Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности понимания слов различной меры общности





Известно, что словарный состав языка включает в себя слова различной меры общности. Именно поэтому мы можем определить один и тот же предмет несколькими терминами, пользуясь словами то более общего, то более специального значения. Так, например, употребляя родовое обозначение, мы скажем – растение. В данном случае мы подчеркиваем принадлежность предмета к.миру растений в отличие от животного.мира и неживой природы. Видовое обозначение этого же объекта будет – дерево. Термин дерево, имея меньший объем, ограничивает рассматриваемый предмет от всех растений, не являющихся деревьями. И, наконец, обозначение предмета – береза конкретизирует, к каким именно деревьям этот предмет относится. (Мы пользуемся терминами вид, род не в биологическом смысле.)

Наличие в речи слов различной меры общности дает нам возможность с большей точностью выражать свои мысли, так как в одних случаях мы прибегаем к обобщенному обозначению предмета, в других – к его наиболее специфическому называнию. Умение правильно пользоваться терминами различной общности свидетельствует о высоком уровне развития мышления и речи вообще, в частности об адекватном понимании значения слов.

Для того чтобы правильно употреблять слова, недостаточно только хорошо заучить их. Вновь усвоенные термины должны включиться в системы, войти в определенные отношения с ранее приобретенными словами, служить их специализации или обобщению.

Нормальные дети не сразу овладевают иерархическими отношениями, существующими в языке между группами слов. Обычно они запоминают слова и начинают пользоваться ими гораздо раньше, чем узнают весь объем их значений. Поэтому значения одних и тех же слов у взрослых и детей в ряде случаев расходятся. Постепенно, в ходе обучения, значения слов у ребенка уточняются и развиваются.

Установлено, что для речи умственно отсталых школьников характерно своеобразное использование слов различной меры общности. Олигофрены, особенно учащиеся младших классов, весьма редко употребляют как специальные, так и общие термины. Для них более свойственно применение слов, занимающих среднее место по объему своих значений. Так, например, ученики вспомогательной школы по собственной инициативе почти не пользуются такими терминами, как посуда, одежда и т. п. Вместо них они предпочитают говорить чашка и тарелка, шапка, пальто и т. п. Только после длительной, целенаправленной работы слова обобщающего значения начинают появляться >в их активном словаре.

С другой стороны, дети не делают попыток более точно назвать различные предметы, например породы кустарников. Они вполне удовлетворяются словом куст и для сирени, и для жасмина, и для акации. Приходится затрачивать много труда, для того чтобы это слово приобрело некоторую дифференцированность, разделилось на ряд более частных понятий.

Эта особенность словаря, обнаруживающаяся при назывании предметов и явлений, накладывает резкий отпечаток на все высказывания учащихся вспомогательной школы. Их речь мало конкретна в силу того, что в ней почти полностью отсутствуют специальные термины, наиболее точно обозначающие те или другие объекты. Наряду с этим речь олигофренов страдает недостаточной обобщенностью, так как она крайне бедна видовыми, наиболее широкими по объему обозначениями.

Редко появляющиеся в речи учеников термины специального и обобщенного значения используются школьниками неадекватно. В одних случаях специальные термины приобретают в понимании детей совершенно несвойственные им широкие значения. Так, например, дети могут обозначать словом береза все лиственные деревья, словом шапка – и шапку, и шляпу, и фуражку.

В других случаях специальные термины употребляются в неправомерно узких значениях. Так, имена прилагательные иногда тесно объединяются только с одним из предметов, в сочетании с которым они несколько раз встречались детям. В силу этого школьники считают, что такие качества, как вкусный, ароматный, могут быть отнесены только к яблоку и совершенно не подходят к лимону или к другим фруктам.

Характер употребления умственно отсталыми учениками слов различной меры общности закономерен. Он обусловлен уровнем развития мышления детей, в частности недостаточным пониманием тех иерархических отношений, которые существуют в языке между отдельными труппами слов.







Date: 2016-05-18; view: 415; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию