Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность и особенности экономического шпионажа





В предпринимательстве конкурентная борьба невозможна без получения информации. С одной стороны, предприниматель вынужден выступать в качестве защитника своих секретов (ценной информации), а с другой – сам вынужден для победы в конкурентной борьбе добывать (воровать, покупать) чужие охраняемые секреты, поскольку то, что не охраняется, особой ценности в рассматриваемом плане не имеет.

Стремление получить сведения в условиях закрытого к ним доступа законным путем неизбежно порождает недобросовестную конкуренцию, т.е. объективную потребность шпионить за конкурентами. Без владения информацией о действиях конкурентов, предполагаемом спросе на продукцию, перспективных научных разработках трудно, а порой и невозможно быть конкурентоспособным.

Термин «шпионаж» (с прилагательными «экономический», «промышленный», «коммерческий», «научно-технический») означает активные действия, направленные на сбор, хищение, накопление и обработку ценной информации, закрытой для доступа посторонних лиц.

Из фильмов о шпионах и из детективов мы знаем, что шпионаж может быть военным, политическим и т.п. Поэтому когда речь идет о шпионаже, в первую очередь, подразумевают разведывательную деятельность отдельных государств, где субъектом шпионажа (стороной, которая осуществляет активные действия) является государство в лице своих органов и спецслужб, а объектом – информация, составляющая государственную тайну.

Однако с развитием бизнеса, увеличением потребности в информации о конкурентах, клиентах или партнерах все больший вес и актуальность приобретают понятия «промышленный шпионаж» и «экономический шпионаж».

«Экономический шпионаж» (или как его еще часто называют «промышленный шпионаж» – industrial espionage) – это форма недобросовестной конкуренции, при которой осуществляется незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую или иную охраняемую законом тайну с целью получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, а также получения материальной выгоды.

Экономический (промышленный) шпионаж применительно к бизнесу – это разновидность шпионажа, когда задача по получению интересующей информации сужается от масштабов государства до одной или нескольких фирм–конкурентов. Таким образом, для бизнеса шпионаж – всего лишь способ конкурентной борьбы, когда субъектом шпионской деятельности выступает отдельный предприниматель, фирма, т.е. физическое или юридическое лицо.

При этом в слово «промышленный» вовсе не означает связь с промышленностью и производством. Этим термином принято обозначать попытку получения информации о конкурентах, хищение коммерческой тайны и «ноу-хау», ведение недобросовестной конкуренции. И совершенно неважно крупная это корпорация или небольшая фирма. Поэтому, в дальнейшем будем использовать термин «экономический шпионаж».

Целью экономического шпионажа является стремление к получению информации, которая бы дала возможность обеспечить конкурентное преимущество на рынке («свалить» конкурента, завоевать рынок, сэкономить на приобретении ноу-хау). Получаемая таким образом информация обычно касается разработки новой продукции, инновационных производственных технологий, результатов заказных маркетинговых исследований, готовящихся рекламных кампаний, планов проведения исследований и т.п.

С сущностью, целью и признаками экономического шпионажа тесно связаны и основные его характеристики, к которым относятся:

- субъект (кто может заниматься данным видом деятельности);

- предмет (на что посягает экономический и иной шпионаж);

- метод (способ, средство, действия, с помощью которых осуществляется овладение закрытыми сведениями);

- адресат (кто выступает заказчиком).

Субъектами экономического шпионажа могут быть граждане Украины, иностранные граждане, лица без гражданства, относящиеся и не относящиеся к сотрудникам предпринимательских предприятий, учреждений, фирм. Исполнителем шпионажа может выступать непосредственно предприниматель, сотрудники собственной службы безопасности, частных детективных сыскных фирм или отдельные лица, действующие в частном порядке. Поиск и овладение промышленной, коммерческой информацией осуществляется, в одних случаях, по заданию заказчика, в других – по собственной инициативе для последующей ее продажи заинтересованным лицам.

Рассмотрение экономического шпионажа на глобальном уровне позволяет к числу получателей разведывательной информации (адресатов) отнести правительства государств, деловых конкурентов, политические террористические группировки и кланы организованной преступности.


Со стороны конкурирующих фирм во всех случаях шпионажа главным мотивом служит прибыль. Некоторые конкуренты в бизнесе прибегают к шпионажу, чтобы не тратиться на собственные исследования и разработки. Другие фирмы используют шпионаж, чтобы подорвать финансовое положение конкурентов. Одним из побудительных мотивов для осуществления экономического шпионажа может служить простое любопытство в отношении конкурента в качестве одной из мер защиты. Конечно, шпионаж представляет собой определенную форму, как лени, так и жадности. Хозяйствующие субъекты, которые прибегают к шпионажу, не способны к конкуренции в прямом, нормальном смысле: им необходимо иметь какое-то преимущество, каким бы незаконным или неэтичным путем оно не было получено.

У другого элемента экономического шпионажа, организованной преступности, существует денежная проблема. Преступные кланы стремятся отмыть свои незаконно полученные доходы через законные деловые операции. Повседневной тактикой является подкуп служащих корпораций и превращение их в «кротов». Шпионаж, осуществляемый организованной преступностью, таит в себе угрозу потери контроля над организацией (корпорацией). Такую опасность следует рассматривать как уступающую лишь угрозе терроризма, который добивается смерти своих противников.

Террористы не просто заинтересованы в получении сведений, а им нужны деньги и полная зависимость правительств и коммерческих предприятий. Они известны тщательным планированием и стремятся получить разведывательную информацию для нанесения каждого удара. Подавляющая часть такой информации поступает в результате шпионской деятельности осведомителей, связанных с террористическими группировками.

Все потребители разведывательной информации служат потенциальным источником угрозы шпионажа для субъекта хозяйствования. Любая комбинация интересов этих источников удваивает и утраивает опасность экономического шпионажа. Такие комбинации уже имеют место. Например, террористы, главным образом в Европе, сотрудничают с организованной преступностью. Бизнес кооперируется с организованной преступностью, преимущественно в Европе и Азии. Государства кооперируются с террористами; примером может служить Ливия. И правительства государств сотрудничают с организованной преступностью по всему миру в отношении применения экономического шпионажа.







Date: 2016-05-17; view: 1300; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию