Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Логопедическая работа по развитию словарного запаса у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
В данном параграфе мы рассмотрим методику по формированию лексической стороны речи у дошкольников с ОНР. Формирующий этап проводился с сентября 2014 по апрель 2015. Коррекционное воздействие осуществлялось на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях. Чтобы коррекционное обучение было эффективным, необходимо соблюдать общедидактические принципы наглядности, доступности, систематичности и последовательности, научности, связи теории с практикой, сознательности и активности в обучении, индивидуального подхода и ориентировки на «зону ближайшего развития». Особое значение имеют такие дидактические приемы и средства, как непосредственное знакомство с предметами, сравнение и сопоставление их признаков. Исходя из результатов нашего исследования, нами были выделены следующие направления дефектологического воздействия: развитие номинативного словаря, развитие атрибутивного словаря, развитие предикативного словаря, обогащение словаря антонимов, обогащение словаря синонимов, развитие словаря обобщающих слов. При подборе игр и упражнений мы использовали пособия разработанные Н. В Серебряковой, Р. И. Лалаевой, Н. С.Жуковой, Е. М. Мастюковой, 1 направление. Развитие номинативного словаря. I этап: Развитие пассивного словаря существительных. Задачи: - Развитие номинативного словаря. - Развитие слухового внимания и памяти. 1. Проговаривание наименований предмета [39]. Содержание: Используются предметы или их изображения по изучаемой лексической теме. При ознакомлении с новым словом взрослый просит детей повторить его вместе хором. Затем взрослый задает вопрос о предмете каждому ребенку: «Скажи, что это?». 2. Создание ситуации поиска ребенком исчезнувшего предмета [17]. Содержание: Взрослый просит детей закрыть глаза («Раз, два, три, не смотри!»), прячет и задает вопрос: «Где автобус?» Дети ищут предмет по подсказке взрослого: «Холодно. Холоднее. Теплее. Еще теплее. Горячо». Подсказка может быть дана в записках, разложенных по группе (зачитывает взрослый): «Ищите автобус рядом с книжной полкой»; «Ищи автобус там, где много есть воды»; «Ищи автобус под елкой»; «Ищи автобус там, где много машин». Игра с поиском исчезнувшего предмета помогает детям запомнить новое слово. II этап: Активизация и закрепление словаря существительных. Задачи: - Актуализация и обогащение словаря существительных. - Развитие словесно-логического мышления. - Развитие слухового внимания и памяти. 1. Игра «Угадай, кто так делает?». Содержание: Дети встают в круг. Логопед бросает мяч одному из детей и предлагает угадать: Воркует кто? (Голубь.) Жужжит кто? (Жук.) Жалит кто? (Пчела.) и т.д. 2. Игра «Чудесный мешочек». Содержание: Каждый ребенок, закрыв глаза, достает один из предметов одежды (кукольной) и угадывает название. При этом произносит: «Я взяла сарафан, кофту, куртку». Далее логопед просит разложить одежду на две стопочки: в одной - для девочек, в другой для мальчиков. 3. «Разложи картинки по сходству» [39]. На доске выставляется ряд картинок: овца, дерево, корова. Содержание: детям раздаются картинки: свитер, шапка, варежки, шарф (к картинке овца); стол, деревянные грабли, деревянные ворота или забор, стул (к картинке дерево); бутылка молока, масло, сыр, мороженое (к картинке корова). У каждого ребенка по 2—3 картинки. Логопед предлагает детям положить свою картинку к одной из трех картинок на доске и объяснить, почему он положил именно так. 4. Игра «Пара к паре» (подобрать слова по аналогии на основе различных признаков) [18]. Содержание: Детям предлагается выбрать слова так, чтобы получились похожие пары слов, а затем объяснить, чем похожи эти пары. Предлагаются пары слов на основе различных типов смысловых связей: родовидовых; часть — целое; предмет и его функция; явление и средство, с помощью которого оно осуществляется; название предмета и то, из чего он сделан; предмет и его месторасположение и др. Огурец — овощ, ромашка — (земля, цветок, клумба). Помидор — огород, яблоко — (забор, сад, груша). Часы — время, градусник — (кровать, температура, окно). Машина — мотор, лодка — (парус, вода, палуба). 5. Дополнение смыслового ряда [Коноваленко, 2007]. Содержание: Логопед предлагает детям догадаться, каким будет четвертое слово. Гвоздь — молоток, шуруп —... Дом — крыша, книга —... Квадрат — куб, круг —... Птица — яйцо, растение —... Слова для справки: отвертка, обложка, шар, семя, медленнее, потоп, банк (или кошелек), кран, босой, лечение, щенок, обод, дом, шнурок, осень. 2 направление. Развитие атрибутивного словаря. I этап: Развитие пассивного словаря прилагательных. Задачи: - Обогащение словаря прилагательных. - Развитие словесно-логического мышления. - Развитие слухового внимания и памяти. 1. «Назови лишнее слово» [17]. Содержание: Детям предлагается выбрать из ряда слов лишнее и объяснить почему. Грустный, печальный, унылый, глубокий. Храбрый, звонкий, смелый, отважный. Слабый, ломкий, долгий, хрупкий. Крепкий, далекий, прочный, надежный. Дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий. 2. Отгадывание по картинкам загадок - описаний [17]. Содержание: предлагается несколько картинок животных, из которых надо выбрать нужную. Например: Я высокий, с тонкой шеей, пятнистый (жираф). Я низкий, толстый и серый (бегемот). Я маленький, серенький, с длинным хвостиком (мышонок). Я грозный, большой, с длинной гривой (лев). Я горбатый, с длинной шеей и тонкими ногами (верблюд). 3. Отгадывание названия предмета по описанию его дифференциальных признаков. Содержание: предлагается отгадать предмет по его описанию. Например: Это овощ. Он круглый, красный, вкусный. Что это? (Помидор) II этап: Активизация и закрепление словаря прилагательных. Задачи: - Актуализация и обогащение словаря прилагательных. - Развитие слухового внимания и памяти. 1. Уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного [17]. Ответы на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» Содержание: Логопед называет слово, обозначающее предмет. Дети должны подобрать к нему как можно больше слов, отвечающих на данные вопросы. Например: трава (какая она?) — зеленая, мягкая, шелковистая, высокая, изумрудная, густая, скользкая, сухая, болотная... 2. Добавить слово в предложение, отвечающее на вопросы: «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» Содержание: подобрать как можно больше слов, отвечающих на вопрос «какое?». Светит (какое?) солнце. Солнце — яркое, блестящее, красное, большое, веселое, радостное, весеннее. 3 направление. Развитие предикативного словаря. I этап: Развитие пассивного словаря глаголов. Задачи: - Развитие предикативного словаря. - Развитие словесно-логического мышления. - Развитие зрительного и слухового внимания и памяти. 1. Лото «Кто быстрее принесет картинку» [27]. Содержание: На маленьком столе разложены карточки с изображением действий. Логопед вызывает двоих детей. Четко произносит, кому какую принести картинку. Дети подбегают к столу, быстро разыскивают среди разложенных картинок нужную и относят ее логопеду. Отдавая картинку, отвечают на вопросы «Кто (что) это? Что он (она) делает?» 2. Игра «Найди приятеля» [34]. Содержание: Выбрать из трех слов два слова - «приятеля»: взять, схватить, идти; думать, ехать, соображать; торопиться, спешить, ползти; радоваться, веселиться, наряжаться. II этап: Активизация и закрепление словаря глаголов. Задачи: - Актуализация и обогащения словаря глаголов. - Развитие тактильной чувствительности. - Развитие зрительного и слухового внимания. 1. Игра «Кто как кричит?» [27]. Содержание: В ящике сложены разные игрушки (лягушка, собака, курица, гусь, корова, лошадь, утка, кошка и т.д.), вызванный ребенок, доставая игрушку из ящика, не видя ее, на ощупь определяет, кто это, и называет игрушку вместе с действием. 2. Лото «Кто как передвигается?» [27]. Содержание: На карточках изображены звери птицы, рыбы, пресмыкающиеся, насекомые. Ребенок должен найти у себя соответствующую картинку, назвать ее и определить, как передвигается данное животное. Одновременно можно предложить задание на обобщение значения слов. 3. Игра с мячом «Скажи наоборот» [34]. Содержание: Дети стоят в шеренге лицом к логопеду. Он произносит слово и бросает мяч одному из игроков. Поймавший мяч должен назвать антоним («слово – неприятель») к заданному слову и вернуть его ведущему. Если парное слово подобрано верно, ребенок делает шаг вперед. Выигрывает тот, кто быстрее подойдет к условной линии, на которой находится логопед. Этот ребенок продолжает игру, придумывая свои слова. Речевой материал: входить - …; включать -…; строить -…; засыпать -…; хвалить - …; говорить - …; начинать -…; встречать -...; поднимать - … 4 направление. Обогащение словаря антонимов. I этап: Развитие пассивного словаря антонимов. Задачи: - Развитие антонимии. - Развитие словесно-логического мышления. - Развитие слухового внимания. 1. Выбрать из трех слов два слова – «неприятеля» [30]. Содержание: Предлагается ряд слов, из него надо выбрать слова-«неприятели». Друг, печаль, враг. Высокий, большой, низкий. Ночь, сутки, день. Длинный, большой, короткий. Радость, смех, печаль. Большой, низкий, маленький. Поднимать, опускать, брать. II этап: Активизация и закрепление словаря антонимов. Задачи: - Актуализация антонимов. - Развитие связной речи. - Развитие слухового внимания и памяти. 1. Игра «Закончи предложение» [20]. Содержание: Детям предлагается закончить предложение. Слон большой, а комар... Камень тяжелый, а пушинка... Золушка добрая, а мачеха... Сахар сладкий, а горчица... Дерево высокое, а куст... Дедушка старый, а внук... Суп горячий, а компот... Сажа черная, а снег... Лев смелый, а заяц... 2. Игра «Сравни!» [20]. Содержание: Детям предлагается сравнить: По вкусу: горчицу и мед. По цвету: снег и сажу. По высоте: дерево и цветок. По толщине: канат и нитку. По ширине: дорогу и тропинку. По возрасту: юношу и старика. По весу: гирю и пушинку. По размеру: дом и шалаш. 3. Игра с мячом «Скажи наоборот» [18]. Содержание: логопед называет слова и бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч, должен придумать слово, противоположное по значению, сказать это слово и бросить мяч обратно логопеду. Одеть - (раздеть); Поднять - (опустить); Бросить - (поймать); Спрятать - (найти); Положить - (убрать). 5 направление. Обогащение словаря синонимов. I этап: Развитие пассивного словаря синонимов. Задачи: - Развитие синонимии. - Развитие связной речи. - Развитие слухового внимания и памяти. 1. Игра «Придумай предложение» [20]. Содержание: Придумай предложение с каждым из слов приятелей: ветер, вихрь, ураган; ненастный, пасмурный, хмурый; кружится, вращается, вертится. II этап: Активизация и закрепление словаря синонимов. Задачи: - Актуализация синонимов. - Развитие синонимии. - Развитие слухового внимания и памяти. 1. Игра «Как сказать?». Содержание: Как сказать, если листья опадают с деревьев? (Опускаются, падают, валятся.) О плохой погоде? (Пасмурная, облачная, дождливая, холодная.) Как сказать, если что – то или кто – то движется по кругу? (Кружится, вьётся, вращается, вертится, крутится.) 2. Игра «Подбери слово» [18]. Содержание: Логопед называет слово и бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч, должен придумать «слово – приятель» к названному, сказать это слово и бросить мяч обратно логопеду. Если слово подобрано верно, ребёнок делает шаг вперёд. Выигрывает тот, кто быстрее подойдёт к условной линии, на которой находится логопед. Этот ребёнок продолжает игру придумывая свои слова. Друг – (товарищ, приятель); дом – (здание, жилище); дорога – (путь, шоссе); солдат – (боец, воин); труд – (работа); мудрость – (ум); бежать – (мчаться, нестись); смотреть – (глядеть); трудится – (работать); печалиться – (грустить); смелый – (храбрый); алый – (красный, багряный). 3. Игра «Солнышко» [20]. Содержание: Логопед даёт задание: Кто ответит на вопрос, тот может прикрепить к солнышку лучик. - Подбери близкое по смыслу слово к слову «смелый». (отважный, храбрый, решительный). - Заяц трусливый. Как можно еще сказать про него? (боязливый, нерешительный, пугливый). - Подбери близкое по смыслу слово к слову «беседовать». (говорить, разговаривать). 6 направление. Развитие словаря обобщающих слов. I этап: Развитие пассивного словаря обобщений. Задачи: - Обогащение словаря обобщающих слов. - Развитие зрительного и слухового внимания и памяти. 1. Игра «Классификация предметов по картинкам» [30]. Содержание: Детям дается задание разложить картинки на две группы (при этом критерий классификации не называется). Рекомендуются следующие группы слов: Помидор, яблоко, груша, репа, огурцы, апельсин. Стол, чашка, диван, тарелка, стул, блюдце. Лиса, кошка, собака, медведь, заяц, корова. Синица, бабочка, снегирь, воробей, стрекоза, пчела. 2. Игра «Выделить из серии слов» [18]. Содержание: Детям дается задание выделить из серии слов: А) Только названия домашних животных: Лиса, волк, собака, заяц. Лошадь, теленок, лось, медведь. Белка, кошка, петух. Б) Только названия транспорта: Грузовик, метро, самолет, скамейка. Автобус, дорога, вертолет, пассажир. Поезд, купе, пароход, якорь. Трамвай, водитель, троллейбус. 3. Игра «Назови лишнее слово» [18]. Содержание: Логопед называет ряд слов и предлагает детям определить среди них лишнее слово, а затем объяснить, почему это слово лишнее. Кукла, песок, ведро, юла, мяч. Стол, шкаф, ковер, кресло, диван. Пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа. Бутылка, банка, сковорода, кувшин, стакан. II этап: Активизация и закрепление словаря обобщающих слов. Задачи: - Актуализация обобщений. - Обогащение словаря обобщающих слов. - Развитие словесно-логического мышления. - Развитие зрительного и слухового внимания и памяти. 1. Игра «Назови одним словом» [18]. Содержание: Назвать обобщающее слово по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, обозначаемый этим словом. Например: Как назвать одним словом то, что растет на грядке в огороде, используется в пище? (Овощи) Как назвать одним словом то, что растет на деревьях в саду, очень вкусные и сладкие? (Фрукты) 2. Игра «Что общего?» [18]. Содержание: Объяснить, что общего у предметов. Например: У двух предметов: огурец, помидор (овощи), ромашка, тюльпан (цветы), слон, муравей (животные), репа, цыпленок (желтые), комар, жук (насекомые), чайка, самолет (летают). Каждое направление осуществляется в два этапа, сначала обогащается пассивный словарь детей, затем идет активизация и закрепления лексики. Для более успешного развития и обогащения словарного запаса детей с общим недоразвитием речи III уровня, необходимо проводить эти упражнения и игры систематизировано, то есть четко придерживаясь тематического плана с четкими систематизированными повторениями. Для этого нами было составлено примерное годовое планирование, на основе которого шла экспериментальная работа. Наглядно планирование представлено в таблице 4. Таблица 4 Перспективное планирование работы логопеда с дошкольниками с общим недоразвитием речи
Более подробно планирование см. Приложение Б таблица 1. Таким образом, нами было разработано тематическое планирование, в котором помесячно расписаны темы лексических занятий. Каждая тема которых направлена на развитие как активного, так и пассивного словарей. Date: 2016-05-18; view: 4961; Нарушение авторских прав |