Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Какие другие провалы рынка можно назвать?





Также провалы рынка включают в себя инфляцию, появление безработицы. В этих случаях действия продавцов и покупателей становятся некоординируемыми. Надо отметить, что к провалам рынка не относят равномерное распределение доходов, регулирование ценообразования, принятие антимонопольного законодательства. Государство может урегулировать ситуацию рыночных фиаско. Для этого принимаются законы, которые предписывают использование оборудования, контролирующего уровень загрязнения окружающей среды. Могут также вводиться налоги, которые отражают ущерб от пагубных внешних эффектов производства. Права собственности владельцев уточняются с целью уберечь природу от загрязнения. Безусловно, провалы рынка являются очень важной экономической проблемой, требующей поиска новых путей разрешения.

Оптима́льность по Паре́то — такое состояние некоторой системы, при котором значение каждого частного показателя, характеризующего систему, не может быть улучшено без ухудшения других.

Таким образом, по словам самого Парето: «Всякое изменение, которое никому не приносит убытков, а некоторым людям приносит пользу (по их собственной оценке), является улучшением»[ источник? ]. Значит, признаётся право на все изменения, которые не приносят никому дополнительного вреда.

Множество состояний системы, оптимальных по Парето, называют «множеством Парето», «множеством альтернатив, оптимальных в смысле Парето», либо «множеством Парето-оптимальных альтернатив». Используются также термины «компромиссные», «неулучшаемые» альтернативы.

В экономике ситуация, когда достигнута эффективность по Парето — это ситуация, когда все выгоды от обмена сторон исчерпаны.

Эффективность по Парето является одним из центральных понятий для современной экономической науки. На основе этого понятия строятся Первая и Вторая теоремы благосостояния.

Одним из приложений парето-оптимальности является т. н. парето-распределение ресурсов (трудовых ресурсов и капитала) при международной экономической интеграции, то есть экономическом объединении двух и более государств. Интересно, что парето-распределение до и после международной экономической интеграции было адекватно математически описано.

Экономический анализ показывает, что добавленная стоимость секторов экономики и доходы трудовых масс находятся в противоречии, что в физике аналогично хорошо известным уравнением теплопроводности, движением частиц газа или жидкости в пространстве. Эта аналогия даёт возможность применить физические методы анализа в отношении экономических задач по дрейфу экономических параметров.

Оптимум по Парето подразумевает, что суммарное благосостояние общества достигает максимума, а распределение благ и ресурсов становится оптимальным, если любое изменение этого распределения ухудшает благосостояние хотя бы одного субъекта экономической системы.

Парето-оптимальное состояние рынка — ситуация, когда нельзя улучшить положение любого участника экономического процесса, одновременно не снижая благосостояния как минимум одного из остальных.

Согласно критерию Парето (критерию роста общественного благосостояния), движение в сторону оптимума возможно лишь при таком распределении ресурсов, которое увеличивает благосостояние по крайней мере одного человека, не нанося ущерба никому другому.

Провал (несовершенство, изъян) рынка — эта такая экономическая ситуация, в которой рациональное поведение субъектов рынка, реагирующих на порождаемую рынком информацию, не обеспечивает Парето-эффективного распределения ресурсов (см. гл. 2). Главными причинами провалов рынка являются:

монополия (а также монопсония);

асимметрия и недостаток информации;

внешние эффекты.

1. В условиях монополии цена превосходит цену совершенной конкуренции, а объем продаж монополии не достигает уровня, который имел бы место при наличии совершенной конкуренции. В результате общество в целом несет потери. Различают ситуативную, естественную и легальную (правовую) монополии. Все они предполагают ограничение на вхождение на рынок. В первом случае ограничение заключается в недостаточности для конкурентов отдельных условий производства в силу концентрации собственности, во втором — в потенциальной неэффективности действий конкурентов при формально свободном входе на рынок, а в третьем — в запретах, устанавливаемых государством. Ситуативная монополия предполагает рыночную власть, основанную на обладании всем объемом некоторого ресурса, необходимого для производства блага, рынок которого монополизируется. Такими ресурсами могут быть, например, месторождения полезных ископаемых, расположенные в уникальных местах гостиницы, санатории и т.д. Государство, если это возможно, борется с ситуационной монополией, используя право принуждения. Так, корпорация, монополизировавшая рынок какого-либо товара, может быть разделена в соответствии с антимонопольным законодательством (например, корпорация «Майкрософт»). Естественная монополия возникает, когда в силу особенностей производственного процесса имеется существенная экономия на масштабе, в результате чего оптимальный объем производства одной фирмы-монополиста может превышать объем рынка при совершенной конкуренции. В этом случае демонополизация обычно затруднена технически. Например, водопровод в городе должна эксплуатировать какая-либо одна компания. Технический прогресс иногда создает предпосылки преодоления естественной монополии, как это имело место, например, при появлении сотовой связи. Легальная монополия имеет место, когда государство целенаправленно наделяет отдельных лиц или организации исключительными правами в сфере производства определенных продуктов. Примером служит монополия, возникающая в результате патентования изобретений. Тех, кто не обладает законным правом, государство не допускает к производству запатентованного продукта. Объектами легальной монополии могут быть экспорт, импорт, торговля какими-либо товарами на внутреннем рынке, например винная монополия и др. Поскольку никакая монополия небезвредна, государство обычно ликвидирует исключительные права патентовладельцев по прошествии некоторого времени.

2. Асимметрия информации — другая причина провалов рынка. Примеры асимметрии информации дают сферы здравоохранения и образования. Здесь покупатель услуги не имеет возможности контролировать производителя, поскольку он вынужден выбирать производителя, прежде чем реальная услуга будет оказана, а оценка качества будущей услуги строится на основе предположений, базирующихся на прежнем опыте. Проблема асимметрии информации часто решается на основе учета репутации. Однако в некоторых случаях полезным оказывается вмешательство государства в форме лицензирования, прямого производства определенных товаров и услуг, а также государственного контроля за их производством и сбытом. Недостаток информации, как и ее асимметрия, также порождает неэффективность рынка. В частности, эффективное функционирование рынков капитала возможно при известных параметрах рынков будущих благ. На практике функционируют фьючерсные рынки (от англ. future— будущее). Но на них обращаются лишь отдельные товары и ценные бумаги, причем сроки, на которые заключаются сделки, невелики. Государство не может преодолеть общий недостаток информации, но оно способно распределить риск между гражданами, чего не могут делать частные инвесторы. Поэтому государство финансирует и осуществляет долгосрочные проекты, страхует банковские вклады и предпринимает другие действия, которые улучшают общий инвестиционный климат в стране.

3. Причиной провалов рынка также являются внешние эффекты.

Внешние эффекты (экстерналии) Положительный внешний эффект имеет место, когда потребление или производство одного субъекта приводит к увеличению полезности каких-либо других потребителей или увеличению прибыли каких-либо других фирм.

внешних эффектах можно представить следующую их классификацию.

По субъекту, создающему внешний эффект: внешние эффекты производства и внешние эффекты потребления

По результату воздействия на внешний субъект: отрицатель­ные и положительные. Отрицательными называются внешние эффекты, снижающие производительность или полезность для внешнего субъекта, а положительными — увеличивающие ее. Как видим, при отрицательных внешних эффектах индивид и общество несут внешние потери (загрязнение воздуха и воды), при положительных они полу­чают внешнюю экономию (обеспечение всеобщего среднего образования, всеобщая вакцинация населения).

По характеру воздействия на внешний субъект: технологические и денежные эффекты (или, в другой интерпретации, прямые и косвенные). Технологическими называются все эффекты, возникающие в результате непосредственной нерыночной взаимосвязи субъектов, которая не реализуется посредством торговли. Классическими примером технологических эффектов являются: загрязняющий окружающую среду завод и живущие по соседству с ним жители; наносящая сельскохозяйственным угодьям железная дорога; уничтоженные посевы одного фермерского хозяйства стадами соседствующего с ним другого фермерского хозяйства и т.д.

В отличие от технологических денежные эффекты (косвенные эффекты) не приводят к осязаемой индивидами и обществом материальной потере или экономии. Они являются результатом изменения цен на факторы производства и приводят к внешней денежной экономии, когда независимо от воспринимающего эффект субъекта, например, снижаются цены у его поставщиков, растут цены спроса потребителей его продукции. Кроме того, они могут приводить к денежным потерям, когда происходят обратные изменения. Таким образом, денежные внешние эффекты являются результатом взаимозависимости производителей, при которой доходы зависят не только от собственных затрат и выпуска, но и выпуска и затрат других экономических субъектов. То же можно сказать и в отношении потребителей, доходы и расходы которых также взаимозависимы.

Особенностью данных эффектов является то, что они не приво­дят к неэффективному размещению ресурсов и не искажают функ­цию предложения, когда фирмы производят больше или меньше оптимальных объемов производства. Поэтому считается, что денежные эффекты носят косвенный, опо­средованный характер и не имеют таких серьезных последствий для экономики, как технологические эффекты (некоторые ученые даже отказываются считать их внешними эффектами).

По способам интернализации внешних эффектов: внешние эффекты, которые могут интернализоваться только под воздей­ствием государства, и эффекты, которые могут интернализо­ваться путем переговоров между производителем и получателем внешнего эффекта. Под интернализацией понимается учет внеш­них, как правило, отрицательных эффектов, когда объем производ­ства экономического субъекта, создающего внешний эффект, при помощи различных способов снижается до оптимальных размеров, т.е. до такого уровня, пока издержки снижения отрицательного внешнего эффекта на каждую дополнительную единицу продукции не превысят получаемые от этого выгоды.

По направлениям действия внешние эффекты могут быть разделены на четыре группы: «производство-производство», «производство- потребление», «потребление-производство», «потребление – потребление».

Неравенство доходов предопределяется неравномерным распределением материальных благ. В условиях рыночной экономики распределение доходов происходит на рынках разнообразных производственных факторов: капитала, природных ресурсов, труда. В зависимости от степени обладания этими видами ресурсов и происходит перераспределение благ, вследствие чего возникает неравенство доходов. Среди основных причин этого явления выделяют следующие: Различное распределение собственности. Это наиболее фундаментальная причина указанного неравенства. Она является следствием того, что для создания материальных благ любого рода (а следовательно и доходов) необходимы средства производства: в крупных масштабах таковыми могут быть фабрики и заводы, в мелких – вплоть до рабочих инструментов. Так или иначе, изначальная частная собственность на средства производства и их неравномерное распределение среди населения являются причиной, порождающей неравенство доходов. Банальнейшим примером могут быть начальные отличия стартовых возможностей отпрысков олигархов, получающих крупные средства воспроизводства капитала в наследство, и наследников среднестатистических граждан. И если это является негативной особенностью самой капиталистической системы, то большинство следующих причин вытекают из индивидуальных качеств. Различные способности. Не является секретом, что люди имеют отличные интеллектуальные и физические способности. Кто-то, обладая исключительными физическими данными, реализует их в спортивной отрасли, кто-то хорош в финансовой сфере и так далее. Эти особенности приводят людей в разные сферы общественной деятельности, в каждой из которых свой средний уровень и потолок заработка. Различный уровень образования. Помимо индивидуальных способностей, люди имеют различия и в образовании. Кардинальное отличие этой причины от предыдущей в том, что образовательный уровень зачастую является результатом сознательного выбора каждого человека (не всегда, но обычно это так). Разумеется, имеющий больший запас профессиональных и общих знаний, имеет и больше шансов выгоднее реализовать собственный труд, за чем последует неравенство доходов. Различный профессиональный опыт. В условиях современного отечественного рынка труда весьма высоко ценится профессиональный опыт. Как правило, на практике это означает более низкую оплату труда среди молодых работников и ее увеличение с профессиональным ростом и накоплением опыта. Неравенство доходов могут порождать и некоторые дополнительные факторы. Такие как удача или неудача, доступ к ценным ресурсам и так далее. Неравенство доходов. Кривая Лоренца Для графического изображения степени неравенства в обществе экономисты применяют кривую Отто Лоренца. Она является изображением функции распределения доходов, в котором аккумулируются все численные доли и доходы населения. То есть она отображает доходы конкретной категории населения относительно ее численности. Неравенство доходов и его последствия Среди последствий этого явления различают экономические и социальные. К первым, например, относится нарастающее расслоение категорий населения: то есть небольшое количество населения сосредотачивает в своих руках все большее количество ресурсов, отбирая их у бедных. Следствием этого является недовольство в обществе, социальное напряжение, беспорядки и так далее.

 

Date: 2016-05-23; view: 1213; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.045 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию