Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Нейропсихология памяти 4 page
При поражениях левой лобной, так же как и левой височной доли у взрослых больных наблюдалось не только снижение объема воспроизведения, но и резкое увеличение числа ошибочных ответов по сравнению с нормальными данными (с2=4,3, р<0,05). Качественный анализ ошибок, наблюдавшихся у больных с поражением левой лобной доли,.показывает, что большинство их имеет характер персевераций. Другие типы ошибок (замены слов, побочные вплетения, контаминации и др.) достоверно не превышали по частоте соответствующие показатели здоровых испытуемых. Нарушения воспроизведения дихотически воспринимаемых речевых стимулов отчетливо выступали у взрослых больных при поражениях не только левой, но и правой лобной доли. Эти нарушения также проявлялись в снижении общей продуктивности воспроизведения, которое составляло по сравнению с нормальными данными 17,8% (1=0,451, р<0,05). Отличительная особенность нарушений воспроизведения при поражениях правой лобной доли состояла в том, что они носили не билатеральный, как при поражениях левой лобной доли, а односторонний характер, обнаруживаясь только на стороне, контрала-теральной очагу поражения. Снижение продуктивности воспроизведения стимулов с левого уха выступало очень грубо, достигая в среднем по группе 55,7% (t=0,738, p<0,05). Более того, в 44% случаев воспроизведение стимулов, воспринимаемых левым ухом, оказывалось совсем невозможным и принимало форму полного их игнорирования. В отличие от левого средний объем воспроизведения с правого уха, ипсилатерального очагу поражения, достоверно не отличался у взрослых больных с поражением правой лобной доли от соответствующих показателей здоровых испытуемых. Такой односторонний тип снижения продуктивности воспроизведения стимулов при дихотическом прослушивании получил в литературе название «эффекта очага» и считается специфичным для поражений недоминантного по речи полушария (C.Schulhoff, H.Goodglass, 1969). «Эффект очага» отчетливо выступал при поражениях не только правой лобной, но и правой височной доли, однако максимальная степень его выраженности в отличие от «эффекта доминантности» наблюдалась при лобной, а не височной локализации патологического процесса. Как указывалось выше, при поражениях правой лобной доли грубое нарушение воспроизведения стимулов с левого уха в условиях дихотического прослушивания, достигавшее степени игнорирования, имело место в 44%, а при височной локализации очага — только в 14,3%. При поражениях правой, так же как и левой лобной доли, снижение продуктивности воспроизведения сочеталось со снижением его точности. Обращал на себя внимание, однако, тот факт, что характер ошибок у больных с право- и левосторонней локализацией очага поражения был неодинаков. В отличие от поражений левой лобной доли, сопровождавшихся резким увеличением числа пер-севераторных ответов, при поражениях правой доминировали ошибки по типу замен и побочных вплетений, характерных для нарушений избирательности речевых связей. Таким образом, поражения лобных долей мозга у взрослых сопровождаются отчетливыми нарушениями воспроизведения дихотически воспринимаемых речевых стимулов. Эти нарушения возникают при поражениях не только левой, но и правой лобной доли, проявляясь, однако, специфично в зависимости от латерализации патологического процесса: поражения слева сопровождаются «эффектом доминантности», а справа — «эффектом очага»; качественно различным в этих случаях является и характер ошибок воспроизведения. Полученные данные свидетельствуют о важной роли лобных долей мозга не только в организации мнестической деятельности, но и в формировании латеральных или полушарных особенностей восприятия и запечатления слухо-речевой информации. Аналогичное исследование, проведенное на детях с поражением лобных долей мозга, дало совсем иные результаты. Прежде всего при поражениях и правой, и левой лобной доли у детей не отмечалось характерного для взрослых снижения общей продуктивности воспроизведения по сравнению с нормой: имевшие место различия не достигали статистически значимого уровня. Незначительное снижение продуктивности воспроизведения, наблюдавшееся у детей с поражением левой лобной доли (8%), не укладывалось в картину ни «эффекта доминантности», ни «эффекта очага», поскольку показатели воспроизведения с правого уха, контралатерального очагу поражения, полностью совпадали у этой группы больных с данными здоровых, а сниженными были показатели воспроизведения только с ипсилатерального, левого, уха. Результаты исследования детей с поражением правой лобной доли в большей степени приближались к результатам, полученным на взрослых больных с аналогичной локализацией патологического процесса. Хотя снижение продуктивности воспроизведения у больных этой группы также не достигало уровня достоверных различий (составляя лишь 15% по сравнению с нормой), оно, как и у взрослых, носило характер «эффекта очага», обнаруживаясь только на стороне, контралатеральной поражению. Отличительная особенность поражения лобных долей мозга в детском возрасте состояла не только в высокой продуктивности, но и в высокой точности воспроизведения: при поражениях и правой и левой лобной доли у детей общее количество ошибок достоверно не превышало соответствующие показатели в норме. Это позволяет заключить, что нарушения воспроизведения при дихотическом прослушивании у детей и взрослых с поражениями лобных долей мозга различаются не только количественно, но и качественно. В детском возрасте они в большей степени обусловлены недостаточностью процессов приема и фиксации предъявляемых воздействий, нежели дефектами актуализации следов, столь отчетливо выступающими у взрослых больных с поражениями не только левой, но и правой лобной доли. Различия в результатах исследований детей и взрослых свидетельствуют о неодинаковом функциональном значении лобных долей на разных ступенях онтогенетического развития. Тот факт, что при поражениях лобных долей нарушения воспроизведения дихотически воспринимаемых стимулов обнаруживаются только у взрослых, может говорить о достаточно позднем вовлечении этих отделов мозга в организацию вербально-мнестических функций. Однако различия в результатах дихотического исследования детей и взрослых могут быть интерпретированы и с позиции широко распространенной концепции о функциональной эквипотенциальнос-ти мозга в детском возрасте. Исходя из этой концепции, не только лобные, но и все другие очаговые поражения головного мозга у детей не должны вызывать специфических расстройств. Анализ полученных нами фактов свидетельствует о том, что они плохо согласуются с концепцией эквипотенциальное™. Прежде всего, изменения продуктивности воспроизведения дихотически воспринимаемых речевых стимулов, отсутствовавшие у детей с поражением лобных долей, отчетливо выступали при височных локализациях патологического процесса. Более того, при поражениях левой височной доли у детей нарушения воспроизведения с правого уха, контралатерального очагу поражения, были выражены значительно грубее, чем у взрослых. Так, у взрослых больных объем воспроизведения с правого уха был ниже нормальных данных на 54,2%, а у детей — на 76,6%. Подавляющее большинство детей с поражением левой височной доли (66,7%) обнаруживали полную неспособность воспроизведения речевых стимулов с левого уха в условиях дихотического прослушивания, демонстрируя феномен левостороннего игнорирования, У взрослых при поражении левой височной доли игнорирование не было отмечено ни в одном случае, Поражения правой височной доли у детей также сопровождались нарушениями воспроизведения, выступавшими значительно более отчетливо, чем при поражениях правой лобной доли, Как и у взрослых больных, эти нарушения носили характер «эффекта очага», объем воспроизведения с левого уха у детей с поражением правой височной доли был ниже нормального на 34,2% (t=0,561, p<0,05). В 20% случаев, т.е. примерно с такой же частотой, как и у взрослых, при поражениях правой височной доли у детей отмечалось игнорирование стимулов, воспринимавшихся с левого уха. Таким образом, в детском возрасте нарушения воспроизведения при дихотическом прослушивании обнаруживаются только в случаях поражения височных, специфичных для слухо-речевой информации, отделов мозга, в то время как у взрослых они отчетливо выступают и при поражениях лобных долей. Более того, поражения правой лобной доли приводят у взрослых больных даже к более выраженным нарушениям воспроизведения, чем поражения правой височной доли. В свете полученных данных различия в результатах исследования детей и взрослых с поражениями лобных долей мозга не могут быть объяснены концепцией эквипотенциальное™. Они свидетельствуют о качественно различном значении лобных долей мозга в организации вербально-мнестических функций на разных ступенях онтогенеза. заключение Проблема мозговой организации речевых процессов, в том числе и процессов слухо-речевой памяти, широко обсуждается в научных публикациях последних лет. Обострение интереса к этой проблеме было вызвано накоплением большого числа фактов, свидетельствующих о том, что осуществление речевых функций обеспечивается структурами не только левого, но и правого полушария. Изучение мозговой организации речевых процессов имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение, особенно в клинике очаговых поражений головного мозга, где наличие речевых расстройств является одним из самых надежных топико-диагно-стических симптомов. Различные формы нарушений речевой деятельности возникают при очаговых поражениях мозга с неодинаковой частотой, Наиболее часто наблюдаются нарушения слухо-речевой памяти, которые могут обнаруживаться при самых различных по локализации поражениях мозга. В связи с этим изучение мозговой организации процессов запоминания слов, т.е. той роли, которую в их осуществлении играют различные полушария и различные отделы головного мозга, может существенно расширить возможности нейро-психологической диагностики очаговых мозговых поражений. Данное исследование входит в цикл проводимых в этом направлении исследований. Основываясь на многочисленных наблюдениях, свидетельствующих о важной роли лобных долей в организации активной мнестической деятельности, в данном исследовании ставилась задача изучения отношения лобных долей к процессам приема и фиксации вербальной информации. Основной результат проведенного исследования состоял в установлении того факта, что участие лобных долей мозга в процессах слухо-речевой памяти является неодинаковым на разных этапах онтогенеза. У взрослых больных поражения и левой и правой лобной доли вызывают отчетливые нарушения воспроизведения дихотически воспринимаемых речевых стимулов, проявляющиеся в виде снижения общей продуктивности запоминания по сравнению с нормой. Характер этого нарушения оказывался различным в зависимости от стороны поражения мозга: при поражениях лобных отделов левого полушария снижение продуктивности воспроизведения носило билатеральный характер («эффект доминантности»), а при поражениях правой лобной доли — односторонний, проявляясь только в отношении к тем стимулам, которые были предъявлены на левое ухо, контралатеральное очагу поражения («эффект очага»). Поскольку «эффект доминантности» и «эффект очага» отчетливо выступают при поражениях именно лобных долей мозга (а при право-лобной локализации даже более отчетливо, чем при право-височной), это позволяет заключить, что лобные доли имеют непосредственное отношение к проявлению и, возможно, к формированию полушарных особенностей восприятия и воспроизведения слухо-речевой информации. При поражениях лобных долей мозга у взрослых имело место снижение не только продуктивности, но и точности воспроизведения, при этом характер ошибок был неодинаков при правосторонних и левосторонних локализациях патологического процесса. В отличие от взрослых, у детей поражения лобных долей мозга не сопровождались достоверным снижением ни продуктивности, ни точности воспроизведения дихотически воспринимаемой вербальной информации. Из этого следует, что в детском возрасте осуществление вербально-мнестических функций не опирается на структуры лобных долей мозга, как это имеет место у взрослых. Согласно данным литературы (А.Р.Лурия, 1973), лобные отделы коры окончательно формируются после 12 лет. Именно это обстоятельство и объясняет, по-видимому, столь различный эффект проявления нарушений воспроизведения дихотически воспринимаемых речевых стимулов у детей и взрослых. Полученные факты свидетельствуют также и о том, что левая и правая лобные доли вовлекаются в обеспечение вербально-мнестических функций неодновременно: поражения правой лобной доли в большей степени, чем левой, соответствуют результатам, полученным на взрослых больных. Следовательно, лобные отделы правого полушария раньше начинают проявлять свое участие в осуществлении вербально-мнестических функций по сравнению с соответствующими отделами левого полушария мозга. Резюмируя результаты проведенного исследования, можно заключить, что только у взрослых лобные отделы обеспечивают организацию мнестических вербальных процессов и принимают непосредственное участие в формировании латеральных особенностей восприятия и запечатления слухо-речевой информации. Тот факт, что участие лобных долей в организации вербально-мнестических функций является не одинаковым у детей и взрослых, подтверждает представления Л.С.Выготского об изменении эффекта поражения определенного участка мозга на различных этапах развития психических процессов. Можно полагать, что более раннее проявление участия правой лобной доли по сравнению с левой в осуществлении вербально-мнестической деятельности связано с неодинаковой психологической структурой этой еятельности у детей и взрослых и с различной динамикой формирования ее отдельных компонентов.
Г.А. талланд нарушения плмяти1 Несмотря на то что внешние нарушения при кор-саковском синдроме обнаруживают себя в виде неспособности больного усвоить новую информацию и вспомнить большую часть того, что он мог вспомнить до заболевания, для большинства исследователей очевидно, что назвать синдром просто нарушением памяти — это значит дать неудовлетворительное его описание. Еще большим заблуждением будет сказать, что амнестический синдром не включает нарушений памяти, как это делают некоторые авторы. (...) Ф.Бартлетт (1932) показал, что процессы, участвующие в запоминании, включены также и в другие когнитивные функции и взаимосвязаны с аффективными. Кроме этого он продемонстрировал, что запоминание — точное или нет — является активным процессом, и, следовательно, нарушение памяти не может рассматриваться просто как утрата некоторого свойства, которое когда-то было, а теперь отсутствует. На этом фоне спор о том, состоит ли амнестический синдром из нарушения памяти или включает его как составную часть, утрачивает большую часть своей прежней силы. (...) Процессы памяти. Эффективное запоминание включает в себя по меньшей мере три различных операции, или механизма: регистрацию, удержание и воспроизведение (или узнавание). Любая из них может оказаться нарушенной, хотя реализация последующего в ряду процесса вряд ли окажется нормальной, если нарушен более ранний этап. Трудность применения этой модели связана еще с тем, что средняя фаза функционально очень отличается от первой и последней. Удержание может рассматриваться как длительный эффект регистрации. Оно вряд ли является текущим процессом, а скорее структурным изменением, так как с большим трудом поддается внешним воздействиям. В тех случаях, когда воспроизведение оказывается сохранным, подразумевается, что регистрация не нарушена, а если воспроизведение было отсроченным, то удержание также оценивается как сохранное. Когда же воспроизведение оказывается нарушенным или не совсем точным, то нет способа определить, где произошла «поломка» — в процессе воспроизведения или на более ранних этапах регистрации и удержания. Если выявлены нарушения в отсроченном, а не в непосредственном воспроизведении, то по определению нарушение не затрагивает процесса регистрации. Если страдает отсроченное воспроизведение, но не узнавание и если повторное заучивание происходит быстрее, чем первоначальное, то делается вывод о некоторой сохранности удержания. Частично сохранное удержание, однако, не обязательно является тем самым удержанием, которое необходимо для воспроизведения; успешное узнавание или экономия, обнаруживающаяся при повторном заучивании, еще не доказывает, что воспроизведение нарушено, а удержание сохранно. Воспроизведение может нарушаться 1 Talland G.A. Deranged memory. N.Y.; London, 1965.
даже несмотря на то, что удерживается достаточно большое количество информации, необходимое для его эффективного осуществления; в этом случае причину нарушения следует искать в интерферирующем воздействии ситуации. (...) Регистрация. Исторический спор между исследователями, которые связывают амнестический синдром либо с нарушениями процесса регистрации, либо с отклонениями в процессах удержания и воспроизведения, приобрел новое значение в связи с появлением современной нейропсихологической теории и в особенности в контексте моделей двойного следа типа модели Д.Хэбба, в которых различаются механизмы, обеспечивающие запечатление, и механизмы, участвующие в процессах удержания следов, навыков или другой информации. Как регистрация, так и фиксация или консолидация следов являются гипотетическими конструктами, существование которых подтверждается различными экспериментами и которые рассматриваются как протекающие в несколько различных временных рамках. Исследования породили первые теории, согласно которым требуется определенное время для того, чтобы следы упрочились: либо за счет персеверации нейронных процессов, активированных при восприятии (G.E.Muller, A.Pilzecker, 1900), либо как «вторичная функция» нейронного процесса, который имеет свой коррелят в сознании (О.Gross, 1960). Психологические эксперименты, однако, не смогли подтвердить определенные положения, вытекающие из теории консолидации. Это проявляется в том, что удержание не оказывается нарушенным в большей степени, когда интерференция происходит во время предполагаемой консолидации, чем при интерференции на более поздних этапах (L.Postman, T.GAlper, 1946). Данные, подтверждающие эту гипотезу, были получены главным образом в исследованиях с применением электросудорожной терапии (W.Poppelreuter, 1917), в случаях травматической амнезии (W.H.Burnhan, 1904), а также на животных при экстирпации части мозга (B.B.Boycott, Y.Z.Young, 1955). Кроме того, что процесс регистрации должен быть отдифференцирован от более длительного процесса консолидации, он должен быть также отделен и от процесса восприятия. Восприятие, осуществляемое с намерением удержать информацию, развивается в регистрацию. Этот переход может рассматриваться как консолидация, хотя он не обязательно распространяется во времени за пределы восприятия. Взаимозависимость этих двух процессов тесная и однонаправленная; регистрация не может протекать успешно, если восприятие не имело места, а перцептивные дефекты переносятся и на процесс регистрации. Другие дефекты могут быть связаны с последующими этапами, например, в нескольких экспериментах больные с корса-ковским синдромом не справлялись с тестами на непосредственную память, несмотря на сохранную способность к точному перцептивному различению. (...) Нарушение, проявляющееся в тестах на регистрацию, не ограничивается лишь этим процессом, оно затрагивает также и перцептивную функцию больного. Было обнаружено, что амнестические больные испытывают трудности в перцептивных заданиях, где требовалось в течение некоторого времени удерживать определенную информацию, в то время как к ней добавлялась дополнительная информация. То же самое происходило и при запоминании текста или последних цифр в наборе. В обоих заданиях требуется непрерывная интеграция единиц; во втором задании, кроме того, требуется, чтобы некоторая информация постоянно исключалась. Вполне возможно, что при корсаковском синдроме нарушен механизм кратковременного хранения. Принимая во внимание анализ этого механизма, проведенный Г.Миллер (1956), дефект может быть связан либо с сужением объема хранения, либо со снижением способности кодирования. (...) Внимание. Нарушение восприятия и регистрации у амнестичсских больных может явиться следствием не только нарушенного процесса кодирования информации. В качестве объяснения выдвигается недостаточность внимания. В каком-то смысле внимание приравнивается или тесно связывается с механизмами перцептивного сканирования, фильтрования и хранения, которые определяют содержание и объем непосредственной памяти (D.E.Bradbent, 1958). Это относится к объему и способности к рефокусировкс внимания, которые оказываются патологически ограниченными у больных с корсаковским синдромом. Другим аспектом внимания, который иногда квалифицируется как первичный, является ориентировочная реакция, которая часто оказывается замедленной у амнестических больных, но которая вряд ли оказывает у них непосредственное влияние на функцию памяти. От этого типа внимания следует отличать внимание в смысле направленности, поддержания установки, предвосхищения следующего момента. Наши опыты показали, что с этой точки зрения внимание у корсаковских больных оказывается грубо нарушенным и что эта недостаточность приводит к ограничению их восприятия и неизбежно к нарушению регистрации. (...) Кроме внимания, нарушение регистрации может быть связано с недостаточной интенцией. В ряде исследований корсаковские больные зависели от собственной инициативы, планирования действия, связанного с поиском ключевых признаков, и показали грубые нарушения. Такой поиск, возможно, образует элемент процесса внимания; он также является одной из тех операций сканирования, которые входят в различные когнитивные процессы, а также в процессы регистрации и воспроизведения, восприятия и суждения. Перцептивные дефекты «корсаковских» больных можно связать с недоступностью образов памяти не более, чем с нарушениями в периферическом сенсорном аппарате. Принимая во внимание неспособность этих больных произвести классификацию соответственно некоторым критериям, а также большие трудности, выступающие, когда они имеют дело с бессмысленными и незнакомыми сообщениями, можно сказать, что источником неэффективности операций кодирования у них, вероятно, является низкая скорость поиска соответствующих категорий классификации. Удержание: интерференция или стирание. Для стабилизации следов памяти требуется длительный период. Еще неизвестно, составляет он меньше или больше часа, однако несомненно, что продолжительность этого процесса колеблется в зависимости от человека и ситуации, от объективных и субъективных свойств материала. Процесс стабилизации представляет собой активную фазу удержания и должен либо развиваться одновременно с регистрацией и восприятием, либо заканчиваться во время регистрации. Вторая фаза процесса удержания, имеющая неопределенную продолжительность, представляет собой период между регистрацией и воспроизведением или узнаванием. Считается, что во время этой фазы следы памяти продолжают существовать пассивно, т.е. не как развивающиеся нейрофизиологические процессы, а скорее как структуры в мозгу. (...) Психологи давно знают, что удержание во время этой пассивной фазы является нестойким, информация подвержена как определенному количественному сокращению, так и более или менее предсказуемым качественным изменениям. (...) В психологической теории двумя главными принципами, объясняющими забывание, являются теория угасания (decay) и теория интерференции, причем последняя почти полностью вытеснила первую. Обсуждая теорию угасания, И.Браун (1958) отмечает, что она не получила распространения как объяснение забывания, за исключением тех случаев, когда этот феномен изучался в очень коротких промежутках времени, как, например, в исследованиях К.Халл (1940). Согласно этой теории следы памяти без повторения или какого-нибудь другого оживления исчезают спонтанно и независимо от интерференции. В отличие от теории автономного угасания следов, обычно считается, что интерференция имеет место при воспроизведении или узнавании (C.Osgood, 1953; J.В. Underwood, 1945). Проактивное торможение возникает в обучении и воздействует скорее на процесс регистрации, чем удержания. Дж.Андервуд (1957) показал, что в экспериментах на механическое заучивание забывание вызывается в большей степени проактив-ным, чем ретроактивным торможением, на основании чего Дж.Андервуд и Л.Постман (1960) заключили, что никакое забывание не может быть связано с формальной ретроактивной или проактивной интерференцией, а должно быть следствием внеэкспериментальных источников интерференции тех же типов. Остается неясным, в какой степени могут быть обобщены выводы, полученные в экспериментах с заучиванием наборов слогов, однако можно предположить, что с помощью проактивного торможения того или иного типа можно было бы объяснить значительную часть случаев забывания у здоровых испытуемых. Проактивное торможение имеет место, когда ослабевает процесс оттормаживания неадекватных реакций. (...) Судя по выполнению заданий, амнестические больные забывают большую часть информации, которую они первоначально зарегистрировали. Если бы процесс удержания у них не был затронут, то можно было бы ожидать, что они запомнят то немногое, что они зарегистрировали лучше. На самом деле амнестические больные регистрируют малое количество информации и удерживают еще меньше из того, что зарегистрировано. Если Дж.Андервуд прав в своем выводе о том, что индивидуальные различия проявляются только при заучивании и никогда при забывании, то, следовательно, корсаковские больные не только регистрируют меньше, но и в каком-то смысле регистрируют менее прочно. (...) Воспроизведение. Большинство исследователей амнестического синдрома выдвигали три аргумента в пользу того, что нарушение памяти имеет место на уровне процесса воспроизведения. Первый — это ретроградная амнезия, т.е. недоступность следов памяти, которые были прочно образованы ранее; второй связан с ошибками речевого реконструирования, известными как конфабуляции; третий — перевод из латентного хранения на операциональный уровень следов памяти, которые сознательно извлечь нельзя. Исследования показывают, что объем информации, утраченной амнестическими больными, значительно превосходит предел нормального забывания. Из этого делается вывод, что их способность к воспроизведению, несомненно, нарушена и что в определенных пределах она может восстанавливаться. Тормозящее воздействие на процесс воспроизведения было выявлено со стороны нескольких источников: эмоционального, мотивационного и, более непосредственно, когнитивного. В связи с последним наиболее тщательно исследованы проактивная и ретроактивная интерференция. После исследования Г.Мюллера и А.Пильцеккера (1900) появилось большое количество работ, основанных на лабораторных экспериментах, в которых раскрывались различные параметры ретроактивного торможения. Несмотря на то, что этот термин буквально означает обратное влияние последующих событий на следы памяти, т.е. на процесс удержания, в действительности этот эффект обычно приписывают конкуренции ответов при воспроизведении или узнавании, т.е. связывают его с нарушениями дискриминации (E.L.Gibson, 1940; J.В. Underwood, 1945). Для того чтобы внести ясность, Дж.Макгеох (1936) предложил термин «репродуктивное торможение», но все же, как отметил И.Браун (1958), неясно, следует ли рассматривать ретроактивное торможение как причину или результат забывания. (...) Воспроизведение и узнавание могут нарушаться не потому, что на правильный ответ оказывает воздействие какая-то интерферирующая информация, а потому, что испытуемый не может принять такую установку, которая обеспечит доступ к правильному ответу. Как правило, тесты на узнавание выявляют больший объем удержания, чем тесты на воспроизведение, и это распространяется также на больных с корсаковским синдромом. Различия, очевидно, заключены в сущности задания в этих двух тестах. Узнавание практически является ответом на ситуацию, которая определяет действия испытуемого; при воспроизведении необходимо, чтобы испытуемый сам начал процесс восстановления и отобрал альтернативы, из которых будет производиться выбор. Тот факт, что это дополнительное требование превышает возможности больных с корсаковским синдромом, становится очевидным, если вспомнить, какую значительную помощь оказывают им наводящие вопросы. Имеются прямые, данные, подтверждающие, что ретроградная амнезия и в меньшей степени антероградная амнезия являются следствием скорее недоступности следов памяти, чем их полного отсутствия. н.баттерс, Л. Мил нотис амнестические расстройства1 основные симптомы амнезии Значительное ухудшение памяти — обший симптом, появляющийся как следствие повреждения структур лимбической системы. Причинами возникающих трудностей в изучении нового материала и при припоминании прошлых событий могут быть поражения гиппокампа, (например, аноксия), вирусные заболевания мозга и кровоизлияния, затрагивающие заднюю мозговую артерию, травмы головы и хирургические операции на мозге. Проблемы при запоминании и извлечении материала могут возникать в результате атрофии или повреждения медиальных структур промежуточного мозга, включающих дорсо-медиальные ядра таламуса и маммилярные тела, что происходит, например, при алкогольной нейроянтоксикации, недостаточности питания, кровоизлияниях и травмах. Кроме того, причинами дефицита памяти могут являться поражения свода головного мозга, в частности, вследствие опухоли. Date: 2016-05-13; view: 363; Нарушение авторских прав |