Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учение философии о пространстве и времени





Исторически сложились два подхода в понимании про­странства и времени.

1) субстанциональ­ный - рассматривает пространство и время как самостоя­тельные сущности наряду с материей. Эта идея, намеченная Демокритом, получила свое выражение в концепции абсо­лютного пространства и времени И. Ньютона. Благодаря пустоте движение дискретных материальных тел в простран­стве и времени осуществляется якобы за счет внешнего, привнесенного действия.

2) реляционный подход - наметился у Ари­стотеля и был развит Р. Декартом, Г. Лейбницем, и воплотился в неевкли­довой геометрии, получил математическое обоснование в теории относительности А. Эйнштейна. В этой концепции пространство и время рассматриваются не как особые субстанции, а как формы существования вещей. Пространство - время – структура сосуществований и из­менений (процессуальность) всего материального. Пространство - форма бытия материи, которая харак­теризует ее структурированность, дифференцированность, взаимное расположение, протяженность, соразмерность, объ­ем, величину, форму тел мира. Так, в представлениях первобытного общест­ва пространство достаточно четко локализовано и прерыв­но - территорией племени, Реальное простран­ство нашего мира обладает некоторыми стабильными свой­ствами — трехмерностью ( пространственные параметры любого объекта могут быть выражены с помощью трех осей координат)и изотропностью ( одинаковой значимости каждого из трех прост­ранственных измерений вещи (высота, например, ничем не лучше длины). Вместе с тем в других физич-х мирах возможно существование четырех-, пяти­мерных и т. д. объектов. В современной культуре обсуждается вопрос об особенностях пространства микромира, биологи­ческого, соц-го и др пространств. Социальное пространство – это такая социально организованная среда, которая необходима для подлинно человеческого бытия людей. Время – форма бытия материи, характеризующая преимущественно ее изменчивость, дли­тельность существования объектов и последовательность смены их состояний. Время противоречиво: течет (непре­рывно) и длится (прерывно из-за конечности каждого акта изменения). Момент выступает как зафиксированное «мгно­вение» движения, как преходящий элемент временной структуры бытия. Трем модусам времени - прошлому, на­стоящему и будущему - соответствуют три состояния соз­нания: память, созерцание и творчество. В трактовке времени и его структуры можно выделить: 1) Динамичес­кая концепция возникает в глубокой древности (Гераклит) и признает «течение» времени, его необратимое движение вперед («стрела времени»)» В этом процессе выделяются прошлое, настоящее и будущее. 2)Статическая - отрицает течение времени и рассматривает все события временного многообразия как реально существующие. Нет никакой принципиальной раз­ницы между событиями прошлого, настоящего и будущего: различие между ними примерно такое же, как между разны­ми точками пространства. В трактовке и оценке времени также прослеживается влияние социокультурных и личностных факторов. Так, для первобытного. человека время - то, что происходит с ним и его окружением именно сейчас; прошлое, настоящее и будущее почти не различаются им. В древних аграрных ци­вилизациях, зависящих от циклических событий природы (смена времен года, весенние разливы рек и т. д.), время трактуется как цикл, вечный круговорот. В средние века под влиянием христианской идеологии - движение мира от прошлого к будущему(начало и конец мира) и об основных состояниях времени - прошлом, настоящем и будущем. Эта идея линейного времени закрепляется в эпоху машинной ци­вилизации, ориентированной на постоянный прогресс, на бу­дущее. Здесь же окончательно осознается необратимость вре­мени и его власть над человеком, невозможность, в отличие от пространства, его покорения. Индивидуально и неоднозначно и восприятие времени каждой личностью. Один и тот же отрезок физического вре­мени кажется коротким или долгим в завис-ти от настроения, ситуации и т. д. Категория времени обладает огромной мировоззренчес­кой ценностью для человека. Если пространственные харак­теристики сущего не оказывают на жизнь человека опреде­ляющего влияния (одинаково жить Китае или в Америке,)то никто из нас не может вы­прыгнуть за пределы своего времени, замедлить или про­длить свое бытие.
8 Диалектика и метафизика как альтернативные методологии познания

Диалектика (греч. dialektike) – наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Научному пониманию Д. предшествовала долгая история, и само понятие Д. возникло в ходе переработки и даже преодоления первоначального смысла термина. Уже античная философия с большой силой подчеркнула изменчивость всего существующего, поняла действительность как процесс, осветила роль, какую в этом процессе играет переход всякого свойства в противоположное. Сам Аристотель отличает “Д.” от “аналитики” как науку о вероятных мнениях от науки о доказательстве. Платон вслед за элеатами (Элейская школа) определяет истинное бытие как тождественное и неизменное, тем не менее в диалогах “Софист” и “Парменид” обосновывает диалектические выводы о том, что высшие роды сущего могут мыслить только таким образом, что каждый из них есть и не есть, равен себе самому и не равен, тождественен себе и переходит в свое “иное”. Поэтому бытие заключает в себе противоречия: оно едино и множественно, вечно и преходяще, неизменно и изменчиво, покоится и движется. Противоречия есть необходимое условие для побуждения души к размышлению. Это искусство и является, по Платону, искусством Д. Развитие Д. продолжали неоплатоники (Плотин, Прокл). Шеллинг вслед за Кантом развивает диалектическое понимание процессов природы. Вершиной в развитии домарксистской Д. была идеалистическая Д. Гегеля. Гегель “впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал связь этого движения и развития”Д. не только “онтологическое”, но и гносеологическое учение, логика, рассматривающая мышление и познание равным образом в становлении и развитии, поскольку вещи и явления есть то, чем они становятся в процессе развития, и в них, как тенденция, заложено их будущее, то, чем они станут. В этом смысле и теория познания рассматривается материалистической Д. как обобщенная история познания и каждое понятие, каждая категория, несмотря на свой предельно общий характер, отмечены печатью историчности. Главной категорией материалистической Д. является противоречие. В учении о противоречиях она вскрывает движущую силу и источник всякого развития; в нем содержится ключ ко всем остальным категориям и принципам диалектического развития: развитие путем перехода количественных изменений в качественные, перерыв постепенности, скачки, отрицание исходного момента развития и отрицание самого этого отрицания, повторение на высшей основе некоторых сторон, черт первоначального состояния.


Метафизика. -Термин “М.” возник в 1 в. до н. э. как обозначение части философского наследия Аристотеля и буквально означает “то, что следует после физики”. Сам Аристотель называет этот, по его убеждению, важнейший раздел своего философского учения “первой философией”, исследующей якобы высшие, недоступные органам чувств, лишь умозрительно постигаемые начала всего существующего, обязательные для всех наук. В этом смысле термин “М.” употреблялся в последующей философии. В средневековой философии М. служила теология как ее философское обоснование. Приблизительно с 16 в. наряду с термином “М.” применялся в равном значении термин “онтология”. У Декарта, Лейбница, Спинозы и др. философов 17 в. М. выступала еще в тесной связи с естественнонаучным и гуманитарным знанием. Эта связь была утрачена в 18 в., в особенности у таких философов, как Хр. Вольф. Именно в этом смысле термин “М.” широко употребляется в современной буржуазной философии.

В новое время возникает понимание М. как антидиалектического способа мышления, как результат односторонности в познании, рассматривающего вещи и явления неизменными и независимыми друг от друга, отрицающего внутренние противоречия как источник развития в природе и обществе. Исторически это было обусловлено тем, что научно-философское познание, которое в древности и в эпоху возрождения рассматривало природу в целом, в движении, ведущем к развитию, теперь, в связи с углублением и дифференциацией научного знания, расчленяло ее на ряд изолированных областей, рассматриваемых вне связи друг с другом. Впервые термин “М.” в смысле антидиалектики употребил Гегель. Маркс и Энгельс, обобщая данные наук и общественного развития, показали научную несостоятельность метафизического мышления и противопоставили ему материалистической диалектики.








Date: 2016-05-18; view: 715; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию