колеса, самолет? (крылья), не вызывает затруднении у этих больных Стоит, однако, применить эту пробу в несколько другом варианте, как результаты существенно меняются Больной с массивным поражением лобных долей мозга, только что без труда решавший предложенную ему задачу, начинает испытывать значительные затруднения, если ему предложить этот же опыт на подыскание аналогии в «избирательном» варианте, например, попросив найти н>жное слово из трех возможных () Наши данные показывают, что подавляющее число больных, легко справлявшихся с первым ва риантом данной задачи, оказалось не в состоянии решить ее, если она была дана им во втором варианте Чем объяснить это, казалось бы, парадоксальное явление7 С первого взгляда может показаться, что оба варианта этой пробы, оперирующие одинаковыми логическими отношениями, мало отли чаются друг от друга Может даже показаться, что второй из них, предлагающий испытуемому ряд готовых решении, является более icikhm чем первый Существует, однако, принципиальное различие психологических процессов, приводящих к решению каждого из описанных вариантов задачи на нахождение аналогичных отношении В первом случае («свободный» вариант пробы) задача на нахождение аналогии вызывает однозначное решение Отношение прямого родства противоположности, данное в первой парс, вызывает настолько отчетливый стереотип, упроченный в прежнем опыте, что воспроизведение этого стереотипа в последующей паре слов не требует сколько-нибудь заметных усилии «Детерминирующие тенденции» и «логические переживания», хорошо описанные в свое время психологией мышления оказываются здесь настолько прочными, что их доминирующее влияние обусловливает однозначность получаемых ответов Иное происходит при решении той же задачи в условиях «избирательной» пробы Отношение между первым словом второй пары и предлагаемыми на выбор тремя другими словами создает условия неопределенности, вероятность выбора каждого из предложенных слов (если только все они имеют связь с предшествующим словом) может быть настолько уравнена, что для правильного решения задачи нужен активный выбор снижающий вероятность одних и повышающий вероятность других связей Этот выбор должен быть проделан на основе анализа отношений между словами первой пары и переноса этого отношения на последующие слова Однако именно этот процесс предварительного анализа сложной ситуации, выработки определенной программы действии и осуществления выбора из нескольких альтернатив повышением вероятности одних (селективных) связей и с торможением других (побочных) связей оказывается глубоко нарушенным у больных с массивным поражением лобных долей мозга (А Р Лурия 1962, 1963 и др) Вот почему такой больной, без труда решающий задачу, не требующую активного выбора и торможения побочных связей, оказывается не в состоянии решить ту же задачу в условиях, требующих выбор из нескольких равновероятных альтернатив
Эти факты заставляют подойти с совершенно иных позиций к тем нарушениям интеллектуальных процессов, которые имеют место при поражении лобных долей мозга. Следует отказаться от мысли, что поражение лобных долей мозга непосредственно приводит к нарушению «абстрактного» или «категориального» мышления, и оценить описанные симптомы как нарушения сложной избирательной деятельности вследствие подчинения познавательных процессов инертным стереотипам. Изложенный материал показывает вместе с тем, насколько сложными являются процессы, исследуемые с помощью отдельных психологических проб, и как можно обращать внимание на психологическую квалификацию изучаемых ими нарушений. Б.В.Зейгарник нарушение спонтанности при военных травмах лобных долей мозга Данное исследование проводилось на больных, получивших огнестрельное ранение лобных долей мозга во время Великой Отечественной войны Всего через наше исследование прошло 255 больных Из них 105 с ранениями левого полушария, 85 с ранениями правого полушария и 65 с ранениями по средней линии или с двусторонним симметрическим ранением лобных долей В данной статье мы не пытаемся дать классификацию нарушении психической деятельности больных с поражением лобных долей Однако мы хотели бы показать ту разнообразную картину нарушении, которую смогли установить при нашем исследовании Перед нами прошли как больные с едва заметными изменениями, так и больные с грубыми нарушениями аффективной жизни, расторможенные, которые, однако, выявляли сохранность интеллектуальных возможностей Помимо того, мы могли наблюдать и больных с апатическим синдромом, которые проводят дни в бездействии, безразличны к окружающему Особую группу составляют больные, у которых посте травмы лобных долей начался отчетливый пси-хопатоподобныи синдром Наконец, можно было бы выдетить группы с различными оттенками интеллектуальных нарушении, начиная с легких изменений и кончая группой «лобных» демениии с амнести-ческим симптомокомплексом Таким образом, в основу классификации нарушении при «лобных» травмах можно положить самые различные механизмы Однако какие бы разнообразные группы ни получались в итоге классификации, как бы ни был широк диапазон этих нарушении, — в их основе лежит единое изменение, которое мы можем обозначить как изменение личности и которое выражается в нарушениях деятельности больных В этом смысле наша психологическая трактовка понятия спонтанности несколько отличается от обычной трактовки этого понятия в клинике, ибо клиника говорит о спонтанности, когда больные не проявляют интереса к окружающим фактам и событиям личной жизни, те когда внешнее поведение больного отражает его внутреннюю бездейственность () В рамках этой статьи нельзя дать исчерпывающей характеристики нарушении спонтанности больного с поражением лобной доли и нарушений психологического строения системы его потребностей Нам хотелось бы лишь сделать попытку анализа нарушении деятельности «чобного» больного в двух планах С одной стороны, мы хотели бы дать анализ его нарушении в условиях, требующих практического действия 1 Неврология военного времени М Медицина, 1949 С 218—228 Date: 2016-05-13; view: 507; Нарушение авторских прав |