Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Нейропсихология восприятия 8 page
Опыты показали, что в сериях без дежурного изображения время опознания больными единичных контурных изображений (букв, цифр и контуров предметов) близко к норме, за исключением больного Сок., у которого время опознания намного выше (табл. 2). Разброс значений составляет 5—30 мс — для букв, 3—15 мс — для цифр, 5—25 мс — для предметов. При опознании двух контурных изображений (без дежурного изображения) время опознания увеличивается почти у всех больных. Двое из них (Майр. и Пол.) вообще не смогли увидеть две буквы (табл. 2). Больной Сок. опознал букву, но его время опознания больше, чем у остальных. Время опознания двух—трех наложенных изображений (без дежурного изображения) у различных больных возрастало в разной мере: в среднем, меньше — при предъявлении двух цифр, больше — букв и особенно сильно — изображений предметов. Несмотря на очень большой разброс данных, можно все-таки отметить, что наложение друг на друга изображений букв у многих больных (12 человек из 16) даже в меньшей степени увеличивает время реакции, чем у здоровых испытуемых (в 2—7 раз вместо 17,9); та же тенденция видна и в опытах с наложенными друг на друга цифрами: время опознания у 13 больных возрастает в меньшей степени, чем у здоровых (в 0—10 раз вместо 11,2). Иная закономерность прослеживается для изображений: только у 5 больных возрастание времени опознания близко к нормальным значениям (в 2—5 раз, в норме — в 5,5 раза). У остальных больных время опознания наложенных друг на друга контуров предметов возрастает в 10—70 раз. Подобные соотношения времени опознания проявляются как при относительно небольших абсолютных значениях времени опознания одиночных стимулов (сходных или даже меньше нормальных), так и при очень больших абсолютных значениях (до 1000.МС). В серии с дежурными изображениями больные обнаруживали резкие отличия от здоровых испытуемых. Если у последних введение дежурного изображения увеличивало время опознания единичных букв и цифр в 2—3 раза, а контуров предметов — в 5—6 раз, то у больных при экспозиции букв время опознания возрастает в 10—100 раз (за исключением трех больных), при экспозиции цифр — в 8—56 раз, а при экспозиции изображений предметов — в 6—65 и даже 100 раз (за исключением двух больных). Еще большая длительность экспозиции требуется для опознания наложенных друг на друга изображений в условиях дежурного изображения. По сравне- Таблица 1
Примечание. Здесь и далее: 1 — предъявление одиночных стимулов; 2 — двух наложенных; А — без дежурного изображения; 6 — с дежурным изображением. Таблица 2 Время опознания изображений у больных с поражениями лобных долей мозга, мс
Примечание. * — отказ. нию с серией без него время опознания для двойных букв возрастает в 2—23,3 раза; для двойных цифр — в 2—42 раза; для тройных предметов — в 1,4—100 раз (см. табл. 3). Как видно из этих данных, у больных наблюдается очень большой разброс и абсолютных значений и соотношений времен в разных условиях. При анализе ошибочных ответов больных оказалось, что тип и число ошибок зависят от условий предъявления стимулов. В целом при предъявлении дежурного изображения ошибок существенно больше, чем без него. По типу ошибочные ответы больных можно было разделить на 4 категории: 1) фрагментарность восприятия, неверные оценки по одному признаку, трудности соотнесения признаков с определенным эталоном; 2) инертность в оценках, персеверации ответов; отсутствие активных усилий, необходимых для опознания объекта в сложных условиях; 3) ошибочное отнесение всех изображений к одной и той же категории — шаблонность осмыш-ления объектов; 4) тенденция видеть изображение зеркально перевернутым. Наряду с этим больные иногда могли давать чисто случайные ответы, никак не связанные со стимулом. Примером первого типа ошибок может служить ответ больного Ван. (диагноз: «менингеома задне-лобно-парасагиттальной области, больше справа»), который при предъявлении буквы Л воспринимал ее фрагментарно и говорил, что это «дуга... колея...». Другими больными цифра 8 определялась как О, цифра 7 — как Т, яблоко — как сердце и т.д. Второй тип ошибок возникал при переходе от одной категории изображений к другой. Тогда больные упорно продолжали видеть буквы вместо цифр, если перед цифрами предъявлялись буквы и наоборот или даже цифры вместо предметов. Третий тип ошибок был характерен для опознания наложенных друг на друга изображений контуров предметов. В этих случаях огурец опознавался как стол, потому что в «наборе» предметов был стул и т.п. Необычные ответы по четвертому типу отмечались, как правило, при опознании изображений предметов и ответы больных часто носили вычурный характер. обсуждение результатов Полученные данные подтверждают результаты других исследований, свидетельствующие о том, что при введении дежурного изображения время опознания у здоровых испытуемых возрастает (В.Д. Глезер и др., 1975). Этот феномен расценивается как следствие вмешательства дежурного изображения в иконическую память, особенно, если это изображение состоит из элементов контуров тестовых изображений (В.Д.Глезер, 1966; А.А.Невская, 1973 и др.). Возрастные различия в скорости опознания в каждой серии незначительны, хотя в целом время опознания у старших испытуемых больше, чем у молодых. Общие закономерности, полученные у молодых испытуемых, повторяются и у старших, однако молодые испытуемые чаще пытались отыскать в дежурном изображении те контуры, которые могли бы помочь им при опознании, быстрее выделяли главные элементы в тестовом изображении. Старшие испытуемые реже прибегали к помощи дежурного изображения, в большинстве случаев оно им только мешало. Отмечались и индивидуальные различия внутри каждой возрастной группы. Они были связаны как с профессиональным опытом испытуемых, так и с общими характеристиками их перцептивной деятельности. Индивидуальные различия возрастали при усложнении условий опознания стимула. Влияние прежнего опыта проявлялось, например, в том, что в предварительных экспериментах шофер опознал контур машины значительно быстрее, чем другие «индифферентные» контурные изображения предметов (на фоне дежурного изображения); спортсмен мгновенно опознал среди двух предметов клюшку, но с трудом узнал остальные контуры и т.п. По особенностям перцептивной деятельности здоровых испытуемых можно разделить на три группы: 1) быстрые, помехоустойчивые испытуемые, которые правильно опознают предложенные стимулы при коротких экспозициях и почти независимо от наличия или отсутствия дежурного стимула (в основном это молодые испытуемые); 2) быстрые, но неустойчивые к помехам испытуемые, которые легко опознают стимулы при свободном зрительном поле, но при введении дежурного изображения время опознавания у них резко возрастает (испытуемые обеих возрастных групп); 3) медленно опознающие и обладающие низкой помехоустойчивостью испытуемые, которые опознают все стимулы при длительных экспозициях, особенно в условиях дежурного изображения (главным образом испытуемые старшей группы). У здоровых испытуемых выявилась также определенная зависимость времени опознания от характера стимулов. Анализ данных показывает, что как в условиях свободного зрительного поля, так и особенно при введении дежурного изображения выявляются различия во времени опознания стимулов разной степени сложности — единичные изображения опознаются быстрее, чем наложенные, а символы быстрее, чем предметы. Этот факт, видимо, можно объяснить тем, что алфавит символов ограничен (10 — для цифр, 33 — для букв), в то время как алфавит предметов бесконечен. Однако имелись и исключения: некоторые испытуемые в любых условиях быстрее опознают буквы, чем цифры. Важен, по-видимому, также и порядок предъявления стимулов (в наших экспериментах сначала предъявлялись буквы, потом цифры, потом контуры предметов). Анализ полученных данных показывает далее (табл. 1), что время опознания двух и трех наложенных контуров в серии с дежурным изображением резко (в 10—18 раз) возрастает по сравнению с серией без него. Возможно, этот факт отражает переход от симультанного опознания к сукцессивному. Единичные предметы в условиях дежурного изображения, по-видимому, рядом испытуемых также опознаются последовательно, о чем свидетельствует резкое увеличение времени опознания в этих условиях. Однако окончательное решение этого вопроса возможно лишь при одновременной регистрации движений глаз во время опознания стимулов. Анализ результатов, полученных у больных, показал, что время опознания одиночных изображений в сериях без дежурного стимула у них совпадает с нормальными показателями или незначительно больше последних. Это указывает на принципиальную сохранность у больных механизмов опознания единичных изображений различных семантических категорий в условиях, когда из-за краткости экспозиции возможно лишь симультанное опознание. Предъявление наложенных друг на друга двух символов в условиях свободного зрительного поля у большинства больных дает возрастание времени опознания в тех же пределах, что и у нормы. Более того, у некоторых больных увеличение времени даже меньше выражено, чем у здоровых испытуемых. Вероятно, и это задание может осуществляться в значительной мере симультанно, путем непосредственного опознания объектов. Значительные отличия от нормы наблюдаются при опознании трех наложенных друг на друга предметов — здесь у большинства больных с поражением лобных долей мозга резко возрастает время опознания и увеличивается число ошибочных ответов. Выполнение этого задания требует последовательного анализа различных элементов изображения, активной целенаправленной поисковой деятельности. Именно этот вид задания и оказался трудным для больных с поражением лобных долей мозга, что следует, видимо, объяснить нарушениями у них структуры перцептивной деятельности. Еще более резкие отличия от здоровых испытуемых обнаружили больные в опытах с дежурным изображением. Переход к этой серии экспериментов требует от испытуемого еще большей активности, с одной стороны, и еще большей развернутости, сук-цессивности перцептивных действий — с другой (при анализе наложенных друг на друга изображений). Именно эти факторы, по-видимому, ответственны за резкое замедление опознания и появление разнообразных ошибочных ответов. Дефекты сукцессивной организации психических процессов и ранее отмечались как характерная черта поражений передних отделов больших полушарий (А.Р.Лурия, 1962, 1963 и др.). Полученные результаты еще раз подтверждают это положение. Сопоставление типов ошибок, наблюдающихся у больных с локализацией поражения в пределах правой и левой лобной доли, дает основание выделить некоторые тенденции (табл. 2): первый тип ошибок (фрагментарность восприятия) встречается преимущественно у больных с очагами поражения в правой лобной доле; для правосторонних больных характерен также и четвертый тип ошибок (необычные ответы, зеркальное переворачивание изображения); у больных с поражением левой лобной доли имеется тенденция к третьему типу ошибок (к стереотипии категорий, перебору предметов, относящихся к одной семантической группе). Ошибки второго типа (инертные оценки, трудности переключения от одного типа стимулов к другому) встречаются и у правосторонних и у левосторонних больных. Можно отметить также, что больные с поражением правой лобной доли чаще давали отказы, полное отключение от задания. Полученные данные согласуются с гипотезой о преимущественном отношении правой лобной доли к непосредственному симультанному схватыванию или опознанию изображения в целом, а левой — к включению данного изображения в определенную семантическую категорию. Проведенное исследование позволило выявить также скрытые от обычного нейропсихологического исследования нарушения зрительного восприятия у больных с поражением лобных долей мозга и уточнить наши представления о природе псевдоагнозии у данной категории больных. Выводы 1. Опознание наложенных друг на друга двухтрех зрительных стимулов в условиях дежурного изображения как в норме, так и у больных осуществляется во много раз медленнее, чем опознание единичных объектов, что отражает, видимо, переход от симультанного к сукцессивному типу перцептивной деятельности. 2. У больных с поражением лобных долей мозга в целом относительно сохранны механизмы симультанного опознания единичных (а иногда даже двойных) изображений, но резко затруднен процесс последовательного сукцессивного анализа изображений, необходимого для опознания наложенных друг на друга контуров — в условиях дежурного изображения. 3. Имеется тенденция к преобладанию у правополушарных больных фрагментарности восприятия, Раздел 5 Date: 2016-05-13; view: 413; Нарушение авторских прав |