Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Нейропсихология памяти 1 page
А.Р.Лурия нарушения памяти при локальных поражениях мозга Нарушения памяти при локальных поражениях мозга 'часто отмечались, но редко описывались с достаточной тщательностью и почти никогда не служили предметом исследования, которое могло бы приблизиться к анализу лежащих в их основе механизмов. Вот почему глава о нарушениях памяти при очаговых поражениях мозга является по существу новой и почти незаполненной страницей нейропсихологии, активные попытки к заполнению которой стали делаться лишь в последние годы. В этом сообщении мы попытаемся резюмировать в самом кратком виде те принципиальные положения, из которых мы исходили в наших исследованиях, и те факты, которые были найдены в результате проведенной работы. I. факторы нарушения памяти Известно, что нарушения памяти, встречающиеся едва ли не у половины больных с очаговыми поражениями мозга, проявляются в том, что больные начинают жаловаться на повышенную забывчивость («ничего не могу запомнить», «все забываю», «не могу припомнить, что должен был сделать», «забываю фамилии, названия предметов», «потерял прежние навыки»). Однако природа этого повышенного забывания обычно оставалась без достаточного анализа. В психологической науке сталкивались две гипотезы, по-разному объяснявшие это явление. Одни авторы исходили из предположения, что всякое забывание объясняется слабостью следов и их легким угасанием, которое приводит к их исчезновению (ДжА.Браун, 1958, 1964; Конрад и др., 1958); считалось, что при патологических состояниях мозга это угасание следов наступает быстрее. Другие авторы, исходя из того, что следы памяти обычно запечатлеваются надолго (о чем свидетельствует возможность оживить казалось бы давно забытые воспоминания), приходили к мысли, что в основе забывания лежит торможение следов побочными интерферирующими воздействиями и что забывание представляет собой лишь временное, динамическое явление (Мак Ги, 1932; А.В.Мелтон и др., 1940, 1941; А.А.Смирнов, 1940; Дж.Андервуд, 1957; Л.Постман, 1963, 1967 и др.). Повышенная забывчивость, которую обнаруживают больные с мозговыми поражениями, с этой точки зрения могла объясняться тем, что патологическое состояние мозга приводит к повышению тормозимости следов побочными (интерферирующими) воздействиями, а отсюда следует, что именно в этих динамических факторах нужно искать патофизиологическую основу мнестических расстройств, встречающихся при поражениях мозга. Именно эти предположения особенно настойчиво высказывались исследователями патологических изменений памяти (Г.А.Талланд, 1965; Г.А.Талланд, Н.С.Воу, 1969; К.Прибрам, 1969, 1970 и др.), и естественно, что мы ' Вопросы психологии. 1973. № 4. С.109—117.
начнем с попытки экспериментальной проверки обеих гипотез. Для того, чтобы получить ответ на поставленный вопрос, мы должны были провести на больных с локальными поражениями мозга серию специальных опытов. В некоторых из них прослеживалась сохранность воспроизведения следов предъявленных раздражителей после короткой (1—2 мин) паузы, не заполненной какими-либо побочными раздражителями или побочной формой деятельности («пустые паузы»). В других опытах, посвященных анализу тормозимости запечатленных следов побочными (интерферирующими) воздействиями, такая же краткая пауза заполнялась какой-либо побочной деятельностью, иногда совершенно иного характера, например, при запоминании слов — счетом (гетерогенная интерференция), иногда того же вида, например, при запоминании одной группы слов — другой (гомогенная интерференция). Выявление существенных дефектов воспроизведения следов уже в первой серии опытов говорило бы в пользу предположения о том, что в основе нарушений памяти, возникающих при патологических состояниях мозга, лежит ослабление следов; сохранность же воспроизведения следов после «пустой паузы» при наличии существенных дефектов припоминания в опытах с интерференцией давало бы основание для предположения, что основой нарушения памяти при патологических состояниях мозга является повышенная тормозимость запечатленных следов побочными воздействиями. Наблюдения, проведенные над очень значительным числом больных, дали достаточно четкие и однородные результаты (Н.А.Акбарова, 1971; Н.К.Киященко, 1969; А.Р.Лурия и др., 1970; Л.Т.Попова, 1964). Было найдено, что больные с очаговыми поражениями (опухолями, травмами мозга, последствиями мозговых кровоизлияний) различной локализации (речь не идет о больных с тяжелыми афазиями и агнозиями) без труда удерживали предъявленный им материал (короткие группы зрительных изображений, слов, фраз), воспроизводили его как непосредственно, так и после пауз (30 с—1 мин— 1,5 мин), не заполненных побочной деятельностью, но проявляли резкие нарушения воспроизведения предъявленного материала, если пауза, отделявшая это воспроизведение от предъявления материала, заполнялась какой-либо побочной деятельностью (счетом, рассматриванием картин, повторением других слов или фраз и т.п.). В последнем случае можно было видеть, что больной, который только что легко воспроизводил запечатленный материал, был не в состоянии припомнить и воспроизвести его, либо ссылаясь на то, что он уже забыт, либо же замещая правильное воспроизведение только что запечатленного контаминациями, т.е. смешивая ранее предъявленный и интерферирующий материал, или же заменяя правильное воспроизведение предъявленного материала инертными стереотипами. Полученные данные давали основание утверждать, что патологическое состояние мозга, вызванное очагом, приводит не столько к общему ослаблению следов, сколько к патологическому повышению их тормозимости побочными воздействиями. Это имело место как в случаях глубоко расположенных опухолей мозга (Н.К.Киященко, \969;Л.Т.Попова, 1964), при аневризме передней соединительной артерии (А.Р.Лурия и др., 1970), так и в случаях поражения конвекситальных (поверхностных) отделов коры больших полушарий (Фам Мин Хак, 1973), острых травм мозга (Н.А.Акбарова, 1971). Исключение составляли только больные с поражением левой височной области и левой теменно-височно-затылоч-ной области (М.Климовский, 1966), у которых наряду с описанными нарушениями наблюдалась и отчетливая нестойкость следов. Выступала она, однако, лишь в пределах той модальности, которая была непосредственно связана с функцией пораженного участка (слухо-речевая память у больных с поражениями левой височной области, удержание зрительных образов у больных с поражением затылочной области, удержание пространственных отношений у больных с поражением левой теменно-затылоч-ной области). Только что сформулированное положение является общей характеристикой всех видов нарушения памяти, связанных с патологическим состоянием мозга. Существуют, однако, и такие нарушения памяти (возникающие при разных по локализации поражениях мозга), которые существенно отличаются друг от друга. В соответствии с этим нарушения памяти могут быть или общими, модально неспецифическими, одинаково проявляющимися в любых сферах следов зрительных, слуховых, двигательных, или могут носить частный, модально-специфический характер, проявляться преимущественно в воспроизведении следов, относящихся к какой-либо одной сфере (зрительной, слуховой, кинестетической). Эти особенности могут иметь существенное значение, различаясь своим проявлением при глубинных поражениях ствола мозга и его медиальных отделов, с одной стороны, и при поражении конвекситальных отделов мозговой коры, с другой стороны. Исследование того, как удерживаются и воспроизводятся зрительные, слуховые и двигательные следы при различных по локализации поражениях может дать ценную информацию для дифференциальной диагностики поражений и для выяснения той роли, которую играют соответствующие отделы мозга в организации мнестических процессов. Далее, нарушения памяти могут проявляться на различных уровнях мнестической деятельности. В одних случаях они равномерно распространяются на все уровни, начиная с элементарных сенсомоторных процессов и кончая сложнейшими формами смысловой организации мнестической деятельности. В других случаях проявления нарушения могут ограничиваться лишь одним из уровней, например, уровнем наиболее элементарных процессов, при компенсации этих дефектов за счет сохранности сложных форм кодирования запоминаемого материала. Возможно обратное: нарушение наиболее сложных уровней мнестической деятельности при достаточной сохранности хранения и воспроизведения элементарных процессов. И эта характеристика расстройств памяти может иметь существенное значение для выяснения той роли, которую отдельные системы мозга играют в обеспечении мнестических процессов. Наконец, патофизиологические изменения, лежащие в основе дефектов мнестической деятельности, могут варьировать также по типу нарушений памяти. В одних случаях повышенная тормозимость следов сторонними (интерферирующими) воздействиями может носить характер обычного про- и ретроактивного торможения, вызывая лишь затруднения в припоминании только что запечатленного материала (А.А.Смирнов, 1940). В других случаях она может осложняться явлениями «уравнивания возбудимости» различных следов (А.Р.Лурия и др., 1967), которое, будучи характерным для «фазовых» (тормозных) состояний коры, неизбежно приводит к утере селективности всплывающих связей. Наконец, в третьих случаях может иметь место патологически повышенная инертность раз возникших следов, и тогда нарушения мнестической деятельности будут носить совершен-. но иной характер. Картина нарушений памяти при локальных поражениях мозга оказывается поэтому несравненно более сложной, чем она выступает у многих исследователей. II. общие (модально-неспецифические) НАРУШЕНИЯ ПАМЯТИ Общие (неспецифические) нарушения памяти, одинаково выступающие во всех модальностях, в наиболее грубых случаях приводящие и к нарушению сознания личности в виде дефектов ориентировки в месте и времени, возникают, как правило, при очагах, расположенных в глубинных отделах мозга, захватывающих мозговой ствол и медиальные отделы полушарий (лим-бическая область, гиппокамп) и подкорковых образований (гипоталамус, ядра зрительного бугра и их связи). К ним относятся и те случаи нарушения нормального течения возбуждений по гипоталамо-ма-миллярно-таламическому кругу («кругу Пейпеца»), которые были описаны в классической литературе и которые в стертых случаях приводят лишь к невыраженным общим расстройствам памяти, а в тяжелых случаях могут вызывать возникновение корсаковского синдрома. К этой же группе относятся и ставшие широко известными случаи нарушения памяти при двустороннем поражении гиппокампа, внимание к которым было привлечено после описаний их, которые дали Сковилл, Б.Милнер и Пенфилд (В.Б.Сковилл, 1954; В.Б.Сковим, Б.Милнер, 1957;В.Пенфилд, Б.Милнер, 1958; Б.Милнер, 1968, 1970). Все эти случаи объединяются тем, что нарушения памяти проявляются здесь во всех модальностях, и тем, что они выступают прежде всего в патологически повышенной тормозимости следов побочными, интерферирующими воздействиями. Их физиологическим механизмом является, по-видимому, снижение функции гиппокампа, клетки которого в значительной мере несут функцию сохранения следов и их сличения с актуальными раздражителями, а также нарушение нормальных связей ретикулярной формации с корой, которое приводит к снижению тонуса коры и к нарушению ее нормальной следовой деятельности. Однако если только что упомянутые признаки объединяют все случаи нарушения памяти, возникающие при глубоких поражениях мозга, то следующие из упомянутых выше характеристик — уровень нарушений памяти и особенности патофизиологических изменении нейродинамики — могут приводить к возникновению различных по своему характеру вариантов мнестических расстройств. А. Стертые нарушения общей (неспецифической) памяти. Эта группа расстройств может возникать при сравнительно нерезко выраженных нарушениях в работе названных выше образований и прежде всего при негрубых дисфункциях лимбической области, влияющих на нормальную работу гиппокампа и связанных с ним образований. Мы наблюдали эти нарушения при опухолях гипофиза в тех случаях, когда процесс носил пара-селлярный характер и когда он косвенно влиял на нейродинамику области гиппокампо-мамиллярного круга. Значительное число больных этой группы было прослежено в нашей лаборатории в исследованиях Н.К.Киященко (1969, 1973). В случаях наиболее стертых проявлений этого синдрома больные предъявляют жалобы лишь на некоторое снижение памяти («стал все забывать», «вот только что говорили об этом — а я уже забыл», «все приходится записывать»). Никаких нарушений высших корковых функций в этих случаях может не быть. Нарушения памяти могут не проявляться в обычных экспериментально-психологических пробах, например, в пробах кратковременной памяти или в обычных пробах на заучивание. Лишь в специальных пробах, в которых в паузу, отделяющую воспроизведение серии слов от их первоначального запечатления вводится побочная (интерферирующая) деятельность, дефекты памяти выступают достаточно отчетливо. Особенно выраженно они проявляются в опыте, когда больному, который легко запоминал серию из 3—4 простых слов, предъявляется вторая такая же серия слов, после чего ему предлагается сказать, какие слова входили в первую и какие — во вторую серию. В этой пробе, выявляющей влияние на следы «гомогенной интерференции», больные данной группы проявляют особенно отчетливую патологию: успешно повторив слова, входящие в первую серию, а затем и входящие во вторую серию, легко удерживая вторые эти следы после «пустой» паузы, они оказываются совершенно не в состоянии снова вернуться к только что запечатленным словам и припомнить каждую серию слов по отдельности. Нередко они к своему собственному удивлению констатируют, что прежние, только что казалось бы запечатленные следы исчезли из памяти. Иногда они могут воспроизвести каждую из серий лишь частично или смешивают элементы, входившие в первую и во вторую серию, давая их контаминированное воспроизведение. Повторное предъявление обеих серий мало что меняет в воспроизведении, и иногда бывает нужно повторить обе серии слов 5—6 раз, чтобы больной смог припомнить каждую из этих серий, несмотря на тормозящее влияние интерферирующей деятельности. Характерно, что указанные явления почти одинаково выступают у больных этой группы при воспроизведении как изолированных слов, так и изолированных картинок и изолированных движений, что убедительно указывает на модально-неспецифический характер этого нарушения и дает возможность утверждать, что в его основе лежит повышенная взаимная тормозимость следов, а не их непосредственное угасание. Следует отметить, что описанные нарушения не проявляются в сериях тогда, когда больной должен удержать след простых сенсорных воздействий. Интерферирующее возбуждение в этих случаях не приводит к торможению более ранних следов. Описанные явления взаимного торможения следов не проявляются также при переходе к более высоким уровням организации материала, например, к фразам или рассказам. Сохранением возможности компенсировать повышенную тормозимость следов смысловой организацией материала объясняется тот факт, что больные этой группы, которые были не в состоянии припомнить серию ранее запечатленных 3—4 слов после повторения второй такой же серии, легко воспроизводят первую фразу после предъявления второй такой же фразы или содержание ранее предъявленного рассказа после прочтения второго такого же рассказа. Возможность воспроизвести ранее запечатленный материал сохраняется в 90—95% случаев, а часто оказывается и вовсе незатронутой. Сохранность высших корковых процессов, делающая возможной эту компенсацию нестойкости следов их смысловой организацией, выступает у этих больных и в том, что они никогда не проявляют сколько-нибудь заметных расстройств сознания, полностью сохраняют ориентировку в месте и времени, не проявляют дефектов личностной памяти и не дают кон-фабуляций, которые могут ярко выступать у больных следующей группы. Б. Массивные нарушения общей (неспецифической) памяти. К этой группе относятся нарушения памяти, наблюдаемые у больных с глубокими опухолями мозга, особенно такими, которые, располагаясь по средней линии, существенно нарушая распространение возбуждения по «кругу Пейпеца», воздействуют на образования межуточного мозга (стенки третьего желудочка) и лимбической области (Л.Т.Попова, 1964). Сюда же относятся и варианты нарушений памяти, возникающие в клинике аневризм передней соединительной артерии, вызывающих кровоизлияние в медиобазальных отделах лобной области и стойкий спазм обеих передних мозговых артерий (А.Р.Лурия и др., 1970). Наконец, к этой же группе относятся и те нарушения памяти, которые наблюдаются в случаях острой закрытой травмы черепа, сопровождающейся кровоизлиянием в этих же областях мозга (Н.А.Акбарова, 1971). С предшествующей группой эти случаи сближают столь же общие (модально-неспецифические) нарушения памяти, как те, о которых уже говорилось. Существенным отличием является лишь массивность этих расстройств, приводящая часто к тому, ;что симптомокомплекс, наблюдаемый у этих больных, в некоторых случаях приближается к корсаков-скому синдрому, иногда протекающему на фоне онейроидного состояния и общей спутанности, иногда сопровождаемому конфабуляциями и псевдореминисценциями, и лишь в некоторых случаях не вызывающему общих нарушений сознания. Больные этой группы не только жалуются на «потерю памяти», но и проявляют массивные симптомы Этой потери уже при первом клиническом наблюдении. Обычно они очень плохо удерживают текущие Впечатления, хотя хорошо консолидированные следы Прежнего опыта сохраняются, как правило, гораздо лучше, лишь иногда проявляя признаки нечеткости и спутанности. Нередко бывает достаточно нескольких Минут, чтобы больные забывали о посещении только что заходившего к ним врача и заново приветствовали его, как впервые пришедшего. Многие больные с массивными опухолями указанной области проявляли грубые признаки дезориентированности в окружающем: думали, что они у себя на работе, где они лишь ненадолго прилегли на постель, или в поликлинике, или на вокзале, не могли сказать, где были утром или накануне. При этом если больные с расположением патологического процесса в задних отделах по средней линии могли не давать выраженных конфабуляций (нарушения памяти при двустороннем разрушении, описанные Б.Милнер, протекали вообще без конфабуляций), то больные, у которых процесс располагался в передних отделах мозга и вовлекал медиальные отделы лобных долей или захватывал правое полушарие, могли давать богатейшие конфабуляции, говоря, что утром они «ездили домой», «были на работе», «пррводили совещания» или даже «ездили за границу» и т.п. Было бы, однако, неправильно думать что впечатления от текущих событий вообще не сохранялись у этих больных. После длительного пребывания в клинике они нередко начинали различать ухаживающий за ними персонал, хотя по-прежнему не могли точно отождествить своего врача и нередко продолжали принимать его за родственника или сослуживца. Предположение, что и в этих случаях нарушения памяти связаны не столько со слабостью следов и их быстрым угасанием, сколько с их повышенной тормозимостью побочными (интерферирующими) воздействиями, подтверждается и рядом полученных фактов. Исходным (и парадоксально звучащим) является то, что больные этой группы даже с выраженным кор-саковским синдромом не обнаруживают сколько-нибудь отчетливых расстройств памяти при обычных методах исследования, направленных на установление удержания следов в кратковременной памяти и на заучивание рядов картинок, слов, цифр. Нередко наблюдались случаи, когда такие больные без труда повторяли ряд в 4, 5 и даже 6 слов и воспроизводили его после незаполненной побочными раздражителями «пустой» паузы длительностью 1 — 1,5 и даже 2 мин. Аналогичные данные можно было видеть при изучении удержания фраз и рассказов. Совершенно иная картина возникала, как только такая же пауза (между предъявлением и воспроизведением) заполнялась посторонними раздражителями или побочной, интерферирующей деятельностью. В этих случаях достаточно было отвлечь внимание больного такой побочной деятельностью, как счет («гетерогенная интерференция»), или повторение второго аналогичного ряда слов или фразы, или запоминание аналогичного первому ряда картинок («гомогенная интерференция»), чтобы он оказывался полностью не в состоянии возвратиться к припоминанию предшествующего ряда. Контраст с приведенными выше фактами непосредственного удержания следов был разительным. Общую с предшествующей группой больных особенность составляло то, что и здесь нарушения памяти сохраняли свой модально-неспецифический характер, проявляясь в припоминании как зрительных объектов (фигур, картинок), так и движений или словесного материала (слов, фраз, рассказов). Отличие же от предыдущей группы больных заключалось в том, что здесь нарушения памяти (проявляющиеся в повышенной тормозимости следов интерферирующими воздействиями) охватывали все уровни мнестических процессов, проявляясь как в опытах с с удержанием сенсорных следов и простых действий, так и в опытах с воспроизведением осмысленного, организованного словесного материала. Последний факт, резко отличающий этих больных от предшествующей группы, представляет особенный интерес. Он показывает, что при массивных поражениях глубоких отделов мозга нарушение состояния коры оказывается настолько выраженным, что компенсация мнестических дефектов путем смысловой организации материала становится недоступной (Н.К.Киященко, 1969). Как мы уже указывали, массивные общие (модаль-но-неспецифические) нарушения памяти, возникающие при глубинных поражениях мозга с медиальным расположением очага, могут варьировать. Если очаг располагается в задних отделах мозга, они отмечаются при сохранном контроле и лишь при ограниченных конфабуляциях. Если же очаг располагается в передних отделах мозга и вовлекает медиальные отделы лобных долей — те же нарушения могут протекать на фоне нарушенной критики. В них наблюдаются отчетливые элементы патологической инертности раз возникших стереотипов, коррекция возникающих дефектов памяти исчезает, а нарушение избирательности всплывающих связей возрастает. Эти нарушения памяти детально описаны в других публикациях (А.Р.Лурия, Е.Д.Хомская, С.М.Блинков, М.Кричли, 1967; А.Р.Лурия, А.Н.Коновалов, А.Я.Подгорная, 1970). Сейчас же отметим лишь, что появление контаминации воспроизводимых связей в условиях специального эксперимента (например, в опытах с влиянием «гомогенной интерференции») может быть ранним симптомом дальнейшего клинического проявления состояний спутанности, что придает этому факту прогностическое значение. III. частные, модально-специфические НАРУШЕНИЯ ПАМЯТИ В отличие от только что описанных общих нарушений памяти, частные, модально-специфические нарушения мнестических процессов возникают при очаговых поражениях конвекситальных отделов полушарий и никогда не протекают на фоне нарушений сознания. Больные с этими нарушениями всегда сохраняют общую ориентированность в окружающем, могут достаточно четко передать свой анамнез, не проявляют никаких затруднений в общей ориентировке в месте, не смешивают окружающих с другими лицами и, как правило — (это не относится к больным с поражением лобных долей мозга), достаточно отчетливо осознают свои дефекты и обычно пытаются их компенсировать. Отличительной чертой этих больных является то, что нарушения памяти носят у них частичный характер и ограничиваются лишь пределами одной модальности, обычно той, корковый аппарат которой нарушается данным очагом. Поэтому можно с достаточным основанием утверждать, что нарушения памяти, наблюдаемые в этих случаях, являются собственно лишь продолжением тех гностических дефектов, которые наблюдаются при соответствующих очаговых поражениях мозга. Как правило, в случаях ограниченных очаговых поражений височной области коры, дефекты памяти проявляются в слуховой (при поражениях левого полушария — в слухо-речевой) сфере; при поражении затылочных отделов коры, сопровождающихся оптико-гностическими расстройствами, они ограничиваются нарушением зрительной памяти, а при поражении нижне-теменных или теменно-затылоч-ных отделов коры наблюдаются нарушения пространственной памяти. Как мы уже имели случай показать в другом месте (А.Р.Лурия, М.И.Рапопорт, 1960), достаточно очагу сместиться на 1—2 см (например, в случаях поражения височной области, располагаться на границе с затылочной корой), чтобы этот модально-специфический тип нарушений памяти становился более сложным и чтобы к нарушениям одного вида памяти присоединялись и нарушения другого вида памяти. Как показали наблюдения (Н.А.Акбарова, 1971; М.Климковский, 1966; Фам Мин Хак, 1973), этот модально специфический характер нарушений памяти может быть очень отчетливо выражен, и если у больных с поражением левой височной области удержание следов зрительно воспринимаемых объектов (геометрических фигур или картин) в 90—100% случаев сохраняется даже в условиях интерференции, то удержание слуховых или слухо-речевых следов в этих же условиях резко снижается (возможность правильно воспроизводить соответствующие следы сохраняется лишь в 30—40% всех проведенных опытов). Обратное имеет место в случаях поражения темен-но-затылочных отделов коры, при которых слухо-речевые следы сохраняются в условиях «пустой» паузы в 100%, а в условиях паузы, заполненной интерферирующей деятельностью, в 70—80 % случаев, в то время как воспроизведение зрительно-пространственных отношений (представляющее значительные трудности у этих больных) сохраняется после «пустой» паузы лишь в 50%, а после паузы, заполненной побочной, интерферирующей деятельностью — лишь в 30% случаев. Нарушения памяти у больных описываемой группы отличаются от тех расстройств памяти, которые описаны выше еще в одном, но очень существенном отношении. Если дефекты памяти возникали у описанных выше больных лишь при тормозящем влиянии интерферирующих факторов, то в основе модально-специфических нарушений памяти, характерных для очаговых поражений в задних (гностических) зонах конвекситальной поверхности коры, может лежать и непосредственная слабость модально-специфических следов и их быстрое угасание. Так, достаточно предложить больным с очаговым поражением левой височной области воспроизвести предъявленный им короткий ряд из 2—5 слов после «пустой» паузы в 1,5—2 мин, чтобы увидеть, что один лишь этот фактор приводит к тому, что следы быстро угасают и исчезают без всякого воздействия интерферирующих факторов, что никогда не обнаруживается при исследовании зрительных или кинестетических следов. Эта нестойкость следов заметно возрастает под воздействием интерферирующих факторов, и именно поэтому больные с поражением левой височной области, относительно легко сохраняющие следы одного слова, часто оказываются не в состоянии сохранить следы двух или трех слов (границы доступного для воспроизведения объема варьируют в зависимости от массивности поражения). Обнаруживается тенденция сначала воспроизводить более «свежий» след последнего из предъявленных слов (фактор «recency»), в то время как следы предшествующих слов либо исчезают вовсе, либо же воспроизводятся во вторую очередь. Эта наибольшая сохранность наиболее «свежего» следа часто приводит к изменению порядка, «перевертыванию» воспроизводимой серии, и не обнаруживается при переходе к припоминанию зрительно предъявленной серии. Данный факт уже был описан нами в другом месте (А.Р.Лурия и др., 1967). Следует указать и на последнюю особенность частных, модально-специфических нарушений памяти. Именно потому, что мнестические расстройства, наблюдаемые в этих случаях, носят ограниченный, частный характер и по существу представляют собой продолжение гностических нарушений, больные этой группы, обнаруживая нестойкость модально-специфических следов, сохраняют, однако, возможность удерживать общий смысл предлагаемого им материала. Вот почему такой больной может воспроизвести фразу «на улице выпал глубокий снег» как «на дворе было очень холодно», заменяя одни слова другими, но всегда удерживая ее общий смысл. Аналогичное происходит у этих больных при воспроизведении целых смысловых отрывков (рассказов): отдельные элементы передаваемого рассказа часто оказываются нестойкими и извращенными, одни слова и выражения заменяются другими, но больной, передающий, например, рассказ «Галка и голуби» и называющий галку вороной или сорокой, а голубя синицей или курочкой, всегда сохраняет общий смысл рассказа и нередко после безуспешных попыток воспроизвести нужные детали рассказа, просто говорит: «Не нужно выдавать себя за другого». В этом сохранении общего смысла при нестойкости конкретных словесных значений и состоит важная особенность модально-специфических нарушений памяти. IV. нарушения памяти при поражении ЛОБНЫХ ДОЛЕЙ МОЗГА Совершенно особое место среди частных форм нарушения памяти занимают дефекты мнестичес-кой деятельности, возникающие при поражениях лобных долей мозга. Когда исследователи поведения животных после экстирпации лобных долей обнаружили у них выраженные нарушения отсроченных реакций (Дже-кобсен, 1935 и др.), им стало казаться, что лобные доли являются важным аппаратом, обеспечивающим удержание следов и что расстройства памяти являются одним из наиболее существенных результатов этих поражений. Полученные в дальнейшем факты подтвердили это предположение. Но оказалось, что нарушение отсроченных реакций после экстирпации лобных долей мозга является не столько результатом нарушения памяти, сколько результатом либо повышенной отвлекаемости животного, либо повышенной инертности его нервных процессов. Вот почему контрольные опыты, проведенные рядом авторов (Р.Б.Малмо, 1942; К.Прибрам, 1961, 1963; Л.Вейзк-ранц и др., 1965 и др.), показали, что достаточно было уменьшить влияние отвлекающих раздражителей, проводя опыт в темноте или на фоне барбитуратов, чтобы возможность выполнять отсроченные реакции восстанавливалась. Date: 2016-05-13; view: 693; Нарушение авторских прав |