Повторение цифровых рядов
а) В прямом порядке. Ребенку предлагается повторить ряд цифр в том же порядке, в котором они были названы. Для воспроизведения даются ряды длиной от 3 до 6 цифр. Дети в возрасте 4,5 лет и старше воспроизводят ряд из 4 цифр (в одной из 2-х попыток с рядами одинаковой длины, но разного числового состава), дети 6,5—7 лет —ряд из 5 цифр, дети 10 лет и старше — ряд из 6 цифр.
б) В обратном порядке. Ребенку дается инструкция, что ряд цифр повторять нужно в обратном порядке, начинал с конца, и это демонстрируется на примере ряда из 2 цифр. В 7 лет дети уже способны воспроизводить ряды из 3 цифр, в 9 лет — 4-х и в 12 лет—из 6 цифр.
При ранних правополушарных или двусторонних органиче- ских поражениях головного мозга у детей в большей степени страдает воспроизведение цифр в обратном порядке, а при ле- вополушарных — в прямом (Taylor Е., 1959).
Таким образом, при правополушарной недостаточности обыч- но увеличивается разрыв между результатами прямого и обрат- ного воспроизведений, который в норме не превышает 2 единиц.
Следует отметить, что на результаты выполнения этой и ряда последующих проб существенное влияние может сказать расстройство активного внимания, определяемого, в свою оче- редь, функциональным состоянием глубоких структур мозга.
15. Воспроизведение звуковых ритмов. Ребенок должен вслед за экспериментатором воспроизвести серию ударов по столу, разделенных длинными и короткими паузами. Серии постепенно удлиняются и усложняются по структуре. Образцы ритмов:
По нашим наблюдениям, для детей 6 лет и старше вос- произведение всех указанных ритмических последователыю- стей не представляет затруднений. Дети с дислексией выполняют это задание (как и предыдущее) с большим ко- личеством ошибок. Подобные затруднения будучи выявлен- ными у детей старше 6 лет, не страдающих слабоумием, следует расценивать как один из признаков предрасполо- женности к дислексии (Корнев А. Н., 1995). У взрослых данный тест диагностирует поражение премоторных и ви- сочных структур правого полушария. По нашим данным, полученным на детях со спастическими гемипарезами (Кор- нев А. Н., Молчанов А. И., 1990), его выполнение примерно одинаково страдает как при право-, так и при левополушар- ном поражений.
Следует различать 2 вида затруднений при его выполне- нии. В одних случаях страдает процесс воспроизведения ритмов при сохранной способности к их слуховому разли- чению («премоторный» тип нарушения). В других — наруше- но слуховое различение звуковых ритмов и этим обуслов- лена неспособность к их воспроизведению («височный» тип дефекта, сенсорная амузия). Для определения ведущей при- чины нарушений следует предложить ребенку сравнить 2 се- рии ударов, предъявленных последовательно. При «премотор- ном» типе нарушения слуховое сравнение ритмов продемон- стрирует более высокие результаты, чем их воспроизведение. При «височном» типе нарушений существенных различий не обнаружится.
16. Копирование последовательности 8 цветных квадрати- ков по образцу в прямом и обратном порядке.
Перед ребенком выкладывается ряд из 8 квадратиков раз- ного цвета. После этого, используя второй аналогичный набор 8 цветных квадратиков, ему предлагается скопировать ряд с той же последовательностыо цветов, что и в образце. Затем предлагается следующая задача: выложить ряд из квадратиков второго набора в порядке, обратном тому, который представлен в образце. Инверсия последовательности квадратов становится доступной здоровым детям, начинал с 7-летнего возраста и страдает у них в случае острой церебральной недостаточности при правополушарных поражениях. Кроме того, причиной за- труднений может быть «инактивность», обусловлснная лобной недостаточностью.
17. Определение порядка расположения 3- цветных ша- риков, помещенных на глазах у ребенка в непрозрачную тру- бочку, после ее поворота на 180° и на 360°. Задание доступно
здоровым детям старше 7 лет и, так же как и предыдущее, чувствительно преимущественно к правополутарным очагам поражения (Ченцов Н. Ю. с соавт. 1980).
Date: 2016-05-13; view: 650; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|