Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Пожалуйста, отметьте галочкой соответствующую Да Необходима Вашему ответу колонку помощь
Личные качества, навыки, стиль и установки Ученик может:
Рис. 3.4. Структура навыков проведения процедур ассессмента и интервью Данная структура представляет собой общую памятку, которая дополняется набором более детальных памяток, а в таком виде она помогает и коучу, и ученику самостоятельно осуществлять строгую оценку того, какими должны быть результаты программы обучения. Области, которые ученик уже освоил, где он может действовать уверенно и компетентно, отмечаются в списке галочкой, и коуч может сконцентрировать все свое внимание на вопросах, требующих более детального рассмотрения. Далее коуч реализует обычную модель коучинга для достижения требуемых результатов. Преимущество этой техники заключается в том, что она четко демонстрирует, что для обучения различным аспектам навыков и техник, включенных в программу развития, потребуется применение различных возможностей обучения. Некоторые из них связаны с индивидуальным обучением, другие предполагают наблюдение и тренировку. В то время как обладание хорошими навыками интервьюера может стать для коуча определенным преимуществом, это вовсе не необходимо. Данная структура позволяет коучу провести максимально полную оценку желаемых результатов, и при возникновении такой необходимости ученику может быть предоставлен доступ к альтернативной и более детальной экспертизе. Элизабет Харрис, управляющая компании Groom House Training and Development, исполняя роль коуча, использовала «структурную» технику для повышения компетентности сотрудников сервисной службы, ведущих телефонные переговоры с клиентами, сочетая в этой технике тренировку личных навыков и знание процесса. Вот ее личные комментарии: 78 • Глава 3. Коучинг: теория и практика Я работаю в трех различных ситуациях развития. Посредством коучинга я обучаю мой персонал управлять собственным обучением и улучшением профессионализма; как коуч-наставник я способствую тому, чтобы сотрудник достиг некоей квалификации, а также я тренирую других в развитии особых навыков обслуживания клиентов. Каждая ситуация требует разных подходов, и я считаю, что метод структуры компетентности приводит к наилучшим результатам, когда я помогаю людям улучшать их профессиональную деятельность в некоей области, требующей специфических навыков. Он сочетает в себе тщательный анализ требуемых поведенческих навыков и квалификации и легких в употреблении памяток наблюдения и самооценки. Также он помогает обеспечивать стабильность компетентности, гарантируя, что все коучи разделяют одно общее понимание структуры и ее рамок, прежде чем они приступают к коучингу. Помните, что в ситуациях телефонного центра мы можем разговаривать со ста коучами, каждый из которых нацелен на один и тот же результат своей деятельности, поэтому последовательность и стабильность очень важны. Для их достижения необходимо не просто общее понимание компетентности, но и честность. Поэтому нужно устраивать регулярные встречи, где группа коучей могла бы проверять результаты ассессмента на честность и устойчивость. Один из используемых нами подходов заключается в прослушивании записей разговоров сотрудников с клиентами и независимое заполнение памяток. Каждый определяет приоритеты коучинга и затем обсуждает их с остальными членами группы. Если мы правильно выполняем эту работу, то приходим к соглашению о приоритетных областях усовершенствования и подкрепления навыков. Кроме того, мы организуем ролевые игры, изображающие коучинговые встречи, чтобы гарантировать предоставление конструктивной обратной связи. Элизабет совершенно уверена в том, что коучинг можно считать «клеем, соединяющим действующую в организации систему обучения», в частности в том случае, когда целью подобных мероприятий является улучшение сферы, подобной телефонным переговорам с клиентами. Элизабет указывает: В этих ситуациях представители отдела обслуживания клиентов должны приобрести комплекс знаний о продукте, а также технические знания для того, чтобы уметь воспользоваться компьютерной программой, а также личных навыков. Часто наилучшим способом передачи знаний является контекст тренинга, но технические и личные качества требуют постоянной тренировки в реальных жизненных ситуациях. Таким образом, наилучшие результаты нам дает комбинация тренинга и коучинга. Организа- Техники коучинга 79 ции, пытающиеся сэкономить финансовые ресурсы за счет ограничения обучения только курсом тренинга, вскоре выясняют, что это очень дорогостоящая ошибка. Кроме этого, иногда мы оказываемся в ситуации, когда коучинг, призванный улучшить профессиональные навыки, рассматривается как «наказание за ошибки». Наиболее вероятно, что истина заключается: — в недостатке базовых знаний о том, как это делать; — в неверном представлении о необходимых для этого навыках и знаниях или же о целях; — в отсутствии (возможно, воображаемом) награды за выполнение работы; — в факторах, не подчиняющихся непосредственному контролю индивида; — в отсутствии осознания наличия проблем в выполнении своей профессиональной деятельности. Будучи коучами, нам приходится очень внимательно относиться к процессу определения ключевой причины возникновения сложностей в осуществлении трудовой деятельности, а также очень много работать для создания мотивации к изменению поведения. Если бы начальная программа развития сочетала в себе тренинг и (разумно осуществляющийся) последующий коучинг, такого рода проблем легко можно было бы избежать. Техника «3-D» (техника трех измерений) Даже в том случае, когда некая организация использует адекватные методологии обучения для развития своего персонала, технические сложности все равно продолжают возникать. Например, иногда люди обращаются за помощью к коучу в неподходящее время. Большинство менеджеров испытывают все больший временной прессинг, и для многих из них на самом деле очень трудно так перестроить свои приоритеты, чтобы удовлетворить вновь возникшие потребности какого-либо члена их команды. Опыт показывает, что коучи, которые могут справиться с этими ситуациями, высоко ценятся своими коллегами и членами их команд. Часто успешные коучи выражают убежденность в том, что время, затраченное на коучинг, вызванный необходимостью помочь сотрудникам справиться с текущими проблемами, вознаграждается сторицей, что проявляется в улучшении качества труда и в достижении гораздо более высоких уровней мотивации. Чтобы справиться с проведением таких «герметичных» коучинго-вых сессий, необходимо максимально быстро сконцентрироваться на потенциальных решениях, которые ученик может осознать и за ре- 80 Глава 3. Коучинг: теория и практика ализацию которых он может взять на себя ответственность. Как показала практика, техника «3-D» — одна из наиболее полезных в данной ситуации тактик. Она базируется на анализе, проводимом в трех направлениях, как это показано на рисунке 3.5. Для использования данной техники коучу необходим простой лист бумаги или флип-чарт. Ученику предлагается быстро, одним предложением, определить существующую проблему. Правильная постановка вопросов и использование техники трехмерного анализа позволяет коучу и ученику за очень короткое время выделить три элемента проблемы под каждым из трех заголовков: • ситуация, например временной режим, недостаток ресурсов, география; • включенные в нее люди, например недовольный потребитель, нетерпеливый начальник, ненадежный поставщик; • вы, например недостаток технических знаний, конфликт приоритетов, общая установка ученика. Выделив три измерения, или аспекта, существующей проблемы, обычно становится сравнительно легко определить несколько возможных вариантов действий — даже если большинство из них требуют усилий исключительно самого ученика! Финальная стадия — выбор самого подходящего а данной ситуации варианта для его практической реализации. После выполнения этой структурированной техники появляется возможность быстро сконцентрироваться на потенциальных действиях. Опираясь исключительно на задавание вопросов, коуч может помочь людям проговорить большую часть проблем и самих вариантов действий. Таким образом, коуч позволяет ученику более четко сфокусировать свое внимание и передает исключительно ему ответственность за принятие окончательных решений. На практике эта техника может проводиться за 10-15 минут. Кроме того, возможно использование техники «3-D» для самостоятельной тренировки разрешения какой-либо проблемы. Вы можете попробовать сделать это прямо сейчас: 1. Определите текущую проблему одним предложением. 2. Перечислите три основных аспекта, связанные с проблемной ситуацией. 3. Перечислите три основных аспекта, связанные с включенными в ситуацию людьми. Техники коучинга 81 4. Перечислите три аспекта, связанные непосредственно с вами и с вашей ролью в данной проблеме. 5. Выберите по одному аспекту в каждом из трех трехкомпонентных списков. 6. А теперь определите один или несколько вариантов действий, при помощи которых вы с наибольшей вероятностью добьетесь успеха в разрешении стоящей перед вами проблемы. Может показаться, что слишком просто, но это работает. Лучше всего эта техника действует, когда коуч полагается исключительно на постановку вопросов, призванных поощрить ученика проработать этот процесс. Методика GROW Методика GR О W берет свое начало в практике спортивных тренеров, сильное влияние которых особо ощутимо в книге Тима Голлуэя — «Играя в теннис внутри себя» (The Inner Game of Tennis; Gallwey, 1974). Эта техника опирается на грамотное использование вопросов и следование четкой структуре. Прежде всего вопросы направлены на конкретизацию «цели» (Goat), которой ученик стремится достичь в ходе текущей коучинговой сессии. Затем внимание переключается на «реальность» (Reality) предполагаемых действий. После этого посредством вопросов исследуются практические «варианты действий» (Options), которые может выбрать ученик для достижения поставленной цели. Наконец, фокус внимания смещается на «волю» (Will) к действительному осуществлению специфических действий для реализации одного или нескольких из выявленных возможных вариантов действий. Для легкости запоминания данной структуры используется мнемоническое правило, представляющее методику GROWs следующем виде: • Постановка «цели» (Goal). • Проверка ее «реальности» (Reality). • Рассмотрение всех возможных «вариантов действий» (Options). • Утверждение «воли к действию» (Will). GROW является очень сильной техникой, когда вам необходимо обучить людей, уже имеющих базовые знания, некоторую компетентность и с энтузиазмом относящихся к вопросу, которому посвящена сессия коучинга. Это обычное явление в ситуации спортивной тренировки, но на рабочем месте положение дел часто иное. Исходя из наше- 0 U5 82 • Глава 3. Коучинг: теория и практика го опыта применение методики GROW в работе с неопытными учениками — или же неопытными коучами — часто требует слишком больших временных затрат и оказывается слишком сложной для практических ситуаций коучинга, ежедневно возникающих на рабочем месте. Однако, если коуч обладает временем, терпением и навыками, методика GROW является превосходной коучинговой техникой «свободного» стиля, неоднократно доказывавшей свою эффективность. Ключевыми навыками являются грамотная постановка вопросов и систематическое соблюдение структуры методики в ходе коучинговой сессии. Часто этот процесс протекает интерактивно, и его трудно «проскочить» на одном дыхании. Конечным результатом коучинга с использованием методики GROW может стать формирование внимательного и сконцентрированного ученика, обладающего высокой мотивацией. Типы вопросов, которые уместно задавать в рамках данной техники, мы обсуждаем в главе 8. Коучинг, направленный на повышение успешности командной деятельности Термин «команда» можно определить как «двое и более людей, работающих совместнодлядостижения результата». Напрактике деятельность коуча обычно может рассчитывать на эффективность при работе с командами от 12 до 15 человек. Когда численность участников больше, часто возникает необходимость присутствия на сессиях еще одного коуча. Одним из известнейших спортивных тренеров-коучей является Дэвид Уайтэкер, успешно перенесший опыт своей эффективной работы с хоккейной сборной Великобритании при подготовке к Олимпийским играм в Сеуле в сферу бизнеса. Его опыт связан с тренировкой (коучингом) команды. Он объясняет: При работе с командами необходимы не только занятия, на которые собирается команда в полном составе, но также и индивидуальные сессии и встречи в малых группах. Коуч узнает о том, что его работа эффективна, когда игроки сами отвечают за ход коучинговой сессии. Это позволяет коучу «парить» над командой и наблюдать ее общий план. Мероприятия становятся все более избирательными и реализуются таким образом, чтобы не разрушать чувства личной ответственности игроков за их собственное мастерство. Действительно успешный тренер (коуч) работает в стороне от работы. Все, что я сказал моей команде перед ее финальным выходом на ставшую для нее «золотой» олимпийскую арену в Сеуле, было: «Я уверен, что вы и сами знаете, что вы будете делать, — удачи вам». Они сделали это и выиграли (личная беседа, 1999 год). Коучинг, направленный на повышение успешности командной деятельности • 83 Рис. 3.5. Техника «3-D» (техника трех измерений) 84 Глава 3. Коучинг:теория и практика Эффективность команды определяется суммой вкладов ее отдельных членов. Тиму Голлуэю приписывается озвучивание формулы: Потенциал - Помехи = Успехи в профессиональной деятельности. Поэтому главной задачей коуча становится снижение или удаление «помех», препятствующих индивиду или команде демонстрировать свой оптимальный уровень мастерства. Таким образом, коучу приходится гармонизировать индивидуальные усилия, оформляя их в согласованное командное действие по достижению желаемых стандартов компетентности и деятельности. Основные правила течения процесса коучинга, требующего применения стилей, техник и навыков, также применимы и к тренировке (коучингу) команд. Однако командному коучу необходимо еще и понимать фундаментальные принципы групповой и командной динамики и различные способы, посредством которых члены команды могут внести свой вклад в успешную деятельность всей команды. Может оказаться полезным сравнение успешных спортивных команд и профессионального мира. Фундамент успешных спортивных команд закладывается тренером, который гарантирует: • Наличие нужного числа игроков, обладающих основными навыками, опытом и знаниями правил игры. • Должное соответствие качеств игроков их позициям на поле и осведомленность игроков о том, чего ожидают от них лично и от них как от команды. • Проведение регулярной подготовки и тренировки на хорошем, находящемся в исправном состоянии спортинвентаре. • Хорошее взаимодействие тактики и стратегии. • Регулярное проведение проверок мастерства с предоставлением ободряющей и поддерживающей обратной связи. • Отношение к ошибкам как к возможностям чему-то научиться, а не как к поводам пристыдить и наказать. Данная комбинация технических знаний и опыта, возможностей для развития и установок столь же применима к работе, как и к игре. Вертолет против чаек Коучинг команд требует от коуча как индивидуальной работы, так и работы в больших и малых группах. Методика GROW доказала свою эффективность в создании структуры для такого широкого разнооб- Оценка вашей компетенции как коуча 85 разия ситуаций, хотя коуч должен развивать особые навыки для управления групповой дискуссией с использованием методики GROW. Успешному командному коучу также необходимо выработать в себе качество «вертолета». Это способность подниматься над повседневными событиями и обстоятельствами и делать обзор того, что происходит на самом деле и что с большой вероятностью может произойти. Это очень похоже на парение в воздухе, чтобы «разглядеть лес за деревьями». Приобретение такой более отстраненной и объективной точки зрения позволяет коучу «пикировать вниз» для того, чтобы помочь скорректировать индивидуальные проблемы, и в то же время оставляет ему возможность анализировать более отдаленные стратегические и тактические планы, передавая команде максимальный контроль над их непосредственным уровнем мастерства. Стиль «вертолета» совершенно отличается от стиля «чайки». Коуч-«чайка» летает по воздуху, кружит, производит много шума, пикирует и клюет отдельных людей, а затем быстро взмывает обратно! Оценка вашей компетенции как коуча Чтобы вам было проще обобщить всю информацию, представленную в этой главе, вы можете заняться выполнением следующего самооценочного упражнения, которое поможет вам определить текущий уровень своей компетентности в области коучинга. Часто наши собственные восприятия являются более важными, чем впечатления, которые мы производим на других, но мы можем и не осознавать некоторых аспектов своего поведения. Самооценка — эффективный способ повышения самосознания и составления плана открытого диалога с вашими коллегами и вашим коучем. Date: 2016-05-17; view: 494; Нарушение авторских прав |