Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методические рекомендации к практическому занятию. 1. Студент должен уметь определять среднее арифметическое значение функции отклика для каждой серии параллельных опытов:1. Студент должен уметь определять среднее арифметическое значение функции отклика для каждой серии параллельных опытов: , (2.4.1) где номер серии; номер опыта в серии; число параллельных опытов. 2. Рассчитать оценки дисперсий для всех серий опытов, пользуясь формулой: . (2.4.2) 3. Для проверки гипотезы о принадлежности двух выборочных дисперсий одной генеральной совокупности (их однородности), а, следовательно, и равноточности серий измерений (показатель воспроизводимости опытов в эксперименте) используется критерий Кочрена Для проверки гипотезы с помощью критерия Кочрена необходимы результаты нескольких серий параллельных опытов. В каждой из них количество опытов должно быть одинаково. Обычно число серий не велико – . Количество опытов в серии также может быть небольшим – . Расчетное значение критерия Кочрена представляет собой отношение наибольшей из оценок дисперсий к сумме всех найденных оценок дисперсий: . (2.4.3) 4. Найти критическое значение критерия Кочрена G в таблице 2.4.1. Гипотезу о воспроизводимости опытов принимают, если выполнено условие: . (2.4.4) В этом случае оценки дисперсий всех серий проведенных опытов считаются однородными, т. е. принадлежащими к одной генеральной совокупности. Таблица 2.4.1 – Критические точки распределения Кочрена при уровне значимости
5. На основании однородных оценок дисперсий вычислить величину, называемую оценкой дисперсией воспроизводимости опытов, по формуле: . (2.4.5) С нею связано число степеней свободы, вычисляемое по формуле: . (2.4.6) Оценка дисперсии воспроизводимости используется при анализе результатов активного эксперимента для проверки статистических гипотез о значимости коэффициентов регрессии и об адекватности уравнения регрессии. Рассмотрим пример проверки гипотезы с помощью критерия Кочрена. Допустим, что для проверки гипотезы о воспроизводимости опытов выполнен эксперимент, состоящий из трех серий по два параллельных опыта в каждой. Результаты этого эксперимента приведены в таблице 2.4.2. В качестве функции отклика было принято напряжение в электрической цепи , (В). Будем считать, что условия проведения различных серий опытов отличаются друг от друга. 1. Вычислим средние значения напряжения в электрической цепи в каждой серии опытов по формуле (2.4.1): В; В; В. Результаты вычислений внесем в таблицу 2.4.2. Таблица 2.4.2 – Экспериментальные и расчетные данные для проверки гипотезы о воспроизводимости опытов
2. Рассчитаем оценки дисперсий для каждой серии опытов по формуле (2.4.2): ; ; . Вычисленные значения поместим в таблицу 2.4.2. 3. С каждой из этих оценок дисперсий связано число степеней свободы, вычисленное по формуле (2.4.6): . 4. Вычислим расчетное значение критерия Кочрена по формуле (2.4.3): . 5. Соответствующее критическое значение критерия Кочрена берем из таблицы 2.4.1. При уровне значимости , числе серий опытов и числе степеней свободы находим значение . Очевидно, что , следовательно, можно принять гипотезу о том, что опыты воспроизводимы. В этом случае оценки дисперсий, содержащиеся в таблице 2.4.2, можно считать однородными. 6. Вычислим оценку дисперсии воспроизводимости по формуле (2.4.5): . С ней связано число степеней свободы, найденное по формуле (2.4.6): .
|