Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Стратегии охраны коммерческой тайны
Существование КТ предполагает, с одной стороны, создание условий для предупреждения утечки информации, относящейся к КТ, т.е. принятие мер по обеспечению режима секретности, а с другой, – наличие ответственности (гражданско-правовой, трудовой, административной и уголовной), если такая утечка произошла и виновные лица установлены. Характер охраны КТ и мера ответственности за ее разглашение определяются в зависимости от того, кто выступает субъектом КТ и какие сведения составляют КТ. В состав коммерческой тайны входят как результаты интеллектуальной деятельности (например, изобретения, методики работ, ноу-хау и т.п.), так и объекты, которые не содержат признаков интеллектуальной собственности (например, списки поставщиков и клиентов, сведения о заработной плате сотрудников и т.п.). С учетом этого на предприятии различают три стратегии охраны коммерческой информации, или виды информационной безопасности: пассивную, активную и комбинированную. Пассивная охрана характеризуется тем, что владелец информации предоставляет ей режим открытости, доступности для всех заинтересованных лиц, но эти лица не могут использовать ее в коммерческих целях. Именно владельцу принадлежит исключительное право разрешать кому-нибудь использовать эту информацию. Такую охрану информации устанавливают патентное и авторское право. Защита интересов владельца информации в случае ее несанкционированного использования реализуется в судебном порядке на основании законодательства Украины. Примеров информационных объектов, на которые их владельцы распространяют пассивную охрану, довольно много: изобретения, полезные модели, промышленные образцы (дизайн), товарные знаки, фирменные наименования, музыкальные, драматические, аудиовизуальные, литературные, письменные достижения разного характера, компьютерные программы, лекции и т.п. Активная охрана информации, которая больше подходит для охраны коммерческой тайны от несанкционированного собственником использования, связанна с тем, что владелец устанавливает определенный режим доступа или режим коммерческой тайны. Под «режимом коммерческой тайны» понимается комплекс правовых, организационных, технических и других мероприятий, с помощью которых владелец коммерческой тайны и другие лица, которые правомерно получили доступ к коммерческой тайне, обеспечивают ее защиту и ограничивают ее обращение. Например, владелец коммерческой тайны ограничивает доступ к информации узким кругом специалистов из числа персонала, организует режимные зоны на предприятии, использует носители информации, которые делают невозможным несанкционированное копирование и т.п. Режим коммерческой тайны устанавливается с целью сохранения секретности коммерческой тайны и предотвращение ее неправомерного сбора, разглашения и использования. Информацией, которая может подпадать под активную охрану и представлять коммерческую тайну, как было показано в предыдущем разделе (см. тему 1), могут служить сведения типа «ноу-хау», т.е. сведения технического характера – режимы, методики, технологические карты и т.п., результаты разных исследований, методы управления, а также информационные объекты, которые имеют настолько значительную коммерческую ценность, что владелец – из соображений целесообразности или безопасности – предоставляет этой информации режим ограничения доступа. Проблема выбора стратегии охраны информации связана с учетом особенностей рассмотренных способов информационной безопасности. Так, патентное и авторское право делают невозможным охрану коммерческой тайны от разглашения, а законодательство о коммерческой тайне не обеспечивает эффективной охраной собственно изобретение. Как обеспечить охрану изобретения и коммерчески ценной информации? Каждый из этих способов охраны имеет определенные преимущества и недостатки. Рассмотрим их детальнее. Преимущества активной стратегии информационной безопасности. Во-первых, она не требует раскрытия коммерчески ценной информации или ее регистрации в государственном органе (в отличие от патентной охраны, где требование о раскрытии информации является обязательным). Специфичность института коммерческой тайны заключается в том, что она не подлежит официальной регистрации. В отличие от изобретений и других объектов интеллектуальной собственности, права на которые охраняются на основе их государственной регистрации с помощью патентов, правовая охрана коммерческой тайны построена на основе обеспечения секретности соответствующей информации. Описание, которое представляет ее сущность, имеет конфиденциальный характер и передается из рук у руки под серьезные предостережения. Во-вторых, универсальный характер охраняемой информации. Как уже говорилось, понятие коммерческой тайны охватывает не только результаты интеллектуальной и творческой деятельности (например, ноу-хау, изобретения), но и сведения, которые вообще могут не быть результатом творческой деятельности (например, список клиентов и поставщиков, сведения о составлении деловых соглашений и договоров, информация о технологическом оборудовании, заработной плате сотрудников), однако которые являются предметом коммерческого интереса субъектов предпринимательской деятельности. При этом коммерческой тайной могут выступать и целиком потенциально патентоспособные решения, которые собственник по каким-то причинам не желает обнародовать и запатентовать в установленном порядке. В-третьих, ее действие не ограничено во времени. Если, срок действия патента, как правило, ограничен и выражен в конкретных временных единицах, то право на коммерческую тайну неограниченно во времени и действует до тех пор, пока сведения, ее содержащие, находятся в тайне. В-четвертых, если конкуренты не смогут воссоздать изобретение за короткий период времени изобретатель за это время сможет получить доходы от сохранения коммерческой тайны. И, наконец, данная стратегия не связана с расходами на регистрацию и начинает действовать немедленно. Тем не менее, такой способ охраны имеет и определенные недостатки. Во-первых, нарушение юридической монополии на коммерческую тайну в подавляющем большинстве случаев приведет к прекращению самого объекта правовой охраны, поскольку информация перестанет быть неизвестной и недоступной другим лицам. В этом случае нарушается не только право на коммерческую тайну, но и сама тайна, исчезает ее конфиденциальность, исчезает объект субъективных прав. Во-вторых, активная стратегия информационной безопасности не обеспечивает охраны от тех, кто самостоятельно приходит к аналогичной держащейся в секрете идее. Как следствие, незапатентованный коммерческий секрет может быть запатентован другим лицом. Поэтому охрана путем заключения договора об охране коммерческой тайны является неполноценной. Преимущества пассивной стратегии информационной безопасности. Во-первых, патент (или авторское право) запрещает другим лицам воссоздавать изобретение, которое охраняется (даже если открытие было осуществлено независимо от запатентованного изобретения). Во-вторых, в случае нарушения юридической монополии на объекты промышленной собственности, охраняемые патентом, они не прекращаются и продолжают существовать дальше. Затронутым является право на эти объекты. В-третьих, на макроэкономическом уровне патентная охрана выполняет важную функцию сбалансирования прав владельцев с интересами общества. Это достигается с помощью требования законодательства о разглашении описания изобретения в заявке на патент. Хотя патентная охрана характеризуется рядом существенных преимуществ, ее использование связанно и с определенными недостатками. Во-первых, недостатком патента является потеря заявителем ценной информации об изобретении (которая могла бы стать объектом охраны в рамках соглашения о неразглашении коммерческой тайны) вследствие реализации требования о раскрытии информации об изобретении в заявке на патент. Это означает, что заявитель теряет коммерческую тайну (теряется такой ее признак как секретность). Во-вторых, патентная охрана ограничена во времени. Для объектов права интеллектуальной собственности срок патентной охраны, как правило, определен в законодательстве и выражен в конкретных временных единицах (на изобретение действует 20 лет, без повторной возможности продления, на полезную модель равен 10 годам, без возможности продления срока выданного охранного документа на Украине, на промышленный образец составляет 10 лет и может быть продлен повторно на 5 лет, на торговую марку составляет — 10 лет, с возможностью продления на 10 лет, на авторское право действует на протяжении всей жизни автора и 70 лет после его смерти). В-третьих, не вся коммерчески ценная информация вообще является потенциально патентоспособной. И, наконец, охрана изобретений патентами требует от заявителя значительных затрат и времени (ежегодная госпошлина за продление срока действия патента). Выбирая стратегию охраны коммерческой информации, заявители должны оценить период времени, которое понадобится конкурентам для раскрытия информации об изобретении. Подводя итог, следует отметить, что на предприятии, как правило, существует информация, которая является интеллектуальной собственностью, и общедоступная информация, поэтому менеджерам следует комбинировать обе стратегии информационной безопасности. Date: 2016-05-17; view: 907; Нарушение авторских прав |