Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Коммерческая тайна: сущность и особенности





Сегодня в Украине, как и в других странах мира, в процессе предпринимательской деятельности, при создании новых технологий, в результате интеллектуальной работы, возникают насыщенные разнообразными сведениями информационные объекты, которые имеют коммерческую ценность. Это могут быть методики работ, перспективные технические решения, результаты маркетинговых исследований и т.п., нацеленные на достижения предпринимательского успеха.

Обладая подобной информацией, субъекты предпринимательской деятельности могут достигать соответствующих преимуществ перед конкурентами. Отсюда вытекает их заинтересованность в получении коммерческой информации, которая постепенно стает объектом конкуренции. При этом чем больше указанная область вовлекается в коммерческий оборот, тем ощутимее становиться потребность в защите интересов владельцев коммерческой тайны. По подсчетам американских специалистов, потеря 20% информации, которая представляет коммерческую тайну, ведет к разорению фирмы (организации) на продолжении месяца в 60 случаях из 100. Сегодня информационная «живучесть» – один из важнейших показателей надежности организации. И в современных условиях жесткой конкурентной борьбы правовая защита различного рода информации – неотъемлемая часть менеджмента.

В странах, где используются информационные объекты, которые представляют коммерческую ценность, нет единого подхода к определению понятия такой информации. Применяются разные определения: «деловые секреты», «секреты производства» или «ноу-хау» (know how), «торговые секреты», «конфиденциальная информация», «коммерческая тайна».

Похожая ситуация характерная и для украинского законодательства. В отдельных законодательных актах Украины употребляются понятия, сопредельные с коммерческой тайной: «ноу-хау» (ст. 1 Закона Украины от 18 сентября 1991 г. «Об инвестиционной деятельности»; ст. 1 Закона Украины «О государственном регулировании деятельности в сфере трансфера технологий»), «конфиденциальная информация» (ст. 30 Закона Украины от 2 октября 1992 г. «Об информации»).



Поэтому в целях практического применения следует уяснить соотношение термина «коммерческая тайна» с другими, терминами и понятиями, используемыми отечественным законодательством.

Согласно закону Украины «Об информации» по режиму доступа информация, делится на открытую и информацию с ограниченным доступом, что представлено на рисунке (рис. 1.1).

Открытая информация, которая доступна для использования всем, исходя из цены, понятности и простоты изложения. Эта информация систематически публикуется в официальных печатных изданиях (бюллетенях, сборниках), распространяется средствами массовой коммуникации, непосредственно предоставляется заинтересованным гражданам, государственным органам и юридическим лицам.

Информация с ограниченным доступом – это информация, которая имеет доверительный или секретный характер.

В свою очередь, информация с ограниченным доступом подразделяется на конфиденциальную и тайную.

 

 
 

 


Рис. 1.1 – Виды информации по режиму доступа

 

К тайной информации относится информация, которая содержит сведения, составляющие государственную или другую предусмотренную законом тайну, разглашение которой наносит вред интересам, лица, общества и государства.

К тайной информации, в частности, относится:

· секретная информация, которая признается государственной тайной в установленном Законом Украины «О государственной тайне» порядке;

· информация, которая признана банковской тайной (ст. 1076 Гражданского кодекса Украины, ст. 60-62 Закона Украины «О банках и банковской деятельности»);

· сведения, связанные с выполнением профессиональных обязанностей, представляющие так называемую профессиональную тайну: врачебную тайну (ст. 40 Основ законодательства Украины о здравоохранении), тайну усыновления (ст. 226 Семейного кодекса Украины), адвокатскую тайну (ст. 9 Закона Украины «Об адвокатурах») и тайну совершенных нотариальных действий (ст. 8 Закона Украины «О нотариате»);

· тайна следствия и другая предусмотренная законом тайна.

Тайной информацией является информация, доступ к которой ограничивается исключительно в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка с целью предотвращения волнений или преступлений, для здравоохранения населения, для защиты репутации или прав других людей, для поддержания авторитета и беспристрастности правосудия и т.п.

 
 
Пример. Наиболее типичным примером тайной информации является банковская тайна – информация относительно деятельности и финансового состояния клиента, которая стала известной банку в процессе обслуживания клиента и взаимоотношений с ним или третьими лицами при предоставлении услуг банку и разглашение которой может нанести клиенту материальный или моральный ущерб (ст. 60 Закона Украины «О банках и банковской деятельности» от 7 декабря 2000 г. № 2121- ІІІ). Сведения, которые представляют банковскую тайну, определяет закон. Он также определяет порядок раскрытия банковской тайны. Лица, виновные в разглашении банковской тайны несут ответственность, предусмотренную действующим законодательством Украины.



 


Под конфиденциальной информацией понимаются сведения, которые находятся во владении, пользовании или распоряжении отдельных физических или юридических лиц и распространяются по их желанию в соответствии с предусмотренными ими условиями.

Термин «конфиденциальность» происходит от латинского слова confidentia – доверие и означает «доверительный, не подлежащий огласке». Следовательно, если тайна – это конкретный режим ограничения доступа к информации, то конфиденциальность – это признак (условие) ограничения доступа.

Отличия конфиденциальной информации от тайной заключаются в следующем:

Во-первых, обязанность охраны тайной информации возникает в силу закона вне зависимости от волеизъявления субъектов отношений. Конфиденциальная информация, наоборот, приобретает свой статус только после одностороннего объявления. Законодательство определяет содержание, субъекты и порядок предоставления тайной информации. Напротив, объем и круг лиц обладающих доступом к конфиденциальной информации, а также система (способы) ее охраны, устанавливаются субъектом самостоятельно.

Во-вторых, особенностью сведений, составляющих конфиденциальную информацию, является их коммерческий характер, то есть способность информации быть объектом рыночного оборота. Тогда как, тайная информация не может быть предметом сделок (купли/продажи) с третьими лицами.

Коммерческая тайна является разновидностью конфиденциальной информации в сфере хозяйственной (предпринимательской) деятельности.

В Украине термин «коммерческая тайна» (КТ) был введен в хозяйственный и правовой оборот Законом Украины «О предприятиях в Украине» от 27.03.1991 г. Под коммерческой тайной понимаются сведения, связанные с производством, технологической информацией, управлением, финансами и прочей деятельностью предприятия, которые не являются государственной тайной, разглашение (передача, утечка) которых может причинить вред его интересам (ст. 30 Закона).

В дальнейшем определение коммерческой тайны было также закреплено в ст. 505 Гражданского кодекса Украины: коммерческой тайной является информация, секретная в том понимании, что она в целом или в определенной форме и совокупности ее составляющих является неизвестной и не является легкодоступной для лиц, которые обычно имеют дело с видом информации, к которому она принадлежит, в связи с этим имеет коммерческую ценность и была предметом адекватных существующим обстоятельствам мероприятий по сохранению ее секретности, принятых лицом, которое законно контролирует эту информацию.

Специфической чертой сведений, составляющих коммерческую тайну, которая выделяет их среди общего массива конфиденциальной информации, является их экономическая ценность, то есть способность влиять на размер получаемой субъектом предпринимательства прибыли, и на его финансовое положение. С одной стороны коммерческая тайна служит источником преимуществ в конкурентной борьбе, а с другой – несет угрозу ущерба владельцу этой информации в случае ее разглашения.

Данное свойство позволяет коммерческой тайне выступать объектом рыночных сделок: права на коммерческую тайну могут передаваться заинтересованным лицам на коммерческих условиях по желанию и в соответствии с условиями ее владельца (например, заключение лицензионного договора или договора коммерческой концессии – франчайзинга).

Следует отметить, что для обозначения конфиденциальной информации в сфере хозяйственной (предпринимательской) деятельности помимо термина «коммерческая тайна», в юридической литературе используют и иные понятия, такие, как «ноу-хау», «секрет производства», «торговые секреты», «промышленные секреты», «секреты промысла», и другие.

Хотя каждый из названных терминов имеет присущий ему оттенок и применяется обычно в достаточно определенной ситуации, все они обозначают, в сущности, одно и то же понятие, которое украинском законодательстве получило наименование «коммерческой тайны».

 
 
Пример. К примеру, термин «торговые секреты» (trade secrets) является буквальным переводом с английского языка термина «коммерческая тайна».  

 

 


Исключение составляет лишь термин «ноу-хау», который в украинском законодательстве трактуется иначе.

Под «ноу-хау» (от англ. know how — знаю как) понимается совокупность технических, технологических, коммерческих и других знаний, оформленных в виде технической документации, навыков и производственного опыта, необходимых для организации того или иного вида производства, но не запатентованных (ст. 1 Закона Украины «Об инвестиционной деятельности»).

Как и в случае коммерческой тайны, термин «ноу-хау» служит для обозначения коммерческих сведения (изобретения, оригинальные технологии, знания, умения и т. п.), которые охраняются определенным режимом доступа и могут быть предметом купли-продажи или использоваться для достижения конкурентного преимущества над другими субъектами предпринимательской деятельности. Однако между этими понятиями не следует ставить знак равенства.

Соотношение коммерческой тайны и ноу-хау можно рассматривать как соотношение общего и частного. Дело в том, что ноу-хау не включает в себя большой блок информации, которая могла бы входить в состав коммерческой тайны.

Ноу-хау связано непосредственно с фактом какого-либо изобретения, позволяющего осуществить прорыв на рынке тому или иному субъекту предпринимательской деятельности, это новшество, позволяющее повлиять на качество, количество, себестоимость выпускаемой продукции. Тогда как, термин «коммерческая тайна» гораздо шире.

Важной особенностью коммерческой тайны является ее наибольшая универсальность среди других объектов интеллектуальной собственности. Если под изобретениями, промышленными образцами, товарными знаками и другими объектами интеллектуальной собственности закон понимает целиком определенные результаты интеллектуальной деятельности, то под понятие коммерческой тайны могут быть подведены различные сведения, связанные с производством, технологической информацией, управлением, финансами и другой деятельностью предпринимателя.

Практика предпринимательской деятельности позволяет относить к коммерческой тайне не только результаты интеллектуальной и творческой деятельности (например, особые методики работ, изобретения и т.п.), но и разнообразные сведения об определенных фактах, событиях и явлениях, которые не являются продуктом интеллектуальной деятельности, однако выступают предметом делового, коммерческого и другого интереса субъекта предпринимательской деятельности. Примером могут служить сведения о руководителях фирмы, о личных взглядах руководства на стратегию развития предприятия, о мерах, принимаемых к защите безопасности фирмы, о составлении деловых соглашений и договоров; деловые связи; списки поставщиков и клиентов и т.д.

 
 
Пример. Так, например, владея информацией о коммерческих соглашениях, нетрудно составить представление о производственном и финансовом состоянии предприятия. Сведения о наиболее удобных клиентах дают возможность конкурентам вести борьбу за потребителей, переманивая их более выгодными условиями.    

 


Таким образом, на предприятии должна одновременно существовать охрана как информации, которая является интеллектуальной собственностью, так и такой, что не содержит признаков интеллектуальной собственности.






Date: 2016-05-17; view: 495; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2019 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию