Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Обучение и обратная связь
Только представьте себе, что вплоть до середины 80-х годов XX века не было абсолютно ничего удивительного в том, что человек мог добиться успеха в бизнесе или в управлении социальной организацией, даже не вспоминая про слово «обучение». Конечно же, мы прошли через это. Но сегодня все большему числу людей, как представителям общественности, так и частным лицам, понятие «обучающаяся организация» представляется точным проектом того, как должна быть структурирована организация XXI века, и описанием того, какие действия ей необходимо предпринимать. Этот проект может быть призрачным, и каждой организации — маленькой, большой или средней — будет необходимо проложить свой собственный путь к успеху. Мы считаем, что коучинг и наставничество в силу своей необходимости займут важное место в программе предстоящих действий. Основные моменты, касающиеся «обучающейся организации», состоят в следующем: • Мы вступаем в эру глобальных организаций, движимых информационными технологиями. • Успех будет зависеть от скорости применения новой информации к текущим операциям, проблемам и возможностям. • Сохранение, передача и извлечение информации в сущности, зависят от технологий, но скорость применения этой информации определяется людьми. • Эффективное применение новой информации означает, что людям — и организациям — понадобится научиться изменять ход свода привычных действий после получения новой информации. • Поскольку в поле нашего внимания постоянно попадает новая информация, обучение во всех организациях должно быть постоянным. Как помочь людям научиться учиться 33 • Только те организации и индивиды, которые активно управляют процессом своего обучения, добьются успеха, а на самом деле только они и смогут выжить в современных условиях. Следующее определение предлагают нам Мэйо и Лэнк в своей книге «Власть обучения» (The Power of Learning, Mayo & Lank, 1994): Обучающаяся организация полностью использует интеллектуальные, информационные и практические (базирующиеся на опыте) ресурсы в целях постоянного развития на благо всех своих акционеров. Другой взгляд предлагает Питер Сендж, который писал в своей «Пятой дисциплине» (The Fifth Discipline, Senge, 1992): Время от времени большинство из нас исполняют роль члена некоей «команды» или группы людей, действующих совместно экстраординарным образом, доверяющих друг другу, дополняющих сильные и слабые стороны друг друга и компенсирующих свойственные другим членам команды ограничения; эти люди имеют общие цели, по значимости превосходящие их индивидуальные цели, и производят экстраординарные результаты. Я встречал многих людей, имеющих опыт такой глубокой командной работы, такие люди работают в разных сферах — в спорте, исполнительных видах искусства, бизнесе. Многие говорят, что тратят большую часть своей жизни на поиски новых переживаний подобного рода. Это волнующее событие в их опыте и являлось примером действия Обучающейся организации. Сендж, которого заслуженно считают одним из главных архитекторов концепта «обучающаяся организация», указывает на то, что на примере одной маленькой команды или бизнес-единицы можно наилучшим образом проанализировать практические аспекты деятельности обучающейся организации. В свою очередь, крупные организации могут состоять из множества маленьких команд, работающих согласованно для достижения общих целей и для реализации общего корпоративного видения. Внимание Сенджа к команде в мире спорта и исполнительского искусства также помогает нам осветить потенциальную роль коуча и наставника. Успешные спортивные команды, театральные или балетные труппы или слаженные съемочные группы долгое время ассоциировались с высоким общественным интересом к их тренерам (коучам) и наставникам. Их роль становится все более важной в тех организациях, которые решают стать Обучающимися организациями. Однако есть и другие мощные действующие силы, изменяющие и структуру организаций и направления их деятельности. В болыцин- 3-115 34 • Глава 2. Как помочь людям научиться учиться стве организаций существует постоянное стремление снизить издержки и повысить прибыли, или доходы, получаемые за предоставляемые ими услуги. Это привело к повсеместной тактической ориентации на немедленный результат и к постоянным попыткам сократить количество людей, занятых в деятельности организации. Инициативы по снижению числа управленческих уровней, реин-жинирингу бизнес-процессов и повышению качества обслуживания клиентов приводят к увеличению различных требований к сотрудникам. Они знаменуют конец эры господства представлений о том, что человек выбирает работу раз и на всю жизнь, или о том, что организация, в которой работает человек, будет активно способствовать развитию его карьеры. Таким образом, людям необходимо принять на себя большую ответственность за управление своей личной карьерой и начать усваивать новые знания и навыки, если они хотят оставаться «трудоустроенными». Существование потенциального конфликта между потребностью организаций в активном структурировании и управлении «учебным» потенциалом своих сотрудников и давлением обстоятельств, вынуждающих менять саму природу контрактов о приеме на работу в направлении кратковременных проектов «по мере востребованности данного специалиста», очевидно. Для урегулирования подобных конфликтов придется выработать новые установки и создать новые техники. Мэйо и Лэнк предположили, что эти новые философские построения и практики приведут к развитию у «образцовых» сотрудников Обучающейся организации новых установок. Эти взгляды исследователи выразили следующим образом, сформулировав их наподобие кредо: • Я, отдельный индивид, не питаю иллюзий и не ожидаю, что организация возьмет на себя основную заботу по управлению моей карьерой или моим обучением. • Я признаю, что улучшение моей личной полезности, а также постоянный контроль моей внешней и внутренней стоимости как специалиста являются исключительно моими задачами. • Мне нужна поддержка моего менеджера, который может обеспечить финансовые вложения в мои проекты, подвигнуть меня на выделение времени для обучения и профессиональных достижений, а также может стать коучем, передающим мне свой опыт или по- Как помочь людям научиться учиться 35 могающим мне разобраться во многих связанных с моей трудовой деятельностью впечатлениях. • Кроме того, мне нужна поддержка моей организации. • Я хочу, чтобы повышение моей ценности как специалиста, произошедшее в результате обучения, признавалось окружающими. • И я, и мой менеджер можем извлечь выгоду из компетентности в области управления обучением у специалиста; и я должен уметь мгновенно схватывать весь спектр имеющихся возможностей обучения, приемлемых для организации, в которой я работаю, чтобы я мог сделать правильный выбор. Конечно же, скорость развития этих установок, ожиданий и практик является вопросом спорным. Нельзя недооценивать масштаб требуемых изменений. Культура обучения в Великобритании подвержена влиянию традиционных методов его осуществления, бытующих в течение многих десятилетий, а на самом деле — многих поколений. Часто создается впечатление, что обучение людей, еще не достигших двадцатилетнего возраста, обеспечивается главным образом государством и является бесплатным. Эта установка распространялась и на профессиональный мир, где, согласно стереотипным представлениям, вся ответственность за обучение сотрудника лежала на плечах работодателя. Частью данной культуры обучения были менеджеры, поскольку они являлись представителями традиционной культуры «командно-контролирующего» управления, а также различных иерархических уровней и структур. В сочетании все эти установки превращались в ядреный коктейль сопротивления изменениям. Поэтому процессы трансформации и принятия этих разнообразных установок, практик и структур, необходимых для того, чтобы сделать организацию Обучающейся, будут протекать не очень-то просто. Прогресса добьются только те организации, которые активно реализуют свое желание сделать это. Наиболее легким путем для организаций, успешных сегодня, будет пассивность или простое признание необходимости будущих изменений на словах, тогда как прибыли получаются сегодня. Однако успех, даже на такой краткий срок, придет только к тем, кто систематически справляется с новыми вызовами, которые бросают им конкуренты, воспринявшие организационную стратегию Обучающейся организации. з' 36 • Глава 2. Как помочь людям научиться учиться Грэхэм Гест очень много писал на эту тему: он убежден, что важно иметь четкое представление о том, как ментальные модели могут помочь нам воспринимать и усваивать новые сложные идеи. В ходе обсуждения идей Сенджа он пишет: • Ментальные модели — это глубоко встроенные в нас представления, благодаря которым окружающий мир приобретает для нас смысл. Обучающаяся организация будет проверять эти модели на прочность в попытках обнаружить, являются ли они наилучшей репрезентацией того, что происходит в каждый момент времени. • Личная компетентность — это процесс постоянного уточнения и углубления личного видения; она является духовной основой обучающейся организации. • Обучение команды начинается с диалога, который, в свою очередь, связан с обучением пониманию паттернов (внутри) командного взаимодействия. • Построение общего видения связано с принятием общей картины будущего, и это действие усиливает истинную приверженность организации и ее делу, а не просто стимулирует послушание. • Системное мышление, «пятая дисциплина» Сенджа, позволяет через изолированные события разглядеть более глубокие паттерны и взаимосвязи; тогда как событийное мышление является линейным, системное мышление циклично и полагается на постоянную обратную связь. В добавление к этим пяти дисциплинам Гест предложил три ком-плиментарных процесса: Коучинг и наставничество, которые часто считаются синонимами или перекрывающими одна другую областями (хотя полезно уметь их различать), и эффективный бенчмаркинг1, помогающий совершить переход знаний, умений и информации от одной организации к другой. Таким образом, обучающаяся организация может быть представлена следующим образом (рис. 2.1). Бенчмаркинг — термин, постепенно входящий в лексикон российского менеджера. Происходит от английского benchmarking — разметка, установление контрольных точек. Процесс сравнения достижений и методов работы двух или нескольких организаций, осуществляющийся по инициативе одной из них, стремящейся превзойти своих конкурентов по неким показателям. — Примеч. перев. Новая программа для Обучающейся организации • 37 Рис. 2.1. Модель Обучающейся организации Новая программа для Обучающейся организации Концепция Обучающейся организации становится повесткой дня для организаций всех типов; она включает: • Повышенное внимание к обучению и развитию как к определяющим факторам эффективности организации и устойчивого конкурентного преимущества. • Побуждение максимального количества людей и, конечно же, всех менеджеров становиться коучами и осуществлять обучение как на рабочем месте, так и в других возможных условиях. • Организация программ наставничества, помогающих поддерживать обучение. • Выделение ключевых персональных навыков, необходимых индивидам для успешного функционирования в Обучающейся организации. Поэтому вас не удивит предложенное нами следующее определение общей цели коучинга и наставничества в рамках Обучающейся организации: Цель — помочь людям учиться и поддержать их намерение самостоятельно проводить обучение, чтобы они могли максимизировать свой потенциал, развить навыки, улучшить выполнение своих непосредственных трудовых обязанностей и достичь желаемого идеала как в личностном, так и в профессиональном плане. 38 Глава 2. Как помочь людям научиться учиться Выбор наилучших стратегий обучения Лишь для очень немногих счастливчиков обучение — легкое дело. Одна из основных причин этой печальной ситуации заключается в том, что большинство из нас прошли обучение одним и тем же стандартным способом. Мы знаем, что, если бы нам предоставили такой шанс, мы предпочли бы обучаться более подходящими для нас способами. Почему бы не помочь людям начать учиться так, как им самим удобно, и таким образом «облегчить» их обучение? Чтобы сделать это, коучу-наставнику необходимо познакомиться по меньшей мере с основными принципами теории человеческого научения. Начать он может с исследования своих собственных подходов и предпочтений. Сегодня нам многое известно о наиболее эффективных путях обучения взрослых. Некоторые авторы полагают, что существуют три ключевых вопроса, на которые вы должны ответить, прежде чем начать выяснять, какой подход вам наиболее подходит: • Какую информацию вы воспринимаете лучше всего: аудио, зрительную, передаваемую с помощью движения или прикосновения? • Как вы организуете и обрабатываете получаемую вами информацию; какое полушарие — правое или левое — является у вас доминирующим? Ваше мышление устроено аналитически или вы воспринимаете ситуации целиком? • Какие условия необходимы, чтобы помочь вам принимать и сохранять информацию, которую вы заучиваете, — какие эмоциональные, социальные, физические и внешние факторы при этом задействуются? Другие авторы подчеркивают различия в «способности людей к обучению» или их умениях: • Хорошо говорить и писать. • Рассуждать, считать и решать логические задачи. • Рисовать, делать красивые фотографии или создавать скульптуры. • Использовать свои руки и тело. • Сочинять песни, петь или играть на музыкальных инструментах. • Выстраивать отношения (общаться) с другими людьми. • Понимать их внутренние чувства. Одна из авторов, Дженни Мэддерн, запечатлела важность понимания принципов работы мозга в своем иллюстрированном издании «Ускоренное обучение» (Accelerate Learning, Maddern, 1994). Особенно она подчеркнуала (рис. 2.2), что: Эмоциональный интеллект 39 «Эмоциональное наполнение процесса обучения неизбежно, поскольку обучение начинается в ответственных за эмоции отделах головного мозга». Калии Роуз Рис. 2.2. Характер обучения должен совпадать с предпочитаемым способом деятельности мозга Эмоциональный интеллект По мере того как расширялись наши представления о принципах работы мозга, становилось все очевиднее, что существует важная взаимосвязь между нашим научением и нашими эмоциями. В литературе эта область интересов часто обозначается термином «эмоциональный интеллект» (emotional intelligence), и, по заявлениям исследователей, она является гораздо более точным предсказателем будущей успешности человека, чем ставшие традиционными методы измерения коэффициента интеллекта и оценка успешности обучения, происходящего в академических условиях. Основными разработчиками этой теории обычно считаются американские академики Джон Д. Май-ер и Питер Саловей, хотя наиболее известным автором, пишущим на эту тему, является журналист от науки Дэниел Гоулмен. Майер определяет эмоциональный интеллект как способность воспринимать, интегрировать, понимать и рефлексивно управлять собственными чувствами и чувствами других людей. 40 Глава 2. Как помочь людям научиться учиться Ученые заявляют, что существование разных «интеллектов» помогает объяснить, почему традиционное доминирование академического обучения и подготовки так часто приводит к неудачам. Главный вклад Гоулмана состоял в том, что он перевел огромное количество данных научных исследований, посвященных этой теме, на язык, понятный людям, не имеющим ученых степеней. Таким образом, он предоставил кредит доверия новым, более сложным и тонким методологиям обучения, необходимость которых уже давно поняли практики, хотя до недавнего времени они не могли убедить в этом политиков и людей, управляющих страной. Проще говоря, сегодня возможно научно доказать, почему и знание фактов, и обучение техническим навыкам, и развитие личностных способностей связаны с деятельностью различных отделов головного мозга и поэтому требуют различных подходов и, что наиболее важно, совершенно разного временного распорядка (Emotional Intelligence, Goleman, 1996). Предпочтения в обучении Очевидно, что существует целый ряд переменных, которые необходимо учитывать при размышлении о том, как сделать обучение более легким. Часто ценные практические идеи приходят, если обучение рассматривается как некий процесс. Обучение может описываться как процесс приобретения и усвоения новых знаний и навыков. Также считается, что оно представляет собой продолжительный цикл, и приведенная ниже диаграмма иллюстрирует процесс научения людей на своем личном опыте. Этот процесс не имеет начала, середины или конца. В зависимости от ситуации обучения люди могут вступать в этот цикл в любой точке. Однако обучение будет наиболее эффективным, когда вы воспользуетесь возможностью пройти все стадии данного цикла. Кому-то одни стадии этого цикла обучения покажутся более легкими, а кому-то — другие. Ваше предпочтение определенной стадии в продолжающемся цикле обучения отражает предпочитаемый вами стиль обучения. Осознание свойственного вам стиля или комбинации стилей поможет выбирать возможности обучения, наилучшим образом вам подходящие. Столь же важно следующее: анализ стиля обучения предполагает, что вам придется таким образом адаптировать свои предпочтения, чтобы воспользоваться максимальным числом действительно доступных вам возможностей чему-либо научиться. Жизнь не всегда предоставляет нам возможность делать то, что мы на самом деле выбрали. Предпочтения в обучении 41 Опыт Опыт — действительный опыт обучения. Он может быть: реактивным — что-то происходит с вами спонтанно; и проактив-ным — вы намеренно стремитесь получить этот опыт. Рефлексия Безоценочный взгляд назад, на то, что происходило во время обучения. Эта жизненно важная стадия может достигаться достаточно быстро, без серьезного нарушения трудовой деятельности. Вывод Процесс вывода заключений из мыслей и замечаний, сделанных на стадии рефлексии, с целью определения того, какие уроки вы усвоили на самом деле. План Проверка уроков, усвоенных на предыдущей стадии, и планирование, призванное связать их с подобными ситуациями в будущем и способствовать применению полученных знаний и навыков. Рис. 2.3. Процесс обучения Питер Хани и Алан Мамфорд — признанные британские эксперты и влиятельные исследователи в области стилей обучения. В своей книге «Использование вашего стиля обучения» (Using Your Learning Styles-, Honey & Mumford, 1983) они выделили четыре стиля обучения, связанные с циклом обучения, и охарактеризовали их следующим образом. Активисты (опыт) • Активисты — люди, свободные от скепсиса и предубеждений. Обычно они испытывают энтузиазм по отношению ко всему новому. • Их философия выражается в девизе «Когда-нибудь я испробую все»; они склонны сначала действовать, а потом обдумывать последствия. • Их дни наполнены деятельностью; проблемы решают при помощи мозгового штурма. 42 Глава 2. Как помочь людям научиться учиться Если вы чувствуете, что это про вас, то, скорее всего, вы лучше всего будете учиться, совершая деятельность, в рамках которой: • Уместно «пробовать». • Используются такие короткие действия, как ролевые игры, а также действия, привлекающие к вам внимание. • Вы испытываете все до конца. • Присутствуют эмоциональность, интерес, ряд изменяющихся задач, обычно связанных с людьми, которые необходимо решать. Созерцатели (рефлексия) • Созерцатели любят держаться в стороне и анализировать свои опыт, рассматривая его составляющие с нескольких различных точек зрения и выслушивая мнения других людей, прежде чем дать собственные комментарии. • Значение имеют тщательный сбор и анализ данных о событиях, переживаниях и знаниях, содержащихся в личном опыте, поэтому такие люди склонны как можно дольше оттягивать момент выдвижения определенного вывода. • Когда они действуют, их деятельность является частью некоей более крупной картины, в которую включены и прошлое, и настоящее, и их наблюдения, и наблюдения других людей. Если вы чувствуете, что это про вас, то, пожалуй, вы лучше всего будете учиться, совершая деятельность, в рамках которой: • Вы можете оставаться в стороне от событий, слушать и наблюдать. • Вы можете проводить исследования или анализировать. • Время, отведенное на принятие решения, определяете вы сами, у вас есть возможность подумать, прежде чем начать действовать. • У вас есть возможность оглядываться на то, чему вы научились. Теоретики (вывод) • Теоретики обрабатывают и интегрируют наблюдения в комплексные и при этом логически последовательные теории, продумывая проблемы и трудности шаг за шагом. • Обычно такие люди являются перфекционистами, которые не чувствуют себя уютно до тех пор, пока все не будет приведено в порядок и не будет соответствовать некой рациональной схеме. Предпочтения в обучении 43 Если вы чувствуете, что относитесь к теоретикам, то, вероятно, лучше всего вы будете учиться, когда: • Вы должны проявлять свой интеллект, то есть вам позволено оспаривать предположения и логику. • Ситуация имеет структуру и четкую цель. • Вы можете работать с логическими и рациональными суждениями и переменными, и у вас есть время исследовать их. • Вами предлагаются интересные концепции, хотя они вовсе не обязательно могут оказываться релевантными. Прагматики (план) • Прагматики обожают испытывать теории, техники и идеи, проверяя, работают ли они на практике. • Они изыскивают новые идеи (конструктивным способом) и используют каждую возможность поэкспериментировать. • Такие люди любят улаживать разные вопросы, быстро и уверенно переходить от идей к действиям по их реализации и не терпят долгих обсуждений. Будучи прагматиком, вы, скорее всего, будете лучше учиться в ситуациях, когда сможете: • Использовать техники, дающие очевидные практические выгоды. • Немедленно применять в деле навыки, которым вы обучились. • Испытывать и применять различные методы работы. • Увидеть существующую связь между теоретическим вопросом и реальной проблемой или возможностью, появившейся на практике. Для многих людей предпочтительные типы обучения Хани и Мам-форда являются сколь полезными, столь и несложными в применении (возможно, потому, что они чаще всего упрощают гораздо более сложный комплекс объяснений). Мы не утверждаем, что люди не могут учиться чему-либо в ситуациях, не являющихся для них предпочтительными, но опыт показывает, что люди учатся наиболее эффективно, когда выбирают способы обучения, соответствующие предпочтительному для них стилю (или предпочтительным стилям) обучения. Обучение будет Наиболее эффективным, если вы пройдете весь цикл обучения. Поэтому очень важно развивать у себя способности к каждому стилю обучения, чтобы иметь возможность позитивно адап- 44 Глава 2. Как помочь людям научиться учиться тировать свой собственный стиль для успешного прохождения каждой стадии данного цикла. Ваше знание о существовании стилей обучения поможет вам: • Осознать наиболее предпочтительный для вас стиль обучения и оптимальные стили обучения ваших коллег. • Разработать или найти способы обучения, подходящие к вашему стилю обучения. • Сконцентрироваться на развитии наименее удобных для вас стилей обучения, чтобы вы могли пройти все этапы цикла обучения. Многие люди обнаружили, что осознание собственного стиля обучения является одним из наиболее сильных откровений, которые они могут получить. Часто это помогает объяснить многие проблемы, возникавшие в прошлом в ситуациях обучения и приобретения квалификации, и, конечно же, это помогает выявить собственные отличия от друзей и коллег, относящиеся как к обучению, так и к предпочтительным способам работы. Ум и сердце Принятие ответственности за собственное обучение означает обучение и на уровне ума, и на уровне сердца. Формирование собственного мнения по определенному вопросу — лишь половина дела, можно сказать, что вы выучили только половину того, что нужно выучить. Осознание собственных ощущений и отношения к определенному вопросу — это вторая и, возможно, более сложная для осознания половина. Знание чего-либо без осознания своих чувств подобно мысленному поглощению какой-либо пищи: вы не знаете, каков на самом деле ее вкус, и вы, конечно же, не насыщаетесь. Если научиться относиться к себе как к целостной личности, это ускорит и улучшит процесс вашего обучения. Хорошим упражнением, которое поможет вам встать на путь самопознания и понимания (первых кирпичиков для тех, кто серьезно относится к обучению), будет постоянное обращение к самому себе с вопросом: «Что я чувствую в связи с этой проблемой?» и еще более важным вопросом: «Почему мои чувства именно таковы?» Помните, что обучение должно обладать эмоциональным содержанием, поскольку оно начинается в ответственных за эмоции отделах головного мозга. Язык обучения 45 Язык обучения При попытке понять новые идеи, применить новые техники или развить новые установки по отношению к работе очень легко впасть в замешательство, если ключевые термины определены так, что разные люди могут воспринимать их смысл по-разному. Это абсолютно верно в случае с такими терминами, как «обучение», «развитие», «тренинг», «коучинг» и «наставничество». В то время как со стороны организаций будет совершенно разумно выработать собственные определения, подходящие к возникающим у них ситуациям, реальность часто такова, что вводимые термины не отличаются чистотой и однозначностью. Уильям Тьют, автор, пишущий для журнала профессионального Института развития и персонала «Кадровый менеджмент» (People Management, 1995), проливает свет на некоторые из этих вопросов: Тренинг, образование и развитие — очень близкие понятия. И все же, в жизни тренинг является полярной противоположностью образования и развития. Давайте сначала посмотрим, кто составляет план обучения, поскольку это определяет тот эффект, который окажут его результаты на будущее всего дела. Возьмем тренинг: в его чистом виде план обучения разрабатывается неким специалистом (не самим обучающимся). Его направление — снаружи внутрь. Авторитет — сверху вниз. Исходным материалом является внешнее видение наилучшего способа исполнения деятельности, определяемое национальными или профессиональными стандартами либо тренером. Ценностями являются конформность, покладистость и одобрение. Сравним тренинг с образованием и развитием. Их план определяется самим учащимся. Направление — изнутри наружу. Авторитет — снизу вверх. Исходным материалом является неиспользованный потенциал учащегося и все разнообразие общечеловеческих ценностей. Ценности здесь — принятие вызова и изменения. Пилотов учат управлять самолетом посредством тренинга. Студентов программы МВА учат управлять будущим посредством образования. Эффект тренинга — конвергенция. Эффект образования и развития — дивергенция. Эффекты затрагивают все сферы: ценности, установки, поведение и культура. Если бы мы занимались образованием пилотов и тренингом студентов МВА, мы сорвались бы в пике, из которого не было бы выхода. В этом разделе мы работали с языком «обучения», «образования» и «тренинга». В главах 3-5 мы будем возвращаться к языку коучинга и наставничества. 46 Глава 2. Как помочь людям научиться учиться Важность процесса «Процесс» обучения показывает, что люди учатся на своем опыте и своих переживаниях, появляющихся случайно или изыскиваемых намеренно, в виде посещения лекционных курсов или открытых обучающих программ. Получив обучающий опыт, люди сознательно или бессознательно рефлексируют и поэтому делают выводы, побуждающие их в следующий раз планировать иные действия. Это, в свою очередь, приводит к получению нового опыта, и данный цикл начинается снова, видимо, процесс обучения на самом деле является континуальным. С другой стороны, развитие — это процесс перемещения с одного уровня выполнения деятельности на новый, совсем иной уровень компетентности. О том, что развитие произошло, можно говорить, когда ученик постоянно демонстрирует свою способность выполнять деятельность на новом качественном уровне. Таким образом, развитие предполагает потребность в четких стандартах качества и в точных методах измерения или оценки соответствия этим стандартам. Процесс развития также связан с внутренним состоянием компетентности или системой установок учащегося. Иногда это изображают графически, как на рис. 2.4. Рис. 2.4. Процесс развития Популярным примером, иллюстрирующим эту модель, является вождение автомобиля. В раннем детстве человек может совершенно не иметь представления о технике вождения машины и даже не осознавать наличия потребности приобретения компетентности в данной области. Вступая в подростковый возраст, люди осознают необходи- Важность процесса 47 мость сдачи экзаменов на получение водительских прав с их четко установленными стандартами знаний и навыков, то есть понимают, что они некомпетентны в данной области. После прохождения курсов вождения и получения прав люди обычно управляют автомобилем с большой осторожностью, соблюдая правила дорожного движения и придерживаясь изученных техник, то есть становятся осознанно компетентными. Через несколько лет водительской практики люди обычно добиваются автоматизма в соблюдении требований правил, то есть достигают состояния неосознанной компетентности. Несомненно, развитие можно рассматривать в виде прогрессии, последовательного перехода с одной стадии на другую. Но именно усвоение новых знаний, приобретение нового понимания, овладение новыми навыками и моделями поведения движет процессом развития. Графически это можно проиллюстрировать примерно следующим образом (см. рис. 2.5): Рис. 2.5. Процессы обучения и развития 48 • Глава 2. Как помочь людям научиться учиться Если взглянуть с этой точки зрения, становится очевидным, что существуют различные потребности в обучении, а на различных стадиях развития, чтобы поднять компетентность обучающегося до более высоких уровней, требуются различные технологии обучения. Кроме того, этот пример служит иллюстрацией вполне реального изменения, происходящего, когда человек достигает предписанного уровня компетентности и оперирует на уровне неосознаваемой компетентности. В этот момент у индивида может возникнуть состояние индифферентности и самодовольства, которое часто описывается как «комфортная зона». От коуча и наставника требуется умение определять все стадии процесса развития, связанные с ними потребности в обучении и, что особенно важно, помочь человеку выйти из ситуаций безразличия к обучению или стадии неосознаваемой некомпетентности. Люди, работающие в Обучающейся организации, будут чувствовать постоянную потребность в движении, начальным пунктом которого является текущий уровень их компетентности и которое направлено на достижение ее высших уровней, а также они будут уверены в том, что постоянное обучение является ключом к постоянному улучшению качества выполняемой ими работы. Роль коуча и наставника состоит в том, чтобы помочь удержать внимание людей на возможностях научиться чему-либо еще и на получаемых в результате научения преимуществах. Недостатки обучения В своей книге «Эффективное обучение» (Effective Learning; Mum-ford, 1995) Алан Мамфорд выявляет главные причины, определяющие, на его взгляд, недостатки обучения. Мы считаем, что их можно организовать в виде континуума, где переменная варьирует от недостатков восприятия до недостатков их использования. Наша интерпретация идей Мамфорда приведена на рис. 2.6. Следовательно, успешный коуч или наставник должен учитывать все факторы, влияющие на восприятие учащимся методов и возможностей обучения, а также факторы, определяющие эффективное использование данных возможностей. Кроме того, критически важным фактором является мотивационный компонент. В свою очередь, мы рассмотрим все упомянутые факторы. Восприятие возможностей • 49 Люди не воспринимают некую деятельность как обучение — они просто считают ее «выполнением части работы» Возможность обучения воспринимается как не соответствующая насущным потребностям обучающегося и не связанная с преимуществами, которых он стремится добиться Люди отчасти понимают, что некая деятельность имеет отношение к обучению, но не могут полностью использовать эту возможность Мероприятие по обучению с отрывом от работы разработано или реализовано недостаточно качественно Предоставляющаяся возможность обучения не соответствует предпочитаемому индивидом способу обучения Рис. 2.6. Шкала недостатков обучения, состоящая из пяти сегментов Восприятие возможностей Первым шагом на пути развития правильного восприятия возможностей обучения является осознание некоей реальной потребности в обучении. Некоторые люди могут совершенно искренне не осознавать, что им нужно научиться чему-то новому. Вероятно, что как только происходит осознание потребности, на восприятие возможности осуществить это обучение будет значительно влиять прошлый опыт обучения. Люди, для которых обучение ассоциируется исключительно с классной комнатой или программой тренинга, обладают ограниченными представлениями о возможностях обучения, поэтому необходимо довести до них информацию о существовании множества способов научиться чему-то новому, находясь прямо на рабочем месте. Прошлый опыт обучения — особенно негативный — также оказывает мощнейшее воздействие. Вероятно, не будет ошибочным сказать, что большинство людей смутно представляют себе процесс обучения, и поэтому неудивительно, что они могут упускать возможности научиться чему-то еще. Особенно это относится к возможностям учиться на собственных ошибках. Слишком часто совершение ошибок связано с переживанием 4-115 50 Глава 2. Как помочь людям научиться учиться стыда и с попыткой отрицать факт их совершения, поэтому их часто стараются быстренько проскочить и забыть. В данном случае очень важна культура организации. Если преобладающая тенденция организации — стыдить работника за ошибки и запугивать его возможностью их совершения, вероятно, восприятие потребностей в обучении и возможностей его осуществить будет несовершенным. Подобным образом, если структура и характер какой-либо работы сопряжены с запретами, однообразием и скукой, стимулировать энтузиазм по отношению к обучению на рабочем месте становится гораздо сложнее. Создание настоящей атмосферы активного обучения вокруг рабочего места обучающегося — вот ключевая задача современного коуча и наставника. Использование возможностей обучения Даже если учащийся отличается достаточно высоким уровнем осознания потребности в обучении и осознает возможности обучения, эффективность обучения будет в значительной степени определяться возможностью или реальностью способа использования этих возможностей. Например: • Учащийся может вообразить, что ему открыт ряд возможностей, но на деле эти возможности являются неприемлемыми или труднодостижимыми и затратными. • На использование возможностей обучения могут сильно повлиять и линейный менеджер, и коллеги по работе. Линейный менеджер, лишь на словах признающий необходимость обучения, часто находит причины, чтобы запретить доступ к обучению или отказываться выделить на него необходимое количество времени. • Требования, предъявляемые коллегами по поводу выполняемой деятельности, а также прямые отчеты могут ослаблять готовность и способность обучающегося пользоваться наличествующими возможностями обучения. • Сильнейшее влияние на качество обучения оказывает квалификация коуча, наставника, тренера или фасилитатора'. ' Фасилитатор — специалист, организовывающий групповые процессы и содействующий их нормальному течению (например, организатор встреч, переговоров), но лично не передающий каких-либо знаний умений или навыков участникам проводимого мероприятия. — Примеч. перев. Мотивация обучающегося 51 • Сами учащиеся могут неосознанно создавать барьеры собственному обучению. В частности, это относится к так называемым «психологическим защитам», когда из соображений отстаивания своего статуса, престижа или гордости обучающийся бессознательно мешает самому себе извлекать максимум из возможности чему-то научиться. • Создание препятствий обучению может провоцироваться особенностями применяемых методов обучения. Структура обучения или используемые в ходе его реализации методы могут просто не соответствовать его содержанию. • Может оказаться неадекватным сам институт обучения — атмосфера, сложившаяся в колледже, может быть неподходящей для высококлассных менеджеров по маркетингу или курс международных отношений может не годиться для обучения основным техникам финансового менеджмента. • Кроме того, большую важность имеет метод определения и оценки компетентности, прогресса и достигнутых результатов обучения. Обязательная привязка к сдаче экзаменов для получения квалификации может стать барьером на пути более широкого понимания некоего предмета или усвоения некоего навыка. Умение понимать данные «факторы использования возможностей обучения» является определяющим для коуча и наставника, стремящихся избавить проводимое ими обучение от недостатков. Мотивация обучающегося На желание индивида максимально использовать возможности обучения часто влияет осознание им связанных с этим «поощрений» и «наказаний». Широкое распространение получила фраза: «Чем больше усвоишь, тем больше заработаешь». Социальный и карьерный успех, достигнутый индивидом на данный момент, а также его стремления и видение будущего также являются важными составляющими мотивации. Эти факторы, очевидно, будут различаться у разных людей на разных этапах их карьеры. Однако данные исследований говорят о том, что наиболее эффективно мотивацию к обучению повышают заинтересованность, сформировавшиеся впечатления, удовлетворенность учащегося и преодоление им трудностей самого процесса обучения, а не просто связанные с обучением вознаграждения и наказания. Факторы, упомянутые в первую 52 Глава 2. Как помочь людяи научиться учиться очередь, называются «внутренними мотиваторами», а факторы, относящиеся к последней группе, называются «внешними мотиваторами»'. Как мы уже говорили, и индивидуальные предпочтения в обучении, и способности к обучению влияют на мотивацию учащегося. При столкновении с возможностями обучения, которые не кажутся привлекательными или представляются слишком трудными, мотивация обучающегося, скорее всего, будет невысока. Наконец, необходимо принимать в расчет уверенность человека в себе и общий характер его личности. Критически важным аспектом роли современного коуча и наставника является укрепление чувства уверенности в себе и самосознания, а также формирование у обучающихся адекватной самооценки. Чем выше уровень уверенности, самосознания и самооценки учащегося, тем выше будет его мотивация к использованию возможностей обучения и к принятию ответственности за повышение имеющейся у него на данный момент квалификации. Трудность, которую приходится преодолевать современным коучам и наставникам, заключается в том, что сначала они должны понять взаимосвязь влияний, составляющих «матрицу обучения», а затем определить техники, тактики и навыки, необходимые для того, чтобы с ними справиться. На рис. 2.7 проиллюстрирован весь спектр влияний, с которыми успешному коучу или наставнику неизбежно придется работать. Ограничения тренинга Сегодня коучинг и наставничество составляют третий из наиболее часто используемых в Великобритании подходов к корпоративному обучению после тренинга на рабочем месте и традиционного тренинга. Некоторые организации рассматривают их как еще одно оружие из смешанного арсенала обучающих средств. Для других организаций они могут стать «клеем, соединяющим и удерживающим вместе курсы тренингов», по выражению некоторых людей. Они имеют в виду, что программы ко-учинга и наставнические программы могут стать постоянно доступной возможностью в индивидуальном порядке осуществлять и подкреплять обучение, происходящее в типичном тренинговом курсе, проводящемся в комнате для занятий. Как и в случае с популяризацией Гоулмэном эмоционального интеллекта, коучинг и наставничество сегодня могут стать популярными ответами на дефициты, о наличии которых в методологии традиционного тренинга известно уже достаточно давно. ' См. двухфакторную теорию мотивации Херцберга и взгляды Эдварда Деси, изложенные в его концепции о внутренней мотивации (1980, 1995). — Примеч. перед. Ограничения тренинга • 53 Рис. 2.7. Матрица эффективного обучения 54 Глава 2. Как помочь людям научиться учиться Данные исследований немецкого психолога Эббингауза, полученные в прошлом веке и с тех пор неоднократно подтвержденные данными других научных изысканий, показывают, что 90 % выученного в ходе учебного курса материала забывается в течение тридцати дней, а 60% забывается по прошествии одного часа. Рой Харрисон, советник Института персонала и политики развития, сообщает о недавно проведенных в США исследованиях, демонстрирующих, что в среднем только 10-20% обучения, предоставленного в форме тренинга, переносится в профессиональную зону людей и применяется на рабочем месте (Harrison, 1998). Другие обзоры выявили, что более половины посещающих тренинговые курсы чувствуют, «что уже раньше знали большую или значительную часть их содержания», треть таких людей считают, что «тренинг вообще не оказал влияния на их компетентность и трудовые навыки», и лишь 2% сообщали о том, что «тренинг открыл им новые горизонты развития». С учетом современного понимания принципов обучения в качестве главного объяснения возникновения этих типичных недостатков обучения мы можем привести гипотезу о том, что до сих пор применявшиеся традиционные единообразные подходы к обучению устарели. Критика, высказываемая Дэвидом Гулмэном по поводу традиционных методов обучения (Goleroan, 1996), базируется на факте, который он называет повсеместно распространенным неумением оценить возможности практического применения теорий эмоционального интеллекта. Он заявляет: Создавая методологии тренинга и обучения, люди до сих пор не провели четкого разграничения между различными способностями, механическими навыками и областью личностных особенностей, которую я называю эмоциональным интеллектом. Но эти различия очень важны для нашего мозга... В отличие от когнитивных и механических навыков физиологическим субстратом эмоционального интеллекта является более примитивная часть мозга — лимбические центры, или «эмоциональный мозг». Эмоциональный мозг обучается вовсе не так, как неокортекс, где расположена база механических навыков и когнитивных способностей. Неокортекс отлично учится в рамках академической модели обучения или по книгам, или посредством CD-диска. Другими словами, он учится быстро, способен обучаться за один одиночный подход и характер его деятельности — ассоциативный. Он вплетает новые знания в уже существующую в нем информационную сеть, и это происходит очень быстро. Эмоциональный мозг учится в совершенно ином режиме, через повторение, на практике, посредством моделей. Другими словами, он обучается Ограничения тренинга 55 посредством модели, которая отслеживает изменение навыка. В качестве примера скажем: в тренинговом подходе, для того чтобы он был эффективным, необходим последовательный набор обучающих элементов. Поэтому не должен вызывать удивления тот факт, что мы доказываем, будто коучинг и наставничество являются наиболее предпочитаемыми методами помощи людям в усвоении некоторых предметов и в овладении некоторыми качествами (например, личностными качествами). Главная цель коуча и наставника — помочь людям научиться учиться. Очевидно, что новые подходы к обучению являются чрезвычайно важными. Для нас не менее очевидно, что определение обучения просто как процесса на самом деле не отражает его общего значения для нашего развивающегося общества. И поэтому мы предлагаем следующее определение: Обучение — это и процесс, и одновременно состояние сознания, выходящее за пределы всех традиционных организационных границ и структур, ставшее в наши дни центральной чертой, характеризующей способ жизни современного общества. Мы думаем, что имеет смысл сначала разобраться с теорией коу-чинга, а затем обсудить ряд практических примеров из этой сферы. Мы установили, что коучинг — динамический и развивающийся вид организационной деятельности. Для достижения наших целей необходимо обсудить идеи и теории, описывающие идеальную модель коучинга, и в то же время признать, что каждый коуч в каждой конкретной ситуации скорее всего будет вести себя так, как ему покажется уместным и необходимым. Поэтому описание идеальной модели должно строиться не по образцу: «Так и только так должен действовать коуч», а в виде: «Это некая стандартная точка, с которой вы можете сравнивать свою реальную деятельность». Возможно, каждое из определений, предложенных любым современным автором, пишущим о коучинге, действительно точно описывает происходящее на практике во многих повседневных ситуациях в 2000 году. Организации, каждая со своей скоростью, движутся по направлению ко все более выверенной и эффективной реализации коу-чинговых программ. Однако наиболее важно то, что не каждый должен соглашаться с одним-единственным определением, но что каждому сотруднику конкретной организации следует усвоить то определение, которое подходит именно к их ситуации. Одно из наиболее колоритных определений предлагает наш коллега Майлз Дауни в своей книге «Эффективный коучинг» (Effective Coaching, Downey, 1999): Коучинг есть искусство, потому что, осуществляемый грамотным мастером, он не строится исключительно на одной технике; вместо этого коуч полностью переключается на обучаемого, и процесс коучинга становится подобием танца двух людей, движущихся одинаково гармонично. Определение, ставшее наиболее удобным для нас, несколько менее экзотично: Коучинг как процесс 57 Коучинг — это процесс, способствующий реализации обучения и развития и, следовательно, усовершенствованию компетентности и профессиональных навыков обучающегося. Для достижения успеха коучу необходимо знать и понимать как процесс коучинга, так и все разнообразие стилей, навыков и техник, соответствующих тому контексту, в котором применяется процесс коучинга. Мы осознаем, что наше первоочередное внимание к процессу коучинга не разделяют некоторые теоретики коучинга, предпочитающие большее значение придавать межличностным аспектам отношений коуча и обучающегося. Наш опыт показывает, что гораздо полезнее сперва понять, «что» именно должен делать коуч, прежде чем переходить к пониманию того, «как» это следует делать. Превосходные навыки, применяемые бессистемно, вряд ли являются рецептом успеха. Коучинг как процесс Как и в случае с любым процессом, необходимо успешное завершение всех этапов, чтобы программа коучинга работала эффективно. Пропущенные стадии или фиксация на какой-либо одной ступени в ущерб другим могут вызывать замешательство, потерю ориентировки и невысокие результаты. Упрощенно процесс коучинга можно изобразить в виде диаграммы, приведенной ниже. Каждая стадия более детально описывается в нижеследующих разделах. Стадия 1. Анализ ситуации и сбор необходимой информации Коучинг может начинаться только тогда, когда обучающийся приходит к осознанию насущной потребности в улучшении своей профессиональной деятельности или в изменении подхода к выполнению любой деятельности. Не осознав потребность искренне, почти невозможно изменить поведение. Коуч должен помогать учащемуся развивать это осознание, поскольку вы не можете никого ничему научить, прежде чем человек сам этого не захочет; вы можете привести лошадь на водопой, но не в ваших силах заставить ее пить! Обучающиеся приходят к осознанию различными путями, но наилучшим путем, вероятно, является анализ текущей деятельности и производительности и сравнение полученных данных с тем уровнем, по направлению к которому человек хотел бы двигаться. Очень полезно обладать четкими стандартами или описаниями профессиональной компетенции, на овладение которыми нацелено обучение, 58 Глава 3. Коучинг:теория и практика особенно это необходимо, когда перед коучем ставится задача обучить конкретному навыку. Очень хорошо работает техника развития осознания, предполагающая проведение упражнения на самостоятельную оценку обучающимся своих качеств и навыков и последующую беседу с коучем по этому поводу. На этой стадии важно также выяснить, совпадают ли стили обучения, предпочтительные для учащегося и выбранные коучем. В результате этого действия у учащегося могут родиться ценные идеи и мнения о действительно удобных для него способах обучения, учиться при помощи которых ему будет проще и приятнее. Коучу очень важно понимать любые различия в предпочтительных для него и учащегося стилях обучения. Это поможет избежать естественного искушения предложить ученику такие возможности научения, которые хорошо работают, но совершенно не подходят последнему. Также это помогает осветить ситуации, в которых разнообразные препятствия обучению обусловлены выбранными учеником методами обучения, а не сложностью содержания обучения. Стадия 2. Планирование системы ответственности Уже давно доказано, что обучение и развитие будут эффективными только тогда, когда индивид принимает на себя ответственность за результаты. Первым этапом выработки ответственности обучающегося является планирование процесса коучинга. Всегда есть искушение проигнорировать эту стадию, особенно если коуч или ученик предпочитает «активный» стиль обучения и не любит «медлить и соблюдать приличия». Чересчур занятые менеджеры также склонны игнорировать эту стадию и часто предпочитают неформальный принцип: «Сделаем это по ходу». Опасность, которую влечет за собой опускание этой стадии, состоит в том, что процесс коучинга может стать «коучингом ради коучинга», то есть неструктурированным процессом, далеким от концентрации на реальных проблемах. Если предпочитаемым подходом является самоуправляемое обучение, планирование жизненно необходимо. Коучи не могут (да им и не следует пытаться) навязывать ученикам обучающие программы. Ученик исполняет активную роль в процессе принятия решения. Часто необходимы компромиссы между идеальной программой обучения и тем, чем стороны реально располагают в данный момент. Однако опыт показывает, что согласование с менеджером некоторого Плана личного развития (ПЛР) по- Коучинг как процесс 59 зволяет лучше определить необходимое время и место проведения занятия в течение рабочего дня. Хороший ПЛР должен отвечать на следующие ключевые вопросы: • Чего именно необходимо достигнуть? • Как это будет происходить? • Где это будет происходить? • Когда этот процесс начнется и когда завершится? • Кто будет вовлечен в этот процесс? • С кем необходимо согласовывать этот план? Уже сейчас многие организации требуют от своих сотрудников составления Планов личного развития. В редких случаях ПЛР охватывает любую тему, интересующую учеников, поскольку организация полагает, что содействие развитию умения учиться гораздо важнее, чем само содержание обучения. Однако маловероятно, что многие организации последуют этим просвещенным путем, ведь большинство из них наверняка будет настаивать на том, чтобы План личного развития был напрямую связан с деловыми целями, а также со стремлениями индивида. Для того чтобы ПЛР, реализующийся посредством коучинга, был наиболее эффективным (в отличие от традиционного ежегодного оценочного ПЛР, который на практике зачастую больше напоминает, к сожалению, длинный список пожеланий), он должен фокусироваться лишь на одной или двух специфических целях развития, которых необходимо достигнуть в сравнительно краткие сроки, возможно, в течение следующих трех месяцев. Кроме того, очень важно, чтобы каждая цель развития, стоящая в ПЛР, соответствовала критериям SMART: была конкретной, измеримой, достижимой, уместной в данных условиях и рассчитанной по срокам достижения. Часто при постановке целей это простое мнемотехническое правило учитывается лишь на словах, но оно может стать мощной техникой, гарантирующей концентрацию внимания на самом важном. ПЛР необходимо пересматривать по меньшей мере ежемесячно, и, таким образом, он должен стать интегрирующей частью процесса управления профессиональной деятельностью. SMART: specific, measurable, achievable, relevant, time-framed. Общепринятая в мировой практике мнемотехническая аббревиатура, (дословно с английского smart — ловкий, остроумный, находчивый, модный), обозначающая критерии, которым должны соответствовать любые цели. — Примеч. перев. Глава 3. Коучинг:теория и практика Рис. 3.1. Модель процесса коучинга Коучинг как процесс 61 Стадия 3. Реализация плана с использованием стилей, техник и навыков При реализации программы обучения коучи должны использовать лишь те стили и техники, которые соответствуют ситуации, в которой действует обучаемый. Применяемые стили и методики обучения помимо адекватности обучаемому должны соответствовать Личным навыкам коуча. Возможно, самыми важными из этих навыков являются навыки предоставления обратной связи, активного слушания и задавания правильных вопросов. Более детально эти навыки, а также несколько других техник коучинга мы рассмотрим чуть позже. Возможности для коучинга возникают при стечении многих различных обстоятельств в ходе рабочего дня, и важно использовать их по мере появления. Поэтому некоторые специалисты доказывают, что в формальном планировании нет большой нужды и что наилучший коучинг — неформальный, почти исключительно полагающийся на задавание вопросов и немедленную обратную связь. Однако наш опыт показывает, что тем, кто желает добиться истинного развития, необходимо выделять достаточное количество времени на планирование при выработке самосознания и чувства личной ответственности. На самом деле эти два подхода являются компли-ментарными, то есть дополняют друг друга, поскольку формальное понимание и планирование имеют очень большое значение, а неформальный коучинг должен происходить всякий раз, когда предоставляется такая возможность. Наибольшее беспокойство по поводу неформального подхода к коу-чингу вызывает тот факт, что зачастую, как только рассеивается первоначальный энтузиазм, этот метод превращается в полное отсутствие всякого коучинга. Наиболее распространенная причина неудачи коучинга состоит в том, что у людей не хватает времени на его проведение. Более формализованный подход, когда в дневниках коуча и его ученика выделено специальное время для встреч — час в неделю или в месяц, повышает вероятность осуществления обучения. Строго распланированный временной распорядок может выглядеть очень скучным, но в беспокойной рабочей обстановке он часто дает хорошие результаты, особенно если менеджер уже утвердил ПЛР обучающегося. Кроме того, формализация способствует регулярному появлению возможностей наблюдать за реализацией ПЛР, делать обзор осуществленного развития и подкреплять новое обучение. 62 Глава 3. Коучинг: теория и практика Стадия 4. Оценка (успешности) результатов Многие коучи путают наблюдение (мониторинг) и оценку. Мониторинг — это регулярная проверка процесса реализации Плана личного развития сотрудника. Оценка — это обзор Плана личного развития сразу же после его окончательного выполнения. Это одноразовая деятельность, которую коуч и его ученик осуществляют совместно. Ключевые вопросы здесь следующие: • Достигнуты ли цели развития? • Работали ли различные компоненты ПЛР в тех направлениях, для которых они были разработаны? • Какие были сделаны изменения в ПЛР и почему? • Был ли ПЛР рентабельным? • Появились ли неожиданные результаты? • Что бы вы сделали по-другому в следующий раз? • Нужен ли новый План личного развития для дальнейшего усовершенствования профессиональных навыков? Очевидно, что если на последний вопрос получен положительный ответ (что, вероятно, будет случаться, так как профессионализм постоянно нуждается в улучшении), то необходимо заново запускать весь процесс коучинга. Стили коучинга Стиль описывает «манеру проведения коучинга», хотя некоторые авторы (по нашему мнению, неоправданно) используют термин «стиль» для описания различных ролей или типов коучинга. Однако мы считаем, что существует более полезное и всеобъемлющее определение «стиля», где он понимается как разнообразие стилей деятельности или обучения. Тем не менее оно основывается не на психологическом анализе коучинга. Стили коучинга строятся в континууме, на одном конце которого находятся ситуации, в которых ученик совершенно неопытен, а на другом — ситуации, где ученик обладает значительными навыками и опытом. Удачным стилем для обучения посредством коучинга неопытных учащихся может стать «директивный» стиль. Когда ученики обладают большим опытом, стиль коучинга называется «свободным», в этом случае коуч не принимает столь непосредственного участия в процессе коучинга. Между этими экстремумами расположено множество стилей, Стили коучинга • 63 которые должен уметь применять коуч в зависимости от опыта и степени профессионализма обучающегося. При работе с совершенно незнакомым с ситуацией человеком или с человеком, которому нужно выработать специфически новый для него навык, может оказаться уместным использование «директивного», почти «инструктирующего» стиля. Работая с опытным исполнителем, например с олимпийским чемпионом или с главой компании, более адекватным будет «свободный» стиль и внимание главным образом к техникам задавания вопросов и предоставления обратной связи. Опыт показывает, что чем быстрее коуч может переключиться с «директивного» на «свободный» стиль, тем быстрее будет достигнуто улучшение деятельности ученика. Простое объяснение этого факта состоит в том, что по мере вашего продвижения по континууму в направлении «свободного» стиля уровень контроля и ответственности, передаваемый коучем обучающемуся, повышается. Аналогия с миром спорта Кэролайн Робертсон раньше была менеджером региональных продаж фармацевтической продукции, а затем менеджером-консультантом. Она говорит, что «с энтузиазмом относится к работе и с огромной страстью — к скачкам». Вот ее описание собственного опыта. Выбранный Кэролайн вид спорта — однодневные скачки — приносил ей не только огромное удовольствие: вскоре после начала тренировок она обнаружила, что обладает потенциалом спортсмена, способного выступать на самом высоком уровне. Понимая, что ей необходимо тренироваться под руководством специалиста, она обратилась за помощью к опытному тренеру-коннику. В течение пяти лет наблюдался устойчивый рост мастерства, и все это время Кэролайн достигала неплохих результатов в соревнованиях, но постепенно коучинг (работа тренера с ней) стал приносить все меньше и меньше пользы. Для достижения лучших результатов спортсменке рекомендовали поменять лошадь, но это тоже не помогло. Кэролайн начала испытывать беспокойство и постепенно теряла уверенность в себе. Ее отношения с тренером-коучем стали натянутыми, и она уже потеряла надежду стать чемпионкой в скачках. Наконец, в качестве последнего средства, призванного восстановить ее спортивную форму, она решила сменить коуча. Новый тренер использовал в работе совершенно другие, нежели предыдущий, методы обучения, и всего лишь через несколько недель Кэролайн смогла достичь значительного прогресса. Новый подход в значительной степени отличался стилем «свободного» коучинга. Его применение началось с оценки лошади и всадника как по отдельности, так 64 Глава 3. Коучинг:теория и практика и в паре, и этот процесс продолжался в течение четырех дней. Совместно был выработан план действий, разбитый на несколько этапов. Достижение намеченного уровня мастерства знаменовало собой завершение каждого этапа. Тренер требовал от Кэролайн ведения дневника, куда она должна была заносить все свои действия, мысли и результаты самоанализа; впоследствии эта информация служила материалом для обсуждения с тренером. Здесь был сделан акцент на рефлексии своего поведения, своих мыслей, эмоций и своего опыта, и это действие помимо сокрытой в нем самом ценности сэкономило время. Кэролайн говорит: Сейчас я понимаю, что в случаях, когда становится очевидным отсутствие прогресса, необходимо выделить время на анализ и объяснение причин этого. В процессе дискуссии необходимо согласовать план действий. Структуру этих новых, более формализованных занятий с тренером задавали ключевые вопросы: • Чег Date: 2016-05-17; view: 609; Нарушение авторских прав |