Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Признаки коммерческой тайны
Чтобы четко разграничивать информацию, которая может или не может, является или не является КТ организации, нужно знать основные положения законодательства в этой части. Основные требования, предъявляемые законодательством к КТ, чтобы квалифицировать ее в качестве таковой, закреплены в ст. 505 Гражданского кодекса Украины и в п.1. ст.162 Хозяйственного кодекса Украины, где говорится, что информация, чтобы считаться коммерческой тайной, должна соответствовать одновременно нескольким признакам. 1. Информация, которая составляет коммерческую тайну, должна быть секретной, т.е. она в целом или в определенной форме и совокупности ее составляющих должна: а) быть неизвестной для лиц, которые обычно имеют дело с видом информации, к которому она принадлежит; б) не быть легкодоступной для лиц, которые обычно имеют дело с видом информации, к которому она принадлежит. Неизвестность третьим лицам означает, что информация не должна быть общеизвестна. Под общеизвестностью можно понимать то, что «известно неопределенно большому кругу лиц и доступно восприятию каждого желающего». Общеизвестная информация, даже если она имеет большую коммерческую ценность, в принципе не может считаться КТ. 2. Информация, которая составляет коммерческую тайну, должна иметь коммерческую ценность, в связи с тем, что она является неизвестной для третьих лиц. Коммерческая ценность такой информации может состоять в ее способности повысить эффективность производства или любой другой целесообразной общественно полезной деятельности, обусловить любой другой положительный эффект. Если какие-то знания, используемые предпринимателем, позволяют ему добиваться коммерческих успехов и неизвестен тот факт, как эти знания могут приносить выгоду, то такие знания могут считаться КТ лица, обнаружившего их полезный эффект. Кроме того, такой критерий, как коммерческая ценность, может быть рассмотрен с разных точек зрения. Во-первых, под коммерческой ценностью исследователи данного вопроса понимают способность информации быть объектом рыночного оборота.Коммерческая ценность информацииимеет имущественный характер и проявляется в ее экономической стоимости; отсюда информация как объект права становится в экономическом смысле товаром Во-вторых, к КТ относится информация, использование которой предоставляет ее обладателю определенные экономические преимущества в силу того, что его конкуренты такой информацией не обладают. Коммерческая ценность в этом случае может выражаться в возможности получения прибыли от реализации продукции, произведенной с использованием секретных технологий, секретов торговли, от расширения рынков сбыта и т. п. Если же информация не представляет для ее обладателя экономической ценности, она не может считаться КТ. В-третьих, к КТ относятся сведения, представляющие интерес для третьих лиц, которые могли бы получить определенную выгоду, если бы они этой информацией обладали. Хотя это условие может выполняться не всегда. Например, какая-то технология настолько сложна и требует таких уникальных условий производства, что фактически лицами иными, чем обладатель данной технологии, использоваться не может, а, следовательно, никакой ценности для них не представляет. Однако было бы не правильным отказывать в признании за такой технологией статуса КТ, поскольку она представляет очевидную экономическую ценность для ее обладателя, кроме того, такая технология представляет для конкурентов ее обладателя потенциальную коммерческую ценность. В-четвертых, информация, составляющая КТ, может иметь не только действительную, но и потенциальную коммерческую ценность. Поэтому к КТ относятся не только знания и сведения, активно используемые в предпринимательской деятельности, но и такие, которые не используются, но могут быть использованы в будущем, то есть несущие в себе коммерческий потенциал. И последнее, ценность информации, которая составляет КТ, по-разному проявляется на различных фазах жизненного цикла продукции, технологии и товара в инновационной деятельности. Техническая и технологическая информация как товар имеет более длительный жизненный цикл, чем деловая информация. 3. Информация, которая составляет коммерческую тайну, должна контролироваться субъектом на законных основаниях. Третий критерий, о котором необходимо знать и которому должна соответствовать информация, чтобы считаться КТ, состоит в том, что эта информация должна контролироваться на законном основании, иными словами, к этой информации не должно быть свободного доступа на законном основании. Для профилактики спорных ситуаций, которые могут возникнуть в практической деятельности, важно уяснить возможные варианты толкования понятия «доступ», поскольку его можно понимать как в широком, так и в узком смыслах. В широком смысле под доступом имеется в виду доступность сведений, возможность их свободного получения любыми лицами. В узком смысле под доступом можно понимать возможность получения сведений, составляющих КТ, от их обладателя, основанную на законодательных либо договорных нормах для использования в определенных целях, которые должны быть оговорены в этих нормах. Такого рода доступ представляет собой своего рода изъятие из монополии субъекта информации. Он может осуществляться добровольно либо в обязательном порядке. Особое внимание нужно обратить на то, что топ-менеджерам может быть предоставлено право добровольно предоставлять доступ к секретной информации своим контрагентам по договорам. Это может иметь место, когда информация передается по договору заинтересованным лицам. Примером может служить лицензионный договор, в рамках которого оформляются отношения между правообладателем (лицензиаром) и пользователем (лицензиатом). Типичным является договор на передачу готовых научно-технических разработок: технологий, конструкций, содержащих незапатентованные технические решения, дизайн и т. п. Право на коммерческую информацию может передаваться по договору коммерческой концессии (франчайзинга). Элементы лицензионного договора могут включаться в другие гражданско-правовые договоры (например, на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, совместной деятельности, подряда, о создании акционерного общества). Во всех договорах, предусматривающих передачу прав на использование сведений, являющихся КТ, на пользователя должна быть возложена обязанность по соблюдению ее конфиденциальности. И менеджеры должны позаботиться о том, чтобы все необходимые меры по сохранности информации были отражены в соответствующем договоре. Законными способами получения информации являются самостоятельное получение информации и «деконструирование», или «обратный инжиниринг». Суть «обратного инжиниринга» состоит в том, что приобретается какой-либо продукт, выпущенный в широкую продажу конкурентом, и подвергается различного рода исследованиям – разборке-сборке, тестированию, различным исследованиям с целью выяснения всех его составляющих, характеристик и параметров для создания своего, аналогичного конкурентному продукта. Поскольку сведения были получены из законного источника (товара, находящегося в широкой продаже), то такое их получение и последующее использование не рассматриваются законом как нарушение КТ первоначального производителя. Законным способом получения информации является ее получение из общедоступных источников (рекламных проспектов, публикаций в периодической печати, научных выступлений и т. п.). Каким способом можно защитить свою продукцию от подобного рода копирования? Многие зарубежные компании стремятся обезопасить себя от раскрытия своих торговых секретов третьими лицами путем включения в контракты с покупателями своей продукции оговорку о запрещении подобного рода операций. Бывают случаи, когда правообладатели вынуждены раскрывать информацию потенциальным партнерам до заключения договора, поскольку требуется убедить его в том, что ноу-хау «работает». Например, при заключении договора франчайзинга предусмотрен «паушальный» взнос, включающий в себя компенсацию на тот случай, если франчайзи после ознакомления с ноу-хау откажется от его заключения. Предоставление доступа в обязательном порядке связано с возможностью истребования информации, составляющей КТ, различными госорганами в ходе выполнения возложенных на них функций. В настоящее время все чаще можно встретить нормы, предоставляющие работникам соответствующих органов право истребовать разного рода информацию, в том числе и составляющую КТ. Это обстоятельство должно учитываться в практической деятельности. Под видом налоговой или иной проверки иногда изымаются буквально все документы, часто и не относящиеся к ее предмету. Цели такой проверки могут быть самыми различными. Гарантировать же, что не произойдет утечки информации в современных условиях украинской действительности, крайне сложно. Поэтому важно хорошо знать законодательство в этой части и предоставлять только необходимые документы, а также принимать все меры к сохранению конфиденциальных данных и составляющих коммерческую информацию в той мере, в которой он считает это возможным. Таким образом, прослеживается тенденция обязательности предоставления информации, в том числе и составляющей КТ, по требованиям компетентных органов. Очевидно, необходим механизм, который бы защищал интересы обладателя КТ в таких ситуациях. В самих нормативных актах, предоставляющих соответствующим органам право требовать предоставления информации, должна быть предусмотрена обязанность этих органов по неразглашению полученной информации. Как представляется, требования государственных органов предоставить им информацию, составляющую КТ, являются законными в той мере, в какой они предъявляются в ходе выполнения ими функций, возложенных на них законом, и в объеме, оправданном для их выполнения. Однако грань здесь весьма тонкая. Следует отметить, что возможность получения госорганами и их работниками сведений, составляющих КТ, не влечет за собой утрату этими сведениями статуса КТ: информация от этого не становится «свободно доступной», поскольку доступом к ней обладают только конкретные лица в конкретных объемах и это не делает ее доступной для широкой публики. Возможность свободного доступа не всегда означает, что как только та или иная информация становится доступной для получения третьими лицами, она теряет статус КТ. Классический пример - формула "Кока-колы". Все ингредиенты этого напитка известны, он повсеместно продается, однако его формула представляет собой КТ производящей его компании, поскольку никому еще не удавалось ее раскрыть. 4. Информация, которая составляет коммерческую тайну, должна быть объектом правовой охраны со стороны лица, которое законно контролирует эту информацию. Последним критерием, о котором необходимо знать и которому должна соответствовать информация, составляющая КТ, является принятие обладателем информации, адекватных существующим обстоятельствам мер по сохранению ее секретности. Невыполнение требования по охране сводит на нет и первые два признака КТ. Если информация не содержится в секрете, то она доступна, по крайней мере, доступ к ней существенно облегчен. Таким образом, перестает выполняться условие о том, что «информация не является легкодоступной». А если информация становится доступной, то она теряет и качество коммерческой ценности. Охрана информации, которая составляет коммерческую тайну, может осуществляться ее владельцем с помощью мероприятий технического (например, техническая защита информации в компьютерных сетях), организационного (например, внедрение четко регламентированного порядка работы работников с документами, которые содержат коммерческую тайну) или другого характера, которые должными отвечать существующим обстоятельствам. Итак, лишь одновременное наличие рассмотренных признаков дает основания квалифицировать конкретную информацию как коммерческую тайну. Так же и право интеллектуальной собственности на коммерческую тайну действует до тех пор, пока обеспечивается наличие совокупности признаков, которые характеризуют коммерческую тайну (ст. 508 Гражданского кодекса Украины). Date: 2016-05-17; view: 948; Нарушение авторских прав |