Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Грамматический строй речи





По мере того как ребенок развивается и усваивает родной язык, структура его речи усложняется, употребляемые им предложения становятся все более оформленными, увеличивается число и разнообразие членов предложения и связей между ними.

Характер употребляемых предложений

Наблюдения и психологические исследования показывают, что речь учащихся I класса вспомогательной школы обычно состоит из простых предложений. Их рассказы представляют собой цепочку из грамматически равнозначных звеньев. Вот пример подобного рассказа первоклассницы о поездке в Сокольники: «Я была в Сокольниках. Там кукушки кукуют. Приехала, ела хлеб. Потом поехали домой. Я легла спать».

К III классу рассказы становятся более развернутыми, но характер употребляемых в них предложений изменяется мало. Вот как рассказывал ученик III класса о своих летних впечатлениях: «Летом бывает трава. Цветы растут. Грибы растут. Очень жарко бывает. Купаются. В лагерь ездят. Отдыхают. Загорают. Деревья растут. Зеленые листочки на них».

В устной речи учащихся I класса массовой школы есть уже сложные предложения. Они построены преимущественно по способу сочинения, значительно реже – по способу подчинения. Наличие в рассказе сложных предложений – важный показатель, свидетельствующий о логической расчлененности речи и, следовательно, о ее развитии.

По сравнению с нормальными детьми олигофрены начинают пользоваться сложными предложениями с большим опозданием. В литературе имеются данные (Л. В. Занков и М. Ф. Гнездилов, 1935), говорящие о том, что умственно отсталые учащиеся употребляют сложные предложения сначала в письменной речи и лишь позднее – в устной. Отмечено, что в их письменных рассказах процент сложных предложений больше, чем в устных.

Переход к употреблению сложных предложений осуществляется у учащихся вспомогательной школы медленно и трудно. Дети относительно долго задерживаются на таком уровне речевого развития, когда они уже делают попытки более сложно выразить свои мысли, но еще не могут придать им грамматически правильную форму. М. П. Феофанов (1956) и другие исследователи отмечают, что в письменной речи учеников IV–V классов в значительном количестве случаев встречаются особые синтаксические образования, занимающие среднее место между простыми и сложными предложениями. Например: «Юра и Коля заметили что-то в кустах шевелится» (IV класс). «Он взял с собой собаку и еще пограничника и пошли в лес» (V класс).

У нормальных школьников овладение сложным предложением проходит без специального обучения. Процент сложных предложений в устной речи у них значительно больше, чем в письменной.

Особенности использования простых предложений

Обращает на себя внимание, что умственно отсталые дети, обучающиеся в младших классах вспомогательной школы, еще полностью не овладели построением простых предложений. Они говорят очень аграмматично. В их речи широко распространены нарушения синтаксических связей согласования и управления, т. е. отношений между словами в предложении с помощью падежных форм и предлогов. От школьников можно услышать высказывания типа: «У него нет голова», «Мальчики сделали снегу бабу», «Белка видел в лесу» и т. п.

В ряде случаев ученики пропускают предлоги. Тогда употребляемые ими предложения приобретают такой вид: «Вы положили книгу стол», «Я пошел школу», «Дяденька пошел лес» и т. п.

Постепенно, по мере систематического обучения родному языку, дети приобретают умение правильно строить простые предложения. Аграмматизмы и пропуски предлогов почти полностью исчезают из устной речи одних учащихся, становятся гораздо более редким явлением у других. Но они снова обнаруживаются в больших количествах в тех случаях, когда у школьников возникают затруднения в формулировании своих мыслей, а также когда ученики вынуждены говорить, находясь в состоянии смущения, волнения, страха и т. п.

Медленное усвоение логики построения простых предложений проявляется и в ряде других особенностей, характерных для речи олигофренов. В последующих параграфах рассматриваются эти особенности.

Date: 2016-05-18; view: 391; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию