Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Оценка эффективности коррекционной работы по развитию словарного запаса у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Подводя итог экспериментальной работы, мы отметили, что, используя целенаправленное развитие лексики по нашему годовому планированию, получили хорошие результаты. Как показал опыт нашей работы, использование различных дидактических игр, упражнений, заданий, наглядного материала способствовал развитию лексических средств языка. При проведении контрольного обследования детей с ОНР мы выявили следующие результаты по методике И. А. Смирновой, представленные в таблице 5. Таблица 5 Результаты обследования словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) до и после коррекционной работы
С помощью таблицы 6 мы можем проследить динамику развития лексики у детей с ОНР до и после коррекционной работы. Таблица 6 Результаты обследования словаря у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) до и после коррекционной работы в процентном соотношении
Анализируя полученные по окончании коррекционной работы результаты, можно отметить рост показателей. Если сравнивать показатели детей, то можно отметить, что уровень развития словаря повысился с низкого до среднего и со среднего уровня до высокого. Показатели высокого уровня до коррекционной работы, в процентном соотношении, соответствовали - 0%, а после - возросли на 30%. Данные о среднем уровне до коррекционной работы соответствовали 40%, после – возросли на 20%. Показатель низкого уровня до коррекционной работы – 60%, а после – 10%. Результаты обследования словаря до и после коррекционной работы по методике Смирновой И.А. представлены на Рисунке 3.
Рисунок 3 Оценка уровня развития лексики у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи до и после коррекционной работы Результаты обследования словаря до и после коррекционной работы по методике Волковой Г.А. представлены в таблице 7. Таблица 7 Результаты обследования лексических навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) до и после коррекционной работы
С помощью таблицы 8 мы можем проследить динамику развития лексики у детей с ОНР до и после коррекционной работы. Таблица 8 Результаты обследования лексических навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) до и после коррекционной работы в процентном соотношении
Анализируя полученные по окончании коррекционной работы результаты, можно отметить рост следующих показателей: при выполнении заданий первого раздела «Пассивный словарь», на высокий уровень вышло 30% детей, у 70% был выявлен средний уровень, низкий уровень не показал никто, хотя до коррекционной работы был 30%. После проведения инструкций второго раздела «Активный словарь», нами был отмечен высокий уровень у 10% детей, и 90% дошкольников достигли среднего уровня развития активного словаря, что на 50% больше, чем до коррекционной работы. Оценивая уровень развития лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР до коррекционной работы (Рисунок 4), нами было отмечено, что лучше всего у детей старшего дошкольного возраста с ОНР развит пассивный словарь (70% - средний уровень, 30% - низкий уровень). У 40% детей был выявлен средний уровень развития активной лексики, а у 60% - низкий. Анализируя показатели развития лексики у детей дошкольного возраста с ОНР после коррекционной работы (Рисунок 4), мы отметили, что у детей дошкольного возраста с ОНР также преобладает развитие пассивного словаря (30% - высокий уровень, 70% - средний уровень). У 10% детей был выявлен высокий уровень развития активного словаря, 90% - средний.
Рисунок 4 Оценка уровня развития лексики у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи до и после коррекционной работы Самые высокие показатели у Кристины Ч., Анны Т., Артема К. (2-3 балла) самые низкие у Артура М., Алмаза Ж., Софьи П. (1-2 балла). Однако если сравнивать их показатели в баллах, то можно отметить, что уровень развития этих детей повысился с 1 до 2, с 2 до 3 баллов, что соответствует переходу с низкого уровня на средний и со среднего уровня на высокий. Показатели высокого уровня до коррекционной работы, в процентном соотношении, соответствовали – 0%, а после – возросли на 20%. Данные о среднем уровне до коррекционной работы соответствовали 55%, после – 80%. Низкий уровень до коррекционной работы был 45%, а после стал 0%. Следовательно, налицо определённая динамика, которую можно проследить в таблице 9. Для наглядности мы перенесли результаты на
Таблица 9 Сравнительный анализ результатов обследования детей с общим недоразвитием речи до и после коррекционной работы
Рисунок 5 Результаты обследования детей до и после коррекционной работы
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
На основании проведённых исследований были сделаны следующие выводы. Нарушения формирования лексики у детей с ОНР характеризовались ограниченностью словарного запаса, резким расхождением объёма активного и пассивного словаря, неточным употреблением слов. Дошкольники с ОНР понимали значение многих слов. Объём их пассивного словаря близок к норме, однако употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывали большие затруднения. В глагольном словаре дошкольников с ОНР преобладали слова, обозначающие действия, которые ребёнок ежедневно выполнял или наблюдал. Нарушения формирования лексики у этих детей выражалось как в незнании многих слов, так и в трудностях поиска известного слова, проявлении неточности или неправильного употребления слов в речи. Замены прилагательных свидетельствовали о том, что дети не выделяли существенных признаков, не дифференцировали качества предметов, признаков величины, высоты, ширины, толщины. В заменах глаголов обращало на себя внимание неумение детей дифференцировать некоторые действия, что в ряде случаев приводило к использованию глаголов общего значения. Анализ выполнения всех заданий указывал на необходимость целенаправленной коррекционной работы по развитию словаря. В результате проведения коррекционной работы по формированию лексики у детей с общим недоразвитием речи пополнился словарный запас, сформировалось правильное лексическое оформление высказываний. Дети научились выделять названия предметов, действий, признаков, понимать обобщённое значение слова. Сформировалось умение выделять части предмета. Предметный лексический материал был связан с изучением предметов окружающих детей. На основе пассивного речевого запаса была организована устная речевая практика, в которой последовательно закрепились лексические знания. В процессе выполнения заданий у детей развивалось мышление, память, внимание, зрительное и слуховое восприятие, а также воображение и творческие способности. Как показали исследования, под влиянием коррекционного обучения и воспитания у детей с ОНР происходили позитивные изменения в развитии лексической стороны речи. Следовательно, выбранный в исследовании метод развития словаря у дошкольников с ОНР являлся наиболее оптимальным как для формирования словарного запаса у детей данной категории, так и речи в целом, как основного средства коммуникации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Общим недоразвитием речи принято считать такую форму речевой аномалии, при которой у ребенка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированными все компоненты языковой системы: (фонетика, лексика и грамматика). Развитие лексики в целом занимает особое место в формировании речи детей дошкольного возраста с ОНР. Процесс формирования лексики положительно влияет, с одной стороны, на развитие мышления и других психических процессов, а с другой, на развитие всех компонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического строя речи. По мере того как ребёнок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действий, представляются большие возможности для самостоятельного выражения ребёнком своих мыслей, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями, способствует активизации знаний и представлений об окружающем. После теоретического изучения проблемы и проведения диагностики мы выявили, что при формировании лексического строя у детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи, возникают некоторые трудности в употреблении слов в экспрессивной речи, актуализации словаря. Всё это определяет необходимость разработать и обосновать систему занятий по формированию лексики у старших дошкольников с ОНР. Формирование лексического строя приобретает особое значение как в плане речевого и познавательного развития детей с ОНР, так и развития их коммуникативных возможностей с учётом задач полноценной подготовки к обучению в школе. Исходя из этого, была проведена коррекционная работа по формированию словаря дошкольников с ОНР и выявлена её эффективность. В эксперименте участвовало 10 детей шестого года жизни с ОНР III уровня. Лексический уровень дошкольников с ОНР до коррекционной работы качественно отличается от уровня после неё. Это указывает на необходимость ранней коррекционной работы по подготовке детей к формированию лексических навыков. С этой целью на тематических занятиях были использованы дидактические игры на повышение лексического уровня. После этого мы провели повторное обследование с целью выявления успешности применения разработанной нами системы коррекционной работы. Результаты повторной диагностики по методике Смирновой И.А. показали: показатели высокого уровня до коррекционной работы, в процентном соотношении, соответствовали - 0%, а после - возросли на 30%. Данные о среднем уровне до коррекционной работы соответствовали 40%, после – возросли на 20%. Показатель низкого уровня до коррекционной работы – 60%, а после – 10%. Результаты повторной диагностики по методике Волковой Г.А. показали: при выполнении заданий первого раздела «Пассивный словарь», на высокий уровень вышло 30% детей, у 70% был выявлен средний уровень, низкий уровень не показал никто, хотя до коррекционной работы был 30%. После проведения инструкций второго раздела «Активный словарь», нами был отмечен высокий уровень у 10% детей и 90% дошкольников достигли среднего уровня развития активного словаря, что на 50% больше, чем до коррекционной работы. Работа по формированию лексики с использованием дидактических игр на тематических занятиях обогатила лексическую сторону речи детей. Проведённая работа способствовала развитию мышления, памяти, воображения детей, слухового и зрительного восприятия. Дети стали проявлять больше активности в играх со сверстниками, содержание игр стало более разнообразным, обогатилось речевое взаимодействие в игре. Использование дидактических игр на занятиях по расширению словаря открывает перед нами большие возможности. Это творческий процесс, который заключается в стремлении ребёнка реализовать свои желания, а это лучше всего удаётся сделать в игре. Таким образом, логопеды и воспитатели могут применять наработанный материал в коррекционной работа. Систематическая и целенаправленная коррекционно-логопедическая работа с использованием дидактических игр, упражнений, заданий на тематических занятиях даёт положительную динамику в развитии словаря дошкольников с ОНР. Следовательно, гипотеза нашего исследования подтвердилась. Цель достигнута.
Date: 2016-05-18; view: 5088; Нарушение авторских прав |