Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нейропсихология восприятия 6 page





Выделяя информативные точки изображения и правильно их интерпретируя, больной с поражением полюсов лобных долей мозга не мог объединить их в единое целое общим смыслом, что и проявлялось в неправильном толковании сюжета. При этом больной не производил специальных действий, направленных на сравнение, обобщение или различение наиболее близко связанных по значению элементов изображе­ния. Устойчивые персеверации в глазодвигательной системе затрудняли переключения внимания из-за за­стревания на уже начавшихся действиях при решении различных перцептивных задач.

Можно сказать, что у больного К. была наруше­на стратегия рассматривания объектов, т.е. общий план выполнения заданий при сохранной тактике рассматривания, т.е. способности воспринимать от­дельные детали (А.Д.Владимиров, 1971).

То же, видимо, проявляется и в нарушении других психических функций. У больного К. были сохранены различные тактические приемы, т.е. возможность решения частных интеллектуальных, мнестических и других задач, но отсутствовало объе­динение всех, достаточно хорошо выполняемых действий в единую, подчиненную общему смыслу, деятельность.

Изложенные факты дают основание сделать вы­вод о высокой дифференциации функций различных отделов лобных долей мозга и их иерархической орга­низации. Можно предположить, что полюса лобных долей мозга занимают высшую ступень в этой иерар­хии и осуществляют наиболее общие интегративные функции, обеспечивая стратегию поведения человека.


Е.Д.Хомская, Е.А. Федоровская уровневая организация цветовых функций (нейропсихологическое исследование)1

К «цветовым функциям» можно отнести различ­ные операции по переработке информации о цвете: цветоразличение, восприятие цветов, идентификацию, запоминание, сравнение, классификацию, называние цветов, ассоциирование цветов и предметов и др. Широкие возможности для изучения этих процессов открывает нейропсихологический анализ цветовых расстройств вследствие локальных поражений голов­ного мозга, позволяющий оценить качественную спе­цифику разных форм нарушений цветовых функций и тем самым исследовать структуру этой системы в целом.

В литературе описаны несколько типов дефек­тов, связанных с цветом. К первому типу относятся сенсорные нарушения цветового зрения. Больные либо полностью утрачивают ощущения цвета, и тогда видят мир в оттенках серого — от белого до черного цвета (так называемая ахроматопсия) либо у них наблюдается ухудшение различения некоторых цве­тов (M.Critchkey, 1965; J.С.Meadows, 1974 и др.).

Ко второму типу можно отнести нарушения, про­являющиеся при выполнении достаточно трудных пер­цептивных заданий на дискриминацию и интеграцию зрительных параметров, таких, например, как тест Фарнсворта—Манселла (F.Lhermitte et a!., 1969 и др.). Так как непосредственное различение цветов в этих случаях остается сохранным, Е. Де Ренци с соавтора­ми (1969) предлагают вслед за Х.Лиссауэром называть такие нарушения апперцептивными, подразумевая под этим нарушение высшей перцептивной основы.

Следующий тип расстройств цветовых функций обозначается многими исследователями как цветовая агнозия (С.Н.Давиденков, 1956; И.М.Тонконогий, 1973 и др.). Считается, что в случае цветовой агнозии нару­шается способность к классификации цветов по от­тенкам (Е.П.Кок, 1967) и ассоциирование цветов со знакомыми предметами, хотя цветоразличение оста­ется сохранным. При этом очень часто наблюдается на­рушение называния цветов.

Стремясь разделить речевые нарушения цветового зрения и гностические, некоторые авторы (С.Н.Дави­денков, 1956; И.М.Тонконогий, 1973 и др.) наряду с цветовой агнозией предлагают выделять амнестичес-кую цветовую афазию, когда теряется способность называть цвета при отсутствии цветовой агнозии, и сенсорную цветовую афазию, когда больной не пони­мает цветовых обозначений.

Н.Гешвинд и М.Фузилло (1966) описали случай «чистого» нарушения называния цветов, когда сор­тировка цветов, чтение таблиц Ишихары и ассоциа­ция цветов и предметов в вербальной и невербальной формах были доступны.

Желая пролить свет на природу цветовой агнозии, многие исследователи специально изучали способность ассоциировать цвет со знакомыми предметами (Е. De Renii et al., 1972 и др.). Было обнаружено, что наи-

1 Проблема цвета в психологии / Под ред. А.А.Митьки-на, Н.Н.Корж. М.: Наука, 1993. С.151—169.

 

худшие показатели по этому тесту наблюдаются у больных с афазиями. На основании этого одни иссле­дователи (Е. De Renzi et al, 1972 и др.) делают вывод, что в данном случае они имеют дело с общим наруше­нием концептуализации, наблюдаемым при пораже­нии левого полушария, другие считают, что страдают более специфические процессы переработки зритель­ной информации (N.R. Vamey, К.Digue, 1983).


В качестве отдельной самостоятельной функции ряд авторов выделяют мнестическую сторону оперирова­ния с цветами (H.J.Hannay, 1979 и др.).

Однако до сих пор отсутствует общая точка зрения относительно типов нарушения и их соотношения, т.е. общей структуры «цветовой системы».

В настоящей работе мы основывались на пред­ставлении обуровневой организации цветовых функций и возможности изолированного нарушения различных уровней. Ставилась задача исследования всей системы цветовых функций комплексно с целью выявления их соотношения при различных дефектах и выясне­ния, расстройство какой (или каких) из них обус­ловливает наблюдаемый дефект. Анализ полученных результатов производился с точки зрения связи име­ющегося дефекта с локализацией и латерализацией патологического процесса.

методика и испытуемые испытуемые

Ориентируясь на литературные данные, в качестве объекта изучения мы избрали группу больных с поражением преимущественно теменно-височно-заты-лочных отделов головного мозга. Для контроля иссле­дование проводилось и на нормальных испытуемых.

В группу вошли 71 больных с локальными пора­жениями головного мозга (среди них 4 левши) и 40 здоровых испытуемых правшей. Среди испытуемых не было лиц с врожденными аномалиями цветового зре­ния. 52,5% здоровых испытуемых составили мужчины (21 человек), женщины — 19 человек. Средний воз­раст здоровых испытуемых был 43,6 года. 22 человека имели высшее и незаконченное высшее образование, остальные — среднее.

Среди больных 53,52% составляли мужчины (38 человек). Средний возраст группы больных равнялся 43,1 года. 41 больной имел высшее и незаконченное высшее образование. 22 человека — среднее, 8 чело­век — неполное среднее образование. В зависимости от локализации и латерализации патологического про­цесса все больные делились на шесть групп. Больные с поражением левого полушария: теменно-височно-за-тылочных отделов (ЛТЗ-труппа) — 18 человек, темен-но-височных отделов (ЛТБ-труппа) — 1 человек; с поражением правого полушария: теменно-височно-затылочных отделов (ЯТЗ-группа) — 19 человек, те-менно-височных отделов (ЯГб-группа) — 9 человек и 18 больных с поражением обоих полушарий, из них 11 человек с поражением теменно-височно-затылоч-ных отделов (ДТЗ-группа) и 7 человек с поражением Заднелобно-теменных отделов (ДЛУ-группа).

методика Батарея тестов состояла из 9 отдельных заданий.

1. Полихроматические таблицы Е.Рабкина (1971). Требовалось назвать, какие фигуры или цифры ис­
пытуемый видит на таблице. Паттерн ошибок у больных сравнивался с паттерном ошибок, характерных
для дихроматов и аномальных трихроматов.

2.Идентификация цветов. Испытуемому предъявлялись шесть эталонных образцов (красный, оранжевый,
желтый, зеленый, голубой, фиолетовый, коричневый) и предлагалось к каждому из них подобрать идентичный из используемого набора из 51 стимула. В него входили 5 красных, 5 желтых, 10 зеленых, 9 синих (вместе с голубыми), 4 фиолетовых, 2 пурпурных, 7 коричневых, 2 серых, черный и белый цвета, ко­торые отличались между собой по цветовому тону, светлоте и насыщенности.


В случае неправильной идентификации разре­шалось непосредственное сравнение стимулов и повторение попытки подобрать стимул к образцу. Фик­сировалось количество попыток и номер подобранного стимула в каждой попытке, который характеризовал выбранный цвет.

Результаты выполнения задания выражались в баллах. Правильное выполнение при одной попытке оценивалось нулевым баллом. За каждую следующую попытку добавлялся один балл. Кроме того, оцени­валось «качество» идентификации в каждой попыт­ке. Если выбранный стимул находился в пределах того же класса цветов, что и эталон, добавлялся один балл, если в пределах соседних участков спектра — 2 балла. В случае, когда выбранный цвет был очень далеким от эталона, добавлялось 3 балла. Таким об­разом, плохое выполнение соответствовало высокой балльной оценке, и наоборот. Анализировался сум­марный показатель по всем цветам.

3. Ранжирование цветов по цветовому тону. Этот тест аналогичен тесту Фарнсворта—Манселла, кото­
рый направлен на исследование нарушений цветовой перцепции. Испытуемому предлагалось выложить в ряд
восемь стимулов таким образом, чтобы получить плавный переход от одного цвета к.другому в каждом из
следующих участков спектра: красный—желтый, желтый—зеленый, зеленый—синий, синий—фиолетовый,
фиолетовый—пурпурный, пурпурный—красный. Начальный и конечный цвета задавались. Для усложнения
задания вводились дополнительно 6 альтернативных цветовых стимулов, немного отличающихся от сти­
мулов ряда по цветовому тону, насыщенности и светлоте.

Для каждого испытуемого подсчитывался балл, характеризующий выполнение задания, по принци­пу, описанному у Г.Пердриэла (1962). Оценка для каж­дого ряда находилась как сумма разностей порядков каждого стимула с предыдущим и последующим в ряду. Если включался дополнительный стимул, то в зави­симости от степени отличия его от стимулов прибав­лялся 1, 2 или 3 балла.

Таким образом, чем хуже выполнялось задание, тем более высокий балл получал испытуемый. Ана­лизировались показатели в каждом участке спектра и суммарный балл по всем секторам.

4. Запоминание цветов. Испытуемому предлагалось найти предъявленный стимул среди указанного
набора. Ему по очереди предъявлялись 14 одиночных стимулов, два раза по два стимула и два раза по три.
Время предъявления составляло 2 с. Требовалось по памяти найти точно такой же цвет среди используе­
мого набора. Если испытуемый давал ошибочный, ответ, то процедура повторялась до тех пор, пока
пациент правильно не находил нужный цвет или не давал отрицательный ответ.

Результат выполнения оценивался в баллах, отдельно для запоминания одиночных стимулов и не­скольких (двух или трех цветов). Способ подсчета был таким же, как и для теста на идентификацию. Кро­ме того, подсчитывалось общее количество ошибок в процентах для каждого испытуемого.


5. Подбор цвета к контурному изображению знакомых предметов. Это модификация теста на раскраску
М.Левандовского (1968), в котором испытуемому предлагалось находить подходящий цвет к изображенному

предмету. Использовались изображения семи знакомых предметов: клубники, медведя, ели, лягушки, коло­кольчика, пламени свечи, цыпленка. Цвет подбирался из описанного ранее набора.

Для каждого стимула составлялась таблица ве­роятностей всех возможных ассоциаций по резуль­татам нормы. Результат выполнения задания каждым испытуемым оценивался как сумма вероятностей использования выбранного цвета при подборе к каж­дому из 7 изображений.

6. Вербальная ассоциация: «знакомый предметцвет». Испытуемому предлагалось вспомнить и назвать
цвет некоторых предметов: пожарной машины, вагона поезда, раствора марганцовки и др. Производилась
оценка количества ошибочных утверждений в процентах.

7. Вербальная ассоциация: «цвет—предмет». Испытуемого просили назвать 5 предметов из следующих
цветов: красный, желтый, зеленый, синий. Требовалось называть предметы, для которых данный цвет
является одним из характерных свойств. Например, «красный» — гвоздика, огнетушитель, «синий» —
джинсы и т.д.

Анализировалось суммарное количество фор­мальных ответов типа «одежда», «цветы», неадек­ватных ответов типа «желтый помидор» и отказов от выполнения.

8. Называние цветов. Использовался вышеописанный набор из 51 цветового образца. Испытуемым пред­
лагалось называть предъявленные цвета как можно более точно, указывая оттенки, характеристики: яркий,
светлый, темный и т.д. так, чтобы, ориентируясь на название, можно было представить себе цвет стимула.

