Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Диагностика состояния словарного запаса у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня





 

Целью нашего исследования являлось выявление качественного своеобразия активного и пассивного словаря и особенностей его формирования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Задачи исследования:

1. Научно-теоретическое обоснование исследования и составление методики констатирующего эксперимента.

2. Организация и проведение констатирующего эксперимента.

3. Анализ результатов констатирующего эксперимента.

4. Разработка комплекса игр по развитию лексической стороны речи у детей с ОНР.

В процессе исследования использовались следующие методы:

- организационные: сравнительный, комплексный;

- эмпирические: наблюдение, констатирующий эксперимент; метод диагностических заданий (беседы);

- интерпретационные: анализ полученных данных.

Констатирующий этап экспериментального исследования проводился в сентябре 2014 года в МДОУ ЦРР «Детский сад №139» г. Магнитогорска. В эксперименте участвовало 10 детей шестого года жизни с ОНР III уровня.

Решение задач эксперимента осуществлялось посредством подобранных нами методик:

Методика обследования словарного запаса детей И.А. Смирновой [35]. Картинный материал представлен в приложении А.

Состоит из 2-х блоков:

- понимание и употребление слов номинативного лексического значения;

- выявление состояния структурного аспекта лексических значений слов.

1-ый блок.

Задание №1. Состояние номинативного словаря.

Назвать предметные картинки по темам: игрушки (паровоз, барабан, машинка, кукла, кубики), одежда (рубашка, юбка, носки, брюки, майка), обувь (ботинки, кроссовки, сапоги, туфли, босоножки), мебель (стол, шкаф, кресло, трюмо, диван), посуда (кастрюля, чайник, сковорода, тарелка, стакан), овощи (огурец, помидор, лук, свекла, баклажан), фрукты (груша, виноград, апельсин, яблоко, банан), транспорт (самолёт, корабль, автобус, грузовик, поезд), животные (корова, тигр, попугай, медведь, собака).

Оценка: всего 9 проб по 5 предметов, максимальное количество баллов – 2б., 2 б. - правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.

Задание №2. Состояние глагольного словаря.

Сказать, кто как передвигается или в каком состоянии находится по предъявляемым картинкам: корабль – плывёт, птица – летит, змея – ползёт, человек – идёт, спортсмен – бежит, девочка – прыгает, кошка – спит, дядя – загорает, тётя – сидит, мальчик – злится, ребёнок – плачет, ребёнок – смеётся, девочка – читает, девочка – умывается, бабушка – пьёт, мальчик – пишет, мальчик – моет, тётя – гладит, певец – поёт, художник – рисует, продавец – продаёт, врач - лечит, повар – готовит, строитель – строит.

Оценка: всего 24 пробы, максимальное количество баллов – 2б., 2 б. - правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда,
0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.

Задание №3. Состояние атрибутивного словаря.

1) Качественные прилагательные. Посмотреть на картинки и ответить на вопросы логопеда: дом какой? (большой, маленький), кружок какой? (синий, красный), гиря какая? (тяжёлая), шарик какой? (лёгкий);

2) Относительные прилагательные. Посмотреть на картинки и ответить на вопросы логопеда: «Сок из апельсина. Значит он какой?» (апельсиновый), «Варенье из клубники. Оно какое?» (клубничное), «Кораблик из бумаги. Он какой?» (бумажный), «Человечек из пластилина. Он какой?» (пластилиновый), «Буратино из дерева. Он какой?» (деревянный), «Стакан из стекла. Он какой?» (стеклянный).

3) Притяжательные прилагательные. Посмотреть на картинки и ответить на вопросы логопеда: «Бабушка читает книгу. Значит книга чья?» (бабушкина), «Хвост у вороны. Он чей?» (вороний), «Уши у медведя. Они чьи?» (медвежьи), «Сумка у тёти. Сумка чья?» (тётина).

Оценка: всего 17 проб, максимальное количество баллов – 2б., 2 б. - правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда,
0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.

Задание №4. Словарь числительных.

1) Количественные. Посмотреть на картинку и посчитать детей, сколько изображено детей (один, два, три…..)

2) Порядковые. Посмотреть на картинку и рассчитать детей по порядку (первый, второй, третий….)

Оценка: всего 2 пробы, максимальное количество баллов – 2б., 2 б. - правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда,
0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.

Задание №5. Словарь предлогов.

Посмотреть на картинки и ответить, где находится попугай (в клетке, на клетке, над клеткой, под клеткой, возле клетки, за клеткой, заходит в клетку, выходит из клетки, выглядывает из-за клетки, ходит по клетке, улетает от клетки, подлетает к клетке).


Оценка: всего 12 проб, максимальное количество баллов – 2б., 2 б. - правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда,
0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.

2-ой блок.

Задание №6. Лексические парадигмы:

1) Антонимия. Посмотреть на картинки и ответить на вопросы логопеда: «Здесь мальчику жарко, а здесь …. (холодно). Этот дом… (большой), а этот …. (маленький). Здесь дядя из дома …. (выходит), а здесь … (входит). С этой стороны окно … (чистое), а с этой … (грязное). Чай … (горячий), а мороженое … (холодное).»

Оценка: всего 6 проб, максимальное количество баллов – 2б., 2 б. - правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда,
0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.

2) Синонимия. Посмотреть на картинки и ответить на вопросы: кто и что изображен, как передвигается: спортсмен бежит, поезд мчится, мотоциклист едет, лошадь скачет, ёлка нарядная, девочка красивая, букет праздничный, улица украшенная.

Оценка: всего 8 проб, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда,
0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.

Задание №7. Часть – целое.

Посмотреть на картинки и ответить на вопросы логопеда: «Рукав от чего?» (от платья), руль – автомобиля, пуговица – пальто, лист – дерева, страница – книги, окно – дома, плита – кухни.

Оценка: всего 7 проб, максимальное количество баллов – 2б., 2 б. - правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда,
0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.

Оценка уровня развития лексической стороны речи у старших дошкольников с ОНР III уровня:

Высокий уровень – 170 баллов;

Средний уровень - 98 – 141 баллов;

Низкий уровень - менее 98 баллов.

Результаты исследования словаря по методике И.А. Смирновой наглядно представлены в таблице 1.

Таблица 1

Исследование словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР)

И. Ф. ребёнка Алмаз Ж. Кристина Ч. Софья Б. Иван М. Анна Т. Артур М. Артем Г. Алиса К. Света Г. Влад Ц.
Состояние номинативного словаря                    
Состояние глагольного Словаря                    
Состояние атрибутивного словаря                    
Словарь числительных                    
Словарь предлогов                    
Словарь антонимов                    
Словарь синонимов                    
Часть –целое                    
Итог                    
Уровень развития С Н С Н Н С Н С Н Н

 


Где В – высокий уровень;

С – средний уровень;

Н – низкий уровень.

Проведённое обследование показало, что у 60% детей данной группы отмечался низкий уровень развития словаря, что свидетельствовало об ограниченности словарного запаса. Дети не называли некоторые существительные: мебель (трюмо), овощи (баклажан), посуда (кружка, кастрюля). Наблюдались замены слов, обозначающих предметы, внешне сходные: «рубашка – майка». Также наблюдались трудности в назывании притяжательных прилагательных.

В качестве примера приведём ответ Кристины Ч.. «Хвост у вороны. Он чей? – воронин», «Уши у медведя. Они чьи? – медведины». У некоторых детей были не сформированы порядковые числительные (первый, второй, третий и т.д.), они не могли посчитать детей по порядку, в основном они называли, сколько изображено детей на картинке (один, два, три и т.д.).

У большинства детей экспериментальной группы отсутствуют такие предлоги как: возле, за, из-за, по, от, к. Также дети допускали ошибки при подборе синонимов: «поезд едет, лошадь идёт». Никто из детей не подобрал синонимы по картинкам: «ёлка нарядная, букет праздничный, улица украшенная». Наблюдались частые паузы, размышления, просьбы о помощи.

У 40 % дошкольников экспериментальной группы был выявлен средний уровень развития словаря. Дети в основном не прибегали к помощи взрослого. Ими были допущены незначительные ошибки.

Качественный анализ данных показывает, что больше всего в своей речи дети используют существительные и глаголы. Затруднения возникают при использовании прилагательных, а также предлогов и синонимов. Результаты проведённого исследования наглядно представлены на Рисунке 1.

Рисунок 1

Результаты обследования словаря у детей с общим недоразвитием речи

Перейдём к анализу результатов следующей методики.

Методика выявления уровня сформированности лексики у детей дошкольного возраста Волковой Г.А [9].

Состоит из 2-х блоков:

- исследование пассивного словаря;

- исследование активного словаря.

1 блок

Задание № 1. Понимание обобщающих слов с деталями

Инструкция для ребенка (детей 6 лет): детали мебели, транспорта, животных, посуды.

Оценка: всего предъявляют 6 проб, максимальное количество баллов - 2 б., 2 балла - правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, находит, 0 баллов - отказ или далекая словесная замена.

Задание № 2. Понимание названий детенышей домашних и диких жи­вотных.

Инструкция для ребенка: Логопед раскладывает перед ребенком изображения животных и их детенышей и называет: «У кошки котенок» (ребенок показывает и т. д.). «У лошади жеребенок», «У собаки щенок», «У коровы теленок», «У белки бельчонок», «У тигра тигренок», «У медведя медвежонок», «У ежа ежонок», «У овечки ягненок», «У козы козленок».


Оценка: 10 заданий, максимальное количество баллов - 2 б., 2 балла - правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, находит, 0 баллов - отказ или далекая словесная замена.

Задание № 3. Понимание слов с противоположным значением.

Инструкция для ребенка: Процедура та же: логопед называет, ребенок показывает на картинках:

входит — выходит

открывает — закрывает

подходит — отходит

стоит идет

длинный — короткий

широкий — узкий

влетает — вылетает

большой — маленький

высокий — низкий

Оценка: 18 картинок, максимальное количество баллов - 2 б., 2 балла - правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, находит, 0 баллов - отказ или далекая словесная замена.

2 блок

Задание. № 4. Состояния глагольного (предикативного) словаря. Назвать действие по предъявленному предмету. Инструкция для ребенка: Логопед использует предметные картинки. «Что делают ручкой?» Ответ ребенка (или с помощью логопеда): «Пишут». «Ножом?»... (с продолжающейся интонацией), ребенок: «Режут». Далее: ножницами стригут, ложкой едят, карандашом рисуют (пишут), топором рубят, пилой пилят, молотком забивают, щеткой чистят, иголкой шьют.

Оценка: 10 заданий, максимальное количество баллов - 2 б., 2 балла - правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, находит, 0 баллов - отказ или далекая словесная замена.

Задание № 5. Инструкция для ребенка: Сказать, кто как передвигается или в каком состоянии находится: щука плавает, ласточка —..., кузнечик —..., змея —..., лошадка —..., собака —..., корова —..., самолет —.... Используются предметные картинки, на которых изображены соответствующие действия.

Оценка: 8 проб, максимальное количество баллов - 2 б., 2 балла - правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, находит, 0 баллов - отказ или далекая словесная замена.

Задание № 6. Инструкция для ребенка: Проводится в форме игры «Скажи наоборот». Ребенку предлагается поиграть в слова и подобрать к названному слову, противоположное по значению: входит —... закрывает —... встает —... поднимается —... ползет —... бежит —... улетает —... ложится —... плачет —... кладет - …..

Оценка: всего предъявляют 10 слов, максимальное количество баллов - 2 б., 2 балла - правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, находит, 0 баллов - отказ или далекая словесная замена.

Задание № 7. Состояние номинативного словаря. Инструкция для ребенка: Назвать предметные картинки по темам: посуда (тарелка, ложка, кастрюля, чашка, чайник); мебель (кровать, стул, диван, кресло, тумбочка); одежда (пальто, шапка, шуба, майка, штаны); животные (кошка, лошадь, белка, медведь, слон); овощи (капуста, картошка, кабачок, морковь, огурец); фрукты (лимон, апельсин, банан, яблоко, ананас).

Оценка: 6 проб по 5 предметов, максимальное количество баллов - 2 б., 2 балла - правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, находит, 0 баллов - отказ или далекая словесная замена.

Задание № 8. Состояние номинативного словаря. Инструкция для ребенка: Назвать предметы по описанию: «Как называется предмет, которым расчесывают волосы?», «Как называется предмет, которым намыливают руки?», «Как называется предмет, которым вытирают руки и лицо после умывания?», «... предмет, которым рисуют красками?» «... предмет, который лежит под головой, когда человек спит?», «... предмет, которым вышивают?», «... предмет, по которому смотрят фильмы и передачи?», «... предмет, на котором любят качаться дети?», «... предмет, которым мальчики играют в футбол?».

Оценка: всего предъявляют 9 слов, максимальное количество баллов - 2 б., 2 балла - правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, находит, 0 баллов - отказ или далекая словесная замена.

Задание № 9. Состояние номинативного словаря. Инструкция для ребенка: Подобрать родственные однокоренные слова к следующим словам: земля, лес, поле, вода, радость, след, скорость, зима.

Оценка: всего предъявляют 8 слов, максимальное количество баллов - 2 б., 2 балла - правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, находит, 0 баллов - отказ или далекая словесная замена.

Задание № 10. Состояние атрибутивного словаря. Инструкция для ребенка: Подобрать определения к словам: туча, море, небо, город, дорога, трава, тигр, слон, зайчик, машина.

Оценка: всего предъявляют 10 слов, максимальное количество баллов - 2 б., 2 балла - правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, находит, 0 баллов - отказ или далекая словесная замена.

Задание № 11. Состояние атрибутивного словаря. Инструкция для ребенка: Проводится в форме игры «Скажи наоборот». Ребенку предлагается поиграть в слова и подобрать к названному слову, противоположное по значению: холодный, ловкий, ленивый, толстый, твердый, тупой, сухой, черный, кислый, высокий.

Оценка: всего предъявляют 10 слов, максимальное количество баллов - 2 б., 2 балла - правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, находит, 0 баллов - отказ или далекая словесная замена.

Для каждой серии и каждой группы заданий разработана своя система балльных оценок.

Общим для всех проб является трехуровневый характер оценки — это 0, 1, 2 балла: 2 балла - правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, находит, 0 баллов - отказ или далекая словесная замена.

Оценка уровня развития пассивного и активного словарей у старших дошкольников с ОНР III уровня:

Высокий уровень – 1,5 - 2 баллов;

Средний уровень - 1 – 1,4 баллов;

Низкий уровень - менее 1 балла.

Результаты исследования словаря по методике Волковой Г.А. наглядно представлены в таблицах 2 и 3.

Таблица 2

Исследование пассивного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР)

Фамилия, имя ребёнка Понимание обобщающих слов Понимание названий детенышей домашних и диких жи­вотных Понимание слов с противоположным значением Среднее кол-во баллов Уровень развития
Алмаз Ж.         Средний
Кристина Ч.       1,6 Средний
Софья Б.       0,6 Низкий
Иван М.         Средний
Анна Т.       1,6 Средний
Артур М.       0,6 Низкий
Артем К.       1,3 Средний
Алиса К.       1,3 Средний
Света Г.       1,3 Средний
Влад Ц.       0,6 Низкий

После проведения обследования нами были получены результаты: у 30% детей экспериментальной группы был выявлен низкий уровень развития пассивного словаря. В ходе обследования приходилось использовать повторные наводящие вопросы. Дети затруднялись в показывании картинок с противоположным значением.

У 70% детей экспериментальной группы с общим недоразвитием речи был выявлен средний уровень развития пассивного словаря. Дети допускали незначительные ошибки.

Таблица 3

Исследование активного словаря дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР)

Фамилия, имя ребёнка Глагольный словарь Номинативный словарь Атрибутивный словарь Среднее кол-во баллов Уровень развития
I II III IV V VI VII VIII
Алмаз Ж.                 0,7 Низкий
Кристина Ч.                 1,3 Средний
Софья Б.                 1,3 Средний
Иван М.                 0,6 Низкий
Анна Т.                 0,7 Низкий
Артур М.                 0,7 Низкий
Артем К.                 0,8 Низкий
Алиса К.                 1,3 Средний
Света Г.                 1,1 Средний
Влад Ц.                 0,6 Низкий

 

Анализ полученных данных позволяет отметить, что при обследовании никто из детей не показал высокий уровень развития активного словаря.

У 60% детей данной группы отмечался низкий уровень развития активного словаря, что свидетельствовало об ограниченности словарного запаса, неточном употреблении слов. Они смогли выполнить задания лишь с активной помощью педагога. У дошкольников были выявлены трудности в формировании предикативного словаря. В качестве примера приведём ответ Иван М. «входит – уходит, ползает – нет ответа, кладёт - нет ответа». У некоторых детей наблюдались трудности в назывании предметов по его описанию, когда предмет отсутствует. В качестве примера приведём ответ Влада «Предмет, которым вышивают – ткань».

У 40% детей был выявлен средний уровень развития активного словаря. Дети допускали незначительные ошибки. Качественный анализ данных показывает, что лучше всего у детей развит номинативный словарь. Хуже всего - атрибутивный словарь. А также затруднения были вызваны при подборе антонимов: ловкий, ленивый, сухой. Дети подбирали антонимы с помощью взрослого или давали далёкую словесную замену.

В результате обследования детей с общим недоразвитием речи мы выявили резкое расхождение показателей исследования активного и пассивного словаря (пассивный словарь шире активного). Резкое расхождение активного и пассивного словаря – это наиболее выраженная особенность речи детей с ОНР. Они понимают значения многих слов, объем их пассивного словаря близок к норме, однако, употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывает большие трудности. Средний уровень пассивного словаря имели 70% дошкольников экспериментальной группы с общим недоразвитием речи, а низкий уровень 30% детей. После исследования активного словаря 40% имели средний уровень сформированности лексики, а у 60% детей низкий уровень. Результаты проведённого исследования наглядно представлены на Рисунке 2.

Рисунок 2

Результаты обследования активного и пассивного словаря у детей с общим недоразвитием речи (ОНР)

После проведения обследований по методикам Смирновой И.А. и Волковой Г.А., можно выделить специфические особенности развития словаря: бедность, неточность по значению, недостаточность развития процессов обобщения. В словаре у детей преобладали существительные с конкретным значением. Характерным являлась бедность глагольной лексики (отсутствовали многие глаголы, обозначающие способы передвижения животных, возникали трудности при подборе антонимов к глаголам). У большинства детей с ОНР оказались несформированными в большей степени синонимические ряды, имеется большое количество лексических трудностей при выполнении заданий на подбор синонимов. Недостаточно сформирован у детей с ОНР атрибутивный словарь. Дошкольники с ОНР в речи используют лишь прилагательные, обозначающие непосредственно воспринимаемые свойства предметов.

 







Date: 2016-05-18; view: 44845; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.026 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию