Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Графомоторные методики
1. Тематический рисунок «Дом-дерево-человек» Данное за- дание является адекватный для детей 5 лет и старше. Интер- претация производится как с позиций степени зрелости гра- фического символизма в рисунке (насыщенность существен- ными деталями, композиционная сложность), так и в плане оценки сформированности графомоторных навыков и формо- образующих движений, способности передать пространствен- ные признаки предметов и их пропорции. Грубые нарушения пространственных взаимоотношений элементов изображения, распад целостной структуры изображения у ребенка 6 лет и старше с сохранным интеллектом обычно свидетельствует о выраженных оптико-пространственных нарушениях, нередко сочетающихся с расстройствами праксиса‚ Данная картина ча- ще свойственна прогрессирующим или острым церебральным повреждениям. По данным О. А. Красовской (1980), при ост- рой церебралыюй недостаточности такая симптоматика у детей чаще наблюдается при очаговом поражений (опухоль, абсцесс, кровоизлияние) правой гемисферы. Для левополушарных по- ражений более характерны бедные деталями схематичные ри- сунки. Ниже приводятся балльные критерии оценки зрелости рисунка «Дом-дерево-человек». Каждый элемснт предметного изображения оценивается по наличию или отсутствию значи- мых признаков, а затем полученные оценки суммируются. При наличии тех или иных погрешностей определенное число баллов вычитается из полученной суммы.
а) Оценка изображения человека. Возможность узнать в изображений фигуру человека — 0,5 балла. Наличие головы, ног, рук, туловища, глаз, носа, рта, одежды оцениваются по 1 баллу за каждую деталь (парный орган оценивается в 1 балл). Наличие пальцев, ушей, волос — по 2 балла. Наличие бровей, ресниц или шеи — по 3 балла. Если конечности имеют тол- щину (изображены двумя липиями), начисляется 2 балла. Изображение человека в профиль оценивается в 2 дополни- тельных балла. Правильное «прикрепление» рук и ног — по 1 баллу.
б) Оценка изображения дома. Наличие хотя бы отдаленного сходства с домом —0,5 балла. Наличие окон, дверей и крыши — по 1 баллу. Изображение с элементами перспсктивы — 0,5 балла (рис. 8).
в) Оценка изображения дерева. Наличие крупных магист- ральных ветвей— 1 балл. Наличие мелких ветвей, листьев —по 2 балла. Изображение рисунка коры — 1 балл. Конусовидный ствол — 1 балл. Ствол в виде прямоугольника — 0,5 балла. Раз- ветвленный ствол — 2 балла. Схематичное изображение дерева («образ-клише») — 5 баллов.
При нарушений параллельности линии в каком-либо изо- бражений вычитается по 0,5 балла за каждое нарушение.
Кроме содержательной характеристики, в рисунках оцени- вается и техническое исполнение. И. Шванцара (1978) описы- вает 5 признаков «органичности» в рисунках детей: наклон фи- гуры более, чем на 15° от вертикальной оси, наличие двойных линии, прерывистых линии, дрожащие («трясущиеся») линии, неприсоединенные линии. Наличие в рисунке 2-х и более при- знаков «органичности» является патогномоничным для рези- дуально-органических церсбральных поражений у детей.
По нашим наблюдениям, низкие результаты в данном за- дании наблюдаются у большинства детей с дислексией и детей с первичным недоразвитием устной речи. При этом наиболее часто встречаются такие недостатки, как бедность деталями, чрезмерный схематизм рисунков, «фризовое» отдельных изо- бражений на листе бумаги (т. е. без признаков перспективных отношений) нарушение пропорций, микрорисунки. Большин- ство перечисленных недостатков можно интерпретировать как проявления левополушарной недостаточности.
2. Срисовывание фигур. Задание обладает довольно высо- кой диагностическом способностью в отношений нарушений пространственного праксиса, недостаточной сформированности формообразующих движений, неполноценности зрительно-мо- торной координации. Е. Taylor (1959) предложила набор фигур для копирования, отобранный ею из существующих психомет- рических методик, наиболее адекватный, по ее мнению, для решения вышеуказанных задач (рис. 34 приложения). Без гру- бых погрешностей большинство детей воспроизводят по образ- цу фигуру 1 с 3-летнего возраста, фигуру 2 — с 5 лет, фигуру 3 — с 5,5 лет, фигуру 4 — с 6 лет и фигуру 5 — с 7 лет. Следова- тельно, в соответствии с вышеуказанными критериями данный набор фигур адекватен для нейропсихологической диагностики у детей 4 лет и старше. В этом случае возрастные нормативы выполнении вышеперечисленных фигур будут соответствовать вышеназванным с поправкой иа 1 год у детей с сохранным интелектом, на 2 года — у детей с задержкой психического раз- вития, на 3 года — у детей с умственнои отсталостыо в степени дебильности.
|
|
| 3. Для детей старше 8 лет целесообразно использовать на- бор 10 фигур из графического теста Эллис (рис. 9). Фигуры воспроизводятся ребенком по памяти. В зависимости от сте- пени погрешностей при воспроизведении фигур каждая оце- нивается в 1, 0,5 или 0 баллов. (рис. 10). Затем оценки сум- мируются. Причинами снижения результатов в данном зада- нии могут быть как диспраксия, конструктивная апраксия, так и зрительная агнозия. Для дифференциации расстройств зри- тельного гнозиса от диспраксий следует результаты выполне- ния данного задания сопоставить с результатами, полученны- ми в палочковом тесте Гольдштейн-Ширера, менее чувстви- тельном к нарушениям пальцевого праксиса. Графический тест Эллис является диагностически довольно чувствительным к резидуально-органическим энцефалопатиям у детей.
Date: 2016-05-13; view: 545; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|