Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цель И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ





Москва • Санкт-Петербург • Нижний Новгород • Воронеж Ростов-на-Дону • Екатеринбург • Самара Киев • Харьков • Минск


ББК 88.54 УДК 316.6 П18

П18 Коучинг в обучении: практические методы и техники / Э. Парслоу, М. Рэй. — СПб.: Питер, 2003. — 204 с.: ил. — (Серия «Практическая психология»).

ISBN 5-88782-233-3

Данная книга представляет теорию и практику коучинга и наставничества во всей широте их применения — от профессионального мира и сферы образования до общест­венной деятельности. В ней наглядно продемонстрирована необходимость изменения традиционных методов обучения и дан практический инструментарий для осуществления этих изменений. Материал изложен в легкой и доступной для понимания манере. Авторы предлагают эффективные способы разрешения проблем совместимости персонала, обрат­ной связи и многих других. Предлагаемое практическое пособие станет неоценимым по­мощником для психологов, психотерапевтов, менеджеров, педагогов, для всех, чья про­фессиональная задача — помочь людям использовать свой потенциал, освоить новые навыки, повысить профессионализм.

ББК 88.54 УДК 316.6

© Eric Paraloe and Monika Wray, 2000

ISBN 0 7494 31180 (англ.) © Перевод на русский язык ЗАО Издательский дом «Питер», 2003 ISBN 5-88782-233-3 © Издание на русском языке, оформление ЗАО Издательский дом «Питер», 2003


Оглавление

Слова признательности.....................................    
Введение...................................................    
Глава 1. От маргинальности к господствующей тенденции.....    
Вклад академических ученых...............................    
Вклад спортивных тренеров.................................    
Вклад психотерапевтов.....................................    
Вклад «людей новой жизни» (new-life-people)................    
Вклад профессиональных тренеров и консультантов.........    
Наставничество — семантические джунгли..................    
Роль профессиональной квалификации.....................    
Вклад «наставников на общественных началах» (community) и «наставников по призванию» (vocational)... Вклад корпоративных наставников..........................   24 96  
Кристальная чистота или туманные образы?.................    
Глава 2. Как помочь людям научиться учиться..............   3?  
Новая программа для Обучающейся организации...........    
Выбор наилучших стратегий обучения......................    
Эмоциональный интеллект,.................................    
Предпочтения в обучении...................................   4П  
Активисты (опыт).......................................    
Созерцатели (рефлексия)................................    
Теоретики (вывод)......................................    
Прагматики (план)......................................    
Ум и сердце................................................    
Язык обучения.............................................    
Важность процесса.........................................    
Недостатки обучения.......................................    
Восприятие возможностей..................................    
Использование возможностей обучения.....................    

б • Оглавление

Мотивация обучающегося..............................    
Ограничения тренинга..................................    
Глава 3. Коучинг: теория и практика...................    
Коучинг как процесс....................................    
Стадия 1. Анализ ситуации и сбор необходимой информации......................................    
Стадия 2. Планирование системы ответственности....    
Стадия 3. Реализация плана с использованием стилей, техник и навыков.........................    
Стадия 4. Оценка (успешности) результатов..........    
(^ТИУТМ Ь*ГУ\)'1Г'М"М"Г'Я    
Аналогия с миром спорта............................    
Примеры из других сфер.............................    
Коучинг на практике.................................    
Коучинг и обучение.....................................    
Осуществление управления коучингом..................    
Техники коучинга......................................    
Коучинг неопытных учеников........................    
Стадия 1. Объяснение и демонстрация............    
Стадия 2. Осмысление обучения..................    
Стадия 3. Обзор прогресса........................    
Стадия 4. Планирование новой практики..........    
Техника «структуры навыков».......................    
Техника «3-D» (техника трех измерений)............    
Методика GROW....................................    
Коучинг, направленный на повышение успешности командной деятельности.............................    
Вертолет против чаек...................................    
Оценка вашей компетенции как коуча...................    
Глава 4. Наставничество: слияние теории и практики.....    
Определения наставничества............................    
Типы наставничества Спопытка тысячелетия)............    

 



Оглавление • 7

77 D TUTU O'/'Ir V f\TtT\f*'n^Tlt*VtUV\    
Т^Т^/"Т"ЮН"МИ^*/"Г''ПЛ VHV TtT\f\Tlfi/^f   Qt;  
Процессы корпоративного и квалификационного MSt/'Tsiortuu^/'THsi      
/"'то тупо' 1 V'riipn'itt' ttpwu^ Пламя лмимлрл пачтаитмст V^'ld/J.rm I* •7 ЮСижДСППС JLl^ldlld JlJ'l^.IlUiU рСЮОШЛЛ •. • •    
Стадия 2. Поощрение самостоятельного управления обучением......................................   Q7  
Стадия 3. Обеспечение поддержки в ходе процесса t\aq ТПТООТТЧГИ II 7TQIT51 ТТМиИЛГЛ Т^?1*Э01ТТМОГ    
Стадия 4. Помощь в оценке успеха..................   qq  
Что происходит на практике?.............................    
Пример 1. «Квалификационный» наставник............    
Супервизор........................................    
1 1 Г^ММРГ* V nsi/'TSIBlTMb" T{\Tf-U^Ui*TW^T\tVQ    
Пример 3. Наставничество в подразделении ИТ (информационных технологий) в Sandwell Metropolitan Borough Council.........................    
     
Преимущества самостоятельного обучения..........    
Пример 4. Наставничество в Spicer Hallfield.............    
^~'<-мЭ1лГАТ1ТА1ТЪТА Vf)'\TU^ U TVU IT 0/'"ГНОМИК'Я LI ATUf^WtV^t    
Д^ЛПМЯТ    
лигитлтмптт* u mT^wvn   4 •I C , llb  
Коучинг? Наставничество? Или и то и другое?......    
    \ AQ, 116  
Преимущества СМАЙЛ и культуры коучинга и наставничества................................    

 


Глава 5. Общественные наставники: катализаторы vsf^'swswsfvst^'wuw Ufiftf^fi Tmftfnf&f*x*uu   4W  
Обучающий наставник...............................    
Стадия 1. Понимание и приятие...................    
^^тятгьго ) дЛ^лтшюттчог v tiau/*tqw otli    
Стадия 3. Поддержка плана........................    

 


8 • Оглавление

Стадия 4. Обзор результатов и поддержание импульса... Модели коучинга и наставничества.........................   133 134 138 139 141 142 143 144 146 148 149  
Глава б. Обратная связь, создающая уверенность и закладывающая основы успеха......................  
Потенциальные препятствия эффективной обратной связи.. Сензитивность и стресс....................................  
Как вам это?...............................................  
Обратная связь, создающая уверенность....................  
Визуализация успешной профессиональной деятельности........................  
Использование основных внутренних качеств..............  
Проведение сессии обратной связи.........................  
Воспитание победителей...................................  
Памятка................................................  

 

Наблюдать не просто.....................................    
Важность наблюдения языка тела.........................    
Понятие личной зоны человека............................    
Доверие и недоверие......................................    
Мифы и предрассудки....................................    
Активное слушание.......................................    
Первая стадия.........................................    
Вторая стадия.........................................    
Третья стадия.........................................    
Памятка...............................................   16?  

 

Глава 8. Правильная постановка вопросов.................    
Основные типы вопросов.................................    
Типы вспомогательных вопросов..........................    
Вопросы, повышающие осознание......................    
Рефлексивные вопросы................................    
Подтверждающие вопросы.............................    

 



Оглавление

Гипотетические вопросы................................    
Зондирующие вопросы.................................    
Проверочные вопросы..................................    
Типы вопросов, которых следует избегать..................    
Примеры вопросов для сессии коучинга или наставничества..........................    
Техника переноса......................................   17П  
Методика GROW......................................    
Цель (Goat)........................................   17?  
Реальность (Reality)................................   17?  
Варианты действий (Options).......................    
Воля (Wilt).........................................    
Осознание учеником своего эмоционального мира.........    
Знание собственных эмоций...........................    
Управление эмоциями.................................    
Мотивирование самого себя............................    
Осознание эмоций других людей.......................    
Выстраивание отношений с другими людьми...........    
Выслушивание ответов...................................    
Вопрос стилистики.......................................    
Памятка...............................................    

 

T^TISIRS) Ч S.Jlaasi «p.   'K/rmi в TT^urff^ fil*UfilTTf^uu (imiff    
Семь   «законов» самоуправляемого личного развития.......    
1.   Универсальный закон Решений гласит, что............    
2.   Закон Принятия изменений гласит, что................    
ч «J.   Закон Мотивации гласит, что........................    
4.   Закон Видимого Вознаграждения гласит, что..........    
5.   Закон Преимуществ бизнеса гласит, что...............    
6.   Закон Возврата затрат и результатов гласит, что......    
7.   Закон Удовлетворения потребностей клиента личных потоебностей'» гласит, что................    

 


10 Оглавление


Семь золотых правил простоты.............................    
Правило простоты № 1: «Успех гарантируется постоянным выполнением простых вещей»..........    
Правило простоты № 2: «Удостоверьтесь, что вы встретитесь»........................................    
Правило простоты № 3: «Встреча должна быть короткой»...........................................   1QS  
Правило простоты № 4: «Придерживайтесь основного процесса»...........................................    
Правило простоты № 5: «Развивайте навык "спрашивай", а не говори»............................    
Правило простоты № 6: «Помни, все делается ради обучения»...........................................   1Q8  
Правило простоты № 7: «Ожидай пользы и для себя».... Глава 10. Предлагаемые возможности для дальнейшего обучения и ссылки на полезные ресурсы...............   198 900  
Другие источники......................................    

 


 

Слова признательности

Все авторы испытывают чувство глубокой благодарности к спут­никам жизни, семьям и друзьям. И мы — не исключение из этого пра­вила. В своей книге мы постарались особо отметить тех людей, чьи работы или практический опыт оказались для нас особенно полезны­ми и информативными. Но, возможно, главным источником вдохно­вения стали наши коллеги — коучи и наставники, наши клиенты, со­искатели и ученики, с которыми мы работали в течение последних трех лет. Они с готовностью делились с нами своими переживания­ми по поводу процесса и результатов обучения, а также предостав­ляли нам ценную обратную связь. Поскольку таких людей было слишком много, чтобы перечислить их здесь всех поименно, мы наде­емся, что они примут наше общее выражение признательности за их вклад в создание этой книги.


Введение

Мы уложились в намеченный срок и завершили книгу вовремя:

31 декабря 1999 года она была готова.

Эта драматическая дата сама по себе является существенным по­водом оглянуться назад и оценить прошлое, чтобы затем взглянуть вперед и подумать о будущем. Анализ и оценка, процесс достижения определенных выводов и планирование будущего — стержневые во­просы данной работы. Конечно же, они являются составляющими по­всеместно распространенной модели обучения взрослых людей.

В первой главе «От маргинальное™ к господствующей тенденции» мы описываем историю развития коучинга и наставничества — важ­ных и приобретающих все большую популярность методов, призван­ных помочь людям эффективнее обучаться и поддерживающих их на этом пути. Рост популярности коучинга приходится в основном на последнее десятилетие прошлого века. Можно сказать, что мы нахо­димся в самой середине революции представлений об обучении. Мы предполагаем, что к концу следующего десятилетия коучинг и настав­ничество станут совершенно обычными способами обучения.

Осознание опыта обучения, приобретенного нами только за по­следние десять лет, а также анализ огромного количества пережива­ний и сообщений, собранных авторами этой книги за это время, пора­жают воображение и заставляют задуматься. Откуда все это взялось? Истина, конечно же, заключается в том, что значительная часть этого опыта покоилась в глубинах нашего бессознательного, в нашей долго­временной памяти. Если мы могли точно вспомнить книгу, статью, беседу или событие, послужившие источником нашего знания, мы с благодарностью упоминали о них. Но мы понимаем, что в основе льви­ной доли того, чему мы научились, — многие сотни часов индивиду­альных занятий, которые мы провели, исполняя роли консультантов, советников, коучей и наставников. Кроме того, мы многому научились (зачастую это обучение имело наиболее мощный эффект) на своих же ошибках. Мы счастливы, что наши собственные коучи и настав­ники научили нас воспринимать промахи и ошибки как развивающие ситуации, возможность чему-то научиться, а не как события, которым не следует уделять особого внимания или которые лучше скрыть, что­бы не опозорить себя.


Введение 13

Процесс написания книги заставляет осмыслять собственный опыт и формулировать выводы. Именно это мы и пытались сделать: опи­сать, что именно, как нам кажется и как мы узнали на собственном опыте, работает лучше всего, то есть с наибольшей эффективностью влияет на процесс обучения. Поскольку мы оба предпочитаем подво­дить под свои действия надежную теоретическую базу и проверять гипотезы в ходе тщательных исследований, мы также попытались по­казать вам и эти взаимосвязи.

Во второй главе, которая называется «Как помочь людям научиться учиться», на основе недавних исследований мы демонстрируем про­цесс создания новых теоретических построений и моделей, способных сделать наше обучение более эффективным. Мы доказываем необхо­димость усовершенствованиятрадиционных методов обучения или, в некоторых случаях, отказа от них в пользу методов коучинга и на­ставничества. В частности, это относится к развитию личных навы­ков и к обучению руководству собственным самообучением.

В главах третьей и четвертой мы излагаем теорию и практику коу­чинга и наставничества. Как показывает название четвертой главы — «Наставничество: слияние теории и практики», мы понимаем, на­сколько важно увязывать теоретические модели с конкретными жиз­ненными ситуациями таким образом, чтобы получать реальные прак­тические выгоды.

Глава пятая называется «Общественные наставники: катализато­ры возникновения новой профессии». В ней мы говорим о том, что, и в этом мы глубоко убеждены, последние разработки в обществен­ной сфере являются убедительными доказательствами силы и эффек­тивности коучинга и наставничества как методов, способствующих об­учению. Здесь также провозглашается рождение новой профессии — «коучей-наставников».

Мы прекрасно понимаем, что, несмотря на годы нашей работы в сфере обучения, опыт и занятия, проведенные другими людьми, мог­ли привести их к совсем другим выводам. Преимущество жизни в век все совершенствующихся систем коммуникации заключается в том, что сейчас стало гораздо легче делиться опытом. Мы знаем, что уже в момент окончания рукописи нам станут доступны новая информация и новые впечатления, которые не мешало бы знать ранее, так как это, несомненно, изменило бы наши представления.

В наших прежних работах мы говорили о вечном вопросе предо­ставления обратной связи: внимательном выслушивании и постановке


14 Введение

правильных вопросов. Приступая к написанию этой книги, мы ду­мали, что трудно будет добавить по этому поводу что-либо новое. Но мы ошибались. В главах шестой, седьмой и восьмой мы попытались охватить новые идеи и разработки и связать их с новым опытом, по­лученным в ходе последних коучинговых и наставнических сессий. Кроме того, очень ценным был опыт других авторов. Возможно, наи­более интересным и многообещающим фактом стала формулировка понятия «вскрывающего вопроса» (incisive question) Нэнси Клиен, частично из-за его простоты.

Мы посчитали, что самым правильным будет описать этот случай в главе девятой «Управление отношениями». Коучинг и наставничество — не новые виды деятельности. Веками они использовались неформально. Новизна заключена в степени использования их возможностей для удов­летворения все увеличивающейся потребности в обучении новому но­выми способами. Это привело к попыткам формализовать отношения наставничества. Исследования показывают, что чрезмерно подчеркива­емая потребность в достижении совершенного подобия может увести далеко в сторону. Мы предлагаем «семь золотых правил простоты», ко­торым нужно следовать, чтобы наилучшим образом помочь людям при­менить практические методы улучшения их обучения.

Поскольку обучение — процесс продолжительный, в главе десятой мы приводим список дополнительной литературы, а также ссылки на различные источники, использованные нами в процессе собственно­го обучения и в ходе наших исследований.

Наконец, мы повторим последние три предложения девятой главы:

Точно так же стоит подчеркнуть, что наше определение общего предназна­чения коучинга и наставничества включает задачу «помочь людям стать та­кими, какими они хотят быть». Это открывает возможность получения воз­награждений из внешнего окружения, находящегося за пределами внутрен­ней среды организации. И, не уходя глубоко в идеализм, это также помогает оказывать содействие в моральной и духовной реализации человека.

Мы надеемся, что вы разделите наш энтузиазм по поводу этих воз­можностей, а также преимущества применения новых методов обуче­ния в условиях повседневной жизни в новом веке.

Эрик Парслоу и Моника Рэй, Оксфорд и Лондон 31 декабря 1999


В начале 90-х годов XX века вы едва ли нашли бы в библиотеке Темплтон-Колледжа, в то время единственного в Оксфордском уни­верситете колледжа, готовящего менеджеров и управленцев, хотя бы одну книгу, посвященную коучингу или наставничеству. К моменту на­ступления третьего тысячелетия для перевозки всех книг, журналь­ных статей, сводок новостей и ссылок на Интернет-ресурсы по данной теме понадобился бы автофургон или микроавтобус.

Профессиональный мир и более широкий социальный контекст богаты разнообразнейшими примерами успешного применения коу­чинга и наставничества. Эти методы обучения действительно совер­шили путь от маргинальных и малоизвестных подходов к обучению до фокуса интересов профессиональных преподавателей и других специалистов по обучению, людей, создающих корпоративные и об­щественные системы, а также всех, чья профессия связана с разви­тием личности. Вероятно, мы находимся на полпути процесса «ин­теллектуальной революции» в области этих методов, и неудивитель­но поэтому, что их общепринятые определения, язык и методология еще не выработаны. К концу следующего десятилетия коучинг и на­ставничество, по нашему убеждению, столь четко установятся и ин­тегрируются в профессиональную и общественную жизнь, что будут восприниматься всеми как должное и все будут считать, что «имен­но так и происходит обучение».

В этой главе мы попытаемся крупным планом очертить основные тенденции, разработки и факторы, оказывающие воздействие на раз­витие этой сферы. Начнем мы с вопроса о том, какой вклад внесли со­вершенно разные люди, имеющие различный жизненный опыт, в раз­витие коучинга.


16 • Глава 1. От маргинальности к господствующей тенденции

Вклад академических ученых

Источником нашего интереса к коучингу и наставничеству стали труды различных авторов (главным образом американских), вышедшие в 80-е годы XX века. Знакомясь с новейшими идеями «реинжиниринга бизнес-процессов», «менеджмента тотального качества», «совершен­ствования системы сервиса и обслуживания потребителей», «развития персонала» и «обучающих организаций», было невозможно не осознать, что дни традиционной науки об управлении с ее принципами приказа и последующего контроля сочтены. Понятие коучинга исподволь, а ино­гда и открыто, как в модели ситуационного лидерства Бланкарда, на­чинало входить в язык менеджеров и управленцев, а также в язык авторов литературы, посвященной обучению и развитию.

Американским автором, оказавшим огромное влияние на процесс возникновения профессии коуча в менеджменте Британии, был Тим Голлуэй, выпустивший книгу «Играя в теннис внутри себя» (Inner Game of Tennis; Gallwey, 1974). Одна из заключенных в ней посылок о том, что всем великим теннисистам был необходим тренер, обеспечи­вающий высокий уровень их подготовки и результатов, стала важней­шей метафорой, тем сообщением, которое было несложно связать с управлением стандартами и навыками деятельности профессионалов.

Философия Голлуэя, согласно которой «успех в профессиональной деятельности - Потенциал - Помехи», заключала намек на то, что за­дачей деятельности коуча в первую очередь является освобождение са­мопознания и потенциалов, скрытых в каждом работнике. Ключ к ре­шению этой задачи — развитие самосознания и чувства ответственно­сти у человека, занятого профессиональной деятельностью. И снова эти идеи были созвучны зарождающемуся новому мышлению, новым пред­ставлениям об управлении и деятельности в организациях.

Вклад спортивных тренеров

Возможно, не вызовет удивления тот факт, что именно известные спортивные тренеры превратились в гуру управленческого коучинга, став наиболее заметной группой, формировавшей начальную идеоло­гическую базу и методы приложения коучинга к профессиональной трудовой деятельности. Среди главных представителей этой группы были Джон Уитмор, бывший чемпион-автогонщик, Дэвид Химери, об­ладатель олимпийских наград, и Дэвид Уайтэкер, тренер олимпийской


Вклад спортивных тренеров 17

хоккейной команды. Ближе к концу десятилетия бывший теннисист Майлз Дауни присоединился к промышленному сообществу (The Industrial Society), создав «Школу коучинга» для менеджеров высшего звена, укрепив таким образом связь между опытом спортивных трене­ров и идеей об «управлении наилучшими практическими навыками».

Средства, наиболее часто используемые представителями этой группы для передачи имеющейся у них информации, — это в высшей степени эффективные и запоминающиеся тренинговые программы, содержащие практические примеры из деятельности спортивных тренеров и адаптирующие их к сфере бизнеса. Аналогия между людь­ми, достигающими значительных успехов в спорте и в профессиональ­ной деятельности, усиливает убежденность в том, что можно воспи­тать «великих тренеров (коучей!)», которым под силу добиться «экстра­ординарных результатов». Предполагается, что ключевыми навыками коуча являются обыкновенное умение задавать вопросы и обеспечивать обратную связь, а также использование методики GROW (более де­тально данная модель рассматривается в главе 3). Распространенная идея о том, что руководящие работники должны быть главными по­требителями коучинговых мероприятий, напрямую связана с несо­мненным успехом этой группы, представители которой стали опре­делять ожидания, установки и подходы к обучению.

Однако книга Джона Уитмора «Обучение совершенству» (Coaching for Performance; Whitmore, 1997) остается источником вдохновения, призывающим к изменению философии менеджмента. И тем не ме­нее, подобно многим его предшественникам, Уитмор столкнулся с огромным количеством других «влияний», являвшихся препятстви­ями на пути подхода спортивных тренеров.

Некоторые из этих препятствий связаны с тем, что набор навыков, необходимых для достижения успеха в спорте, гораздо более узок, чем набор навыков, требующихся для успешного управления, к примеру, перегруженным центром обработки телефонных заказов, крупным госпиталем или фармацевтическим заводом. Таким образом, эффек­тивные подходы и техники подготовки людей не так уж легко перено­сить из одной сферы деятельности в другую. Вероятно, такой перенос лишь приводит к возникновению ложных надежд и ожиданий.

Другое препятствие связано с различиями мотиваций спортсме­нов, целью которых является сочетание получения удовольствия с достижением компетентности и совершенства в определенном виде спорта, и профессионалов, мотивы многих, если не большинства, из которых представляют собой смесь нежелания обучаться, тревоги,

2-115


18 Глава 1. От маргинальности к господствующей тенденции

страха и сопротивления изменениям. Поэтому, исключая людей, са­мостоятельно и естественным путем достигших успеха, применение методов спортивного коучинга часто приводит к незначительным ре­альным изменениям поведения и деятельности работников. Большин­ство людей не стремятся стать олимпийскими чемпионами в рамках своей трудовой деятельности.

Несмотря на эти препятствия, данный подход к коучингу в про­фессиональной деятельности продолжает приносить плоды, удовле­творяющие представителей определенного сегмента рынка.

Вклад психотерапевтов

Профессиональные консультанты перестали быть редкостью. На од­ном конце спектра консультирования находятся ориентированные на практику консультанты, оказывающие помощь в планировании и осу­ществлении карьеры. На другом конце этого спектра находятся психо­логи и психиатры, окруженные аурой высокой академической квалифи­кации и понимания принципов деятельности людей в условиях стресса.

Естественно, что для представителей последней группы коучинг и наставничество не являются новыми методами, это «нечто, что они делают и так», хотя многие определили бы профессиональное кон­сультирование как «помощь людям в преодолении личных кризисов или переживании перегруженных стрессами ситуаций», а не как управление процессом их нормального обучения и развития.

Техники и подходы, используемые представителями данной груп­пы коучей, обычно являются прямыми заимствованиями из опыта их предыдущей работы в сфере медицины или социальной деятельности. Для этих методов характерно убеждение в том, что вся сессия долж­на выстраиваться вокруг некоего центра, коим является клиент, и мо­жет продолжаться столько времени, сколько понадобится клиенту для достижения желаемого результата — при этом иногда считается, что достаточно и половины дня. Поэтому такие программы обычно до­роги, а это означает, что они доступны только крупным организаци­ям, и то лишь представителям высшего управленческого звена.

Этот вид деятельности стал обозначаться термином «коучинг для топ-менеджеров» (executive coaching), и осуществляющие его коучи часто используют техники «360-градусной» обратной связи или дру­гие методы, направленные на личностный уровень обучаемого для повышения эффективности глубинного анализа. Этот подход часто


Вклад «людей новой жизни» (new-tife-people) 19

критикуют за то, что объем и качество осведомленности «коуча топ-менеджеров» о специфике бизнеса или любого рабочего места часто бывают слишком ограниченными. Несомненно, использование терми­на «тренер топ-менеджеров» может существенно повысить самооцен­ку и психотерапевта, исполняющего роль коуча, и его клиента, менед­жера или руководителя, оплачивающего его услуги.

Серьезные и грамотные практики, относящиеся к данной группе коучей, очень тщательно разрабатывают со своими клиентами четкие соглашения о глубине погружения, соответствующие принятому в сре­де профессионалов этическому кодексу.

Этот подход может быть необычайно полезным для тех, кто вынуж­ден сталкиваться с постоянным давлением, стрессами и сложностя­ми, неизбежными в современном бизнесе. По определению широта его применения значительно ограничена, однако о нем нередко го­ворят в прессе, что способствует созданию достаточно ошибочного образа природы и практики коучинга.

Вклад «людей новой жизни» (new-life-people)

Девяностые годы XX века стали временем подъема так называе­мого мышления «людей новой жизни». Это не очень точный описа­тельный термин, предназначенный для связи различных квазифило­софских групп, стремящихся к новому и все более глубокому пони­манию своей собственной личности, а также к открытию новейших способов обучения и развития групп и отдельных индивидов.

Создается впечатление, что данный подход особенно привлекателен для людей, связанных с менеджментом и тренировкой навыков меж­личностного взаимодействия. Одним из его течений является гештальт-психология, ее теория и практика. Другую многочисленную группу со­ставляют приверженцы транзактного анализа. Однако направлением, оказавшим наибольшее влияние, вероятно, является «движение» НЛП, или, если привести его полное, достаточно непривлекательное и пре­тенциозное название, — нейролингвистическое программирование.

Истоки НЛП лежат в сфере американской альтернативной (погра­ничной) психологии (fringe psychology), а его приверженцы считают, что оно имеет особое отношение к коучингу и его применение там очень полезно. НЛП делает акцент на понимании языка бессозна­тельного, употребляемого в течение отношений коучинга. Его пред­ставители также заявляют, что помогают людям сфокусироваться на процессах самоуправления и управления окружающими, общения

2'


20 Глава 1. От маргинальное™ к господствующей тенденции

с другими людьми, а также помогают им изменить свое поведение. Это может производить впечатление либо чрезмерной изощренности, либо достаточной усложненности и запутанности, как вам будет угодно. Коуч, использующий в своей практике НЛП, вполне может пытаться общаться на более глубоком, более многогранном уровне, и некото­рым людям это действительно помогает прозреть и осознать новые перспективы для своего личного развития. Однако мы подозреваем, что этот подход не будет пользоваться популярностью у людей, с осто­рожностью относящихся к вмешательствам, глубоко затрагивающим бессознательное, «берущимся за глубинное».

Безусловно, есть очень много практикующих коучей, считающих техники НЛП полезными и продуктивными. Кроме того, сейчас по­является все больше и больше публикаций, проводятся конференции, посвященные НЛП и коучингу, и поэтому НЛП, естественно, имеет право считаться важным фактором, влияющим на философию и прак­тику коучинга.

Существует еще одна группа «людей новой жизни», которые сами испытывают на себе сильное влияние некоторой частной отрасли тео­рии и практики американского коучинга. Деятельность Лауры Берман Фортаг, автора книги «Поднимись к самой вершине» (Take yourself to the Top; Fortag, 1999), является примером американской харизматиче-ской приверженности «коучинга в личной жизни»; у нее есть после­дователи-энтузиасты, изыскивающие новые альтернативные пути са­мовыражения. Книга британского представителя этой группы Эйлин Миллиган озаглавлена «Жизненный коучииг — измени свою жизнь за 7 дней» (Life Coaching — Change your life in 7 days; Milligan, 1999). Этот призыв создает у нас впечатление гиперболизации и может вызвать у многих людей настороженность, если будет сопровождаться, как это иногда случается, высоким напором маркетинговых техник и техник продаж со стороны «людей новой жизни». Мы можем ожидать, что на быстро расширяющемся рынке и в дальнейшем будут появляться раз­личные подходы, даже если они оказываются недолговечными или вызывают минимальный интерес.

Вклад профессиональных тренеров и консультантов

Можно резонно полагать, что профессиональные тренеры и консуль­танты оказали наибольшее влияние на характер применения коучинга в деловой сфере, но при этом такая группа не является гомогенной.


Вклад профессиональных тренеров и консультантов 21

Находясь в условиях жесткого цейтнота, многие тренеры и кон­сультанты нередко считают, что их самая главная задача состоит в том, чтобы постоянно поражать и удивлять своих клиентов, а также сти­мулировать их. Поэтому неудивительно, что их много критикуют, а также называют «интеллектуальными плагиаторами и эпигонами», которые за несколько минут до начала сессии просто прочитывают последнюю вышедшую книгу по менеджменту. По-видимому, в этих претензиях по отношению к коучингу содержится попытка оправда­ния. Очевидно, что некоторые специалисты по обучению, чувствуя конъюнктуру, считают необходимым присоединиться к движению коучинга, и просто переименовывают некоторые из своих уже суще­ствующих программ развития межличностных навыков, которые от­ныне именуются коучингом.

Другие, поддавшись на несомненную привлекательность и высо­кий мотивирующий потенциал спортивных тренеров и других на­ставников, приглашают для проведения своих программ настоящих «звезд», блестящих профессионалов в данной деятельности, либо пытаются создать свои собственные подходы. При отсутствии хариз-мы «звездных» исполнителей или доверия к ним потенциальная цен­ность коучинговой информации, сообщаемой посредством данного способа, размывается и теряется.

Кроме того, создается впечатление, что существует сильное сопро­тивление уходу от традиционного стиля обучения, проводимого в спе­циальной учебной комнате и полностью контролируемого преподава­телем или консультантом. Это означает, что в некоторых организациях у людей, которым сложно применять полученный в ходе обучения опыт в реалиях своего рабочего места, создается превратное понимание коу­чинга как «еще одного модного поветрия». Однако это еще не все.

Грамотные тренеры и консультанты экспериментировали с раз­личными моделями и подходами, пытаясь модифицировать их таким образом, чтобы они удовлетворяли совершенно разным ситуациям возможного применения коучинга. Пришло осознание того, что суще­ствуют различия между коучингом, целью которого является, к приме­ру, развитие специфических навыков, и коучингом, направленным на общее личностное развитие. Еще одной областью исследований и экс­периментов является актуальная в наши дни проблема совмещения стилей и техник коучинга с различными фазами профессионального или карьерного цикла индивида. Вместе с различными моделями коу­чинга возникают новые техники, которые можно использовать в каче-


22 Глава 1. От маргинальное™ к господствующей тенденции

стве ключевого звена общего комплекса мероприятий по реализации стратегии обучения и развития персонала в организации. Сейчас мно­гие согласны с тем, что «коучинг — это клей, соединяющий воедино традиционное обучение». Другие же, и мы в том числе, стоят за то, что коучинг и наставничество, вероятнее всего, можно считать «наиболее предпочтительным методом» развития личных навыков и перехода к самоуправляемому обучению.

Особенно верно это в отношении постоянно усиливающейся тен­денции дистанционного обучения, осуществляющегося за компью­тером на работе или дома. Некоторые люди считают эти разработки серьезной угрозой социальному и общественному поведению и пред­сказывают возникновение в скором будущем «общества одиночек». Такая установка часто сопровождается непоколебимой убежденно­стью в том, что коучинг всегда должен оставаться деятельностью, осуществляемой индивидуально, лицом к лицу и с глазу на глаз. Од­нако есть и другие люди, которым дистанционный коучинг посред­ством ПК кажется достаточно эффективным методом работы в не­которых ситуациях и с некоторыми людьми. Результаты исследо­ваний и экспериментов свидетельствуют о том, что дистанционный коучинг осуществляется главным образом посредством телефона и электронной почты, которая все больше входит в рабочее окруже­ние человека. Полезным дополнительным способом коммуникации начинает считаться и использование групповых Интернет-конферен­ций. Люди обладают способностью адаптироваться к новым средам обитания, и мы верим, что это их качество поможет им привыкнуть и к дистанционному коучингу.

Как и всегда при возникновении новых профессий, возникает не­обходимость установления стандартов деятельности и поведения ко-учей. До сих пор эта инициатива осуществляется главным образом силами правительства или фонда Европейского Сообщества. Есте­ственно, что первоначально авторитетом являлись поддерживаемые государством мероприятия по сертификации, такие как Национальные профессиональные квалификационные экзамены (National Vocatio­nal Qualifications). Мы считаем, что этот подход практически дока­зал свое полное несоответствие данному виду деятельности. Воз­можно, академические учреждения будут играть все большую роль в удовлетворении будущих потребностей в надежных общепринятых стандартах, сочетающих практические элементы и академическую строгость.


Роль профессиональной квалификации 23

По мере того как споры об установлении национальных стандартов набирают ход, наблюдается также усиление требований выработать и согласовать точные определения и терминологию коучинга и настав­ничества. И сейчас наступает самый подходящий момент для того, что­бы переключить ваше внимание с роли различных групп в развитии ко­учинга на рассмотрение процесса развития наставничества.

Наставничество — семантические джунгли

В нашем раннем исследовании 1990 года мы выработали ряд опи­саний деятельности по наставничеству, а также попытались опреде­лить разницу между коучингом и наставничеством. Споры продолжа­лись практически на каждой встрече специалистов, работающих в дан­ной области, а мы посещали их регулярно в течение последних десяти лет. Временами люди выходили из терпения и называли этот спор просто игрой слов и блужданиями в чаще семантических значений. На наш взгляд, более точным наблюдением было бы замечание о том, что повышение активности в этой сфере свидетельствует о вызрева­нии новой профессии и что дискуссия — это здоровый способ достичь четкости и однозначной ясности понимания. '

Мы пока еще не пришли к общему мнению по поводу терминоло­гии и понимаем, что используемые сейчас термины и определения могут снова измениться. И тем не менее мы продолжим использова­ние термина «вклад».

Роль профессиональной квалификации

Представители многих профессий в течение многих лет активно используют наставничество как часть программ профессиональной квалификации. В некоторых профессиях, например у инженеров (Char­tered Engineers), прямо используется термин «наставник». В других, на­пример у общественных бухгалтеров (Chartered Accountants), эта роль выделяется, но ее исполнителя называют термином «консультант». В течение последнего десятилетия представители этих видов деятель­ности не испытывали потребности в изменении собственных пред­ставлений о ценности наставничества. Некоторые, подобно сравни­тельно небольшому Департаменту пожарных, сделали наставничество более представленным как в своих квалификационных программах, так и в общем подходе к обучению.


24 Глава 1. От маргинальности к господствующей тенденции

Важность постоянного профессионального развития становится все более важным аспектом деятельности многих, но, к сожалению, еще не всех профессиональных сообществ, при этом особое значение придается наставничеству. Постоянное профессиональное развитие больше не ограничивается рамками отдельных профессиональных сообществ. Эта важная деятельность сегодня продвигается и коорди­нируется новым Институтом постоянного профессионального разви­тия, созданным в 1998 году. Это новое учреждение, несомненно, при­знает наставничество отдельным методом, а целью Института явля­ется активное его развитие в течение следующих десяти лет.

Вклад «наставников на общественных началах» (community) и «наставников по призванию» (vocational)

Именно появление роли наставника в сочетании с новыми Нацио­нальными профессиональными квалификационными экзаменами (National Vocational Qualifications; НПКЭ) помогло нам в нашем ран­нем исследовании определить, что эти люди является носителями по­тенциально важных влияний. Мы были правы в том смысле, что роль НПКЭ для наставничества стала очень определенной, хотя сами НПКЭ, по-видимому, заняли (или создали?) только одну нишу во всем спек­тре профессиональных квалификаций.

Роль наставника стала центральной темой обширных дебатов о профессиональном и об общем, продолжающемся в течение всей жиз­ни обучении, ключом, открывающим путь в профессиональный мир, и способом войти в него. Сегодня наставничество активно развивает­ся как часть правительственной схемы Честной занятости (Fair Deal at Work scheme), целью которой является помощь безработным, в част­ности молодым людям, в получении работы. Существуют подобные схемы и для других групп, находящихся в сложных условиях, напри­мер для семей родителей-одиночек, и они также помогают людям влиться в нормальное течение трудовой жизни.

Школьникам (и школам), не справляющимся с учебной програм­мой, сейчас предлагают свои услуги по меньшей мере, 1000 профессио­нальных «учебных наставников» (репетиторов) Департамента обра­зования и трудоустройства (ДОТ), занятых полный рабочий день. Министерство внутренних дел Великобритании спонсирует програм­мы, использующие метод наставничества для помощи людям, страда-


Вклад «наставников на общественных началах» и «наставников по призванию» 25

ющим зависимостью от алкоголя, психоактивных веществ, имеющим проблемы с законом или потенциальным жертвам подобных проблем. Сейчас из общественных ресурсов оплачиваются программы наставни­чества, призванные решить сложности, связанные с расовым, половым и культурным многообразием, в это вкладывают свои средства все боль­ше работодателей, осознающих, что подобные проблемы могут оказы­вать неблагоприятное воздействие на их экономическую успешность. Министерство промышленности недавно заявило о запуске програм­мы с участием тысячи добровольных бизнес-наставников, к работе в которой приглашаются управленцы высшего звена крупных компа­ний для обмена опытом с представителями малого и среднего бизне­са, открывающими свои собственные дела. Подобная схема, запу­щенная ДОТ, нацелена на ежегодное привлечение трех тысяч биз­нес-наставников для помощи преподавателям программы обучения перспективных работников «Партнеры по лидерству» (Partners in Leadership).

«Наставничество на общественных началах» и «наставничество по призванию» способны оказать огромное влияние на «то, как мы при­выкли поступать».

Однако возникает вопрос определения. Должен ли добровольный или общественный наставник вести себя просто как хороший, справедливый друг, являющийся в то же время чем-то вроде экрана или зеркала, или же он должен при этом обладать познаниями эксперта, которыми ему сле­дует делиться с потребителем своих услуг? Несомненно, наставник На­циональной профессиональной квалификации должен обладать профес­сиональной информацией, как и наставник семьи родителя-одиночки. Когда наставник является экспертом, раздающим советы, не ведет ли он себя скорее как коуч, чем как наставник? Как воздействует на восприя­тие силы и авторитетности тот факт, является ли наставник профессио­налом, услуги которого оплачиваются, или добровольным «другом»? Эти вопросы являются предметом семантического спора.

Наиболее часто даваемый сегодня совет — окончить поиски еди­нообразного определения и принять как постулат, что индивид, вовле­ченный в данный вид деятельности, ясно понимает, что предполагает исполнение данной роли в данной конкретной ситуации. Однако теку­щие исследования привели нас к выводу, что более правильным бу­дет относиться к появляющимся «наставникам на общественных на­чалах» как к совершенно новому виду наставников и что у профессио-


26 • Глава 1. От маргинальности к господствующей тенденции

нальных наставников и «наставников по призванию» много общего. Поэтому в данной книге мы будем обсуждать наставников трех основ­ных типов: «наставников по призванию» (vocational), «общественных» наставников (community) и «корпоративных наставников».

Вклад корпоративных наставников

Первоначально мы назвали эту группу «главным течением» на­ставничества, подразумевая, что к ней относится большинство рабо­тавших в то время наставников, но теперь это описание уже неточно, о чем мы сказали выше. Однако тема наставничества в корпоратив­ной жизни для многих продолжает оставаться важной и актуальной, и дискуссия о различиях между коучингом «на рабочем месте» и на­ставничеством имеет к этой области особенное отношение.

Одним из наиболее плодовитых авторов, пишущих о корпоратив­ном наставничестве, является Дэвид Клаттербэк. Он говорит о суще­ствовании важного различия между американским и европейским по­ниманием понятия наставничества. В своей книге «Обучающие со­юзы» (Learning Alliances, Clutterbuck, 1998) он пишет:

Где именно вы проведете черту, ограничивающую область наставничества от смежных сфер, зависит от того, придерживаетесь ли вы традиционного американского определения карьерно-ориентированного наставничества (наставничество - обладание сильной поддержкой некоего опытного лица) или европейского определения развивающего наставничества (глав­ное внимание сосредоточено на личностном росте и обучении).

Это важное различие помогает нам объяснить, почему некоторые из ранних проектов по наставничеству в Великобритании обычно фокусировались на программах поэтапного развития в крупных многонациональных организациях. Однако сегодня наставничество в корпоративной жизни охватывает широкий спектр индивидов и си­туаций, как мы сможем увидеть в главе 4. Наши собственные иссле­дования и опыт подтверждают мнение Дэвида Клаттербэка о том, что большая часть наставнических практик в Великобритании направ­лена на обучение, и мы понимаем, почему он назвал их «обучающи­ми союзами». Однако, к сожалению, мы не можем принять его опре­деление наставничества в качестве всеобъемлющего понятия, пе­реводящего коучинг (и многочисленные иные подходы) в подвид наставничества. Как мы увидим в следующих главах, и коучинг, и на-


Кристальная чистота или туманные образы? 27

ставничество — это процессы, позволяющие осуществлять обучение и поддерживать его. Важные практические различия между ними от­носятся к характеру обучения (коучинг — краткосрочное обучение, наставничество — долговременное) и к включенным в него отноше­ниям власти и авторитета (прямая подотчетность руководству или ее отсутствие). У многих людей, заинтересованных в обретении на­ставника, с которым им предстоит встречаться каждый день, эти раз­личия могут вызвать ненужное замешательство. Реальная сила коу чинга и наставничества состоит в том, что оба этих процесса очень просты в своей основе, и сегодня в целях избежания чрезмерной за­путанности и в то же время признания существующих различий ча­сто используется термин «коуч-наставник». Итак, снова наиболее благоразумным советом будет следующий: гарантируйте, чтобы люди, включенные в конкретную ситуацию и конкретные отношения, точ­но знали, чего им ожидать друг от друга, не оглядываясь на теорети­ческие разногласия.

Кристальная чистота или туманные образы?

Цель этой главы — набросать «общий план», чтобы затем более де­тально обсудить ключевые вопросы. Однако является ли картина, на­рисованная на данный момент, понятной или же она туманна и слож­на для понимания?

Так как мы считаем, что находимся в центре «революции представ­лений об обучении», мы не удивимся, если вдруг выяснится, что ту­мана в этой области все еще больше, чем ясности. Однако мы надеем­ся, что следующие моменты сегодня ни у кого не вызовут возражений:

• Коучинг и наставничество становятся более важными, многосо­ставными видами деятельности.

• И коучинг, и наставничество играют ключевую роль в содействии удовлетворению потребностей обучения и развития в постоянно усложняющемся высокотехнологичном мире профессиональной и общественной жизни.

• Помня о важности повседневного применения, нельзя забывать и о том, что политики, создатели стратегий и профессионалы-прак­тики должны осознавать и понимать нюансы появляющегося язы­ка коучинга и наставничества.


28 Глава 1. От маргинальности к господствующей тенденции

• Эффективный коуч и эффективный наставник должны владеть ме­тодами, стилями и техниками, связанными с данным видом дея­тельности, а также набором необходимых навыков и установок.

Также кажется очевидным, что особенности применения и впечат­ления участников процессов коучинга и наставничества будут разли­чаться в разных национальных и культуральных средах и что мы все можем научиться чему-либо друг у Друга и получить от этого обуче­ния пользу. На этой оптимистической ноте мы заканчиваем первую главу сводкой о «терминологических дебатах», подготовленной докто­ром Раем Карром, одним из наиболее активных канадских авторов, пи­шущих на эту тему. Его взгляды представлены ниже в виде ответов на «наиболее часто задаваемые вопросы», полученные им главным обра­зом от жителей США и касающиеся ролевых сходств и различий меж­ду наставниками, коучами и терапевтами.

цель И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ

Наставничество   Чаще ориентировано на взаимообмен жизненным опы­том, поддержку, обучение или руководство в целях личного, духовного, карьерного или жизненного рос­та; иногда наставничество используется для достиже­ния стратегических бизнес-целей; содержание может быть весьма широким.  
Коучинг   Коучинг обычно направлен на достижение результа­та, успеха, цели, на овладение производственными навыками, причем акцент делается на осуществление действий и поддержание изменений во времени; ча­сто используется для улучшения навыков, необходи­мых для успешной деятельности в конкретной облас­ти; коучинг скорее наполнен практикой, чем теорией; в значительной степени опирается на навыки межлич­ностного взаимодействия.  
Психотерапия   Обычно терапия направлена на преодоление пробле­мы или кризиса, с акцентом на диагнозе, анализе или излечении; может включать тестирование, медика­ментозное лечение, анализ раннего жизненного опы­та, влияние других членов семьи; обычно строится на основе фундаментальной теории или философской системы.  

 


Кристальная чистота или туманные образы?







Date: 2016-05-17; view: 394; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.065 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию