Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема познавательности субъектом объекта





Познание направлено, прежде всего, на некоторый предмет, а не на само себя. Однако возможность заблуждений и ошибок требует, чтобы и само познание являлось предметом критического внимания. Осознание человеком самого себя, осознание своих действий и их мотивов называется рефлексией. Научное познание отличается от ненаучного, например обыденного познания, тем, что оно критически относится к каждому моменту познавательной деятельности, к исходным данным, принципам, методам и результатам. Формами рефлексивного осмысления научного познания являются теория познания, методология, логика науки.

Теория познания (гносеология, эпистемология) — это раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношение знания к реальности, общие предпосылки познания, условия его достоверности и истинности.

В зависимости от ответа на вопрос о возможности познания мира выделяют:

- Позиция познавательного оптимизма-мир познаваем.

- Скептицизм-сомнение в достижении истинного знания. Пиррон-др.Гр., Гераклит: «Глаза и уши- фальшивые свидетельства», Протагор «человек-мера всех вещей»

- Агностицизм-вопрос не может быть окончательно решен. Т.Гекли, Юм.

Важнейшими компонентами познавательной деятельности: понятия субъекта и объекта познания. Субъект-человек, кот познает реальность, использ полученные знания. Объект-фрагмент реальности, противостоящий субъекту.

Методология научного познания — учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности. Представляет собой самосознание науки, осознание путей и методов эффективного решения познавательных проблем. Задачами методологии науки являются описание и анализ этапов научного исследования, анализ языка науки, определение сферы применимости отдельных процедур и методов, анализ исследовательских принципов, подходов и концепций.

Логика науки — это дисциплина, применяющая понятия и технический аппарат современной логики к анализу систем научного знания(в первой четверти XX в).

Термин «логика науки» употребляется также для обозначения законов развития науки (логика научного развития), правил и процедур научного исследования (логика исследования), учения о психологических и методологических предпосылках научных открытий (логика научных открытий).



 

Проблема истины.

Истина – это адекватная информация об объекте, получаемая посредством его чувственного и интеллектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения ее достоверности. Заблуждение – знание не соответствующее своему предмету, несовпадающее с ним. Т. о., заблуждение по своей сути есть искаженное отражение действительности. Ложь – это преднамеренное искажение истины в корыстных целях и характеризующееся сообщением заведомо ложной информации

Существует 2 признака истины:

1) объективность - это содержание знаний, которое определяется объектом и не зависит от субъекта познания.

2)субъективность. По способу существования истина субъективна. Субъективная истина– вне человеческого сознания не существует. Любое суждение содержит объективное знание, но само суждение, как форма мышления, существует только в сознании субъекта.

Для характеристики объективной истины применяют абсолютную и относительную истины. Выражают разные ступени и стороны познания объективного мира и различаются по степени точности и полноте его отражения.

Относительная истина (относ. в объект истине)– это правильное в своей основе положение, которое является неполным, неточным и которое углубляется и уточняется в ходе развития познания.

Абсолютная истина (абс. в обект истине)– это знание, тождественное своему объекту, и поэтому не может быть опровергнуто в ходе дальнейшего развития познания. Т.О. это во-первых, полное исчерпывающее знание о действительности; во-вторых, знание, которое никогда не будет опровергнуто.

Цель познания –конкретные (всесторонние, целостные), а не абстрактные односторонние, фрагментарные) знания. т.о. абстрактная истина может существовать как сторона развития познания к его основной цели – конкретной истине.

Критерии истины (позволяют отграничить истину от заблуждения):

ясность и отчетливость знаний (Декарт); чувственные данные (Фейербах). Также в качестве критерия выдвигались общезначимость (признано многими людьми), прагматизм (является полезным, выгодным), конвенциолизм (соответствует условному соглашению), то во что люди сильно верят; то, что соответствует мнению авторитетов. Т.к. эти концепции не выходили за пределы самого знания, то они не смогли решить проблему критерия истинности. Решающим критерием истинности была приактика. Только практика может доказать истинность знаний. Критерий практики одновременно определенен и неопределенен, абсолютен (только развивающаяся практика может доказать теоретические положение) и относителен (практика развивается, совершенствуется и поэтому тотчас и полностью не может доказать выводы, полученные в результате познания)



В добывании истины необходимо единство теории и практики.

В современной литературе проверка научных положений выражается понятиями верификация (процесс установления истинности научных утверждений путем их соотнесения с реальным положением дел с помощью наблюдения, измерения) и фальсификация (процедура устанавлив. ложность гипотезы, теории путем их соотнесения с реальным положением дел с помощью наблюдения, измерения).

 

12 Сознание как предмет философского осмысления. Сознание и искусственный интеллект

Сознание- философская категория, которая обозначает функцию высокоорганизованной материи мозга, сущность которой состоит в формировании безупречных образов мира, высшая форма отражения реальности, также продукт общественно-культурного развития. Философское понятие сознания является обобщающим ключевым понятием для анализа взаимоотношений человека с действительностью, характеристики одного из фундаментальных свойств высокоорганизованной материи, которое заключается в активной, творческой способности человека как соц. существа отображать и познавать объективный и субъективный мир в форме идеальных образов.

Сущность философского исследования сознания заключается:

1) выявление онтологического статуса сознания (сознание осущ. при помощи мозга, но сознание не функция мозга самого по себе, а функция взаимоотношения человека с миром); 2) характеристика сознания в гноселогическом аспекте (ознание – отражение действительности, возникающее в рез-те формирования нервной системы и мозга); 3) бытие сознание проявляется в создании идеальных образов; 4) Сознание - не только отображение деятельности но и отношение к ней; 5) сознание обозначает высший уровень психической активности человека; 6) философское осмысление сознания предполагает анализ предпосылок развития сложнейших форм самосознания, саморефлексии человека, уникальности и неповторимости переживания своих отношений к реальности, социуму и себе; 7) сознание хар-ся многоуровневой структурой, компоненты которой формы индив. и обществ. сознания, сознат и бессозн, чувств и рациональн.

Как в философии, так и в ряде других наук ставится и осмысливается вопрос возможности создания Искусственного Интеллекта. С возникновением кибернетики задача создания искусственного интеллекта активизировалась. Философия и наука имели различные программы исследования ИИ, тогда как каибернетика, зоопсихология, психология : создание компьют, выполняющих функции интеллектуальной деят. человека, пытались моделировать человеческий интеллект на основе мозгового субстрата (нейрокомпютеры), создание искусственных самообучающихся устройств, способных эволюционировать. С момента отделения от кибернетики (1950) исследования в области ИИ прошли 3 этапа: 1) 195-1960 становление исследовательских программ ИИ, формирование круга задач. относящихся к этому направлению, создание методов и инструментов решения этих задач; 2) 1970 Приобретение ИИ статуса «классической» научно-технической дисциплины; 3) 1980-1990 практическое использование достижений ИИ в различных сферах деятельности.

Благодаря быстродействию ЭВМ удается реализовывать сложные математические процедуры, недоступные мозгу. ЭВМ – усилитель человеческого интеллекта, но создать ИИ, а не его элементы, сейчас вряд ли возможно. Для формирования интеллекта недостаточно мозгового субстрата или сложного кибернетич. устройства, необходимо чтобы: мозговой субстрат был частью активно приспосаблив. к среде организма; чтобы этот организм был не только биологич. индивидом, но и накапливал соц. опыт, был включен в обществ- историч. практику. С этих позиций моделирование человеческого мышления в кибернетике означает не только моделирование мозгового субстрата, но и моделирование жизни и истории развития цивилизации.

 






Date: 2016-05-18; view: 139; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2019 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию