Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Соотношения между активным и пассивным словарем





Важным моментом, характеризующим усвоение умственно отсталыми учащимися словарного состава родного языка, является своеобразное отношение между их активным и пассивным словарем. Большая часть всех слов, известных ученикам вспомогательной школы, входит в их пассивный словарь и лишь относительно небольшая - используется активно. У учащихся массовой школы не наблюдается подобного грубого преобладания пассивного словаря над активным.

Резкое расхождение между пассивным и активным словарем может быть обнаружено у умственно отсталых детей применительно ко всем частям речи. Но особенно ярко оно проявляется при употреблении имен прилагательных. Экспериментально было показано, что поставленные перед необходимостью самостоятельно подобрать определения к хорошо знакомым существительным,.например дом, лев и др., ученики, как правило, используют небольшое количество одних и тех же, наиболее употребительных прилагательных, которые лишь весьма приближенно характеризуют эти предметы. Так, они говорят большой дом, сильный лев и т. п. (данные Г. М. Дульнева).

Подобная скудность и единообразие отобранных прилагательных, однако, не свидетельствует о том, что в пассивном словаре детей нет других, более подходящих слов для обозначения свойств упомянутых объектов. При других условиях, активизирующих мыслительную деятельность школьников, дающих ей более определенное, конкретное направление, выявляется, что учащиеся обладают значительным запасом слов. Например, если дать детям слова для справок, то они обычно могут осуществить правильный подбор прилагательных. Так, тем же существительным (дом, лев и др.) школьник, пользуясь предложенным набором слов (прилагательных), отнес следующие качества: высокий, многоэтажный, каменный дом и ловкий, быстрый, подвижный лев.

Подсказывание начальных букв нужного слова или его первого слога также помогает учащимся припомнить нужное им в данном случае прилагательное.

И, наконец, путем постановки серии вопросов от учеников удается добиться правильного воспроизведения нужного слова.

Таким образом, несомненно, что умственно отсталые дети сохраняют в своей памяти значительное количество слов (в частности, обозначающих качества и свойства предметов) и понимают их значения, но не употребляют по собственной инициативе. Эти слова – достояние их пассивного словаря.

Наблюдения и специально проведенные исследования Г. М. Дульнева показали, что в состав пассивного словаря учащихся младших классов вспомогательной школы входят все части речи. Среди них большое место занимают имена прилагательные, которые специализированно обозначают свойства предметов. Вместо того чтобы сказать оранжевый, малиновый, розовый, дети говорят красный; вместо того чтобы сказать ловкий, быстрый подвижный, они говорят сильный и т. п.

Кроме того, в пассивный словарь входят слова, обозначающие отвлеченные понятия, а также слова, выражающие отношения между предметами и явлениями,– союзы потому что, так как, если, то, чтобы, которые и т. п. Умственно отсталые дети понимают их, но крайне редко используют в самостоятельной речи.

Наиболее существенный фактор, влияющий на введение в речь тех или других слов,– их необходимость для общения, для выражения своих мыслей. Поэтому в активный словарь ребенка входят главным образом такие слова, которые отражают круг его потребностей, желаний, интересов. Слова, которые ребенок не употребляет, не занимают большого места в его жизни. Следовательно, степень активности использования различных категорий слов можно рассматривать как выражение определенного уровня развития мышления ученика. Бедность активного словаря учащихся вспомогательной школы вообще, особенно редкое появление в нем терминов со специализированным и обобщенным значениями и слов, выражающих отношения между предметами и явлениями, свидетельствуют о глубоком своеобразии не только их речи, но и мышления.

По мере перехода из класса в класс в речевом развитии умственно отсталых учащихся наблюдаются существенные сдвиги. Они отражаются в обогащении словарного запаса детей. Однако расширение словаря не происходит в равной степени во всех категориях слов. Речь школьников особенно значительно пополняется именами существительными и глаголами. Ученики старших классов хорошо знают названия не только окружающих их предметов, но и основных деталей машин, на которых они работают, инструментов и т. п. Они могут также достаточно точно охарактеризовать свои действия. В уже упоминавшихся выше опытах Г. Л. Выгодской (1961, см. стр. 140), когда семиклассники вспомогательной школы опускали и ставили на место ручку рубильника, они так говорили о своей деятельности: «регулировал, включал и выключал, нажимал и выключал» и т. п.

Что касается слов, обозначающих свойства и качества предметов, то они, несмотря на проводящуюся работу, лишь в относительно небольшом количестве попадают в активный словарный запас учеников.

Постепенно значения слов приобретают для умственно отсталых школьников более четкую отграниченность. Они начинают все более точно называть предметы и их свойства. Однако и в старших классах учащиеся неправомерно широко пользуются такими именами прилагательными, как большой, маленький, хороший, плохой и т. п.

В понимании слов различной меры общности также происходят положительные сдвиги. Этот раздел словарной работы – один из наиболее трудных. Значительных продвижений удается достигнуть при грубых сопоставлениях слов, резко отличающихся друг от друга по степени заключенных в них обобщений.

В ходе обучения запас слов у учащихся значительно возрастает. Но процесс обогащения речи детей протекает односторонне. Происходит накопление главным образом пассивного словаря. Переход слов в активный словарь осуществляется гораздо медленнее. В результате сохраняется резкое преобладание пассивного словаря над активным.

Характерное для умственно отсталых школьников расхождение между активным и пассивным словарем может быть несколько сглажено путем целесообразной организации их деятельности, воспитания новых потребностей и стремлений, развития мышления.

Date: 2016-05-18; view: 2504; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию