Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Раздел I. Философия, ее предмет и место в культуре
ВВЕДЕНИЕ
Устойчивая обращенность человека к философским вопросам задана спецификой человеческого бытия: он замечает то, что не имеет для него практической значимости, наслаждается тем, что не способствует его выживанию или процветанию, придает значимость тем вещам, которые невозможно оформить в капитал или собственность. Не имея заданных природой рамок восприятия, человек открыт бытию в поисках себя. Значимость философии состоит в том, что человек как определенный тип жизни, вариант существования обращается к основам так, что философские изыскания обретают форму потребности, коренящейся в самой природе человека. Философия – это объективная потребность человека, она не учреждается решением отдельного человека. Та или иная философская позиция отражает определенное видение мира, которое отличается от индивидуальной точки зрения тем, что проявляет в культуре свою устойчивость, воспроизводимость. Поэтому философские проблемы называют вечными: они связаны с самой сущностью человека. Человек и мир существуют через взаимодействие, человек и другие люди существуют способом совместности. Результатом взаимодействия и со-бытия (бытия вместе) и является устойчивое воспроизводство предельных смыслов культуры. Тот или иной человек обращается к тем устойчивым смыслам бытия природы, общества, культуры, через которые он имеет возможность обрести, найти себя. Человек и мир существуют через свою незавершенность. Это является основанием поиска: человек пытается найти себя, сущность бытия. В философии эти исследования обретают свою полноценную форму, определенность: познание себя через познание мира, познание мира через собственное бытие. Познание мира всегда приводит к познанию человеком самого себя и своего места в мире и обществе. Познание самого себя приводит к познанию мира, его представленности в человеке. Отношение «человек-мир» есть основание и цель философского знания. Сущностное философское знание отражает изначальную цель того, что в европейской культуре получило название «образование». Образование – это не определенное количество информации, не просто посещение некоторого количества лекционных и практических занятий. «Образование» – это процесс нахождения собственной сущности через сущность мира, нахождение сущности мира через самопознание. Высшее образование и философия в своей основе имеют две связанные задачи: вывести человека за пределы собственного субъективного мировоззрения на уровень объективности; вывести человека за пределы социальной обусловленности, социально-культурного контекста, который определяет мировоззрение индивида. Результатом подобного выхода за пределы собственного и социального опыта, через обращение к философским учениям, в которых авторы уже осуществили подобную трансценденцию[1], через приобщение к их опыту, производится акт познания мира, самого себя, выход за рамки собственного сознания, повседневного жизненного мира субъекта. В этом смысле философия приобретает вид особой культурной технологии, которая имеет значение во всех областях: самопознание, мораль, принятие решений, выбор себя, методология познания природы и общества, научно-исследовательская и творческая деятельность. Основой высшего образования, всех традиций, которые лежат в этой области всегда была и остается философия. Все традиции, методы получения знания, способы организации и реализации учебной деятельности своими корнями уходят в философию. Философия заключает в себе саму идею, сущностное ядро образования, сам импульс, который привел к появлению такой культурной формы бытия человека в мире. Философия формирует определенное отношение к знаниям и процессу познания в целом. Уже первые философы пытались придать своим знаниям упорядоченный вид, зафиксировать их в качестве теории, а также представить «определенную технологию» освоения этого знания для достижения результата. При этом в университетской среде философскому знанию всегда сопутствовали характеристики культурности и образованности в классическом смысле. Культурный, образованный человек – это тот, кто обязан ориентироваться в области философии, поскольку философская культура предполагает: культуру мышления (логичность, последова-тельность, аргументированность, компетентность, глубина мышления, анализа), а само философское знание обеспечивает возможность использования образцов аргументации и применение методологии, овладение разработанными и систематизированными позициями по актуальным проблемам природы, общества, культуры. Традиционные виды философской деятельности выступают основой высшего образования: философский диалог, публичное представление своей позиции и ее защита, философский диспут и экзамен, анализ и интерпретация текстов, разработка и применение методологии в научно-исследовательской деятельности, обоснование, экспериментальное подтверж-дение и теоретическое оформление знания. Так, философия Античности демонстрирует нам диалоговую форму существования философии, философия Средних веков привлекает скрупулезный анализ текстов и следование его смыслу, философия Нового времени предполагает оформленность знания в стройную систему доказательств и необходимость экспериментального его подтверждения, современная философия учитывает многообразие возможных форм знания, отсутствие привилегированной точки зрения, разнообразие мировоз-зренческих позиций. Такие объекты исследовательского интереса современной философии как власть, телесность, сексуальность, повседневность, игра, социальность, язык, коммуникация позволяют студенту аналитически подходить к современной динамичной социальной ситуации, познать философски значимые темы на уровне собственного тела, на уровне собственной повседневности, на уровне собственной жизни и деятельности. Особое значение в современном курсе философии уделяется такому компоненту реальности как повседневность. Повседневность понимается не как внешний компонент реальности, не как второстепенный, обыденный уровень мировоззрения, а как то, что задает горизонт восприятия мира того или иного человека, социальных групп, общества в целом. Повседневность – это всегда часть человека, его непосредственный жизненный мир. Повседневность в мировоззрении человека – это самый устойчивый компонент его идентичности и восприятия мира. Человек, его мировоззрение, идентичность тождественны той повседневности, в системе которой они были сформированы. Повседневность, повседневные социальные практики выступают основой «неявного» знания, которое присутствует в научных и философских системах мысли. Повседневные компоненты мировоззрения отличаются устойчивостью, трудностью отвлечения (абстрагирования) от них, слитностью с сознанием индивида. Но при этом философия дает возможность выделить в знании ту основу, которая не определяется повседневностью, а восходит к уровню бытия, от которого зависит сама повседневность. Курс создан для целей бакалавриата всех направлений и форм обучения. Разделы и темы учебного пособия соответствуют рабочей программе курса.
Раздел I. Философия, ее предмет и место в культуре 1. Философия и культура. Мир человека как мир культуры 2. Понятие мировоззрения. Философия и мировоззрение 3. Повседневное существование как исток философских проблем 4. Исторические типы мировоззрения
Ключевые слова: философия, культура, мировоззрение, идеалы, ценности, знания, убеждения, мнение, точка зрения, стереотипы, естественная установка, теоретическая установка, бытие-в-мире, со-бытие, социальность, повседневность, телесность, рефлексия, теория и практика, космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм. 1. Философия и культура. Мир человека как мир культуры. О бучаясь в университете, студенты вступают в процесс, который в культуре имеет особое значение. Этот процесс – сфера высшего образования. «Образование» означает формирование, оформление и приведение в соотвествие образцу. Образование раскрывает человеку его сущность, тесно связанную с сущностью мира, в котором он живет. Мир человека, его бытие – это и есть культура. Сам термин «культура» (лат. cultura) изначально означал «обработка, возделывание». Культура – это трансляция, вопроизводство совокупного человеческого опыта, его образцов и форм, через которые образовывается и формируется человек. Сюда входит пространство и время, телесность, сознание, мировоззрение в целом. Культура представляет собой результат взаимодействия человека с миром, образует, по выражению немецкого философа Ф. Шеллинга, вторую природу человека. Соответственно в культуре заложена связь человека с миром, сущность самого способа человеческого существования. Одной из составляющих этого способа выступает вопрошание, познание, «философия» (греч. – «любовь к мудрости»). Существенна связь между культурой (сфера образцов, ценностей), философией (обоснование ценностей, раскрытие их смысла, укорененности в мире), образованием (преобразование человека через раскрытие в образцах культуры). Культура дает способы для осуществления человека, предлагает образцы для раскрытия человека в мире. Это раскрытие возможно через взаимодействие человека с миром, который он открывает в себе и для себя. Это означает, что культура является совокупностью символов, имеющих формирующее значение – человек видит мир всегда через определенную культуру. Выходя, в процессе образования на уровень фундаментального знания, человек получает возможность развития собственных форм мышления, присоединяясь к высшим образцам культуротворческой деятельности. Фундаментальный уровень знания всегда был представлен философией. В ее рамках зародились все традиции, связанные с высшим образованием, все ключевые образовательные технологии: анализ и интерпретация текстов, систематическое изучение первоисточников, диалог и полемика, публичное выступление Таким образом, в образовании связаны мир, культура, человек. Эта фундаментальная связность выступает как традиция, транслирующая определенный опыт, который своей устойчивостью имеет значение воспроизводства социокультурной реальности. Вопроизводство и развитие форм мышления, в которых воплощаются философские позиции и системы – задача философского знания. Философия – это дисциплина мировоз-зренческая, разъясняющая и просняющая отношение человека и мира. Изначально человек включен в мир культуры, в мир определенных традиций и образцов, через освоение которых он становится определенным человеком, определяется со своими целями, предпочтениями, убеждениями, идеалами, ценностями, приобщается к определенным символам. Этот мир символов человек застает уже существующим, сформированным. Он его воспринимает как мир повседневный, нормальный, абсолютно устойчивый. Именно через приобщение к социальному, культурному опыту происходит выбор человеком самого себя. Такому мировоззренческому самоопре-делению способствует образование. С таким мировоззренческим самоопределением связано было появление философии. Философия представляет собой осмысление предельных оснований культуры, тем самым способствуя их оформлению в знание, в целостное мировоззрение. Философское знание, будучи предельным, позволяет человеку занять осмысленную позицию по отношению к миру, культуре, обрести в них свое место, соответствующее его сущности. Поэтому философия всегда была связана не только с познанием, но и с образом жизни, поведением, социальной позицией.
2. Понятие «мировоззрение». Философия и мировоззрение. Философия связана с мировоззрением человека. Мировоззрение представляет собой определенный взгляд человека на мир. Мировоззрение присутствует у каждого человека, демонстрирует его отношение к миру. Через мировоззрение человек заявляет свою позицию по различным проблемам индивидуального и социального существования. Мировоззрение может быть религиозным, научным и т. д. Оно выражается в различного рода убеждениях, нормах (оценка нормального и ненормального), ценностях, целях, которые формируется у человека в процессе его становления, взаимодействия с общественными институтами и другими людьми. Опираясь на мировоззрение, человек совершает поступки, организовывает свою жизнедеятельность, взаимодействует с окружением. Мировоззрение человека существует как естественная установка на мир: 1) человек не просто носитель мировоззрения, он совпадает с собственным мировоззрением, действует согласно мировоззренческой установке, оценивает людей и события, формирует цели 2) элементы, составляющие мировоззрения принимаются как данность, которая совпадает с данностью мира, где естественность наличия мира не отличается от самого мира 3) восприятие мира в режиме естественной установки – это восприятие его как внешнего, окружающего, отдельного от человека. Такое мировоззрение неизбежно связано со стереотипами, которые существуют в качестве устойчивых реакций на мир, как проекции на его события. Стереотипы отвечают на потребность в самоопределении человека, направленности человека на устойчивые аспекты бытия. Стереотипы отдельного человека входят в естественную установку и задают образ мира, реальности. Мировоззрение имеет: 1) индивидуальный уровень (убеждения, интересы, желание, цели); 2) социальный уровень (влияние общества, социальные ценности, идеалы); 3) фундаментальный уровень. В мировоззрении, кроме его индивидуального и социального уровня, есть нечто более фундаментальное, в ориентации на которое и устанавливает человек свою сущность. В этом установлении и играет самую важную роль изучение философии. Философия – это попытка выйти за рамки субъективности, естественной установки, собственного воображаемого «Я» к так называемому «интерсубъективному» опыту. Этот опыт относится к бытию и миру культуры. Слово мировоззрение указывает, что его базовым уровнем и центральным основанием, началом является не «Я» человека, а мир, бытие. Бытие и есть предмет философии, так как способствует раскрытию сущностной связи человека и мира. Слово мировоззрение сообщает нам, что мир представлен в человеке, а он живет способом раскрытия мира в себе, то есть раскрытия и реализации того, что ему «дано»: способности, задатки. Отношение человека с миром, фундаментальный уровень мировоззрения, с которым имеет дело философия, в современной философии обозначается термином «бытие-человека-в-мире». Этот термин означает: 1) человек и мир существует не отдельно друг от друга, а способом включенности человека в мир; 2) мир в человеке представлен его человеческими сущностными свойствами – незавершенность, склонность к развитию, поискам себя, собственной сущности; 3) найти себя означает раскрыть в себе то, что дано – привести себя к сущностному способу самореализации. Бытие как основа мировоззрения является условием того, что люди могут найти «общий» язык, обратиться к тому, что есть общего между различными языками, культурными традициями, видами мировоззрений, знаниями. Бытие-человека-в-мире – всегда есть «со-бытие», представляет собой совместный способ существования людей, существующий в качестве традиции. Бытие-в-мире реализуется в человеческом бытии как бытие-с-другими. Об этом уровне нашего мировоззрения говорит слово «сознание». Сознание также как и мировоззрение своим основанием имеет не индивидуальность, а социальность, традицию. Сознание, прежде всего, – «со-знание», то есть ценностно-символическое содержание нашего мышления, совокупный социальный опыт человека и общества. Имея дело с предельными основаниями культуры, удерживая в мышлении предельные понятия, такие как «бытие», «природа», «общество», «история», «идентичность», «самосознание», философия выводит мировоззрение человека на фундаментальный уровень, который позволяет раскрыть человеку собственные возможности и границы: 1) в мышлении и познании; 2) нравственности; 3) деятельности. Философия существует как объективная потребность в самоопределении человека в мире. Человек и мир человека, бытие в целом существуют способом становления, преобразования. Это означает, что бытие человека существует способом открытости миру, раскрытия себя в мире, посредством раскрытия мира в себе. Раскрывая для человека фундаментальный уровень мировоззрения, уровень который соответствует понятию «бытие-человека-в-мире», философия способствует нахождению собственной сущности человека, раскрытию творческих способностей личности, оснований для взаимодействия с другими людьми. Философия относится к самой сущности человеческого существования, которую характеризует открытость бытию, взаимодействие с другими людьми, потребность в самоопределении, нахождении своего места в мире. Философия приводит человека к осознанию мира в его человеческой сущности, раскрытию бытия через способности человека. Все философские проблемы своим источником имеют совершенно конкретные обстоятельства жизнедеятельности человека, выходят из того, что в современной философии обозначается понятием «повседневность». 3. Повседневное существование как исток философских проблем. Естественная установка человека по отношению к миру имеет характер системности, устойчивости, воспроизводимости. Человек включен в окружающий мир как систему. Человек воспринимает как данность только данный ему непосредственно окружающий мир, конкретное «здесь и теперь» его бытия. Наличный, жизненный, подручный, привычный мир формирует естественную установку, повседневный уровень мировоззрения, характеризующийся постоянством, понятностью, практической направленностью сознания и поведения. Человек и его повседневность можно охарактеризовать через термин «система». Субъект, включенный в систему, не может знать, что с ней происходит. Человек не знает (на абстрактно-рациональном уровне) повседневности, в которой существует: его сознание, убеждения, привычки выступают продолжением повседневности. Сформированное повседневностью мировоззрение – стереотипно. Повседневность имеет сторону обезличивания, анонимности, конформизма, но и имеет сторону устойчивости, наличной реальности, формирующей привычное поле жизни человека: его привычки, образ мыслей, мировоззрение в целом. Открытость бытию в человеке соответствует его стремлению к устойчивости и развитию. Через повседневность осуществляется проверка поступка, научного открытия, художественного творения, литературного произведения на реальность, существенность, объективную значимость. Философия, с одной стороны, вырастает из повседневности, отражает и собирает ее элементы в целостную рациональную картину мира (аспект устойчивости), с другой стороны, способствует изменению повседневного мышления, выходу за рамки системы повседневного мировоззрения (аспект становления, развития). Философия связана с повседневностью тем, что может служить ее обоснованием, рациональным оформлением, но может способствовать ее преодолению, содействовать установлению нового порядка повседневной реальности. Элементом повседневности в человеке является тело. Человеку его собственно тело дано непосредственно: он есть тело, тот, кто действует, выражает себя и т. д. Человек не знает своего тела в режиме действия: он не видит себя действующим, говорящим, живущим. Жесты сформированы повседневностью, непосредственной жизнедеятельностью, в которой человек осваивал определенные социальные практики, входя в определенный социальный порядок. Действия нашего тела подчиняются определенной социальной технике, заданной культурой, соответствуют тому поведению, которое считается нормальным в рамках данного сообщества. Тело живет и действует в режиме социальной совместности, является элементом повседневности, задает привычный фон нашей жизни. Социальные повседневные практики проявляют себя на уровне жестов, повседневного поведения. Телом человек включен в ткань повседневности. В знаменитом диалоге древнегреческого философа Платона «Государство», есть знаменитый отрывок, который озаглавлен как «Символ пещеры». В нем философ представляет нашу повседневность в качестве пещеры, в которой люди заключены как узники с оковами на теле. Узники воспринимают пещеру как единственную реальность, при том, что не видят реальных вещей, проносимых за ширмой. Так Платон изображает повседневную реальность. Специфика философского знания. За счет чего философии удается выйти за пределы системы повседневности, распознать ее системность, упорядоченность, выделить в ней элементы неопределенности и закономерности? Чтобы проделывать операции познания повседневности необходимо обладать навыками абстрактного мышления. Абстрактное мышление выступает основой того, что определило вектор развития западноевропейской культуры, а именно, теоретического мышления. Теория (theoria – с греч. «рассмотрение», «созерцание») – это установка по отношению к миру, состоящая в отвлечении (абстрагировании) от его непосредственных, повседневных аспектов и мыслительная концентрация на сверхчувственных основаниях бытия. Так философию определяет великий греческий философ Аристотель, как учение «об определенных началах и причинах». Первые начала и причины – есть основания, к которым относится все существующее. Поиск таких оснований получил название «метафизика» (от греч. – «то, что после физики»), которая становится стержнем философского знания. Теоретическая установка по отношению к миру становится ведущей в осмыслении различных аспектов отношения человека и мира. «Следствием ее стало рождение, прорыв совершенно нового рода духовной структуры, быстро развившейся в систематически законченное культурное образование; греки назвали его философией. В правильном переводе, в изначальном смысле своем это обозначает не что иное, как универсальную науку, науку о мировом целом, о всеохватном единстве всего сущего. Очень скоро интерес к целому, а, следовательно, и вопрос о всеохватном становлении и бытии в становлении стал делиться по отношению к всеобщим формам и регионам бытия, и, таким образом, философия, единая наука, разветвилась на многообразные частные науки»[2]. Теоретическая установка по отношению к миру, в отличие от естественной установки, концентрирует мышление, внимание, поступки на устойчивых аспектах бытия, рациональных причинах и основаниях. Это позволяет философскому знанию выйти за пределы наличной представленности вещей и событий. Понятия философии – это понятия предельные, схватывающие сущность (устойчивый смысл) того или иного процесса: природа, бытие, культура, сущность, причина, нравственность. Они фигурируют в культуре как устойчивые ценности, воспроизводящиеся в обществе. «Человек», «мир», «природа» – все это «абстрактные» (отвлеченные) понятия (идеи). Их нельзя фиксировать обычным восприятием. Они возможны на основе теоретического мышления. «Человек» как таковой присутствует в каждом отдельном человеке качеством человечности, то есть определенными свойствами, которые воплощает каждый из нас. Соответственно данное качество выходит за рамки повседневности, позволяет увидеть системные качества людей, воспроизводимые от общества к обществу, от культуры к культуре. Такой способ мышления усматривает в явлениях общее и особенное. Философия как теоретическая установка, фиксирующая основания бытия, направлена на осознание, тематизацию повседневности. Философское осмысление повседневности дает возможность изменить свое отношение к ней, скорректировать свои поступки, осознать место, занимаемое человеком в ее структуре. Теоретическая установка человека по отношению к миру, возникшая вместе с философией и наиболее полно в ней реализующаяся, основывается на рефлексии. Рефлексия (лат. reflexio — обращение назад, отражение) – основной метод философского знания. Он состоит в обращении к основаниям мышления, поступков, деятельности. Любой процесс всегда динамичен. Его аспекты связаны с неповторимыми элементами. Схватывание динамичности и устойчивости возможно за счет обращения к системным характеристикам, устойчивым аспектам бытия. Сама изменчивость людей, событий всегда содержит аспект новизны и аспект повторения. Сущностное рассмотрение повседневных событий – есть рефлексия над предельными основаниями. Каждый человек, обладая самосознанием, может осмыслять свои действия, отслеживать сам процесс своих переживаний и мыслей. Это и есть рефлексия – «обращение назад». Она включает в себя размышление и осознание происходящего вокруг, основывается на моменте отвлечения сознания от наличной повседневности, имеет в себе своего рода остановку, паузу в повседневном ритме жизнедеятельности. Так, большинство людей смотрят на природу, читают книги, ищут информацию в интернете. Они познают мир. Но во всех этих способах получения знания проявляется момент случайности и текучести наших знаний. Чтобы найти критерий того, какой знание отличается истинностью, необходимо задаться философским вопросом «Что есть знание?». Для этого в каком-то смысле надо перестать познавать мир, остановить саму деятельность познания и сконцентрировать свое мышление и внимание на самих процессах получения знания, на самой деятельности разума и чувств, в тот момент, когда они обрабатывают информацию о каком-либо объекте. Философия как теория, рефлексия – это мышление в предельных понятиях, обращенное к своим собственным основаниям. Рефлексия – есть метод философии. Рефлексия над предельными основаниями повседневности, культуры, истории, деятельности, поступков, сознания – основной предмет философии. В классической философии рефлексия связывается с сущностью разума, мышления как процесса. Соответственно рефлексия понимается как мышление о мышлении, то есть мысленное усмотрение закономерностей функционирования разума. Сама по себе постановка такой задачи выводит человека на уровень той предельной универсальности, к которой стремится теоретическая установка. Разум здесь берется как набор устойчивых компонент, действующий вполне определенным способом. Как считал И. Кант, нужно исследовать структуру разума, чтобы осмыслить то, что человек вообще может знать. «Что я могу знать?», – так звучал философский вопрос И. Канта. В современной философии рефлексия распространяется на познание нерефлексивных и дорефлексивных элементов повседневности, в которую погружен человек. Язык, социальность, культура, бытие, телесность – это феномены, с которыми человек идентичен, без которых он не существует. Он включен в их ткань, он выступает частью системы. За счет философской рефлексии мы получаем возможность отвлечься от непосредственной реализации дорефлексивных компонентов опыта и мысленно сконцент-рироваться на их реализации в повседневном бытии людей. Таким образом, рефлексия выступает основой философского познания действительности, самопознания, познания социальной реальности. В рефлексии реализуется основа теоретического мышления – различение предмета и мысли о нем. На философском языке, это означает различие «субъекта» (тот, кто мыслит) и «объекта» (то, о чем мыслят), различие между предметом мысли и опыта и самой мыслью и опытом. Философская рефлексия является не просто осознанием себя, а именно исследованием основ, логики функционирования феноменов, связанных с мышлением, деятельностью, поступками, телесностью, социальностью, языком. В связи с философской рефлексией, ее предельным уровнем исследовательского погружения в реальность, основной функцией философии можно назвать раскрытие в повседневности, в человеке как части бытия бытийной (устойчивой) структуры, оформляющей все многообразие мира, природы, культуры и общества, обеспечивающей воспроизводимость социальных практик, универсальных культурных ценностей. Философия и миф. Выше было сказано о том, что теоретическая установка основана на различении мысли и предмета мысли, знака и вещи. Естественная установка, в которую погружен человек большую часть своей жизни, основана на неразличимости, слитности знака и вещи. Такая установка характерна для мифических представлений. Миф (от греч. – «слово», «сказание», «предание») – это обобщенная форма отражения действительности, данная в чувственных образах и воспринимаемая как абсолютная данность. Примером обыденного, практического бытия человека выступает миф. Миф пронизан повседневностью, практичностью. На первый взгляд, миф относится к фантазии, и представляет собой некоторый фантастический рассказ о древних героях и их деяниях. В обыденном представлении под мифом имеют в виду то, чего не было, иллюзорную реальность. Снисходительное отношение к мифу не оправдано с точки зрения того влияния, которое он имеет в естественной установке. Долгое время философия и наука пытались бороться с мифом, уничтожать его как ложь, суеверие, предубеждение. Современная философия обращает внимание на то, что в мифе содержаться бытийные элементы, характеризующие культурную реальность в принципе. Многие считают, что к мифу обращаются в ситуации незнания, но дело в том, что человеческое сообщество никогда не переставало производить мифы. Как утверждается в современной философии миф – это не содержание, миф – это форма. То есть миф – это скорее способ построения и изложения материала. В этом смысле мифом может стать все, что угодно. Так, в рекламе действует такой инструмент как мифологизация: чтобы предмет продавался, он должен иметь в восприятии потребителя положительные ассоциации. Семья, детство, удовольствие, любовь – эти феномены мифологизируются в рекламных роликах. Миф предполагает некритичное отношение к знанию и убеждениям. Человек, живущий мифом, не знает об этом. Поэтому современность не освобождена от мифов. Мифы создаются, сталкиваются, конкурируют в информационном пространстве. Основой мифологического восприятия мира является тождество знака и вещи. Так, человек относится со священным трепетом к различным амулетам, иногда к деньгам. Он не делает различия между веществом и символичностью предмета. Таким отношением пронизаны ритуалы, связанные с национальными флагами, групповыми символами. Неразличимость символа и вещи проявляет себя в современной культуре в не меньшей степени, чем в древности. Повседневность заполнена мифами, различными представлениями о мире, политике, природе, здоровье, моральных принципах. Человек не живет на уровне теории, он живет на уровне мифо-практической установки. Но теоретическая установка позволяет осуществить процесс познания оснований повседневной реальности, изменения отношения к ней. Философия позволяет выйти за пределы современных мифов. Философия и религия, знание и вера. Религия предполагает обращение к божественному, трансцендентному (потустороннему) миру, который вопринимается верующим как истинный мир, в отличие от повседневности, которая требует воздействия, изменения. Человек обращается к абсолюту, Богу посредством веры. Вера имеет значение непосредственного знания, слияния человека и Бога. Религия – это восстановление прерванной связи человека с Абсолютом (Вл. Соловьев). По мысли русского мыслителя, религия – это естественное стремление человека к единству миром. Оно воплощается в различных формах – вера во что-либо, желание причислять себя к социальным группам, наличие мировоззренческих установок, возможность поклонения лидерам. Само по себе это стремление к всеединству заложено в человеке: он выходит из природы, но затем отделяется от нее. Человеку требуется найти новый принцип единства с бытием. Ответом на этот зов и является религия, а по мнению, Вл. Соловьева, христианство, соединяющее духовное и телесное, божественное и мирское. Для религии, в отличие от мифа, характерна организация («церковь»), организация самого культа – поклонения и служения Богу. Наличие системы догматов, сакрального пространства (храм), сакрального времени (молитва, пост). Так, можно выделить структурные компоненты религиозного культа. Религия предполагает: 1) наличие верховной реальности (Бог, космическая энергия и т. д.); 2) героя-основателя («апостол» – от греч. «посланник»), возвещающего о истинной вере; 3) священную книгу, которая содержит основные правила общения людей и Бога; 4) священное место – место исполнения культа; 5) священные практики (молитва); 6) наличие касты посвященных; 7) осуществление борьбы против альтернативных учений. Сама сущность религиозности состоит в объединительном начале. Как считают исследователи (Э. Дюркгейм), функция религии состоит в объединении общества. В любом обществе есть совокупность представлений, образов, символов, которые считаются священными, нормальными, истинными. Они являются не просто объектами веры, но выступают основой отделения одной социальной общности от другой, элементами национального и группового самосознания. В религии, как и в философии, присутствует рациональный компонент, связанный с необходимость познания Бога, выхода за пределы чувственно данного мира, повседневности, задействования рефлексивных процедур, для осмысления собственной жизни. Но в религии он проявляется в меньшей степени, чем в философии, так как главный упор делается именно на вере. Бог, Абсолют – это то, что превосходит всякие возможности рационального познания, а потому многие религиозные феномены лежат за пределами осмысления и осознания (рефлексии), имеют вид религиозной практики, веры в религиозные догматы (положения, принимающиеся на веру). Истинно верующему человеку не нужны доказательства, его не удостоверяют доводы и логика, он обращается к высшему, мистическому знанию. Философия же мало значения уделяет вере как основанию формирования знания, обоснованию его достоверности. В философии значимы доказательства, рассуждения, оперирование категориями. Так, в философии появилась целая тема – доказательств бытия бога и их опровержения. Она сложилась в попытке синтеза религии и философии, знания и веры, предпринимавшейся в Средние века. Но, тем не менее, данные рассуждения, как правило, не влияют на веру людей. Философия и наука. Философия и наука – две формы теоретической установки. Философия и наука – виды познавательной деятельности, основанные на приобретении и обосновании знания, построении теорий. Изначально философия и наука – это синонимы. Философия в Древней Греции означала наиболее универсальное знание, дающее основание всем остальным наукам. Философия в классической культуре – это наука наук. В этом смысле под наукой мы понимаем процесс познания посредством построения системы понятий, с применением процедур логической аргументации, классификации, систематизации. В культуре ХХ века обозначилась тенденция по разведению данных форм теоретической деятельности. Этому способствовало появление и распространение в XIX веке позитивизма, течения в философии науки. Позитивизм выступал не против философии, но против спекулятивного знания, которое ставит те проблемы, которые разрешить невозможно. О. Конт, создатель позитивизма, считал, что знание должно быть позитивным, то есть иметь возможность разрешать те проблемы, которые ставит познание. Такое знание – это знание, основанное на фактах. В дальнейшем, к опыту как средству достижения позитивного знания добавилась необходимость логических процедур связи фактов (логический позитивизм). Тем не менее, современная философия науки говорит о связи философии и науки, их изначальном родстве, основывающемся на теоретической установке по отношению к миру, объектам исследования. Второе значение слова «наука», говорит об отличиях, которые можно провести между наукой и философией. Наука – форма теоретической деятельности, заключающаяся в производстве и экспериментальном обосновании нового теоретического знания, воплощающегося в научных технологиях. Наука в этом смысле имеет экспериментальный уровень (исчисление, наблюдение, применение приборов) и теоретический уровень (выдвижение гипотез, теоретическое оформление экспериментальных данных). Философия остается той формой постижения действительности, которая задействует рефлексию. Философия может использовать научные факты, достижения других наук. Эксперимент в качестве способа исследования, характерного для философского исследования, назвать нельзя. Философия стремиться к изменению человека, социальной реальности, но ее методы чисто теоретические, тогда как наука способствует социальным изменениям, становится фактором преобразования социальной реальности, играет весомую роль в отношениях власти. Философия исходит из изначального единства человека и мира, субъекта и объекта. Это позволяет философии осуществлять познание мира, не вмешиваясь в него посредством экспериментального воздействия. Человек – есть часть мира, и через себя, через самопознание он имеет возможность познавать глубинные слои бытия. К тому же философия выполняет важную методологическую функцию по отношению к науке: она исследует основания и границы научных методов. Бытие, отношение «человек-мир» исторически менялось, что отражалось на изменении и предмета философии. Выделяются следующие варианты предельных оснований человеческого бытия, которые в разные периоды выступали в качестве основного предметного ориентира философского познания. В современной культуре эти типы установок сосуществуют, взаимодействуют друг с другом, порождают новые формы философствования. Космоцентризм – это тип философского мировоззрения, центральным основанием которого является «природа», присущая ей целостность. Предметом философии здесь выступает устойчивые формы мира, его структурная целостность в отличие от хаотичных, случайных, динамичных элементов мира. Космоцентризм базируется на космологизме: устойчивые элементы мира, действительное бытие доступное познанию, отражается в мышлении посредством логической связи. Упорядоченность природы основана на Логосе – Законе, посредством которого, по словам Гераклита, «все течет, все меняется». Логос – это закономерность природы, ее структурная неизменная основа. Теоретические исследования античных философов были ориентированы на познания причин, первоначал, которые составляют неизменную сущность природы и человека. Познание природы вещей (сущности вещей) соответствовало познанию природы человека, необходимости устройства государства в соответствии с природой. Природа для античного философа – это совершенная форма, образец, причина и смысл вещей. Теоцентризм – тип философского мировоззрения, в основе которого лежит представление о Боге как совершенном и всемогущем существ, сотворившем мир и человека. Здесь божественный мир отделяется от земного, материального, сотворенного. Мир, сотворенный является зависимым от воли Творца. Познание Творца осуществляется в акте веры и ради спасения. Тем самым разделяется божественное и природное, вечное и сотворенное. Человек должен познать бога как собственную божественную духовную сущность, ставящую его выше всех природных существ. Антропоцентризм – тип философского мировоззрения, в основе которого лежит рассмотрение человека в качестве разумного и деятельного существа, преобразующего мир природы в мир культуры. Данный тип мировоззрения ориентируется на человеческую индивидуальность, ее реализацию в обществе. Наука (экспериментально-математическое естество-знание) становится средством преобразования мира. Таблица 1. Предмет философии в историческом измерении
Таблица 2. Структура философского знания
Литература 1. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики / Режим доступа: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Heidegg/_Osn_Metafiz.php 2. Хайдеггер М. Основные проблемы феноменологии / Режим доступа: http://elenakosilova.narod.ru/t/grundprobleme.htm 3. Ницше Ф. О будущности наших образовательных учреждений / Режим доступа: http://royallib.com/read/nitsshe_fridrih/o_budushchnosti_nashih_obrazovatelnih_uchregdeniy.html#0 4. Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия / Режим доступа: http://www.philosophy.ru/library/husserl/gus_cris.html 5. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? / Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/orteg01/index.htm 6. Вандельфейс Б. Повседневность как плавильный тигль рациональности / Режим доступа: http://ec-dejavu.ru/d/Daily.html 7. Шюц А. Структура повседневного мышления / Режим доступа: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000918/st000.shtml 8. Мамардашвили М. К. Введение в философию / Режим доступа: http://www.philosophy.ru/library/mmk/vved.html 9. Мамардашвили М.К. Философия – это сознание вслух / Режим доступа: http://www.philosophy.ru/library/mmk/vsluh.html
Date: 2016-05-18; view: 931; Нарушение авторских прав |