Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Человек как предмет философской антропологии. Многомерность сущности человека
Философская антропология – фундаментальная наука о сущности человека, об отношении к природе, его метафизическом сущностном происхождении, физическом, психическом и духовном проявлении в мире, основных направлениях и законах его биологического, духовно –исторического и социального развития. Проблема сущности человека принадлежит к разряду вечных философских проблем. Особенно остро философское осмысление проблемы человека встает в переломные, кризисные периоды жизни человеческого общества, требующего максимального напряжения всех духовных и физических сил человека. В философской традиции человека одновременно рассматривали как природное начало, включенное в многообразие естественных процессов на уровне тела; социальное начало воспроизводящее в духовном опыте социокультурные связи и отношения; конкретно-индивидуальное начало, реализующее свою свободную волю, судьбу и предназначение. Соответственно этим началам сформировались следующие основные интерпретации человека: натурализаторская (человек - элемент природы, подобный животным и подчиненный единым с нею законам функционирования), рационалистическая (особенности человека связаны с наличием у него разума, сознания, целепоагающей деятельности), экзистенциально-персоналистская (хар-на для неклассической философии: человек как особое начало в мире, не сводимое к внешним законам, а объяснимое с точки зрения индивидуально-неповторимого опыта и судьбы), социологизаторская (человек продукт не сколько биологической, сколько социальной эволюции). Каждый конкретный человек представляет собой уникальную ценность. Многомерные измерения человеческой личности высвечивают самые разные его характеристики через описание его типологических особенностей. В рамках двуединой модели человек понимается как биосоциальное существо, генетически и функционально обусловленное эволюционным развитием природы и общества. Здесь своеобразно переплетаются два типа программ наследования (генетических и социокультурных), два типа потребностей (биологических и социальных) и т. д. Такая двуединая модель понимания человека выявляет наиболее обоснованные, научно и фактически признанные стороны и закономерности изучения человека. Вместе с тем, оставаясь в рамках двуединой модели человека, весьма сложно исследовать отдельные черты человеческой индивидуальности, ее неповторимости, уникальности. В философии сложилась и более объемная целостная, так называемая триединая модель человека, рассматривающая его в единстве таких составляющих, как тело, душа и дух. Рассматривая человека с точки зрения таких в большей степени философских, чем научных сущностей, следует иметь в виду, что реальный человек представляет собой неразделимое единство телесного, психического и духовного начал, каждое из которых дополняет и конкретизирует друг друга. Понятие тела подчеркивает прирожденные основы человека, жизненно необходимую связь человека и природы, его особенности как биологического вида. Понятие души выражает исторически меняющееся воззрение на психику и внутренний мир человека. Понятие духа связано не столько с описанием индивидуальности, сколько всеобщего в человеке. В отличие от понятия души понятие духа включает относительную независимость от эмоц. переживаний, акцентирует объективную значимость своего содержания, разумность.
Date: 2016-05-18; view: 2012; Нарушение авторских прав |