Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Нейропсихология восприятия 3 page
Были проведены серии опытов после инъекции 10-процентного раствора кофеина (от 0,05 до 0,1 г). Контрольные опыты проводились до и после инъекции. Опыты дали отчетливые результаты. Больной утверждал, что неожиданно все предстало перед ним «в более ярком свете». Он был способен выполнять новым, непосредственным способом многие задания, которые обычно вызывали у него значительные затруднения. Эти изменения проявлялись через 15—20 мин после инъекции и достигали максимума через 30—35 мин. Позже они постепенно уменьшались, через один-полтора часа продуктивность возвращалась на прежний уровень. (1) Тахистоскопическое восприятие фигур Опыты этого типа, описанные в первом разделе этой работы, через 20—25 мин после инъекции давали отчетливо иные результаты. В опытах на одновременное предъявление двух рисунков восприятие двух элементов было зафиксировано почти в 50% предъявлений. Сравнение этих данных с данными, полу- Таблица 1 Симультанное восприятие фигур до и после инъекции кофеина
ченными до и после инъекции, дано в табл. 1. (В этой таблице «неполное» восприятие двух рисунков соответствует тем случаям, когда одно изображение воспринималось отчетливо, но испытуемый сознавал, что присутствовало также еще какое-то второе изображение.) (2) Зрительно-моторная координация Было обнаружено, что через 15—20 мин после инъекции больной мог без труда поставить точку в центр круга и установить кончик карандаша в центре креста. Далее, он мог выполнять эти задания непосредственно, не прибегая к способам, использующим «обходной путь». Общее время, необходимое для выполнения этих двух заданий, значительно сократилось. (3) Зрительный анализ узоров Аналогичные результаты были получены и в пробах на подсчет точек, сгруппированных в простые упорядоченные узоры. Как правило, больной был полностью не способен сосчитать пять точек, сгруппированных в простой узор. Но, спустя 20 мин после введения кофеина, он выполнял задание легко и быстро, эффект сохранялся приблизительно в течение часа. (4) Рисование плана Наблюдалось удивительное улучшение способности рисовать планы и маршруты. Задание выполнялось гораздо быстрее и уровень представления значительно улучшился. Число поворотов головы значительно сократилось: с 110 до 8 поворотов. Как и в предыдущих опытах, наилучшие показатели имели место 25— Зимин после введения кофеина, и эффект сохранялся 1—2 ч. Эти данные показывают, что затылочно-темен-ное ранение обусловливало уменьшение тонуса возбуждения зрительной области коры. Увеличение уровня тонуса фармакологическими средствами приводило к отчетливому, хотя и временному, улучшению зрительной и окуломоторной функции. (...) резюме и выводы Был описан случай, при котором отчетливые расстройства зрительного восприятия возникли вследствие двустороннего затылочно-теменного ранения. Были приведены аргументы в пользу того, что ключевым симптомом данного синдрома являлось сужение зрительного восприятия до одного объекта или конфигурации. Этот дефект может быть объяснен в терминах теории корковой деятельности И.П.Павлова. Согласно этой теории в данном случае имеет место общая функциональная ослабленность (или уменьшение кортикального тонуса) пораженных отделов мозга. Таким образом, любой участок возбуждения внутри данной области тормозит сохранные участки зрительной коры посредством отрицательной индукции. Следовательно, если предъявляется большое число стимулов симуль-танно, то вероятно, что только очень небольшое их число способно вызвать перцептивный ответ. Больной, следовательно, сможет воспринимать только отдельный элемент или отдельное свойство общего стимуль-ного паттерна. Вероятно, что подобное объяснение может быть применимо для многих описанных в литературе феноменов, связанных со зрительной агнозией. В частности, «сужение зрительного внимания», «неспособность соединить детали в связанное целое» и «поэлементное восприятие» являются не более чем психологическими последствиями лежащего в их основе нейрофизиологического дефекта. В то же время представляется маловероятным, чтобы подобное объяснение, по крайней мере в данной форме, было применимо для всех форм агнозии, особенно для тех из них, которые, как нам представляется, обладают понятийной и репрезентативной природой, например, для первичной топографической агнозии. Более адекватное объяснение этих синдромов на физиологическом уровне остается в качестве задачи для будущих исследований. Ж. ДЕ Ажуриагерра, Х.Экаэн агнозия на цвета1 Нарушения узнавания цветов не представляют из себя гомогенную группу, и предложение классификации этих расстройств применимы далеко не во всех случаях. (...) Помимо «истинной» агнозии на цвета мы опишем корковую слепоту на цвета, амнезию на названия цветов и, наконец, нарушения классификации цветов. Агнозия на цвета может быть констатирована только в том случае, если испытуемый не может ни выбрать из набора цветов цвета названных объектов, ни называть объекты, соответствующие указанным цветам. В этих случаях страдает не различение цветов, а способность координировать цвета и определенные объекты. Колориметрические тесты в этих случаях дефектов не выявляют. Во всех случаях агнозии на цвета должны существовать нарушения воображения цветов, больные при этом не могут представить цвета ни по инструкции, ни самостоятельно. Корковая слепота на цвета была подробно исследована Х.Вильбрантом и Г.Пётцлем. При этом нарушении колориметрические тесты выполняются неверно. Все объекты видятся серыми, но трудности представления цветов отсутствуют. Хроматическая слабость, по Р.Крейсу, также примыкает к этим нарушениям и имеет следующие особенности: затуманенное поле зрения, замедленность узнавания, трудности восприятия цветов как в середине, так и на периферии зрительного поля. Теоретически между агнозией на цвета и корковой слепотой на цвета существует четкая граница: при агнозии на цвета имеют место трудности представления цветов и отсутствуют нарушения по колориметрическим тестам, при корковой слепоте имеет место обратное. В действительности же при корковой слепоте на цвета встречаются легкие трудности представления цветов, а в случаях агнозий на цвета могут иметь место дефекты по колориметрическим тестам. (...) Амнезия на названия цветов. Эта форма является вариантом синдрома амнестической афазии, но для нее характерны две особенные черты: затруднения касаются преимущественно забывания названий цветов, отмечаются также более или менее выраженные расстройства представлений цветов. Нарушения классификации цветов за счет дефектов категориального поведения были описаны А.Гельбом и К.Голдштейном. Необходимо отметить также еще одно расстройство, которое отличается от агнозий на цвета, а
1 Ajuriaguerra J. de, Hecaen H. Color agnosia // A/unaguerra j. ere, f-fccaen h. Le cortex cerebral. Etude neuro-psycho-patologique. Paris, 1960. Ж. ДЕ Ажуриагерра, Х.Экаэн Амузия1 Под амузией понимается потеря или дефекты восприятия, припоминания, исполнения или эмоционального переживания мелодий. Существование нарушений музыкального чувства, проявляющихся на фоне более или менее сохранных речевых функций, было констатировано на основе определенного числа клинических случаев. Амузия может проявляться независимо от трудностей различения тонов: например, у профессионального музыканта, описанного Ферстером, имелись грубые нарушения восприятия музыки (неспособность выделять звуки из гаммы, дефекты узнавания аккордов и оценки тактов, трудности узнавания песен — больной не мог сказать, пропевался текст или проговаривался). В то же время этот больной без труда различал тона и мог указывать, какой из них более высокий и какой более низкий. (...) Вслед за Омбреданом можно выделить три типа музыкальной глухоты. В случае тональной глухоты больной не способен воспринимать звуки, относящиеся к различным частям гаммы и оценивать различия между звуками по высоте в том случае, если различия между ними невелики. При глухоте на мелодии либо музыка не узнается в качестве музыки, либо отмечаются трудности узнавания мелодий. Повторение мелодии не приводит к ее узнаванию, но субъект иногда может сказать, что она ему знакома. Больной легко узнает изменения скорости проигрывания определенных частей мелодии, а также пропуски некоторых нот и неверное исполнение элементов мелодии, однако узнавание всегда оказывается невозможным. Наконец, в некоторых случаях мы можем наблюдать трудности восприятия ритмов. (...) Для К.Кляйста различия между этими видами нарушений связаны с различными патогенными механизмами. Тональная глухота — скорее перцептивный, чем гностический дефект, в то время как чистая глухота на мелодии возникает вследствие трудностей оценки интервалов между элементами музыкальной структуры. (...) Описаны также случаи амузии, связанные с потерей аффективных реакций на музыку, которые могут возникать на фоне сохранного восприятия музыкального тона и тембра (Р.Штумпф). Э.Фейхтвангер рассматривает нарушения акустической функции более глобально. Он выделяет центральные количественные изменения (выпадение участков звукового ряда, изменения интенсивности звуков) и качественные дефекты (лабильность порогов, колебания слуховых ощущений, трудности восприятия тембра, нарушения симультанного восприятия созвучий). Чтобы мелодия была воспринята как мелодия, необходимо, чтобы ее звуки были восприняты на качественном уровне, в соответствии с их местом в заданной гамме. Напротив, для понимания вербального материала достаточно, чтобы звуки были восприняты изолированными. Музыкальная функция — это мнестическая функция, которая организует звуки в мелодии в соответствии с ритмом и темпом их чередования. Содержание музыки может быть воспринято только в качестве целого и только за счет интуитивных механизмов. При некоторых вариантах амузии можно наблюдать распад музыкальных образов, при этом элементы воспринимаются изолированно и не могут, следовательно, восприниматься в качестве музыки. (...) При музыкальной глухоте часто, хотя и не всегда, имеют место трудности восприятия ритмов. Необходимо также отметить, что моторный фактор также участвует в восприятии музыкальных форм, хотя он и не является детерминирующим.
1 AjuriaguerraJ. de, HecaenH. Amusia // Ajuriaguerra J. de, Нёсаеп H. (eds.). Le cortex cerebral. Etude neuro-psycho-pathologique. Paris, 1960. Д. Кимура, М.Дернфорд исследование функции правого полушария в зрительном восприятии в норме1 Зрение в одной половине поля обеспечивается контралатеральной зрительной корой. Таким образом, зрительное восприятие в левом от точки фиксации зрительном поле опосредовано на первой стадии 17 полем правого полушария, а зрительное восприятие в правом зрительном поле — той же зоной левого полушария. При нормальных зрительных условиях голова и глаза постоянно движутся так, что стимулы редко находятся только в одном зрительном поле. Тем не менее, если стимулы экспонируются очень быстро, а именно за период меньший, чем требуется для установления новой фиксации (приблизительно 200 мс), то тогда стимуляция может быть ограничена одним полем зрения. Для этой цели мы в наших исследованиях использовали тахистоскоп, при этом время экспозиции составляло менее 150 мс. (...) Когда стимулы предъявляются тахистоскопически либо в левое, либо в правое поле зрения, то отчет бывает точнее о вербальном материале, предъявляемом в правое поле зрения (W.Heron, 1957 и др.). Эти данные сначала объяснялись привычкой сканирования, приобретаемой благодаря чтению, но теперь стало ясно, что по крайней мере часть эффекта обусловлена более активным участием левого полушария в восприятии слов и букв. Следовательно, можно ожидать, что может обнаружиться параллельное превосходство левого поля зрения в восприятии материала, обработка которого главным образом зависит от правого полушария. Для того чтобы показать наличие эффекта левого поля, сначала была использована задача на подсчет числа точек, выполнение которой, как известно, ухудшается, если поражена правая височная доля (D.Kimura, 1963). (...) При первом сравнении показателей полей зрения нормальным испытуемым в правом либо в левом поле зрения на 80 мс предъявлялись карточки, содержащие от 3 до 10 точек. Во всех опытах показатели левого поля были статистически значимо большими, чем показатели правого поля (D.Kimura, 1966). При идентификации букв обычно наблюдается превосходство правого поля. Когда для подсчета числа элементов предлагались другие стимулы, было обнаружено превосходство левого поля при предъявлении геометрических фигур, но не при предъявлении букв. Идентификация букв была отчетливо более успешной, если они предъявлялись в правом зрительном поле, однако в задании на оценку числа элементов идентификация не требовалась и процедура для букв и фигур была идентичной. Тем не менее особенности восприятия двух разновидностей стимулов были различными. Этот факт иллюстрирует общий результат наших экспериментов: 1 Kimura D., Durnford M. Normal studies of the function of the right hemisphere in vision // Dimond S.J., Braumend J.G. (eds.). Hemisphere function in the human brain. London, 1974.
природа стимульного материала — вербальная или Представляется вероятным, что одним из возможных факторов, влияющих на оценку числа стимулов, может быть создание точного пространственного плана, объединяющего множество стимулов, что может облегчать постэкспозиционный подсчет. В этом случае возможно было бы показать, что стимулы локализуются точнее, если они предъявляются в левом зрительном поле, а не в правом. В первом эксперименте на пространственную локализацию преэкспозиционное поле состояло из двух квадратов со стороной 7,62 см и точки фиксации, находящийся на равном расстоянии от каждого из них. В одном из квадратов — правом или левом — в течение 100 мс предъявлялись три точки в трех из 25 возможных положений. Результат этого исследования, полученный на 25 испытуемых, выявил различие, которое не являлось статистически значимым. Однако возникло впечатление, что испытуемые выполняли задание, реконструируя схему, состоящую из трех точек и квадрата, и выполнение теста поэтому могло быть основано скорее на запоминании этой схемы, чем на собственно пространственных процессах. (...) При попытке снизить число факторов, которые могут благоприятствовать скорее схематизации, чем локализации, в следующем эксперименте в качестве преэкспозиционного поля был использован круг с точкой фиксации в центре. Одиночная точка экспонировалась в течение 10 мс в одной из 48 позиций, половина которых располагалась в правом, а другая половина — в левом поле. При такой процедуре имело место полное превосходство левого поля. (...) Таким образом, можно заключить, что правое полушарие вносит значительный вклад в пространственную локализацию стимулов, по крайней мере в двумерной ситуации, описанной выше. Представляется вероятным, что оно существенно участвует также и в восприятии глубины. Соответственно была предпринята серия исследований для того, чтобы сравнить точность восприятия глубины отдельно в левом и правом поле зрения. В первом исследовании восприятия глубины (M.Dumford, D.Kimura, 1971) использовалась классическая «камера глубины», которая прикреплялась за тахистоскопом. Конструкция была снабжена стержнями, расстояние до которых варьировалось. Фиксированный эталонный стержень находился в середине и совпадал с точкой фиксации. Подвижный стержень располагался в правом или левом зрительном поле на различных расстояниях от эталонного стержня, перед ним или за ним. И испытуемого просили определить, ближе или дальше по отношению к центральному стержню расположен подвижный стержень. (...) Опыты показали, что положение подвижного стержня оценивалось точнее, когда тот находился в левом зрительном поле, а не в правом. Это исследование, конечно, не говорит нам еще о том, какие из факторов восприятия глубины были преимущественно использованы правым полушарием. Очень важным фактором восприятия глубины является бинокулярная диспаратность — тонкое различение образов, видимых разными глазами (R.S. Woorworth, H.Scholosberg, 1954). Для того чтобы показать, является ли бинокулярная информация необходимой или нет для появления эффекта левого поля, такое же задание предлагалось новой группе испытуемых, но только при монокулярном зрении, тем самым исключались влияния бинокулярных факторов. (...) При таком задании не было выявлено различий между полями. По-видимому, для того, чтобы различным образом вовлекались механизмы правого и левого полушарий, необходим приток бинокулярной информации. Следующий эксперимент был задуман для того, чтобы выяснить, могла ли быть вовлечена специализированная функция восприятия глубины правого полушария в том случае, если бинокулярная диспа-ратность являлась единственным наличным фактором, т.е. является ли использование бинокулярной диспаратности достаточным условием для создания превосходства левого поля. В этом эксперименте использовалось предъявление двух двумерных изображений, предъявлявшихся отдельно для каждого глаза и различавшихся таким образом, что возникало подобие естественной диспаратности, которая бывает при заданном зрительном расстоянии. (...) С этой точки зрения идеальными оказались случайные точечные стереограммы, разработанные Б.Юлешом (...) (B.Julesz, 1968). Набор стереограмм случайных точек предъявлялся в правое или левое зрительное поле. (...) Результаты снова выявили превосходство левого зрительного поля в восприятии глубины. В этом случае единственным фактором являлась бинокулярная диспаратность. Это и предыдущее исследования восприятия глубины веско указывают на то, что именно при переработке бинокулярной информации проявляется специфический вклад правого полушария в восприятии глубины. (...) Клинические сообщения указывают на то, что при поражениях правого полушария в некоторых случаях наблюдается неточное восприятие горизонтали и вертикали (J.McFie et al., 1950). Был использован метод Ауберта, при котором стержень устанавливается в вертикальном или горизонтальном положении. Соответственно в первом исследовании была использована модификация этого метода, который был изменен таким образом, чтобы быть пригодным для тахистос-копа (M.Dumford, 1971). Линии предъявлялись в левом или правом поле в течение 40 мс каждая. Наклон линий варьировался от 15° до 165° с интервалами в 15°, угол в 90° был пропущ ен. Результаты показали небольшое, но устойчивое превосходство левого зрительного поля при идентификации наклонов. Р.К.Йин узнавание лиц у больных с поражением мозга:специфическая способность? Руководствуясь объективными критериями, можно утверждать, что все человеческие лица в высокой степени сходны между собой. Однако, несмотря на это, у людей не возникает особых трудностей при различении одного лица от другого и при припоминании большого их числа спустя значительные промежутки времени. (...) Одна из возможных интерпретаций этих фактов заключается в том, что люди избирательно наделены способностью к памяти на лица. Другая могла бы заключаться в том, что узнавание лиц отражает лишь один аспект более общей способности дифферен-цирорать и запоминать различные зрительные объекты. Относительная легкость узнавания лиц в этом случае отражала бы широкий опыт людей, а не использование особых навыков. (...) Исследование больных с поражениями мозга представляет уникальную возможность для сравнения двух вышеупомянутых точек зрения. Если бы определенные поражения селективно ухудшали узнавание лиц, не ухудшая узнавание других объектов, то это послужило бы аргументом в пользу предположения о том, что узнавание лиц является особой способностью. Напротив, в том случае, если бы и узнавание лиц, и узнавание других объектов ухудшались при одном и том же поражении, то было бы подтверждено обратное предположение. Однако в действительности не так просто определить, является ли дефект узнавания лиц специфичным дефектом или нет. Во-первых, существует один редкий синдром, при котором больные отмечают, что они не в состоянии узнавать хорошо знакомых им людей на основании только одних лицевых характеристик. Этот синдром известен с тех пор, как он впервые был описан Шарко (цит. по: Н.Нёсаеп, R.Angelergues, 1962). Д.Бодамер (1947) назвал этот дефект «прозопагно-зией» с целью подчеркнуть, что при этом нарушается процесс восприятия, специфичный для лиц, причем более элементарный, чем тот, который используется для узнавания других объектов. Другие утверждали тем не менее, что данный дефект не является специфичным для лиц, а представляет собой часть более общего дефекта зрительного узнавания. (...) В последние годы разработаны более тонкие тесты на узнавание лиц, они были предложены широкому кругу больных и не только тем, кто спонтанно жаловался на трудности узнавания лиц. В результате было четко установлено, что у больных с поражениями задних отделов правого полушария наблюдаются характерные нарушения, проявляющиеся в том, что они справляются с этими заданиями хуже, чем больные с поражениями левого полушария и нормальные контрольные испытуемые (В.МПпег, 1968 и др.). Однако в этих более тонких тестах ис- 1 Yin R.К. Face recognition by brain-injured patients. A dissociable ability? // Neuropsychologia. 1970. V. 8. № 4.
пользовалось, как правило, узнавание незнакомых лиц, предъявляемых только в одной тестовой ситуации. Поскольку прозопагнозия наиболее отчетливо влечет за собой неспособность узнавания хорошо знакомых лиц, то оказалось трудным определить, в какой степени эти дефекты, возникающие при поражении задних отделов правого полушария, связаны с прозопагнозией. Непосредственные попытки установить эту связь привели к различным результатам. Э. де Ренци и др. (1968) показали, что больной с прозопагнозией чрезвычайно плохо справлялся с батареей тестов на узнавание незнакомых лиц. Недавно, однако, Х.Экаэн и А.Тзавара (1970) сообщили, что один из их пациентов, 17 лет страдавший прозопагнозией, нормально справлялся с набором тестов на подбор пар лиц. Е.К.Воррингтон и М.Джеймс (1967) при прямой попытке оценить возможную связь сравнили узнавание знакомых и незнакомых лиц, несмотря на то, что больные с поражениями задних отделов правого полушария плохо справлялись с обоими заданиями, между этими двумя тестами не удалось установить никакой корреляции. (...) Тем не менее вопрос о том, является ли дефект узнавания незнакомых лиц специфичным или нет, остается до сих пор нерешенным. Между тем только Э. де Ренци и Х.Спиннлер (1966) сравнивали между собой узнавание лиц и объектов. Они выяснили, что поражения задних отделов правого полушария, в отличие от других односторонних поражений, ведут к ухудшению показателей выполнения трех различных тестов на узнавание. Азторы сделали заключение о том, что трудности узнавания лиц отражают общий дефект способности к тонким различениям. (...) Для констатации материальной специфичности дефектов узнавания необходимо по крайней мере два теста, подобных по процедуре, но использующих различный материал. Если дефект материально-специфичен, то один тип мозгового поражения будет избирательно ухудшать выполнение одного из двух тестов, тогда как второй тип мозгового поражения будет оказывать противоположное действие. (...) Однако, если изучать дефекты лицевого узнавания вышеописанным образом, то его материально-специфическая природа может оказаться вновь под вопросом. Лица, например, в принципе очень схожи между собой, их различия очень тонки, так что найдется немного аналогичных тестов на узнавание объектов; всякий демонстрируемый дефект узнавания лиц не обязательно должен быть материально-специфическим, он мог бы оказаться следствием проявления различий в уровнях сходства. Один из возможных способов избежания этой дилеммы может заключаться в использовании двух заданий на лица, включающих схожий материал и процедуру, но тестирующий узнавание лиц в двух различных условиях. Четкая диссоциация результатов выполнения этих заданий ослабила бы силу гипотезы, апеллирующей к уровням сходства или различимости объектов. Были проведены эксперименты с нормальными взрослыми испытуемыми, в которых использовались два подобных задания на узнавание лиц (R.K.Yin, 1969). В этих экспериментах узнавание лиц сравнивалось с узнаванием трех других классов знакомых объектов, которые, как и лица, обычно присутствуют в окружающем человека зрительном пространстве: фотографии зданий, рисунки силуэтов самолетов, изображения палочек. Выполнение этих заданий группой нормальных взрослых испытуемых исследовалось в двух условиях: в условиях прямого и перевернутого предъявления материала. Переворачивание изображения затрудняло узнавание обоих видов экспериментального материала. Однако узнавание лиц при переворачивании ухудшалось непропорционально: в условиях прямого предъявления материала запоминание лиц представляло собой легкое задание сравнительно с запоминанием объектов, однако при перевернутом предъявлении оно оказывалось более сложным. Кроме того, анализ индивидуальных различий испытуемых выявил любопытный факт: у всех людей наблюдались большие затруднения с перевернутыми лицами, но те, кто лучше справлялись с запоминанием лиц, расположенных прямо, как правило, особенно плохо справлялись с запоминанием перевернутых лиц, тогда как те, кто хуже справлялись с прямо предъявленными лицами, показывали лучшие результаты при запоминании перевернутых лиц. Такую отрицательную корреляцию не удалось установить для другого материала — испытуемые, лучше других выполнявшие задание в прямом условии, оказывались лучшими и при выполнении задания в условии предъявления материала в перевернутом положении. Этот результат говорит о том, что лица отличаются от любого другого материала. Некоторый процесс, специфичный для лиц, возможно, облегчает узнавание прямо расположенных лиц, но не играет никакой роли при узнавании другого материала, включая и перевернутые лица. Эти тесты на узнавание прямых и перевернутых стимулов могли бы быть теми двумя тестами на узнавание лиц, которые удовлетворяют требованиям исследования больных с мозговыми поражениями. Для подтверждения предположения о процессе узнавания, специфичном для лиц, были выдвинуты две гипотезы относительно выполнения этих тестов больными с мозговыми поражениями: 1) поражения задних отделов правого полушария, вероятно, ведут к ухудшению узнавания нормально предъявленных лиц, т.е. лиц в прямом положении сравнительно с другими односторонними поражениями, и в то же время будут приводить к меньшему ухудшению узнавания лиц в перевернутом положении; 2) подобное соотношение, если оно будет найдено для узнавания лиц, не будет сохраняться при узнавании другого знакомого и значимого материала. (...) Все 37 пациентов с проникающими мозговыми ранениями были разделены на 5 категорий: пациенты с билатеральными поражениями, пациенты с односторонними (правыми и левыми лобными поражениями) и пациенты с односторонними (правыми или левыми) поражениями других нефронтальных областей. (...) Использованная методика была аналогичной методике из предыдущего исследования (R.K.Yin, 1969). Она состояла из 64 черно-белых фотографий лиц и 64 фотографий зданий. Date: 2016-05-13; view: 400; Нарушение авторских прав |