По данным нормальных испытуемых для каждого из использованных стимулов составлялась таблица ве­роятностей всех встречающихся названий. В соответ­ствии с этим каждое из использованных названий получило свою оценку в баллах, равную относитель­ной частоте употребления этого названия для нормаль­ных испытуемых. Затем для каждого испытуемого производился подсчет средней оценки по каждому классу цветов (красных, синих и т.д.) и суммарного показателя по всем классам. Помимо такого анализа, производился анализ типов названий, как это описа­но у Н.Н.Николаенко (1981). Для каждого испытуемого подсчитывалось количество (в %): 1) простых названий (красный, желтый и т.д.); 2) названий с харак­теристиками цвета по светлоте, яркости и насы­щенности (ярко-оранжевый, густо-зеленый и т.д.); 3) словосочетаний (серо-фиолетовый); 4) предмет­но-соотнесенных названий («цвет морской волны»).

9. Классификация цветов по цветовому тону. Это модификация хорошо известного теста на сортировку
окрашенных мотков шерсти (Е.П.Кок, 1967). Использовался набор из 51 цвета. Испытуемому предлагалось
разложить цвета на группы похожих по цветовому тону. Для анализа выбирался показатель количества оши­
бочных включений цвета в определенную группу по сравнению с нормой. Неправильной считалась такая
классификация, которой не было ни у одного из нормальных испытуемых.

Во всех случаях испытуемые исследовались при дневном освещении, сидя спиной к источнику све­та. Стимульный материал находился на столе, на расстоянии около 30 см от глаз.

Перечисленные методики можно условно раз­делить на несколько групп.

1. Задание (1), удостоверяющее отсутствие врожденных аномалий цветового зрения.

2. Задания на идентификацию цветовых эталонов и ранжирование стимулов по цветовому тону


Таблица 1 Средние показатели выполнения заданий по всем группам испытуемых

(задания 2 и 3). Традиционно считается, что подоб­ные тесты направлены на исследование перцептив­ного уровня анализа цветовой информации.

3. Задание (4), направленное на исследование
кратковременного запоминания цветовых эталонов
с последующим узнаванием.

4. Тесты на припоминание цвета знакомых предме­
тов в вербальной и невербальной формах (задания 5,
6, 7). Такого рода задания относятся, по мнению Е. Де
Ренци, Г.Скотти и Х.Спиннлера, к ассоциативным
тестам, исследующим «связь между визуальными дан­
ными и образами в памяти и со словами» (1969).

5. Задание по называнию цветов (тест 8). Оно
направлено на исследование речевого оперирования
с цветами — вербального обозначения цвета.

6. Тест на классификацию цветов (9); адресуется
в большей степени к интеллектуальному уровню
операций с цветовыми стимулами, требующему
обобщения по определенному принципу.

Таким образом, использованная батарея методик была направлена на изучение нескольких уровней си­стемы переработки информации о цвете; она адресо­валась к сенсорному (задание 1), перцептивному (2, 3), мнестическому — кратковременной (задание 4) и долговременной (5, 6, 7) памяти, к собственно рече­вому (8) и интеллектуальному уровням (9).

Полученные количественные данные анализи­ровались с помощью факторного дисперсионного анализа и/или t-статистики (Г.Кимбл, 1982).

результаты

Полихроматические таблицы Е.Рабкина. Все здо­ровые испытуемые и 46 больных с локальными пора­жениями головного мозга правильно читали таблицы, не сделав ни одной ошибки. Остальные больные в не­которых случаях допускали неправильное прочтение отдельных таблиц, что было обусловлено невнима­тельностью, оптико-гностическими нарушениями, игнорированием участков зрительного поля или фраг­ментарностью зрительного восприятия, сужением по­лей зрения.

Полученные результаты, наряду с данными анам­неза, говорят об отсутствии у обследованных больныхи здоровых испытуемых врожденных аномалий цве­тового зрения.

Идентификация цветов. Средние показатели вы­полнения задания по всем группам испытуемых при­ведены в табл. 1.

При сравнении показателей с помощью t-ста­тистики выявилось, что здоровые испытуемые зна­чимо лучше выполняли это задание, чем другие группы испытуемых (р<0,001). Из всех групп боль­ных худшие показатели наблюдались у лиц с пора­жением теменно-затылочных отделов правого и обоих полушарий головного мозга. Так, значение t-критерия при сравнении показателей ПТЗ- и ПТВ- групп составило - 2,58 (р<0,02), ПТЗ нЛТЗ- 2,63 (р<0,02),ПТЗиЛТВ-2,59(р<0,02),ЛТЗиДЛТ- 2,09 (р<0,05), ДТЗ и ДЛТ - 2,20 (р<0,05), ДТЗ и ЛТЗ - 2,46 (р<0,05), ДТЗ и ЛТВ- 2,51 (р<0,05), ДТЗ и ПТВ - 2,46 (р< 0,05).

Для больных с поражением ПТЗ- и ДТЗ-областей характерным было действие, направленное на непос­редственное сличение эталона с выбираемым цветом. У некоторых больных ПТЗ- и ДГЗ-групп имелась вы­раженная тенденция сравнивать с эталоном все цвета, принадлежащие к тому же классу, что и эталон, и даже цвета, относящиеся к соседнему классу. Если здоро­вые испытуемые давали окончательный ответ, не со­вершая внешних действий по непосредственному сравнению стимулов, при этом только в 12 случаях из 240 была допущена ошибочная идентификация, то у больных из этих групп действие из внутреннего плана переносилось во внешний. На нарушение идентифи­кации цветов у больных с поражением правого полу­шария и, в частности, правой затылочной области прямо указывается в работах Н.Н.Николаенко (1981) и М.В.Сербиненко с соавторами (1978).

Ранжирование цветов по цветовому тону. Показате­ли для всех групп больных значимо хуже, чем для нор­мальных испытуемых (р<0,01) (табл. 1). Как видно из таблицы, наихудшие показатели по этому тесту име­ют больных ПТЗ- и ДТЗ-групп. Однако различия в по­казателях групп больных, у которых патологический очаг располагается в пределах одного и того же полу­шария, незначимы. Больные с поражением теменно-


 

 

Задание Группа испытуемых
Норма ПТВ ПТЗ ЛТВ ЛТЗ ДЛТ ДТЗ
Идентификация цветов (в баллах) 0,45 5,1 13,2 4,57 5,23 6,25 18,61
Ранжирование цветовых образцов (в баллах) 15,03 24,72 26,67 20,83 21,87 19,95 27,02
Запоминание цветов (в баллах): 1 стимул 2,85 11,06 26,3 14,79 18,57 18,57 29,13
более одного 7,13 26,1 40,42 34,5 26,58 36,25 40,57
Подбор цвета к контурному изображению знакомых предметов (в баллах) 2,45 1,58 1,55 1,74 1,51 1,62 1,53
Вербальная ассоциация «знакомый предмет — цвет» (%)   4,44 6,91 14,78 9,46 5,84 11,42
Вербальная ассоциация «цвет — предмет» (число неадекватных ответов)   0,1 0,67   1,21   0,78
Вербальная ассоциация «цвет — предмет» (число ошибочных ответов)   1,9 5,42   6,43 5,83 3,67
Называние цветов (в баллах) 4,26 3,18 2,98 3,31 2,77 3,35 2,38
Классификация цветов (число ошибок)   0,75 2,047 0,86 2,58 2,17 3,29

затылочных отделов правого полушария и обоих полу­шарий хуже выполняли это задание, чсмЛТВ-, ЛТЗ- и ДЛТ-групп.

При сравнении показателей больных с односто­ронними поражениями выделялись две независимые переменные: фактор латеральности (правое полуша­рие/левое полушарие); фактор вовлечения в патологи­ческий процесс затылочных отделов (ЗуЗ"). Значимым оказался фактор латеральности (F=9,7, p<0,01). Та­ким образом больные, у которых патологический очаг располагался в правом полушарии, хуже выполняли это задание по сравнению с левополушарными боль­ными.

Анализ показателей (табл. 2) ранжирования в раз­личных частях спектра выявил, что худшие результаты у больных всех групп наблюдались в сине-зеленой и фиолетово-пурпурной областях (р<0,01).

Таблица 2

Средние значения выполнения задания по ран­жированию цветов в различных участках спект­ра по всем группам больных

 

 

Испытуемые Область спектра
К— Ж Ж—3 3— С ГС— Ф Ф—П П—К
Норма 14,9 16,1 16,4   14,2 14,2
Больные 21,99 23,19 27,06 22,07 25,99 26,32

Примечание. К — красные цвета, Ж — желтые, 3 — зеле­ные, С — синие, Ф — фиолетовые, П — пурпурные.

Аналогичные данные были получены в исследо­ваниях Г.Скотти и Х.Спиннлера (1970), Е.Капитани и др. (1978), которые объясняют возрастание ошибок, связанных с этими участками спектра, ухудшением различения по цветовому тону, свойственным как больным, так и здоровым испытуемым.

Заполнение цветов. Средние значения показате­лей выполнения теста по группам испытуемых при­ведены в табл. 1.

Все группы больных показали худшие по сравне­нию с нормой результаты по этому тесту, однако наи­большие трудности испытывали больные ДТЗ- и ЛТЗ-групп (р<0,05). Для анализа результатов больных с односторонними поражениями выделялись три не­зависимые переменные: фактор полушария, фактор 3+/3' и количество предъявляемых стимулов (один и более одного). Значимыми оказались фактор 3+/3" (F=4,41; p<0,05) и фактор количества стимулов (F=36,4; p<0,01). Особенно интересным фактором пред­ставляется значимость показателя взаимодействия пер­вых двух факторов (F=ll,41; p<0,001): полушария и вовлечения затылочных отделов. Таким образом ухуд­шение запоминания цветовых стимулов у группы боль­ных с локализацией очага в теменно-затылочных структурах, по сравнению с результатами больных с поражением теменно-височных структур, находится в зависимости от латерализации патологического про­цесса и резче выражено при поражении правого полу­шария.

Подбор цвета к контурному изображению знако­мых предметов. Попарный анализ оценок по этому те­сту выявил одно значимое различие: по сравнению со здоровыми испытуемыми хуже выполняли задание больные с поражением левой теменно-затылочной области (р<0,05,1=2,023). БольныеДТЗ-группы также плохо справлялись с этим заданием, однако по срав­нению с нормой различие находится на недостаточно высоком уровне значимости (t=l,953). Как правило, больные подбирали цвет в пределах того же класса цветов, что и здоровые. Но некоторые больные сдела-


ли несколько неадекватных выборов, например к кар­точке с изображением мухомора подобрали бледно-лиловый цвет; к «цыпленку» — серый и др. У этих больных патологический процесс привел к дисфунк­ции теменно-затылочных и теменно-височных струк­тур левого полушария.

Полученные результаты и наблюдения совпадают с литературными данными (С.Н.Давиденков, 1956 и др.) относительно роли теменно-затылочных струк­тур левого полушария в выполнении заданий на ассо­циацию цвета со знакомыми предметами, дисфункция которых в грубых случаях ведет к возникновению цве­товой агнозии.

Вербальная ассоциация «предмет — цвет». В каче­стве сравниваемых переменных служил показатель числа неадекватных ответов, таких, как: «снегирь — голубой», «йод — синий» и т.д. Данные приводятся в табл. 1. Наиболее высокий процент ошибочных ответов наблюдался в группах больных с поражением левой теменно-височной области и теменно-затылочных от­делов обоих полушарий. Однако только результаты ЛТВ- группы значимо отличались от показателей других групп больных (кроме ДТЗ- и ЛТЗ- групп).

Обработка результатов с выделением: 1) факто­ра полушария, 2) фактора 3+/3" показала значимость фактора полушария (р<0,05, F=4,65): менее успеш­но выполняли это задание больные с левосторон­ней латерализацией очага.

Вербальная ассоциация «цвет—предмет». Резуль­таты больных всех групп значительно хуже, чем у здоровых испытуемых (р<0,01) (табл. 1). Лучшие ре­зультаты среди групп больных показали больные с поражением правой теменно-височной области (р<0,01) (различия в показателях ЛТБ- группы \\ДТЗ; ПТВ и ДЛТ-трупп незначимы).

Сравнение результатов, показанных больными с односторонними поражениями, выявило значи­мость второго фактора (3+/3~) (р<0,01, F=8,49): худ­шие показатели по этому тесту имели больные, у которых патологический процесс распространялся на затылочную область.

В качественном отношении у больных различных групп не наблюдалось особых вариаций ошибочных ответов. Это были либо формальные ответы, напри­мер, «красная одежда» «синие машины», либо неадек­ватные — «желтая смородина», «синяя гвоздика», «зеленая свекла», либо отказ от дальнейшего поиска подходящих объектов. Число неадекватных ответов было максимальным у^ГЗ-группы (табл. 1).

Дисперсионный анализ этих показателей выявил значимость фактора латеральности (р<0,05; F=4,65) и «затылочного» фактора 3+/3" (р<0,05; F=4,26). Боль­ные с левосторонней локализацией патологического очага давали большее число неадекватных ответов, чем группа больных с поражением правого полушария. Поражение теменно-затылочных структур приводило к росту числа неправильных ответов по сравнению с теми случаями, когда патологический очаг не распро­странялся на указанные структуры.

Называние цветов. Суммарная оценка названий для всех групп больных (табл. 1) оказалась ниже по сравнению с результатами для нормы (р<0,001). Су­ществуют значимые различия суммарных оценок больных ДТЗ-группы и других групп (р<0,01), кроме больных с поражением левой теменно-затылочной области. В последнем случае различие недостаточно высоко (t=l,39). При сравнении результатов боль­ных с односторонними поражениями выявляется значимость фактора 3+/3" (F=5,052, p<0,05) при невыраженности фактора полушария. Таким обра­зом больные с поражением теменно-затылочных

отделов хуже называли цвета в этом задании по сравне­нию с теми, у которых опухоль располагалась в темен-но-височных областях, при этом сильных латеральных различий не наблюдалось. Это означает, что при пора­жении как левого, так и правого полушария происхо­дит ухудшение называния цветов, т.е. задача назвать цвет требует участия обоих полушарий. Такой вывод совпадает с результатами ряда авторов, которые пока­зали, что больные с комиссуротомией могут называть цвет при предъявлении его в левую половину поля зрения, т.е. в правое полушарие (J.Levy, C.Trevarthen, 1981), а время речевой реакции называния тахистос-копически предъявляемого цвета не зависит от поло­вины поля зрения, в которое предъявляется цвет (S.Dimond, L.Beaumont, 1972).

Производилось сравнение показателей по клас­сам цветов и анализ типов называний. Сравнение показателей по классам цветов с выделением трех независимых переменных: фактора полушария, фак­тора вовлечения затылочных отделов (3+/3~) и факто­ра «основные—промежуточные» цвета, выявило, что для «основных» цветов (красный, желтый, зеленый, синий) оценки были выше, чем для «промежуточ­ных» (оранжевый, желто-зеленый, сине-зеленый, красно-синий) (р<0,001, F=113,35). Значимыми оказались фактор 3+/3" и взаимодействие фактора ЗУЗ~ и фактора «основной—промежуточный», т.е. когда патологический очаг захватывал затылочную область, называние «промежуточных» цветов стра­дало сильнее, чем когда опухоль располагалась в те-менно-височных отделах.

Частоты различных типов названий в процентах представлены в табл. 3 (средние показатели по груп­пам испытуемых).

Таблица 3

Средняя частота названий различных типов по группам испытуемых, %

 

 

Тип названий Группа испытуемых
Норма ПТВ ПТЗ ПТВ ПТЗ длт дтз
Простые 25,2 38,54 34,78 39,73 46,95 39,55 41,45
С характерис­тиками по светлоте и яркости 43,24 30,06 34,21 38,74 31,84 31,78 39,37
Предметные 26,57 22,54 25,31 18,66 15,53 21,78 11,06
Словосочетания 25,0 14,55 17,13 9,0 11,98 17,15 14,03

Сравнение результатов здоровых испытуемых и больных показывает, что больные чаще, чем здоро­вые, пользовались простыми названиями для обо­значения цвета и реже предметно-соотнесенными словосочетаниями и названиями с характеристика­ми по светлоте и яркости (р<0,001).







Date: 2016-05-13; view: 717; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.025 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию